Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:17, реферат
Проблема взаимоотношений запада и востока, США и России, актуальна уже на протяжении многих столетий. В начале второй половины ХХ образовались две супер-державы - США и СССР. При такой обстановке соперничество во всех областях было неизбежно. Периодом накала страстей стало время с окончания второй мировой войны и до начала 90-х годов. На наш взгляд, этот период развития США важнейший в истории ХХ века не только для Америки, но и для всего мира, т.к. угроза гибели всего человечества, в связи с опасностью ядерной войны, была вовремя предотвращена.
Введение
Проблема взаимоотношений запада
и востока, США и России, актуальна уже
на протяжении многих столетий. В начале
второй половины ХХ образовались две
супер-державы - США и СССР. При такой обстановке
соперничество во всех областях было неизбежно.
Периодом накала страстей стало время
с окончания второй мировой войны и до
начала 90-х годов. На наш взгляд, этот период
развития США важнейший в истории ХХ века
не только для Америки, но и для всего мира,
т.к. угроза гибели всего человечества,
в связи с опасностью ядерной войны, была
вовремя предотвращена.
Конец этой "холодной войне"
положил президент США - Р.Рейган. Он провел
в своей стране такие реформы, коренным
образом изменившие жизнь и привычное
течение страны, как во внутренней, так
и во внешней политике.
Он ушел с должности, имея высокий общественный авторитет, после него вице-президентом стал Джорш Буш в 1988г. Из комментариев журналистов и некоторых историков известно, что никто после Рузвельта не смог осуществить больших перемен в жизни американского общества. Рейган и его команда отчетливо видели опасность, исходившую от собственной некомпетентности, и приняли соответствующие меры. Среди основных причин, способствующих прогрессивному экономическому росту США, и усилению их влиянии на международной арене, выделяют социально- экономические программы Рейгана, вошедшие в историю под названием «Рейгономика».
Экономическая программа американского президента, представленная конгрессу в феврале 1981 года в документе «Program for Economic Recovery”, сыграла значительную роль в дальнейшем развитии США. Стоит ли говорить о первостепенном значении «Рейганомики» в преодолении администрацией Рейгана ряда социально- экономических проблем, преследовавших США до ее прихода к власти? Возможно, стоит, но в этом случае необходимо анализировать как позитивные моменты, связанные с реформами президента, так и отрицательные, сказавшиеся на экономике страны.
В советской и российской литературе существуют серьезные исследования федеративных отношений в США, но за пределами изучения современной российской американистики остались некоторые проблемы, такие как комплексное развитие американского федерализма, охватывающего правовую, политическую, экономическую, идеологическую сферу в их взаимосвязи, начиная с первого Учредительного Конвента и заканчивая современностью, изменения смысла понятия федерализм в американской литературе, появления новых моделей федерализма.
Государственная система США на протяжении своей более чем 200-летней истории изменялась под воздействием необходимости решения практических задачи в своей основе остается неизменной. Несмотря на то, что конституционная основа федеративных отношений в США базируется на Конституции 1787 года, понятие «федерализма» приобрело новое содержание. Сегодня нельзя говорить об американской федерации, только характеризуя конституционные отношения между двумя уровнями власти. Необходимо рассматривать их во взаимосвязи с финансово - экономическими отношениями между федерацией и ее субъектами. Формирование общенационального рынка, развитие производительных сил в США и федеративной системы привело к определенному «сращиванию» социально-экономических функций государственного аппарата на различных его уровнях, к их «вертикальной интеграции» в плане осуществления внутренних регулирующих функций государства. В последнию четверть века американский федерализм определяют как экономический.
Существует много точек зрения по поводу современного американского федерализма. По мнению некоторых американских авторов федерализм уже не существует, и США сегодня является децентрализованным унитарным государством, другие, наоборот, считают, что наиболее трудные для разрешения и значительные конституционные проблемы прав штатов только начали формироваться в последние годы. Предлагаются и воплощаются в жизнь различные модели реформирования федеративного устройства. Наиболее значимые реформы в этом направлении проводились в XX веке дважды - президентом Ф.Рузвельтом в 30-е годы и президентом Р. Рейганом в 80-е.
Следует отметить, что проблема установления баланса в отношениях между федеральной администрацией и администрациями штатов и местного управления была и остается по сей день среди наиболее дискутируемых как в специальной литературе США, так и в повседневной политической практике, в частности во время выборов в законодательные собрания штатов, в Конгресс и Сенат, Президента США.
Цель нашего исследования : проанализировать эволюцию федерализма в Соединенных Штатах с образования американского государства до периода правления администрации Б.Клинтона.
Объект исследования: США в годы правления Р.Рейгана.
Предмет исследования: Программа «нового федерализма» Рейгана.
Основные задачи исследования:
1. Проследить, как удалось преодолеть разногласия между Союзом и различными штатами и создать единое мощное государство, не ущемляя интересов регионов;
2. Изучить взаимосвязь и взаимовлияние теории и практики федеративных отношений на основе исторического опыта;
3. Изучить конституционно-правовой механизм разрешения споров между федерацией и ее субъектами;
4.Указать влияние исторических условий на формирование отдельных элементов федеративных отношений, специфических черт американского федерализма;
5. Изучить и проанализировать механизм сотрудничества двух уровней власти.
Личность и политическая карьера Рейгана
Рональд Рейган родился 6 февраля 1911 года, в Тампико, штат Иллинойс. Его родители, потомки ирландских, шотландских и английских переселенцев, были небогатыми людьми. После окончания Юрика-колледж близ Пеории (Иллинойс), Рональд работал спортивным комментатором на радио. Затем он решил попытать счастья в Голливуде. Высокий, красивый, уверенный в себе парень, с опытом работы на радио, не остался без работы на фабрике грез.
В декабре 1941 года США вступили во вторую мировую войну, Рональд был призван в армию и в 1942-1945 годах работал в органах информации ВВС США. После демобилизации Рейган вернулся в Голливуд, был восстановлен в правах члена правления Гильдии киноактеров Америки, а в 1947 году избран президентом Гильдии.
Гораздо больших успехов он добился по профсоюзной линии. В 1937 году для защиты прав актеров и регулирования их взаимоотношений с работодателями была создана Гильдия киноактеров Америки. В 1938 году Рейган вступил в Гильдию и принял активное участие в ее работе. Он охотно выступал на собраниях, работал в составе различных комиссий и вскоре был избран членом правления Гильдии киноактеров. За период 1976-1980 годов Рейган усердно боролся за должность президента, казалось, что общество и политика США переставили стрелки на консервативный переворот. Помимо преобразований в социально- экономической сфере США, существовали и другие весомые причины победы Рейгана на выборах. Его успех следует оценивать как непринятие на выборах Картера. Предвыборная борьба 1984г против Мондейла закончилась победой Рейгана с результатом 58,8 % голосов против 40,5%.
Рейган был известен как сторонник Голдуотера, вел умеренную, но консервативную предвыборную борьбу. Выступал за возвращение старой доброй морали, к закону и порядку по отношению к студентам и университетам, за сокращение бюджета штата Калифорния и за обратное перемещение ответственности на коммуны и граждан. За 8 лет пребывания на посту губернатора в Калифорнии Рейган возглавлял исполнительную власть как председатель наблюдательного совета, подчеркивал свои консервативные принципы, мог установить приоритеты, но не вмешивался в частности администрации и законодательного процесса.В спорных случаях умел действовать прагматически, заключать компромиссы. Вопреки его консервативной предвыборной риторике повысились налоги, удвоился бюджет штата и не уменьшилось число госусслужащих. Большой успех как оратора объяснялся его фундаментальными убеждениями. Рейган- актер с политическими принципами, умел себя самого и свою политику идентифицировать с американскими ценностями и традициями. Его личные качества - стойкость, уверенность и оптимизм. Его энергичная манера и целая лавина кадровых и политических решений в первые месяцы после избрания усилили впечатление общественности, разразилсь «консервативная революция.
Внутренняя политика Рейгана.
Первая половина президентства Рональда Рейгана (1981-1985) прошла под знаком обострения советско-американских отношений. Разрядка международной напряженности, которую ставили себе в заслугу, администрации Никсона, Форда и Картера, не представлялась безусловной ценностью для нового хозяина Белого дома.
18 февраля 1981 года
Рейган представил Конгрессу
Программу экономического
реформу по сокращению
федеральных расходов,
пакет предложений
по созданию новых рабочих мест и сокращению
налогов на личный доход на 10% в год в течение
трех лет,
долгосрочная программа
дерегуляции
обязательство по проведению
в сотрудничестве с Федеральной резервной
системой политики монетаризма с целью
восстановления стабильной системы денежного
обращения и оздоровления финансовых
рынков.
Восприятие неоконсерваторами
идей «экономики предложения» и монетаризма
служат концептуальной основой современной
стратегии американского империализма.
Первой трудностью
являлось, состояние экономики США
позволяет финансировать
Во-первых, рекомендовалось
для обеспечения крупных
Во-вторых, рекомендовалось
развернуть «дискуссию на
Кардинальные принципы этой стратегии были сформулированы в программном документе американской администрации, опубликованном в феврале 1981г. под названием «новое начало для Америки. Программа экономического возрождения». Главная задача программы – упрочение пошатнувшихся позиций империализма США на мировой арене. Концепция экономической политики американской администрации, часто называется «Рейганомика», носит ярко выраженный классовый характер. Ее основные положения отражают интересы монополистической буржуазии, а используемые для поставленных целей методы направлены против социальных завоеваний трудящихся масс.
Руководствуясь основным
принципом «экономики предложения» —
«больше рынка — меньше государства»,
экономическая программа американской
администрации предусматривает отказ
от выполнения ряда традиционных регулирующих
функций. В качестве основной задачи правительства
она провозглашает создание в финансовой
и кредитно-денежной сфере условий, необходимых
для стимулирования частной предпринимательской
инициативы и повышения эффективности
рыночного механизма. Активная инвестиционная
деятельность в частном секторе станет
фактором повышения общенациональной
нормы накопления, рационализации потребления
ресурсов, предотвращения безработицы,
оздоровления всей американской экономической
системы. Программа переносит центр тяжести
государственной хозяйственной политики
с решения проблемы достаточности спроса
на проблемы стимулирования предложения
товаров и услуг и предполагает сократить
вмешательство в воспроизводственный
процесс с краткосрочными конъюнктурными
целями. Провозглашенный приоритет долгосрочного
подхода к решению назревших структурных
проблем должен быть реализован методами
стимулирования частных капиталовложений.
Использование этих методов позволит
осуществить перестройку материально-технической
базы производства, повысить конкурентоспособность
отраслей передовой технологии, модернизировать
все отрасли промышленности, рационализировать
энергопотребление и т. д.. Одно из направлений
реализации неоконсервативных принципов
экономической политики -реформа «дерегулирования»
Рейгана. Цель реформы «дерегулирования»
— предоставить свободу частной инициативе,
укрепить «предпринимательский дух»,
освобожденный от бюрократии частный
бизнес обеспечит хозяйству стабильность.
Первые шаги президента
Рейгана, положивших начало курсу на «дерегулирование»:
отмена контроля над ценами на американскую
нефть и контроля над уровнем минимальной
заработной платы; ослабление установленных
стандартов по экономии топлива автомобилями
и их безопасности. Важное место отводится
мерам по сокращению численности государственного
аппарата и расходов на его содержание.
Бюрократизация американской государственной
машины, ее разросшаяся «нормотворческая»
деятельность, снижение эффективности
управления на всех уровнях начали причинять
бизнесу серьезный финансовый ущерб.
В русле реформы «дерегулирования» осуществляется комплекс мероприятий по децентрализации системы государственного управления- политика «нового федерализма», цель которой- передать штатам и местным органам власти часть функций по финансированию социальных расходов, с целью снижения в нем доли федерального правительства и содействовать сокращению бюджетных дефицитов и перераспределению финансовых ресурсов в пользу военных программ.
Рональд Рейган инициировал новый виток гонки вооружения, пытаясь на основе технологического и экономического могущества Америки, добиться подавляющего военного преимущества над СССР. Особенно большое внимание уделялось развитию дорогостоящих систем вооружения с применением высоких технологий. Миллиарды долларов были вложены в программу Стратегической оборонной инициативы (СОИ), которая в полном масштабе так и не была осуществлена до начала 21 века.
Президенту предлагались четыре варианта решения этой проблемы. Первый вариант- не нарушать напрямую ОСВ-2. Но «возможной военной проблемой» было развертывание некоторых видов крылатых ракет. Другой вариант предусматривал пересмотр ОСВ-2 так, что бы он стал «существенно выгоден США». Третий вариант - заставить СССР односторонне сократить свои «тяжелые» ракеты. При этом признавалось, что США сможет выдвинуть такие требования только в случае существенного превосходства над СССР в области вооружений.Последний вариант – односторонне разорвать договор по ОСВ и переход США к «одностороннему» решению проблем, путем безудержной гонки вооружений. Общим пунктом в этих предложениях было предложение администрации Рейгана, в резком наращивании вооружений, а в трех из четырех, призывались прямые призывы к ликвидации договора ОСВ или игнорирования его условий. Брался новый курс во внешней политике США. Его главная цель: проведение курса по разработке и размещению куда более изощренного и смертоносного оружия.
Важное место во внешней политике Рейгана занимала борьба с леворадикальными и антиамериканскими движениями в странах Центральной Америки и Карибского бассейна. Его администрация приложила огромные усилия в попытках свергнуть сандинистский режим в Никарагуа. Отряды «контрас», боровшиеся с сандинистами, пользовались всемерной поддержкой американцев, получали оружие и деньги из США полулегальными и нелегальными путями. Огромная финансовая и военная помощь была оказана правительству Сальвадора для подавления партизанского движения. Рейган санкционировал вторжение американских войск на Гренаду в 1983 году для свержения прокоммунистического правительства.
Активную политику борьбы с коммунистического угрозой администрация Рейгана и в других регионах мира. Большое количество военного снаряжения было направлено моджахедам в Афганистане, сражавшимся против коммунистического правительства и советских войск. Беспрецедентной была и идеологическая поддержка американцами движения моджахедов. В Анголе американцы снабжали оружием и деньгами партизан Дж. Савимби, несмотря откровенно бандитский характер их действий. Всемерная поддержка Соединенными Штатами вооруженных группировок, боровшихся против прокоммунистических режимов в различных странах, получила в прессе название «доктрины Рейгана».