Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:38, курсовая работа
Государственное обучение медицине в XVIII веке строилось на основе создание при госпиталях так называемых «госпитальных» школ. Русские ученые в XVIII веке впервые в мире разработали и осуществили на практике новую систему медицинского образования, обеспечив подготовку высококвалифицированных Врачей. Выпускники госпитальных школ составили в России XVIII века основную массу деятелей медицины и сыграли большую роль в развитии отечественного здравоохранения.
Медицинское обеспечение в России в XVIII веке
А) Особенности обучения в государственных школах
Б) Подготовка русских лекарей методом ремесленного ученичества
В) Направление на учебу медицинскому делу в другие страны
Вклад С. П. Боткина в медицину
А) С. П. Боткин – виднейший русский клиницист - терапевт
Б) Педагогическая деятельность С. П. Боткина
В) С.П. Боткин – как организатор общественник
План
А) Особенности обучения в государственных школах
Б) Подготовка русских лекарей методом ремесленного ученичества
В) Направление на учебу медицинскому делу в другие страны
А) С. П. Боткин – виднейший русский клиницист - терапевт
Б) Педагогическая деятельность С. П. Боткина
В) С.П. Боткин – как организатор общественник
А) Особенности обучения в государственных школах
Государственное обучение медицине в XVIII веке строилось на основе создание при госпиталях так называемых «госпитальных» школ. Русские ученые в XVIII веке впервые в мире разработали и осуществили на практике новую систему медицинского образования, обеспечив подготовку высококвалифицированных Врачей. Выпускники госпитальных школ составили в России XVIII века основную массу деятелей медицины и сыграли большую роль в развитии отечественного здравоохранения.
Характерными особенностями
госпитальных школ XVIII века являлось: высокий
общеобразовательный уровень
Врачи, получившие образование в госпитальных школах, занимали немалое место в русской медицине, особенно в середине и второй половине XVIII века. Они находились в составе действующих армий, были участниками многих научных экспедиций (Камчатской Беринга, Бразильской) и кругосветных плаваний русских кораблей в XVIII веке. Некоторые из них во второй половине XVIII века стали преподавателями в госпитальных школах.
Система обучения будущих врачей в России строилась и совершенствовалась на протяжении всего XVIII века. Начало положил в 1707 году Н. Бидлоо. В 1735 году в «Генеральный регламент о госпиталях» была включена подробная глава о госпитальной школе, где определены задачи и периоды обучения в ней. В 1753 — 1760 годах П. 3. Кондоиди и М. И. Шеия улучшили преподавание анатомии и клиники, устроили клинические палаты, были введены обязательные вскрытия, преподавание акушерства и женских болезней, изменен порядок экзаменов. В разработке вопросов преподавания медицины во второй половине XVIII века приняли активное участие многие передовые врачи (П. И. Погорецкий, А. М. Шумлянский, М. М. Тереховский и др.). В 1782 году Д. С. Самойлович, находясь во Франции, написал «Речь к слушателям госпитальных школ Российской империи», где подробно осветил задачи медицинского образования. В 1785 году М. М. Тсреховский и А. М. Шумлянский были командированы с целью «собрать и доставить точные сведения об устройстве и организации высших медицинских училищ в разных странах Европы». После этой поездки ими были разработаны предложения об улучшении медицинского образования с учетом расширившихся к концу XVIII века медицинских знаний и начавшегося деления медицинских наук.
Госпитальные школы как основная форма подготовки врачей в России просуществовали около 80 лет, т. е. в течение почти всего XVIII века. В 1786 году госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища. В 1798 году были организованы медико-хирургические академии в Петербурге и Москве с более обширными программами, с новым учебным планом.
Основание Московского университета позволило открыть при нем медицинский факультет. Учитывая необходимость «умножения в России российских докторов и хирургов, которых очень мало», М. В. Ломоносов в 1748 году в проекте регламента университета при Петербургской академии наук писал: «Думаю, что в университете неотменно должно быть трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляется синодальным училищам)». То же в 1754 году М. В. Ломоносов рекомендовал для организуемого Московского университета. Одновременно М. В. Ломоносов выдвигал вопрос о присвоении Московскому университету права «производить достойных студентов в ученые градусы».
С 1758 года Керштенс стал читать в Московском университете лекции по физике «для предуготовления тех, кои медицине обучаться желают», далее в следующие годы — химию, минералогию и химию в связи с натуральной историей простых аптекарских лекарств, врачебное веществословие». В 1764 году был приглашен профессор на кафедру анатомии, и медицинский факультет начал функционировать. В 1765 году были более точно определены задачи медицинского факультета. «Медицинский класс или факультет упражнение свое имеет в рассуждении человеческого здоровья и жизни. В оном обучаются практической и теоретической медицине, химии, ботанике, анатомии и хирургии и производятся из природных подданных такие люди, которые как лекари и врачи согражданам своим помогать, о здравии их попечение иметь и таким образом общему благу в бесчисленных случаях споспешествовать могут».
В Московском университете в первые десятилетия его существования набор студентов проводился не ежегодно, а примерно раз в 3 года. Каждый профессор продолжал свой курс в течение 2 — 3 лет и лишь по окончании его начинал новый для нового состава слушателей. Не имея собственных клиник, медицинский факультет Московского университета в первые десятилетия своего существования ограничивался теоретическим обучением будущих врачей. С. Г. Зыбелии, преподавая внутренние болезни, эпизодически показывал больных и лишь в конце XVIII века смог в небольшом объеме поставить клиническое обучение.
Во второй псовине XVIII века Московский университет являлся центром, вокруг которого сосредоточивались видные представители отечественной медицинской науки, как русской науки и общественной мысли в целом.
Б) Подготовка русских лекарей методом ремесленного ученичества
Подготовка лекарей методом ремесленного ученичества в XVIII веке практически полностью копировала предыдущие десятилетия XVII века. Первые дающие медицинское образование школы были созданы в XVII веке, в которых распространено было обучение медицине по системе индивидуального ученичества.
Возраставшая потребность в медиках привела к появлению в 50-х годах XVII века в Аптекарском приказе лекарских учеников, которые считались состоявшими на службе и получали жалованье. Как возраст, так и социальный состав лекарских учеников достаточно разнообразны, но чаще ими были стрельцы и стрелецкие дети, а также дети и родственники медиков. Складываются потомственные семейные профессии. Большую часть учеников составляли выходцы из стрельцов. Например, в 1654 году были взяты в Аптекарский приказ «для учения лекарского дела из стрельцов и из стрелецких детей 30 человек», а в 1702 году – 500 человек.
Характерной особенностью ремесленного типа подготовки лекарей было их деление на «старших учеников» и «учеников меньшей статьи», что выражалось, в частности, в размере поденного корма и годового жалованья. Время обучения не определяло принадлежности к той или иной категории учеников: так, среди «учеников меньшей статьи» числятся и такой, который учится пять лет, и вновь поступившие. Если ученик работал в полку, что свидетельствовало об определенном уровне его подготовки, то он чаще всего числился «старшим учеником». «Ученики меньшей статьи» только учились, тогда как «старшие» уже могли применять свои знания на практике.
Основным занятием «старших учеников» и квалифицированных медиков разных специальностей была служба в полках, отказ от которой сурово наказывался. Одного из учеников за отказ велено было «бить батоги нещадно и по тому же выслать на ...службу с приставом или с кем пригоже».
В перерывах или до начала
службы в полках ученики должны были
помимо учебы «дневать и ночевать»
в приказе, что подразумевало
множество самых разнообразных
занятий. Они лечили больных, были посыльными,
разнося документы Аптекарского
приказа, сопровождали новых учеников
к их учителям и даже выполняли
поручения по «сыску» своих скрывавшихся
товарищей. Вместе с докторами ученики
должны были сопровождать в походах
царя. Будущие медики принимали участие
в формировании фонда лекарств, отправляясь
собирать и закупать травы и ягоды
в разные концы государства (Казань,
Киев, Измайлово и др.), свидетельствовали
поступившие в Аптекарский
Со временем требования к уровню общей и специальной подготовки возрастают. Грамотность становится непременным условием ученичества. Повышается уровень общей подготовки лекарских учеников.
Поступать в лекарские
ученики могли люди, уже имевшие
некоторые представления о
Учителями будущих медиков, как видно из приведенных примеров, могли быть их ближайшие родственники. Обычно же это были посторонние, русские или чаще иноземные лекари и доктора различных специальностей, которые, поступая на службу, давали обещание обучать учеников.
В XVIII веке будущие медики могли специализироваться в определенной области медицины: в Аптекарском приказе, при Петре I расформированном, были ученики аптекарские, алхимистские, чепучинные, костоправные, лекарские, гортанного дела, очного дела (окулисты). Самую большую группу составляли будущие лекари, аптекари и алхимисты. Они имели более низкую квалификацию, чем доктора, которые получали образование за границей.
Исходя из целей и задач, предъявленных к данной ступени обучения, можно определить его содержание. О том, что должны были знать и уметь лекарь и аптекарь, можно судить на основе медицинского экзамена аптекарь должен был «...знать и ведать всякие травы, и цветы, и кореня, и гумы всякие, и по дохтурскому приказу лекарство всякое, составы составливать про здоровье всяких людей... водок из надобных трав и из цветов перепускать и варить, и порошки всякие делать, и из корения всякие силы и остракты делать...». Образование лекаря было сложнее не только в профессиональном плане, оно включало еще и нравственно-этический момент, так как ему предстояло общение с людьми. Лекарь должен был «...очима востро глядеть, сердцем смело, а неторопливо, рука легкая, а не дрожала б, в руках сила держать левою и правою рукою...»; лечить приходилось «...всякие раны, удары, и всякие раны гнилыя, и костяной перелом, и составы вправливать, всякие вереды и чирьи, и все измятые места, и все что к тому делу доведется...». Таким образом, если аптекарю необходимо было знать ботанику, лечебные свойства растений, фармакологию, фармацевтику, то лекарь обязан владеть анатомией, сведениями по хирургии, акушерству и т. п.
Будущие медики получали наказ и давали обещание добросовестно изучать все, что они должны были знать, за неисполнение которых следовало наказание: «...а лекарского дела учеником Ондрюшке Федотову с товарыщи велели сказать, чтоб они лекаря Василья Ульфова слушали и лекарскому делу учились с великим радением и воровства бы от них никакова не было; а будет они лекаря... в лекарском деле слушать не учнут, и им за то быть в наказанье без пощады».
Поступавших в ученики «приводили к вере» по чиновной книге. Кроме того, давалась поручная запись: «...все мы порутчики за един человек, поручились есьми того ж Оптекарского приказу... лекарского дела по ученике... Исаеве... будучи ему у государского дела, не пить, не бражничать и с воровскими людьми не водитца, и с своею братьею поочередно дневать и ночевать безотходно, и всяких... чиновных людей на Москве и на службах с великим радением лечить безхитростно; а буде чего он Григорий Исаев не может в чем разуметь – того ему у разумеющих мастеров спрашиваться лекарей иноземцов и русских людей, и что ему Григорью будет чтено в крестоприводных новых статьях, и про то про все памятовать и сполнять против государского указу...». Помимо общеслужебных в данном поручительстве содержатся также профессиональные и «ученические» обязательства.
Быть учеником в Аптекарском
приказе – практически
В) Направление на учебу медицинскому делу в другие страны
В качестве направления на учебу в другие страны учеников на обучение, а преподавателей на переподготовку можно отметить следующее, чтобы поднять уровень преподавателей, правительство поставило цель в школах дело так, что преподавание в них не отставало от программы заграничных школ и что устранена была впредь необходимость выписывать лекарей из чужих стран. Оно понимало, что энциклопедичность преподавания, что имело место до тех пор, равносильна плохому преподаванию. Поэтому вместо выписки учителей из-за границы решили посылать за границу собственных учителей. Так, в 1761 году были посланы за границу девять человек, и с этих пор была установлена систематическая посылка молодых лекарей для усовершенствования в иностранные университеты, продолжавшаяся до Французской революции. Одна из первых групп русских студентов отправившихся заграницу на обучение стали М. Афонин, И. Рыбников и И. Свищов. Группа оказалась подготовленной превосходно.