Международный договор как источник права Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотрение правового содержания и значения международных договоров Руси и
следующие задачи данной работы:
· исследовать возникновение дипломатических связей на Руси
· изучить правовое содержание международных соглашений Руси проследить, какие сферы деятельности государств регламентируются в договорах, к каким отраслям относятся нормы, разработанные в договорах, какова степень разработки эих норм;
· оценить выгодность данных договоров для Руси;
· рассмотреть полемичный вопрос о том, какое право в договорах преобладает: русское или иностранное;
· оценить значение данных договоров для развития древнерусского права.
· рассмотреть влияние религиозных договоров на законодательство Руси

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. УСТНЫЙ ДОГОВОР, ОБЫЧНОЕ ПРАВО………………………..5
1.1 ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК ПРАВА………………………………………5
1.2. ЗАРОЖДЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ У СЛАВЯН………..6
1.3. ДОГОВОРЫ С ВАРЯГАМИ, ПРИЗВАНИЕ РЮРИКА…………………..8
1.4. ОБЫЧНОЕ ПРАВО……………………………………………….…………11
ГЛАВА II. ПИСМЕННЫЕ ДОГОВОРЫ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ………………………………………………….………………………………14
2.1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ………………...………………………14
2.2 РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ДОГОВОРЫ………………………………..15
2.3. ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО……………………………………………………….24
2.4. ПОПЫТКА ИСЛАМИЗАЦИИ РУСИ, ДОГОВОРЫ С ВОЛГО-КАМСКОЙ БУЛГАРИЕЙ……………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………36

Вложенные файлы: 1 файл

международный договор как источник права киевской руси.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. УСТНЫЙ ДОГОВОР, ОБЫЧНОЕ ПРАВО………………………..5

1.1 ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК ПРАВА………………………………………5

1.2. ЗАРОЖДЕНИЕ  ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ У СЛАВЯН………..6

1.3. ДОГОВОРЫ С  ВАРЯГАМИ, ПРИЗВАНИЕ РЮРИКА…………………..8

1.4. ОБЫЧНОЕ ПРАВО……………………………………………….…………11

 

ГЛАВА II. ПИСМЕННЫЕ ДОГОВОРЫ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ………………………………………………….………………………………14

2.1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ  АКТ………………...………………………14

2.2 РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ  ДОГОВОРЫ………………………………..15

2.3. ЦЕРКОВНОЕ  ПРАВО……………………………………………………….24

2.4. ПОПЫТКА  ИСЛАМИЗАЦИИ РУСИ, ДОГОВОРЫ С  ВОЛГО-КАМСКОЙ БУЛГАРИЕЙ……………………………………………………….30

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..35

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………36

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа будет посвящена различным международным договорам и зарождению права на Руси. Тема курсовой работы является не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении.

Еще при зарождении права происходил процесс появления  первичных юридических письменных источников (отдельных законов, кодексов, священных агрокалендарей, иных актов), имевших своим назначением регулирование складывающихся новых общественных отношений - производящей экономики. Тогда же подчеркивалась объективная нужда зарождающейся производящей экономики, раннеклассовых государств в новых формах системы социального и международного регулирования. Упорядочить, закрепить международные отношения во вновь возникающих государствах можно было только с помощью четких, формально установленных, признанных правил поведения, охватывающих не единичные, а типичные, многократно повторяющиеся явления и процессы в трудовой, бытовой, иной социально-экономической сфере.

Где действительно  находятся со всеми присущими характеристиками, и прежде всего формальной определенностью, те правила поведения, которые составляют содержание права? Как это складывалось исторически, и как могучая логика теории права выделила из всего многообразия и многотысячелетнего развития права различные виды формальной определенности права, типизировала их и закрепила в понятийном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и составляют сердцевину темы о форме (источнике) права. Эта сила была, пожалуй, сильнее угрозы наказания со стороны государства, что подчеркивает актуальность данной темы курсовой работы.

Исходя из вышеизложенного, необходимо сформулировать Цель данной работы является рассмотрение правового содержания и значения международных договоров Руси и

 следующие  задачи данной работы:

·   исследовать возникновение дипломатических связей на Руси

· изучить правовое содержание международных соглашений Руси проследить, какие сферы деятельности государств регламентируются в договорах, к каким отраслям относятся нормы, разработанные в договорах, какова степень разработки этих норм;

· оценить выгодность данных договоров для Руси;

· рассмотреть  полемичный вопрос о том, какое право  в договорах преобладает: русское  или иностранное;

· оценить значение данных договоров для развития древнерусского права.

·  рассмотреть влияние религиозных договоров на законодательство Руси

Структура:

Данная работа состоит из введения, двух глав, состоящих  из четырёх параграфов каждая, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

ГЛАВА I.  УСТНЫЙ ДОГОВОР, ОБЫЧНОЕ ПРАВО

1.1. ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

Договор, как  источник права, играет в древнее  время большую роль. В сфере  публичного права договором создаются  не только нормы, определяющие междугосударственные отношения, но и целый ряд правил, регулирующих внутренний строй государства. Некоторые из этих элементов, образующих этот строй, только на почве договора создают временную устойчивость часто колеблющихся взаимоотношении. Так, постановления народного собрания являются по существу не чем иным, как договором единения между участниками собрания. Отношения между князем и народом, между князем и его дружиной создаются и выясняются только при посредстве взаимных соглашений. В области частных правоотношений очень многое впервые создается соглашением заинтересованных. Это очень часто вынуждается бедностью существующих норм или их крайнею неопределенностью. Значит и в этой области договором может создаваться новое право.

Но древнее  право, занесенное в договоры, отнюдь не все создано соглашениями. Многое возникло путем практики, творческою силою обычая и внесено в договоры только для большего обеспечения и бесспорности. С другой стороны, позднейшие договоры нередко повторяют почти дословно содержание более ранних. Поэтому далеко по всегда возможно отделить в сохранившихся до нас договорах право обычное от права договорного. Иногда сами договоры ссылаются на старину, то есть на обычай. Но из постоянного повторения той или иной формы и договорах могла возникать старина по договору.

 

 

1.2. ЗАРОЖДЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ У СЛАВЯН

Потребность налаживать дипломатические соглашения с другими народами возникла с началом крупных военных действий, тоесть со времен разложения первобытно-общинного строя и появления протогосударств. Появление такого протогасударства у славян – Союз Антов датируется концом IV века. Власть и главные роли  в таком государстве осуществлялась представителями одной княжеской семьи. Готский историк Иордан упоминает княжескую семью управляющую Антами до 375 года «Винитар двинул войско в пределы антов 610 и, когда вступил туда, в первом сражении был побежден, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа  с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покоренных.»1. И хоть тут не упоминается о дипломатических связях, но можно предположить что они существовали и на тот момент.  Первым достоверно известным послом антов был Межамир, он упоминается византийским автором Менандром в связи с событиями аварско-антского противостояния в 560-х — 580-х годах. «Властители антские приведены были в бедственное положение и утратили свои надежды. Авары грабили и опустошали их землю. Угнетаемые набегами неприятелей, анты отправили к аварам посланником Мезамира, сына Идариева, брата Келагастова, и просили допустить их выкупить некоторых пленников из своего народа. Посланник Мезамир, пустослов и хвастун, по прибытии к аварам закидал их надменными и даже дерзкими речами. Тогда Котрагир, который был связан родством с аварами и подавал против антов самые неприязненные советы, слыша, что Мезамир говорит надменнее, нежели как прилично посланнику, сказал кагану: «Этот человек имеет великое влияние между антами и может сильно действовать против тех, которые хоть сколько-нибудь являются его врагами. Нужно убить его, а потом без всякого страха напасть на неприятельскую землю». Авары, убежденные словами Котрагира, уклонились от должного к лицу посланника уважения, пренебрегли правами и убили Мезамира. С тех пор больше прежнего стали авары разорять землю антов, не переставая грабить ее и порабощать жителей.»2 В этом отрывке упоминается право неприкосновенности посла. Даже на данном этапе в устной форме существовали определённые правила принятия международных посольств.

Отношения восточных  славян (антов) и Византии начались ещё с древних времён. Начиная  с VI века анты служили в византийской армии и флоте. Наиболее известным является Хильбудий, сын Самватаса. Прокопий Кесарийский пишет, что Юстиниан назначил анта Хильбудия управлять провинцией Фракия и поручил ему защищать имперские рубежи по Дунаю. Однако, когда раскрылось, что анты на совете знати заставили одного из своих соплеменников, из числа рабов, с таким именем выдавать себя за настоящего Хильбудия, его отряд, продвигавшийся к Константинополю был разгромлен, а Хильбудий схвачен. Хибульдий был нанят в 530-е года, приглашение управлять провинцией свидетельствует о хорошо развитой дипломатической связи между антами и Византией. Также известен Доброгаст командующий черноморской флотилией с 550 года. Ещё одно свидетельство о догосударственных отношениях с Византией – легендарный князь Кий, который после основания Киева приехал в Византию и «принял честь» от императора. Это доказывает о явном сотрудничестве высших государственных лиц уже в то время.

Первые договоры с Византией носили характер приёма на службу, утверждали форму вассалитета славянских племён перед императором. В ходе военных столкновений же, наоборот, договоры не заключались, а в процессе заключения мира оговаривалась только сумма выкупа. Такая политика проводилась при нападении Антов на нижний Дунай и занятии города Фессалоники в первой половине VII века (предположительно Кием), и при нападении Бравлина на Сугдею в VIII веке, и при набеге на Пафлагонию в 830-е годы.

 

1.3 ДОГОВОРЫ  С ВАРЯГАМИ, ПРИЗВАНИЕ РЮРИКА

Варяги - древнее  скандинавское племя. В русских летописях с варягами связывают начало государственности на Руси.

Слово "русь" у восточных славян появляется с  приходом сюда варягов из Скандинавии, которые принадлежали к племени  русь. По преданию, из этого племени  вышли и первые князья: Рюрик, Трувор и Синеус, которые положили начало Русскому государству. Сначала словом "русь" назывались представители высшего слоя русского общества, преимущественно княжеская дружина, состоявшая из тех же варягов, а также купцы-варяги, которые к тому времени разошлись по многим городам и селениям восточных славян. Уже позднее слово Русь или Русская земля, приобретает официальный характер как географическое название территории, на которой жили славянские племена вперемешку с пришлыми варягами. Впервые в таком значении оно появляется в договоре, который в 945 году подписал князь Игорь3. В 862 году новгородские славяне и кривичи, устав от внутренних распрей и беспорядков, решили найти себе нового князя в чужих землях. Они отправились за море к соседям - варягам и сказали им: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами".4

И вызвались  три брата со своими родами и дружиной. Старший из братьев, Рюрик, сел княжить  в Новгороде, другой - Синеус - в Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске (близ Пскова). Многие историки, в частности академик Б. А. Рыбаков, считают, что Синеус и Трувор — вымышленные имена, так как в переводе с древнешведского «сине хус трувор» означает «с домом и дружиной». Имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing).

После смерти в 864 году Синеуса и Трувора Рюрик  остался полновластным правителем Новгородской земли и основал  династию князей, которые затем правили  всей Русью.

Это легенда. Историкам ясно, что к рассказам летописцев о самых древних фактах прошлого надо подходить осторожно: здесь правде может сопутствовать вымысел. Поэтому, чтобы установить истину, следует привлекать и другие источники.

Часть историков  продолжает связывать с призванием варягов образование древнерусского государства и предлагает рассматривать это в общем контексте европейской истории. Основания для этого есть: период с конца VIII по XI век - это время викингов в Европе, походов скандинавов в Западную Европу, когда они захватили весь континент, даже южную оконечность (в ХI в. скандинавы образовали норманнское Королевство в Сицилии). Хотя в Западной Европе существовали более развитые, чем у скандинавов формы общественной и политической жизни, военная демократия викингов становилась организующим элементом, катализатором для появления европейской государственности. Викинги стимулировали процесс образования государств в Западной Европе.

В восточнославянских землях процесс образования государства  шел аналогично европейскому, хотя и имел свои особенности. Древние русские земли испытывали давление со стороны Хазарии. Существовала угроза потери независимости не только Южной Русью (она платила дань), но и северной. Поэтому призвание варяжских дружин для защиты рубежей естественно. При этом утверждается давно сложившаяся точка зрения о том, что варяги это норманны.

В этом случае название Русь производят от финского Ruotsi (Швеция, шведы), которое в свою очередь  происходит от шведского - гребцы, гребля. Заметьте, Швеция давно признала Рюрика "своим", недалеко от Стокгольма ему поставлен памятник.

Безусловно, сам  факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Приглашенные предводители рюриковской наёмной  рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, возможно, гражданскую власть.

Другая точка  зрения антинорманнистов - отрицание  роли скандинавов в политических процессах - противоречит известным  фактам. Смешение родов и племён, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, этническое объединение северорусских и южнорусских племён - всё это характерные черты продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги, как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

Споры идут вокруг того, кто же был легендарный Рюрик  и откуда изначально произошло слово  Русь. Расширять пределы спора  и переносить его на процесс возникновения Древнерусского государства нет оснований. Становление государственности - это длительный процесс, развивающийся лишь на определенной стадии развития и связанный с построением соответствующей общественной структуры. Как уже отмечалось, этот процесс разворачивался на протяжении трех столетий и отдельный эпизод не мог определить ни его ход, ни исход.

Информация о работе Международный договор как источник права Киевской Руси