Международный договор как источник права Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

Договоры международные утверждались целованием креста и обычно заключались в форме «крестных грамот». Расторжение договора выражалось в том, что посол бросал крестные грамоты и уезжал.

Объектом данной работы выступает международный договор как источник права.

Предмет исследования – особенности международных договоров на территории Киевской Руси.

Цель исследования – проанализировать особенности международных договоров Киевской Руси как источник права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности права в Киевской Руси 5
1.1. Источники права 5
1.2. Система права Киевской Руси 7
2. Особенности международных договорных отношений в Киевской Руси 10
2.1. Образование Киевской Руси и её отношения с Византией 10
2.2. Международные отношения Киевской Руси с Волжской Булгарией 15
2.3. Договорные отношения со странами Европы 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Международный договор как источник права Киевской Руси..doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

стр. 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     В IX веке в Приднепровье и примыкающих  областях сложилось могущественное славянское государство Русь, которое  с IX—X веков именуется Киевским государством, или «державой Рюриковичей».

     Самое географическое его положение на великих речных путях, соединявших Балтийское море Днепром с Черным морем и Волгой с Каспийским морем, определило связи Киевской Руси: на юге с Византией, на востоке с Хазарским каганатом, на севере со Скандинавией. С последней киевских князей связывали давнишние династические отношения. Оттуда черпали они наемные военные силы, оттуда шел «непрерывный приток варяжских искателей приключений, жадных до славы и грабежа». Через Хазарию шла торговая дорога в страны Средней Азии, куда руссы сплавляли пушнину и рабов. Одно время хазарские каганы пытались даже оспаривать у киевских князей сбор дани с населения Приднепровья.

     Но  самое сильное и глубокое влияние  на историю восточного славянства оказало  соседство с Византией.

     Для Киевской Руси Византия служила рынком, куда князья и их дружинники сбывали меха и рабов, и откуда они получали тканные золотом материи и другие предметы роскоши. В Царьграде «языческая Русь» знакомилась с великолепием христианской культуры.

     После крещения международные связи Киева  значительно расширились и окрепли. Киевское государство вступило в сношения не только с Византией, но и с католическими странами Средней Европы как равный и полноправный член христианского общества. Владимир Святославич, по словам летописи, «жил с князьями окольными в мире — с Болеславом польским и со Стефаном венгерским и с Андрихом [Удальрихом] чешским, и были между ними мир и любовь». Этими словами довольно точно определяется ближайшее политическое окружение Киева. К перечисленным окольным странам следует прибавить Скандинавию, связь с которой не порывалась и в XI веке.

     Международные отношения Киевского государства  находили свое выражение в договорах, которые заключались киевскими  князьями с соседними государствами. Сохранились три договора с греками  князей Олега (911), Игоря (945) и Святослава (971), но в источниках сохранились сведения и о других договорах с Византией и с волжскими болгарами.

     Договоры  международные утверждались целованием креста и обычно заключались в  форме «крестных грамот». Расторжение  договора выражалось в том, что посол бросал крестные грамоты и уезжал.

     Объектом  данной работы выступает международный  договор как источник права.

     Предмет исследования – особенности международных  договоров на территории Киевской Руси.

     Цель  исследования – проанализировать особенности международных договоров Киевской Руси как источник права.

     Задачи  работы: 
 
 

     Практическая  значимость заключается в том, что  проведенное исследование в области  международных договоров та территории Киевской Руси, может внести дополнение в теорию международных отношений по истории Киевской Руси.

     Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Особенности  права в Киевской Руси 

1.1. Источники  права 

     Первые  упоминания – в договорах Русии Византии 911 года. Законодательства тогда еще не было.

     Основной (и практически единственный) правовой источник – правовой обычай или  обычное право. О чем свидетельствует  договор  с Византией в котором  помянуто, что с убийцей по русскому закону нужно поступать так-то, а по Византийскому иначе. То есть была ссылка на какой-то русский свод правил защищаемых  Киевской   Русью .

     В XI веке наблюдается добавление еще  ряда источников (но до XX века обычное  право остается основным источником права на  Руси ) таких как международный   договор (которые подписывались с различными целями), другие  договоры  (например между князьями), прецеденты. Первые варианты “Русской правды”- сборники прецедентов князей в судебной деятельности). И последний источник права – “княжеское право” и “церковное право”, которые часто входили в противоречия между собой. “Княжеское право” было обязательно к выполнению на всей территории  Руси  и первое из этих правд называлось “Русской правдой”.

     “Русской  правды” до нас дошло более 100 текстов под таким названием. Но условно все ее тексты делят на три группы:1

     краткая редакция (первая по времени)

     пространная редакция (121 статья)

     сокращенная редакция

     Все эти правды шли сплошным текстом  без деления на статьи, разделили  ее позднее в XVIII веке. Краткая редакция состоит из 2-х частей (43 статей):

     правда  Ярослава (во время его правления 1015-1054 годы)

     правда  Ярославичей (его сыновей в 60-х  годах X века)

     В целом же краткая редакция появилась  в конце XI века. В XII веке при Владимире Мономахе стали переделывать краткую редакцию и в результате она стала состоять из других двух частей:

     Суд Ярослава (гл. образом краткая редакция с некоторыми изменениями)

     Устав Владимира Мономаха (преимущественно  нововведения)

     Эта “Русская правда” и называлась пространной редакцией. Ею пользовались очень долго, вплоть до XIV, XV веков и даже в период раздробленности в большинстве русских княжеств, как и во время татаро-монгольского ига, эта редакция была основным источником права.

     Сокращенная редакция возникла во второй половине XV века при Иване-3, который начал заниматься кодефикацией права. К тому времени пространная “Русская правда” потеряла свое значение, но наиболее важные и не потерявшие своей актуальности статьи были добавлены Иваномом-3 в свою, сокращенную редакцию. Но эта последняя редакция не стала законом, а рассматривалась как законопроект.

     Но  надо отдавать себе отчет, что далеко не все отношения регулировались “Русскими правдами”.2

     В XI веке начинает образовываться феодализм  на  Руси , и конечно его главным  признаком – неравенством различных слоев населения:

     князья, стояли над законом; в праве даже не предусматривалось наказание  за покушение на него бояре, они подчинялись  закону и именовались княжьими людьми; существовала норма предусматривающая  наказание за убийство княжьего человека (как их еще называли); сами княжьи люди тоже делились , например, конюх (приближенный к царю) был наголову выше, чем мечник, жизнь которого приравнивалась к жизни свободного человека перед законом духовенство так же обладала определенным статусом; князья духовенство не судили, как и людей церкви, с которыми разбирался свой церковный суд

     простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые  другие). Смерды – какая-то часть  крестьян, имеющих землю, коней и  т.п., но они принижены по сравнению с другими свободными людьми, например за убийство смерда штраф был много меньше нежели за простого свободного человека, да и наследство смерда всегда отходило князю

     закуп (от купы – своеобразного  договора  займа – закуп должен был работать на давшего в долг до полной выплаты ); это временно зависимый человек, но в случае попытки побега он становился холопом (то есть рабом), если он отказывался работать или работал плохо хозяин имел право бить его, но с другой стороны если хозяин пытался выдать закупа за холопа и продать его, то закуп освобождался и сам хозяин мог быть наказан

     рядовичи (от слова “ряд” -  договор ) –  те, кто заключает  договор  о  своем временном холопском положении, а жизнь его оценивалась в 5 гривн (как и закупа). Быть рядовичем  – не всегда плохо, он мог оказаться ключником или распорядителем

     холопы  – рабы классического типа (говорящие  вещи), по другому из называли челядинами, а женщин – рабой. 

1.2. Система  права  Киевской Руси 

     Оно отличается от современного, там не было кодификации. Там право делилось на:3

     светское  церковное.

     Причем  специфика права зависела от территории, фактически везде по разному. Тогда  явно не выделялись, уголовное гражданское  или процессуальное.

     Уголовное право возникло, пожалуй, первым. Именно с него и начиналась правда Ярослава, в которой перечислялись преступления и наказания за них. Самого понятия “преступление” - не существовало, но существовало понятие “обида” которое часто и фигурировало в праве, как основание или критерий деления наказания:

     “в  обиду” - в отместку

     “в  разбое” - в результате разбойного нападения

     “у  клети” - защищая добро хозяина

     При Ярославе еще существовал институт кровной мести, но уже при Ярославичах  он был отменен или сильно ограничен.

     Наиболее  распространенным наказанием был штраф (вира)=40 гривнам за свободного человека, двойной вире за княжьего и 5 гривнам – за смердов и холопов. Смертной казни теоретически почти нет, но на практике это конечно не так.

     Характерной особенностью для того времени была слабая юридическая техника (то есть не было понятия “телесное повреждение”, а наказывали за отсечение руки – так-то, за отсечение ноги - иначе). В следствии этого очень часть применяется прием аналогии.

     Процесс во времена “Русской правды” делился  на две категории. Он носил состязательный характер. Существовало несколько способов ведения следствия:4

     гонения (куда выведет след)

     (человек  должен был явиться на площадь  и заявить о пропаже вещи, а  встретив после эту вещь у  кого-нибудь, то он обязан сказать  о своих подозрениях последнему  и предложить ему пойти на свод, то есть к тому, у кого он взял эту вещь; в случае отказа или неспособности это сделать вина считалась доказанной)

     Гражданское право трудно охарактеризовать по “Русской правде”. В ней было ограничение  на проценты (если долг – 100 гривен, то проценты должны быть меньше 100 гривен), но других законов почти не было. Более подробно рассматривается наследственные права, которые носят типично феодальный характер. У бояр, в случае отсутствия наследника, наследовала все девочка, а у смердов – все имущество переходило князю.

 

2. Особенности  международных договорных  отношений  в Киевской Руси 

2.1. Образование Киевской Руси и её отношения с Византией 

     В Новгородской летописи после рассказа о том, как новгородцы, кривичи, меря и чудь, вынужденные одно время платить варягам дань, их прогнали и «начаша владети сами собе и городы ставити», как у них начались внутренние войны между собой, — сообщается о призвании новгородцами трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора.

     Киевский  составитель свода пропустил  место о насилиях варягов, но все же указал на их изгнание, на появление «усобиц», сделавших призвание князей, по его мнению, целесообразным и даже необходимым.

     Прибытие  трех братьев перенесено из Новгородской летописи в Киевский свод. Ранняя смерть Синеуса и Трувора делает Рюрика единым представителем власти в Новгороде. Киевский летописец не упомянул о неудачном восстании против Рюрика новгородцев во главе с Вадимом, не упомянул он также и о том, что согласно Никоновской летописи, использовавшей, несомненно, более старые источники, движение против Рюрика в Новгороде длилось довольно долго: под 867 годом мы здесь имеем характерную заметку: «Того же лета избежаша от Рюрика из Новгорода в Киев много новгородских мужей». Эта новгородская традиция шла в разрез с тенденцией киевского сводчика. Ее мы можем признавать баснословной, но не следует игнорировать при этом отношения к ней автора Киевской летописи.5

Информация о работе Международный договор как источник права Киевской Руси