Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 09:07, курсовая работа
Договоры международные утверждались целованием креста и обычно заключались в форме «крестных грамот». Расторжение договора выражалось в том, что посол бросал крестные грамоты и уезжал.
Объектом данной работы выступает международный договор как источник права.
Предмет исследования – особенности международных договоров на территории Киевской Руси.
Цель исследования – проанализировать особенности международных договоров Киевской Руси как источник права.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности права в Киевской Руси 5
1.1. Источники права 5
1.2. Система права Киевской Руси 7
2. Особенности международных договорных отношений в Киевской Руси 10
2.1. Образование Киевской Руси и её отношения с Византией 10
2.2. Международные отношения Киевской Руси с Волжской Булгарией 15
2.3. Договорные отношения со странами Европы 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
В IX веке в Приднепровье и примыкающих областях сложилось могущественное славянское государство Русь, которое с IX—X веков именуется Киевским государством, или «державой Рюриковичей».
Самое географическое его положение на великих речных путях, соединявших Балтийское море Днепром с Черным морем и Волгой с Каспийским морем, определило связи Киевской Руси: на юге с Византией, на востоке с Хазарским каганатом, на севере со Скандинавией. С последней киевских князей связывали давнишние династические отношения. Оттуда черпали они наемные военные силы, оттуда шел «непрерывный приток варяжских искателей приключений, жадных до славы и грабежа». Через Хазарию шла торговая дорога в страны Средней Азии, куда руссы сплавляли пушнину и рабов. Одно время хазарские каганы пытались даже оспаривать у киевских князей сбор дани с населения Приднепровья.
Но самое сильное и глубокое влияние на историю восточного славянства оказало соседство с Византией.
Для Киевской Руси Византия служила рынком, куда князья и их дружинники сбывали меха и рабов, и откуда они получали тканные золотом материи и другие предметы роскоши. В Царьграде «языческая Русь» знакомилась с великолепием христианской культуры.
После крещения международные связи Киева значительно расширились и окрепли. Киевское государство вступило в сношения не только с Византией, но и с католическими странами Средней Европы как равный и полноправный член христианского общества. Владимир Святославич, по словам летописи, «жил с князьями окольными в мире — с Болеславом польским и со Стефаном венгерским и с Андрихом [Удальрихом] чешским, и были между ними мир и любовь». Этими словами довольно точно определяется ближайшее политическое окружение Киева. К перечисленным окольным странам следует прибавить Скандинавию, связь с которой не порывалась и в XI веке.
Международные
отношения Киевского
Договоры международные утверждались целованием креста и обычно заключались в форме «крестных грамот». Расторжение договора выражалось в том, что посол бросал крестные грамоты и уезжал.
Объектом данной работы выступает международный договор как источник права.
Предмет исследования – особенности международных договоров на территории Киевской Руси.
Цель исследования – проанализировать особенности международных договоров Киевской Руси как источник права.
Задачи
работы:
Практическая значимость заключается в том, что проведенное исследование в области международных договоров та территории Киевской Руси, может внести дополнение в теорию международных отношений по истории Киевской Руси.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Особенности
права в Киевской Руси
1.1. Источники
права
Первые упоминания – в договорах Русии Византии 911 года. Законодательства тогда еще не было.
Основной (и практически единственный) правовой источник – правовой обычай или обычное право. О чем свидетельствует договор с Византией в котором помянуто, что с убийцей по русскому закону нужно поступать так-то, а по Византийскому иначе. То есть была ссылка на какой-то русский свод правил защищаемых Киевской Русью .
В XI веке наблюдается добавление еще ряда источников (но до XX века обычное право остается основным источником права на Руси ) таких как международный договор (которые подписывались с различными целями), другие договоры (например между князьями), прецеденты. Первые варианты “Русской правды”- сборники прецедентов князей в судебной деятельности). И последний источник права – “княжеское право” и “церковное право”, которые часто входили в противоречия между собой. “Княжеское право” было обязательно к выполнению на всей территории Руси и первое из этих правд называлось “Русской правдой”.
“Русской правды” до нас дошло более 100 текстов под таким названием. Но условно все ее тексты делят на три группы:1
краткая редакция (первая по времени)
пространная редакция (121 статья)
сокращенная редакция
Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII веке. Краткая редакция состоит из 2-х частей (43 статей):
правда Ярослава (во время его правления 1015-1054 годы)
правда Ярославичей (его сыновей в 60-х годах X века)
В целом же краткая редакция появилась в конце XI века. В XII веке при Владимире Мономахе стали переделывать краткую редакцию и в результате она стала состоять из других двух частей:
Суд Ярослава (гл. образом краткая редакция с некоторыми изменениями)
Устав Владимира Мономаха (преимущественно нововведения)
Эта “Русская правда” и называлась пространной редакцией. Ею пользовались очень долго, вплоть до XIV, XV веков и даже в период раздробленности в большинстве русских княжеств, как и во время татаро-монгольского ига, эта редакция была основным источником права.
Сокращенная редакция возникла во второй половине XV века при Иване-3, который начал заниматься кодефикацией права. К тому времени пространная “Русская правда” потеряла свое значение, но наиболее важные и не потерявшие своей актуальности статьи были добавлены Иваномом-3 в свою, сокращенную редакцию. Но эта последняя редакция не стала законом, а рассматривалась как законопроект.
Но надо отдавать себе отчет, что далеко не все отношения регулировались “Русскими правдами”.2
В XI веке начинает образовываться феодализм на Руси , и конечно его главным признаком – неравенством различных слоев населения:
князья, стояли над законом; в праве даже не предусматривалось наказание за покушение на него бояре, они подчинялись закону и именовались княжьими людьми; существовала норма предусматривающая наказание за убийство княжьего человека (как их еще называли); сами княжьи люди тоже делились , например, конюх (приближенный к царю) был наголову выше, чем мечник, жизнь которого приравнивалась к жизни свободного человека перед законом духовенство так же обладала определенным статусом; князья духовенство не судили, как и людей церкви, с которыми разбирался свой церковный суд
простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие). Смерды – какая-то часть крестьян, имеющих землю, коней и т.п., но они принижены по сравнению с другими свободными людьми, например за убийство смерда штраф был много меньше нежели за простого свободного человека, да и наследство смерда всегда отходило князю
закуп (от купы – своеобразного договора займа – закуп должен был работать на давшего в долг до полной выплаты ); это временно зависимый человек, но в случае попытки побега он становился холопом (то есть рабом), если он отказывался работать или работал плохо хозяин имел право бить его, но с другой стороны если хозяин пытался выдать закупа за холопа и продать его, то закуп освобождался и сам хозяин мог быть наказан
рядовичи
(от слова “ряд” - договор ) –
те, кто заключает договор о
своем временном холопском
холопы
– рабы классического типа (говорящие
вещи), по другому из называли челядинами,
а женщин – рабой.
1.2. Система
права Киевской Руси
Оно отличается от современного, там не было кодификации. Там право делилось на:3
светское церковное.
Причем специфика права зависела от территории, фактически везде по разному. Тогда явно не выделялись, уголовное гражданское или процессуальное.
Уголовное право возникло, пожалуй, первым. Именно с него и начиналась правда Ярослава, в которой перечислялись преступления и наказания за них. Самого понятия “преступление” - не существовало, но существовало понятие “обида” которое часто и фигурировало в праве, как основание или критерий деления наказания:
“в обиду” - в отместку
“в разбое” - в результате разбойного нападения
“у клети” - защищая добро хозяина
При Ярославе еще существовал институт кровной мести, но уже при Ярославичах он был отменен или сильно ограничен.
Наиболее распространенным наказанием был штраф (вира)=40 гривнам за свободного человека, двойной вире за княжьего и 5 гривнам – за смердов и холопов. Смертной казни теоретически почти нет, но на практике это конечно не так.
Характерной особенностью для того времени была слабая юридическая техника (то есть не было понятия “телесное повреждение”, а наказывали за отсечение руки – так-то, за отсечение ноги - иначе). В следствии этого очень часть применяется прием аналогии.
Процесс во времена “Русской правды” делился на две категории. Он носил состязательный характер. Существовало несколько способов ведения следствия:4
гонения (куда выведет след)
(человек
должен был явиться на площадь
и заявить о пропаже вещи, а
встретив после эту вещь у
кого-нибудь, то он обязан сказать
о своих подозрениях
Гражданское право трудно охарактеризовать по “Русской правде”. В ней было ограничение на проценты (если долг – 100 гривен, то проценты должны быть меньше 100 гривен), но других законов почти не было. Более подробно рассматривается наследственные права, которые носят типично феодальный характер. У бояр, в случае отсутствия наследника, наследовала все девочка, а у смердов – все имущество переходило князю.
2. Особенности
международных договорных отношений
в Киевской Руси
2.1. Образование
Киевской Руси и её отношения с Византией
В Новгородской летописи после рассказа о том, как новгородцы, кривичи, меря и чудь, вынужденные одно время платить варягам дань, их прогнали и «начаша владети сами собе и городы ставити», как у них начались внутренние войны между собой, — сообщается о призвании новгородцами трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора.
Киевский составитель свода пропустил место о насилиях варягов, но все же указал на их изгнание, на появление «усобиц», сделавших призвание князей, по его мнению, целесообразным и даже необходимым.
Прибытие трех братьев перенесено из Новгородской летописи в Киевский свод. Ранняя смерть Синеуса и Трувора делает Рюрика единым представителем власти в Новгороде. Киевский летописец не упомянул о неудачном восстании против Рюрика новгородцев во главе с Вадимом, не упомянул он также и о том, что согласно Никоновской летописи, использовавшей, несомненно, более старые источники, движение против Рюрика в Новгороде длилось довольно долго: под 867 годом мы здесь имеем характерную заметку: «Того же лета избежаша от Рюрика из Новгорода в Киев много новгородских мужей». Эта новгородская традиция шла в разрез с тенденцией киевского сводчика. Ее мы можем признавать баснословной, но не следует игнорировать при этом отношения к ней автора Киевской летописи.5
Информация о работе Международный договор как источник права Киевской Руси