М.М. Сперанский как государственный деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:09, реферат

Краткое описание

Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принимало различные формы.

Содержание

Введение

М.М. Сперанский – государственный деятель и реформатор

Кодифицированная работа М.М. Сперанского

Причины неудач М.М. Сперанского

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

М.М. Сперанский.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Департамент образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  города Москвы

Московский  городской педагогический университет

Институт менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ по дисциплине история государственного управления

на тему «М.М. Сперанский как государственный деятель»

 

 

 

 

 

 

 

Студента  2 курса

Ф.И.О. ()

Отделение –  экстернат

Направление  «Государственное и муниципальное управление»

…. полугодие

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

Содержание

 

Введение

 
  1.  М.М. Сперанский – государственный деятель и реформатор
 
  1. Кодифицированная работа М.М. Сперанского
 
  1. Причины неудач М.М. Сперанского
 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К началу XIX в. в  России  начинают  проявляться  новые  потребности, которые готовят переход государственного  порядка  на  новые  основания.  Во внешней политике продолжается  территориальное  и  национальное  объединение русской земли.

Во внутренней политике - это необходимость  уравнять  сословия общими правами и призвать  их  к  совместной  деятельности.  Практически  в  каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих  проблем.  Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса  против  существующего  порядка  с требованиями  изменений;   следующее   царствование   начинало   робко   или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности.    Но каждый раз  происходило  так,  что  какое-нибудь  препятствие,  внешние  или внутренние,   война   или   особенности   личного    характера    правителя, останавливали  правительство  на  полдороги.   Тогда   начавшееся   движение поникало в глубь общества и принимало различные формы.

Формирование российской финансовой науки в 19 веке происходило  в условиях становления финансово-банковской системы российского государства, и было тесно связано с развитием в России общего экономического знания как теоретического, так и практического характера. В первой половине 19 века вышедшие в свет немногочисленные труды по финансовым вопросам носили, в основном, практический характер. Они были направлены на упорядочение финансовых отношений и разработку рекомендаций для финансовой политики государства. Авторами таких разработок были, как правило, прогрессивные государственные деятели, выступавшие с различного рода докладами и записками, адресованными императору и правительству, такие как М.М. Сперанский. 

На долю Сперанского  выпала одна из тех странных участей, которые нередко постигают государственных  людей, призванных действовать на заре общественного развития. Почти сорок лет Сперанский не сходил с государственного поприща; с его именем связаны две величайшие реформы нового времени, которые до сих пор возбуждают много толков; но не только его деятельность — самые происшествия его жизни долго оставались, и отчасти остаются до сих пор, совершенною загадкой.

Обаятельно красноречивый  неутомимо деятельный с широкими и разносторонними познаниями, с  большим служебным и жизненным  опытом, проникнутый убеждением в  необходимости перемен, М. М. Сперанский вполне отвечал тем стремлениям, которые в первые годы своего правления высказывал Александр I.

Его работа в области  государственного управления и законотворчества по своей силе и глубине мысли  должна быть прямо названа талантливой. Вместе с тем это был человек высоконравственной жизни, освещавшей и облегчавший трудный жизненный путь многим людям, соприкасавшимся с ним, и столь же высоконравственного творчества, во всей красоте этого понятия, ставшего традицией для русской патриотически настроенной интеллигенции. Классовая ограниченность дворянских и буржуазных источников неизбежно приводила к умалению государственной деятельности Сперанского, а нередко и к извращению, затушевыванию его роли в развитии отечественной политической мысли.

 

 

 

1. М.М. Сперанский – государственный деятель и реформатор.

 

Сперанский Михаил Михайлович - знаменитый государственный деятель.  Он родился в 1772 году в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии.

С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - во вновь открывшейся главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге.  
В 1797 г. он поступил на службу в канцелярию Куракина, занявшего при вступлении Павла на престол место генерал-прокурора. При воцарении Александра Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел на службу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил на себя внимание, и в следующем году министр В.Кочубей поручил ему составить план судебных и правительственных мест в империи.

Александр I, приемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял её более последовательно и обдуманно. Основные цели внутренней политики: уравнение всех сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Необходимо было установить новые законодательные отношения между классами, повысить образовательный уровень народа, обеспечить новое устройство государственного хозяйства (финансы).  
Частичное введение этой перестройки вызвало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Ряд войн и внутренних реформ расшатывали государственное хозяйство, расстраивали финансы, понижали народное благосостояние.  
С 1801 г. по 1808 г. были произведены некоторые преобразования.  
30 марта 1801 г. Государственный совет был заменен постоянным учреждением, получившим название "Непременного совета", для обсуждения государственных дел и постановлений.  
Затем были преобразованы петровские коллегии. Манифестом 8 сентября 1802 г. они были преобразованы в 8 министерств: иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром, который отчитывался перед Сенатом. С 1801 г. была запрещена раздача населённых имений в частную собственность.  
Указ от 12 декабря 1801 г. предоставлял право всем лицам свободных состояний приобретать вне города в собственность недвижимые имущества без крестьян. Этот закон разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства.  
20 февраля 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их обязательно с землёй целыми селениями или отдельными семьями.  
Затем последовали события, которые на некоторое время отвлекли императора от внутренних дел; это было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807 гг. - в союзе с Пруссией. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра I. Члены неофициального комитета один за другим удалялись от него. Их опустевшие места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора.

Сперанский был назначен товарищем  министра юстиции и вместе с императором  начал работать над общим планом государственных реформ.  
Сперанский был лучшим представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.  
По словам Сперанского, "весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы". 

Александр почти немедленно приступил к реформам. Положение  правительства было до крайности затруднительно. В обществе развитом, привыкшем к политической мысли, существуют стремления, которые для либерального правительства могут быть указанием, и во всяком случае — поддержкой. Ошибки, разумеется, возможны и в подобной среде, но власть, которая прислушивается к общественному мнению, несет за них в глазах общества гораздо менее ответственности. Просвещение сдерживает страстную нетерпеливость мысли и раздражение затронутых интересов. Но так бывает в обществе неразвитом, привыкшем к умственному бездействию, и в обществе, где исключительно господствуют одни материальные интересы.

План реформы был  громоздким. Сперанский подготовил ее теоретическое обоснование. В своей  записке ( по объему целая книга) он рассуждает о законах государственных вообще, «о разделении их на основные или неподвижные и преходящие», обосновывает механизм принятия тех и других и их применение. Потом он принимает за разработку проекта нового государственного управления: от кабинета министров и до волостного правления.

В октябре 1809г. весь проект реформ лежал у Александра 1 на столе. В сопроводительном письме Сперанский писал: «Существенные правила вводимого  порядка должны состоять в том, чтобы  не терять времени, но избегать всякой торопливости; каждое установление открывать не прежде, как все образование его будет изготовлено и, наконец, переход от настоящих установлений к новым так учредить, чтобы оно казалось самым простым и естественным, чтобы новые установления казались возникающие из прежних, чтобы ничего не отваживать и иметь всегда способы остановиться и удержать прежний порядок во всей его силе, ежеле бы, паче чаяния, встретились к новому какие-либо непреоборимые препятствия».

В основу реформы Сперанский предлагал положить традиционный принцип  разделения властей. В основание центральных учреждений было положено начало разделения их на законодательную, судебную и исполнительную. Это деление, до тех пор существовавшее только в губернии, в первый раз внесено было в высшее управление.

 

 

 

2. Кодифицированная  работа М.М. Сперанского.

 

Понимая, что успехи планировавшихся  преобразований в Российской империи  во многом будут связаны с бюрократической  машиной, Сперанский разработал проекты  ее совершенствования. Ежедневно сталкиваясь  с десятками, если не сотнями, деловых бумаг, он имел возможность определить уровень подготовки российских чиновников. Да и сам являясь одним из них, он прекрасно понимал значение "чиновничьей армии" для будущих реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной.

По мнению Сперанского, любое государство имеет два образа правления, которые подчас противоречат друг другу: внешний и внутренний. Внешний образ правления это: "все те гласные и открытые постановления. Грамоты, учреждения, уставы, коими силы государственные содержатся между собою в видимом равновесии".

Внутренний образ правления: "это такое расположение государственных  сил, по коему ни одна из них не может  взять перевеса в общей системе, не разрушив всех ее отношений".

Сперанский делит всех граждан государства на два больших класса: высший (дворянство) и низший (народ). Дворяне обладают активным избирательным правом и, будучи избранными, на государственной службе должны быть независимы, а " пользы их были соединены с пользами народа". Народ как низший класс имеет право на собственность, участие в составлении коренных законов, участие в управлении и "на суд равных ему".

В зависимости от степени  законности, Сперанский различает два  образа правления: 1) деспотическое, которое  смыкается с патриархальным или  домашним; 2) ограниченную монархию или умеренную аристократию. Этот тип правительств возникает на основе коренных законов государства, какими народ ограничил власть правительства.

В основу реформы государственного устройства и правления М.М. Сперанский предлагал положить традиционный принцип разделения властей. Поэтому следовало, прежде всего, отделить друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в разных независимых органах. В октябре 1809 года проект реформ лежал на столе у Александра II. Для того чтобы успешно провести эти изменения следовало реформировать в первую очередь законодательные акты, попытаться как-то их систематизировать. К началу октября 1809 года было готово «Введение к уложению государственных законов». Был создан новый Государственный совет. Проекты всех законов, указов, положений, уставов, новых учреждений рассматривались советом. В его компетенцию были отнесены все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения, предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничение или дополнение прежних положений. Придавая особое значение разработке гражданского права, по предложению Сперанского создается специальный комитет по рассмотрению проекта гражданского уложения в составе князя Лопухина, графа Северина-Потоцкого и сенаторов Алексеева и Корнелова. Предполагалось поднять все старые нормы права, регулирующие в какой-то степени гражданско-правовые отношения в Российской Империи. Бесконечные противоречия, пробелы в праве, неразработанность целого ряда институтов и язык, недоступный для понимания не только населения, но и юристов, заставили Сперанского приступить к созданию проекта нового гражданского «Уложения». Государственный совет в 1810 г. 43 раза рассматривал проект гражданского уложения (кодекса). В Государственном совете с 21 ноября 1821 г. по 21 декабря 1822 г. вновь возобновились прения по предоставленным комиссией проектам. Из 1343 статей, предложенных Сперанским и рассмотренным на 49 заседаниях Совета, остались без изменения 622. Бурную дискуссию вызвали статьи, регулирующие договорные, брачно-семейные и наследственные отношения. В январе 1826 г. М.М. Сперанский направил императору Николаю I несколько записок с предложениями продолжить кодификационную работу. Доводы Сперанского были признаны достаточно вескими и послужили созданию второго отделения собственной его величества канцелярии.

Первой стадией громоздкой систематизации по замыслу Сперанского должно было быть «Полное собрание законов». Юридическая  техника для составления «Свода»  основывалась на следующей методике:

а) статьи «Свода», основанные на одном  действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;

б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа  с дополнениями и пояснениями  из других указов;

в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие;

г) сократить многосложные тексты законов тексты законов;

д) из противоречащих друг другу законов  выбирать лучший или более поздний.

В итоге, уже к началу 1830 г. было создано 45 обширных томов, содержащих около 42 тысяч статей. «Свод законов» должен был состоять из восьми разделов:

  1. основные государственные законы;
  2. учреждения:

а) центральные;

б) местные;

в) устав о государственной службе;

  1. законы правительственных сил:

а) устав о повинностях;

б) устав о податях и пошлинах;

в) устав таможенный;

г) уставы монетный, горный и о соли;

д) уставы лесной, оброчных статей и  счетные;

  1. законы о состояниях;
  2. законы гражданские и межевые;
  3. уставы государственного благоустройства:

а) уставы духовных дел иностранных  исповеданий, кредитный, торговый, промышленный;

б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения  о взаимном пожарном страховании, о  сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи;

  1. уставы благочиния:

а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный;

б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных;

  1. законы уголовные.

Кодификационная работа проводилась  следующим образом:

Из государственных сенатских, коллежских архивов были собраны  реестры всех узаконений, на их основе был составлен единый реестр, а уже после этого обратились к первоисточникам. Было прорецензировано 3000 книг, содержащих сенатские протоколы, важнейшие постановления сверялись с подлинниками. Однако собрание узаконений не предполагалось использовать в практических целях. Таким образом, в первое «Полное собрание законов» было помещено более 30 тысяч различных указов, нормативных актов, постановлений, начиная с «Соборного уложения» и до вступления на престол Николая I. Неоспоримым достоинством этого собрания для того времени было, прежде всего, то, что он во многих частях не был абстрактным произведением. «Свод» включал в себя множество начал, выработанных и проверенных жизнью. Законы, ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны для многих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиеся богатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и в «Своде законов», значительно содействовали оживлению юридической мысли и, несомненно, подготовили почву для создания в будущем «Уложения». 19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившего представленный «Свод законов». Было принято решение пользоваться текстами существующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить в силу в полном объеме в качестве общего «Свода законов Российской империи».

Информация о работе М.М. Сперанский как государственный деятель