Личность и личная жизнь Ивана Грозного в русской, советской и современной историографии (некоторые аспекты изучения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать основные взгляды на личность и личную жизнь Ивана Грозного в отечественной историографии XIX-XX веков.
Задачи:
Проанализировать оценки личной жизни и личности Ивана Грозного в работах историков XIX в;
Изучить оценки личности и личной жизни Ивана Грозного в работах историков XX;
Проанализировать оценки личной жизни и личности Ивана Грозного в работах современных историков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСТОРИКОВ XIX ВВ
1.1 Н.И.Костомаров
1.2 Казимир Валишевский
1.3 В.О.Ключевский
ГЛАВА 2. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ И ЛИЧНОСТЬ ИВАНА ГРОЗНОГО В ИСТОРИОГРАФИИ ХХ ВЕКА
2.1 Р.Ю.Виппер
2.2 В.Б.Кобрин
ГЛАВА 3. ВЗГЛЯДЫ НА ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ ИВАНА ГРОЗНОГО В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
3.1 Р.Г.Скрынников
3.2 Б.Н. Флоря
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ИВАНА ГРОЗНОГО В РУССКОЙ, СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ).doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

Еще до свадьбы  с Черкасской Иван IV затеял сватовство к одной из сестер польского короля. Приданым принцессы должна была стать  Ливония. Но этот проект был отклонен поляками. Русские послы, ездившие в  Польшу в 1560 г., вернулись ни с чем.

Четвертый брак был заключен царем в нарушение  всех церковных правил. Духовенство  не смело перечить самодержцу. Как  значилось в решении Священного собора, церковь разрешила царю брак «ради его теплого умиления и  покаяния»78. Собор принял решение наложить на государя епитимью.

Пятый брак был  абсолютно незаконен, и потому свадьбу  играли не по царскому чину. На свадьбе  отсутствовали великие бояре, руководители думы. На брачный пир пригласили немногих «ближних людей».

Семейную жизнь  государя определяла большая политика. В 1573 г. Малюта Скуратов погиб в Ливонии, а его место при дворе занял боярин Василий Умной Колычев. Он-то и был покровителем Васильчиковой.

Первое послеопричное  правительство, которое возглавляли  Колычевы и Тулупов, не смогло умиротворить страну, потрясенную террором. Его вожди были обвинены в измене и преданы жестокой казни. Когда покровители Васильчиковой — новоявленные изменники — были казнены, Анне поневоле пришлось удалиться в монастырь.

Царь Иван мог  бы уподобиться английскому королю Генриху VIII, казнившему своих жен. На самом деле ни один волос не упал с головы разведенных цариц, родственниц опаснейших «заговорщиков».

Отношение Грозного к женам отразилось в заупокойных  вкладах. Троице-Сергиев монастырь  получил от него вклад по царице Анастасии — 1000 рублей, по Марии Темрюковне — 1500 рублей, по Марфе Собакиной — 700, по Анне Васильчиковой более 850 рублей.

Высшее духовенство  не одобряло беззаконные браки государя, но обличать его не смело. Браки царя не были браками по чувству. Его семейная жизнь была открыта для политических бурь. Оттого подданные не успевали рассмотреть лица цариц, которых приводили во дворец временщики.

Всю жизнь великий  государь избегал вдовства. Он верил, что только в браке может спастись от греха прелюбодейства, блуда. Самодержец вел жизнь, которая неизбежно должна была подорвать его могучий организм. Он все чаще болел, искал врачей по всей Европе. Но врачи не могли помочь ему. Задумав в очередной раз жениться, он не решился устраивать новые смотрины, наподобие опричных смотрин 1570-1571 гг., а положился на вкус последнего временщика — всесильного Афанасия Нагова, сына боярина Федора Нагова. Нагие были куда знатнее Собакиных и Васильчиковых. Афанасий сосватал государю свою племянницу Марию.

Свадьба была сыграна не по царскому чину. На ней веселились Нагие, Бельские и Годуновы.

В браке с  Нагой у Грозного родился сын  Дмитрий. Он страдал жестокой эпилепсией. Дитя седьмого брака, царевич был, по церковным представлениям, незаконнорожденным. Но пока жив был его отец, никто не смел сказать об этом вслух.

Еще во времена  опричнины Иван задумал в случае мятежа искать спасения в Англии. Лейб-медик  Бомелей подал ему мысль посвататься  к «пошлой девице» (старой деве) Елизавете, королеве Англии. Планы царя не встретили одобрения в Лондоне, и тогда он решил жениться на одной из родственниц королевы — Марии Гастингс.

Брак с английской принцессой должен был поднять престиж  династии, поколебленный военными поражениями, а кроме того, облегчить заключение военного союза между Россией и Англией.79

С гибелью царевича Ивана наследником престола стал слабоумный Федор. Поскольку неспособность  Федора к правлению была всем известна, повествует дьяк Иван Тимофеев, все  «заболели» недоверием к нему. Бояре  сомневались в том, что Федор сможет управлять страной в обстановке тяжелого поражения и разрухи. Царь проявил обычную для него изворотливость, чтобы спасти будущее династии. После торжественного погребения царевича Ивана он обратился к думе с речью и начал с того, что смерть старшего сына произошла из-за его грехов. И так как, продолжал он, есть основания сомневаться, перейдет ли власть к младшему его сыну, он просит бояр подумать, кто из наиболее знатных в царстве лиц подходит для царского трона.

За время  длительного и бурного правления Грозный дважды объявлял об оставлении трона. Третье отречение, на этот раз от имени слабоумного сына, имело подлинной целью утвердить царевича в качестве наследника. Бояре прекрасно понимали, что ждало любого другого претендента и тех, кто осмелился бы высказаться в его пользу.

Последняя болезнь  монарха длилась примерно три  недели. Сохранилось предание, что  перед кончиной Иван послал гонцов в Лапландию и велел привезти оттуда знахарей и кудесников. Финские  племена, сохранявшие языческую  веру, славились как искусные лекари и прорицатели. Посланцы проявили большую расторопность. Они схватили 60 финнов и лопарей и доставили их к Богдану Бельскому в Москву. Кудесники объявили, что царь обречен, и будто бы назвали день и час его кончины. Бельский не осмелился сообщить государю о предсказаний. Но Иван узнал о дерзости ведунов и пришел в бешенство.

«Разлука с  земным миром была для царя трудной. Всего тяжелее было расстаться с  накопленными сокровищами. Каждый день больной приказывал нести его  в Казну. Джером Горсей описал как очевидец последнее посещение государем сокровищницы. Царевич Федор, сопровождавший отца, пригласил англичанина пройти в Казну вместе с ним»80.

В Казне больной  пожелал показать свите собрание драгоценных камней и обратился  к наследнику с пояснениями насчет их мистической сути. По признанию самодержца, камни оказали зримое влияние на его жизнь. Кораллы и бирюза, положенные на руку больного, потускнели. «Они предсказывают мне смерть», — заметил государь. Среди прочих диковинок из кладовых принесли жезл, сделанный из рога единорога. Он был изукрашен алмазами и рубинами. Иван приказал наловить пауков. По знаку больного врач Эйлоф обвел жезлом круг на столе, в круг были тут же запущены насекомые. Одни пауки сдохли, другие убежали прочь. Наблюдая за их поведением, Иван сказал: «Слишком поздно, он (жезл) не убережет теперь меня».

Посещение Казны  кончилось неладно. «Мне плохо, унесите  меня отсюда до следующего раза», — произнес монарх81.

Всю жизнь Грозный  враждовал со своей знатью. Но это  не помешало ему назначить первым регентом удельного князя Ивана Мстиславского. Обладая огромным политическим опытом, самодержец понимал, что только при поддержке думы его недееспособный сын может удержать на голове корону.

В 1584 году, 18 марта, не дожив нескольких месяцев до 54-х лет, царь Иван умер. Смерть могущественного правителя, сосредоточившего в своих руках всю полноту власти, всегда вызывает потрясение у современников. Часто рождаются слухи, что покойному властителю помогли уйти из жизни. Не исключение и Иван Грозный. О насильственной смерти Грозного сохранилось немало известий. Один из летописцев, составленных уже в XVII веке, сообщает о слухе ("нецыи же глаголют"), что царю "даша... отраву ближние люди". Другой младший современник, дьяк Иван Тимофеев, рассказывает, что Борис Годунов и племянник Малюты Скуратова Богдан Вольский, фаворит последних лет жизни Ивана IV, жизнь "яростиваго царя" прекратили "преже времени" и даже называет причину: "зельства (жестокости. - В. К.) его ради". Есть аналогичные известия и у иностранцев. Англичанин Джером Горсей пишет, что царь был удушен, голландец Исаак Масса утверждает, что Вольский положил яд в лекарство, которое он давал царю.

Так ли это? Мы не узнаем никогда. Все эти, казалось бы, независимые друг от друга известия доказывают лишь одно: в России XVI века действительно ходил слух о том, что царь Иван умер насильственной смертью.

Каким бы ни был  конец тирана, его смерть открыла  новую страницу отечественной истории. Хотя многие из последующих событий  были обусловлены тем, что происходило в стране при царе Иване, это уже темы для других книг. Нам же предстоит завершить портрет царя Ивана Васильевича.

Не смотря на свой вспыльчивый характер, как отмечает Скрынников, Грозный был достаточно веротерпим к иностранцам, если это было политически выгодно. Так немецкие купцы с похвалой отзывались о веротерпимости Ивана IV и его расположении к немцам. Царь, передавали они, обнаруживает обширные познания в религиозных вопросах. Он охотно ведет диспуты на догматические темы, особенно с ливонскими пленниками, разбирает различия между православием и католичеством и якобы серьезно думает о соединении церквей. Доброжелатели царя — немецкие купцы не упомянули о том, что московский царь был человеком вспыльчивым и диспуты с ним не всегда имели мирный исход.

В 1577 г. Грозный  затеял спор с лютеранским проповедником  Мартином Нандельштетом, встреченным  случайно на улицах Кокенхаузена. Когда  пастор сравнил Лютера с апостолом  Павлом, самодержец пришел в ярость и огрел его кнутом по голове. Немного успокоившись, он продолжил беседу и даже просил проповедника изложить письменно, «что их вера». Из дальнейших вопросов царя следовало, что его живо интересовала реформа церковных обрядов, проведенная Лютером82.

 

3.2 Б.Н. Флоря

 

Борис Николаевич Флоря  — советский и российский историк-славист. Один из крупнейших специалистов по истории славянских народов в Средние века, в том числе в области изучения этнического самосознания, формирования славянской государственности и самобытной культуры, истории церкви и международных отношений.

Долгожданный  наследник родился 25 августа 1530 года, «в седмый час нощи». Он был назван Иваном, очевидно, в честь деда, великого князя Ивана III; его христианским патроном стал Иоанн Креститель. Крещению наследника великий князь постарался придать большое значение. Василий направился с младенцем в самую почитаемую русскую обитель — Троице-Сергиев монастырь. В написанном в связи с этим «Похвальном слове великому князю Василию» указано, что младенца сопровождали мамка — «Агрипина Васильева» — Аграфена, вдова боярина Василия Андреевича Челяднина, и кормилица, очевидно, простая женщина, имя которой автор «Слова» не счел нужным упомянуть.

Крестных отцов-восприемников  для княжича выбрал сам великий  князь. Именно по его настоятельному желанию крестным отцом Ивана  стал один из самых почитаемых старцев  Иосифо-Волоколамского монастыря — любимой обители Василия III, Кассиан Босой. Старца, глубокого старика, «яко младенца привезоша» и во время совершения обряда постоянно поддерживали два троицких инока. Другим крестным отцом стал хорошо известный великому князю игумен Троицкого монастыря в Переславле-Залесском Даниил, образцовый организатор монашеского общежития, вскоре после смерти причисленный к лику святых. Третьим восприемником был старец Троице-Сергиева монастыря Иев Курцов. Это обстоятельство способствовало быстрой и успешной карьере родственников троицкого старца, которая привела затем к их трагической гибели. Впоследствии имя Иева Курцова было удалено из рассказа официальной летописи о крещении Ивана IV, отмечает историк.

Обряд крещения был совершен 4 сентября 1530 года. После этого великий князь сам возложил младенца на гробницу преподобного Сергия, отдавая его под опеку самого почитаемого из русских святых. На радостях великий князь снял опалу с целого ряда своих приближенных.

Стареющий отец окружил долгожданного наследника трогательной заботой. Сохранилось несколько писем Василия III жене, из которых видно, что во время его отлучек жена должна была постоянно сообщать ему о здоровье сына, и великий князь выговаривал ей, если она этого не делала. Когда у Ивана появилось «на шее под затылком место высоко да крепко», а затем оно покраснело, обеспокоенный государь просил Елену собрать своих боярынь и с ними выяснить, «что таково у Ивана сына явилося и живет ли таково у людей малых»83. Когда созревший на шее наследника нарыв наконец прорвался, великий князь желал узнать, «ныне ли что идет у сына Ивана из больного места или не идет», и «каково то у него больное место, уже ли поопало или еще не опало».

30 октября 1532 года Елена Глинская родила  еще одного сына — Юрия. Однако ребенок оказался глухонемым от рождения и умственно недоразвитым (как деликатно говорилось в официальной летописи, «несмыслен и прост»). Дальнейшая судьба московской великокняжеской династии всецело зависела от жизни маленького Ивана IV.

Уединенной  жизни княжича в тереме в кругу мамок, нянек и боярынь великой княгини пришел конец 3 декабря 1533 года, когда скончался его отец. Великий князь болел долго и тяжело, ребенка к нему не допускали, лишь перед самой смертью Василий позвал Ивана к себе и благословил его крестом святого митрополита Петра. «Мамке» наследника, боярыне Аграфене Челядниной, умирающий приказал «ни пяди не отступать» от ребенка.

После смерти великого князя маленький Иван стал главой государства. Конечно, трехлетний мальчик  не мог заниматься государственными делами. Они всецело находились в руках его матери Елены Глинской, управлявшей государством вместе с советниками его отца. Но мальчику пришлось очень рано участвовать в приемах и церемониях. Он не понимал их значения, но занимал на них центральное место. Уже через несколько дней после смерти отца трехлетний мальчик принимал гонцов от крымского хана «и подавал им мед». В феврале 1535 года он вместе с матерью присутствовал на торжественной церемонии переноса мощей одного из главных патронов московской митрополичьей кафедры — святого Алексея митрополита — в новую раку.84

Мальчик подрастал, и по обычаям воспитания в княжеской  семье «мамку» должен был сменить  «дядька». Действительно, если в 1536 году на богомолье Ивана еще сопровождала «мамка», Аграфена Челяднина, то в январе 1537 года на приеме литовских послов вместе с первыми боярами «ходил у великого князя в дяди место» Иван Иванович Челяднин, член одного из старейших, наиболее знатных московских боярских родов, возможно, ставший воспитателем великого князя по протекции «мамки» Аграфены, жены его покойного дяди и «ближней боярыни» самой правительницы85.

Информация о работе Личность и личная жизнь Ивана Грозного в русской, советской и современной историографии (некоторые аспекты изучения)