Международный договор как источник права Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотрение правового содержания и значения международных договоров Руси и
следующие задачи данной работы:
· исследовать возникновение дипломатических связей на Руси
· изучить правовое содержание международных соглашений Руси проследить, какие сферы деятельности государств регламентируются в договорах, к каким отраслям относятся нормы, разработанные в договорах, какова степень разработки эих норм;
· оценить выгодность данных договоров для Руси;
· рассмотреть полемичный вопрос о том, какое право в договорах преобладает: русское или иностранное;
· оценить значение данных договоров для развития древнерусского права.
· рассмотреть влияние религиозных договоров на законодательство Руси

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. УСТНЫЙ ДОГОВОР, ОБЫЧНОЕ ПРАВО………………………..5
1.1 ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК ПРАВА………………………………………5
1.2. ЗАРОЖДЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ У СЛАВЯН………..6
1.3. ДОГОВОРЫ С ВАРЯГАМИ, ПРИЗВАНИЕ РЮРИКА…………………..8
1.4. ОБЫЧНОЕ ПРАВО……………………………………………….…………11
ГЛАВА II. ПИСМЕННЫЕ ДОГОВОРЫ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ………………………………………………….………………………………14
2.1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ………………...………………………14
2.2 РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ДОГОВОРЫ………………………………..15
2.3. ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО……………………………………………………….24
2.4. ПОПЫТКА ИСЛАМИЗАЦИИ РУСИ, ДОГОВОРЫ С ВОЛГО-КАМСКОЙ БУЛГАРИЕЙ……………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………36

Вложенные файлы: 1 файл

международный договор как источник права киевской руси.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Торговля была преимущественно меновая: этим можно  объяснить сравнительно малое количество византийской монеты, находимой в  старинных русских кладах и курганах. Также договоры устанавливают порядок совершения купли: никто не имел права купить драгоценной ткани больше, чем на 50 золотников, и их купец должен показать царскому чиновнику. Тот, в свою очередь, накладывал на ткани печать и возвращал их купцу.

Договоры содержат ряд норм уголовного и гражданского права.

Статья 4 договора Олега 911г. и ст. 13 договора Игоря 945 г. указывают на ответственность за убийство русским византийца и наоборот. Статьи носят альтернативный характер: убийца «да умрет», - то есть преступник может быть предан по византийскому праву смертной казни или убит по обычаю кровной мести руссов. При этом та часть имущества убийцы, которая ему полагается по закону, отходит к родственникам убитого, а жена убийцы «пусть сохранит то, что ей полагается по обычаю». Статья 5 договора Олега 911 г. и статья 14 договора Игоря 945 г. устанавливают ответственность за причинение телесных повреждений «ударом мечом» или другим предметом: «да вдаст литр 5 серебра по закону Русскому», а если совершивший данное деяние окажется неимущим, то пусть даст столько, сколько сможет (включая одежду, в которой ходит), и только после клятвы в том, что у него ничего нет и никто ему не поможет, он будет считаться свободным. Статьи 6, 7 договора Олега и статьи 5, 6 договора Игоря, говоря об имущественных преступлениях, уже различают кражу (убийство преступника в момент совершения преступления является ненаказуемым в случае оказания последним сопротивления), грабеж и разбой, причем статья 6 договора Игоря также предоставляет альтернативу в выборе наказания вора по «закону Гречьскому» или «по закону Русскому». Ответственность за кражу, разбой, грабеж состояла в виде штрафа в тройном размере от стоимости предмета, на который было совершено посягательство, а в случае убийства вора при его задержании - возврате того имущества, которое пропало.

Мы видим, что  именно та часть русско-византийских договоров, в которых содержатся нормы уголовного права, более всего  имеет права руссов, свидетельствуя о существовании на Руси в Х  в. свода устных норм обычного права - «Закона Русского»16.

Также в договоре Олега 911 г. в статье 13 есть постановление  о наследовании руссов, находящихся  на службе у византийского императора: возможно наследование по завещанию («створит обряжение») и по закону - указываются  родственники нисходящие («свои») и боковые («малые ближники»). При наследовании по закону имущество умершего передавалось его ближайшим родственникам на Руси, по завещанию - тем, кому умерший «написал распоряжение» наследовать имущество.

Договор Олега  в статье 12 и договор Игоря  в статьях 3 и 4 также содержат нормы о рабовладении, определяя взаимные обязательства сторон о возвращении беглых рабов: «Если убежит челядин от русских,… и если найдется он, то пусть его возьмут; если же не найдется … тогда возьмут от нас … 2 драгоценные ткани за челядина» установлено в статье 3 договора Игоря и «Если убежит к Вам наш челядин … то Вам следует возвратить его; а если все, что он принес, будет цело, то взять от него [т.е. хозяина] два золотника за поимку»17

В этих нормах специалисты  видят зачатки международного частного права (например, вопросы охраны имущественных прав иноземцев, порядок наследования имущества, оставшегося после русса в Византии)

Помимо торговых сношений, договоры регулируют международные  отношения в других областях. Например, договор Олега 911 г. определяет международные обязательства русских о помощи греческим кораблям в случае аварии, возвращении имущества потерпевшим крушение (ст. 8), содержит нормы о взаимном выкупе и возвращении в отечество рабов и пленников (ст.ст. 9,11), о выдаче преступников (ст. 14), о праве руссов свободно поступать на службу к греческому императору (ст. 10). Несколько статей договора Игоря 945 г. посвящены вопросам военной помощи грекам со стороны русских (ст. 15). Русский князь обязывается не позволять «черным болгарам» нападать на византийский город Корсунь, отказываясь при этом сам от притязаний на херсонскую страну («И о Корсунской стране»). Причем Игорь может требовать военную помощь от греков только при том условии, если навсегда откажется от притязаний на черноморский берег (ст. 8, 10, 11).

Анализируя  тексты источников, историки по-разному  решают вопрос о том, чье же именно право в них преобладает. При  этом предпочтительнее выглядит компромиссная  точка зрения большинства ученых, которые видят в этих соглашениях право смешанное, славяно-византийское Салтыкова С.А. Источники древнерусского права. // Российская юстиция, 1997, №1, с. 59.. И этот факт доказывают те статьи договоров Руси с Византией, в которых разработаны нормы уголовного права. Эти статьи предоставляют альтернативу в решении вопроса о наказании виновного в совершении преступления: наказание может быть назначено по «закону Гречьскому» или по «закону Русскому» (ст.ст. 4, 5, 6, 7 договора Олега 911 г. и ст.ст. 5, 6, 13, 14 договора Игоря 945 г.). Это говорит о том, что византийское и русское право при составлении договоров учитывалось одинаково, приоритет при этом не отдавался ни русским, ни византийским нормам права (даже несмотря на то, что право византийское на тот момент времени было совершенным).

Договора имели  огромное культурное значение, т. к. отчасти  подготовили принятие Русью христианства.

2.3. ЦЕРКОВНОЕ  ПРАВО

В 988 году, во время  княжения в Киеве князя Владимира, происходит т.н. «Второе Крещение Руси». Процесс перехода Руси в новую  веру протекает постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с переломом старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части населения переходить в новую веру. В конце X - начале XI века вместе с новой религией на языческую Русь приходят новые законодательные акты, преимущественно византийские и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного - византийского права, которое впоследствии стало одним из источников правового памятника. В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви. Наиболее известными из них являются:

а) Номоканон  Иоанна Схоластика, написанный в VI веке и содержащий в себе важнейшие  церковные правила, разбитые на 50 титулов, и сборник светских законов из 87 глав;

б) Номоканон 14 титулов;

в) Эклога, изданная в 741 году Византийским императором Львом Иосоврянином и его сыном Константином, посвящённая гражданскому праву (16 титулов из 18) и регулировавшая в основном феодальное землевладение;

г) Прохирон, изданный в конце VIII века императором Константином, называвшийся на Руси Градским Законом или Ручной Книгой законов;

д) Закон Судный Людем, созданный болгарским царём Симеоном.

Со  временем эти церковно-юридические  документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами (Это были переводы с греческого «Номоканона» с добавлениями, извлеченными из законодательных сборников византийских императоров), принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих наряду с княжескими.

 С принятием христианства в Древней Руси начинает складываться церковная организация. Русская метрополия не была автокефальной, а зависела от константинопольского патриарха. Который назначал русского митрополита, епископов. Во главе русской митрополии стоял киевский митрополит. Митрополия делилась на епархии (включавшие территорию большой округи.). Сначала их насчитывалось пять, затем дошло до пятнадцати. Во главе епархии стоял епископ. Первые епископы были греки или болгары. Впоследствии Киевско-Печерский монастырь стал своего рода школой русских епископов. Из него вышло много выдающихся архипастырей русской церкви.

Первые годы церковь и ее епископские кафедры  находились полностью на содержание князей. Князь Владимир Святославович  установил «десятину» - отчисление десятой части княжеских доходов в пользу церкви. Этот же порядок поддерживался и другими князьями.

Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие важную роль в истории средневековых  государств. По идее монастырь –  добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя служению богу. На деле же монастыри были крупными землевладельцами-феодалами. Духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения с земледельцами, какие были приняты в Греции. Монастыри владели селами, вели оптовую торговлю. Они ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной жизни и крупных политических событиях. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. В монастырях существовало неравенство между монахами выходцами из бедняков и из бояр, купцов. Высшие церковные власти (епископы и митрополиты) могли быть выбраны только из среды монахов, которые в отличии от обычных попов и дьяконов называли черным духовенством. Если кандидат в епископы происходил из «белого» духовенства и был женат, то его жена должна была уйти в отдаленный монастырь. Монастыри, появившиеся в середине ХI в. стали своего рода духовными академиями, куда охотно поступали сыновья крупных вельмож. В монастырях были хорошие библиотеки, в которых велись летописи, сочинялись проповеди, записывались монастырские события, прославлялись монахи – «подвижники», «отшельники», «молчальники».

Ко времени  Ярослава относится окончательное  оформление церкви как организации. При нём основывается митрополия в Киеве и при ней соборная церковь святой Софии, созывается первый церковный Собор в Киеве.

Могущество  церкви основывалось прежде всего на ее быстро увеличивающихся материальных средствах. Церкви принадлежали крупные  недвижимые имущества, многочисленные села, слободы и даже целые города. Опираясь на материальные богатства, церковь приобрела большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения. Она стремилась выступать в качестве гаранта между княжеских соглашений, закреплявшихся «крестным целованием», вмешивалась в ведение переговоров. При Владимире церковь взяла на себя не только духовные обязанности, но также ведала и мирскими делами, тесно соприкасавшимися с интересами государства. Суд был одной из самых доходных статей церкви. При епископах состоял целый штат чиновников для суда и управления. Со времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая юрисдикция. Во-первых, она судила всех христиан, как духовных лиц, так и мирян, по некоторым делам духовно-нравственного характера. Такой суд должен был осуществляться на основе номоканона, привезённого из Византии и на основании церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси. Второй же функцией церковных судов было право суда над христианами (духовными и мирянами), по всем делам: церковным и нецерковным, гражданским и уголовным. Церковный суд по нецерковным гражданским и уголовным делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда.

Выделяется  две причины необходимости создания такого свода законов:

1) Первыми церковными  судьями на Руси были греки  и южные славяне, не знакомые  с русскими юридическими обычаями.

2) В русских  юридических обычаях было много  норм языческого обычного права,  которые зачастую не соответствовали новой христианской морали, поэтому церковные суды стремились если не совсем устранить, то хотя бы попытаться смягчить некоторые обычаи, наиболее претившие нравственному и юридическому чувству христианских судей, воспитанных на византийском праве.

Создание писаного свода законов непосредственно  связано с принятием христианства и введением института церковных  судов. Ведь раньше, до середины XI века княжескому судье не был необходим  писаный свод законов, т.к. ещё были крепки древние юридические обычаи, которыми князь и княжеские судьи руководствовались в судебной практике. Также господствовал состязательный процесс (пря), при котором тяжущиеся стороны фактически руководили процессом. И, наконец, князь, обладая законодательной властью, мог в случае необходимости восполнить юридические пробелы или разрешить казуальное недоумение судьи.

Также для большей убедительности утверждения  о том, что на создание Русской  Правды оказали влияние памятники  церковно-византийского права, можно  привести следующие примеры:

Русская Правда умалчивает о судебных поединках, несомненно, имевших место в русском  судопроизводстве XI - XII веков, утвердившихся  ещё в «Законе Русском». Также  замалчиваются и игнорируются многие другие явления, имевшие место быть, но противоречившие Церкви, либо действия, подпадавшие под юрисдикцию церковных судов, но на основании не Русской Правды, а церковных законоположений (например, обида словом, оскорбление женщин и детей и др.).

Даже  своим внешним видом Русская  Правда указывает на свою связь с византийским законодательством. Это небольшой кодекс вроде Эклоги и Прохирона (синоптический кодекс).

В Византии по традиции, шедшей от римской  юриспруденции, усердно обрабатывалась особая форма кодификации, которую  можно назвать кодификацией синоптической. Образец её был дан Институциями Юстиниана, а дальнейшими образчиками являются соседи Русской Правды по Кормчей книге - Эклога и Прохирон. Это - краткие систематические изложения права, скорее, произведения законоведения, чем законодательства, не столько уложения, сколько учебники, приспособленные к легчайшему познанию законов.

Информация о работе Международный договор как источник права Киевской Руси