Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:31, курсовая работа
Цель работы: изучение роли и значения исторической и контурной карт в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса.
В связи с поставленной целью необходимо решение следующих
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Методика работы с исторической картой.
§ 1. Общая характеристика исторических карт…………………………………
§ 2. Применение учебных карт на уроках истории……………………………..
Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории.
§ 1. Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой……………………………………………………………………………..
§ 2. Их применение на уроках истории………………………………………...
Глава 3. Историческая карта при изучении темы: «Египет – дар Нила»…………………………………………………………………………….. Заключение……………………………………………………………………...
Библиографический список…………………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»
Исторический
факультет
Кафедра
вспомогательных
методики преподавания истории
Курсовая работа
«МЕТОДИКА
РАБОТЫ С КАРТОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ»
Выполнила студентка 503 группы
Исторического факультета
Матус Вера
Владимировна
Научный руководитель:
доцент кафедры вспомогательных
исторических дисциплин и
методики преподавания истории
Богданович
И.И.
Минск, 2010
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Методика работы с исторической картой.
§ 1. Общая характеристика исторических карт…………………………………
§ 2. Применение учебных карт на уроках истории……………………………..
Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории.
§ 1.
Роль контурных карт в формировании навыков
работы с исторической картой………………………………………………………………
§ 2. Их применение на уроках истории………………………………………...
Глава
3. Историческая карта при изучении темы:
«Египет – дар Нила»…………………………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………………..
Введение.
Объектом данного исследования
является методика обучения
Цель работы: изучение роли и значения исторической и контурной карт в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса.
В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1.
дать общую характеристику
2.
показать роль карты в
3.
исследовать значение
4. изучить методику работы с контурной картой, типичные ошибки и пути их преодоления.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что для того, чтобы прочувствовать сам ход исторического процесса, необходимо овладеть навыками пространственной локализации исторических событий, чему и способствует работа с исторической картой, формирование умения разумно использовать её при изучении различных тем.
Большую роль в изучении истории в школе играет знание учащимися исторической карты, овладение умением свободно использовать настенные и настольные карты при изучении различных тем.
Методика преподавания истории предполагает работу с картой строить по следующей схеме: учитель показывает на настенной карте—ученики следят за ним по атласам и картам учебника. Таким образом, настенная карта считается основой основ, учитель постоянно обращается к ней при изложении нового материала, при опросе учащихся и на этапе закрепления изложенного материала.
Знание истории предполагает не только свободное оперирование историческими фактами, но и владение исторической картой. Прежде чем приступить к её изучению, нужно убедить учащихся, что, не пользуясь картой вообще, нельзя изучить историю, потому что все исторические события происходят в конкретной обстановке, в определённом месте и в определённое время, поэтому географическая среда оказывает своё влияние на развитие исторического процесса [15,с.52].
Чтобы правильно организовать работу по ознакомлению и постепенному постижению исторической карты, преподаватель должен исходить из того факта, что карта является необходимым средством наглядного раскрытия связей исторического процесса. Знать карту—это не только знать её символику, города, границы, реки, но и видеть за этими условными знаками живую историческую действительность, сложность экономических, социально-политических и культурных взаимоотношений. Поэтому научить учащихся «читать карту» -- вот та задача, которой должен руководствоваться учитель истории, приступая к работе над исторической картой [12, с.36].
О значении карты на уроках истории написано немало статей, авторы которых обращают внимание на различные аспекты использования карты в процессе преподавания, на роль настенной карты, контурных карт, меловых рисунков и карт-схем в более глубоком усвоении учащимися различных тем.
Достаточно полно данный вопрос раскрыт в статье А.И.Стражева «Локальность в изучении истории. Работа с исторической картой в классе и дома» [12]. Данная работа содержит интересные рекомендации по работе с картой, которые сохранили своё значение и сегодня. Автор акцентирует внимание на том, что учитель должен чётко показывать на карте все необходимые ориентиры, побуждая учащихся отыскивать их в своих атласах и зрительно запоминать место нахождения различных объектов.
Для всех, кто писал об особенностях работы с картой позднее, данная статья стала основополагающей. Её цитировали, на неё ссылались, её рекомендации повторяли и развивали. Даже в изданиях последних лет, когда большое внимание стало уделяться развитию навыков самостоятельной работы учащихся, методические рекомендации по работе с картой не претерпели значительных изменений.
Методике работы с исторической картой посвящена статья О.Д.Петровой «О работе с картой в 5 классе». Автор полагает, что основная задача преподавателя истории—подвести учащихся к посильному для их возраста пониманию законов развития общества. В 5 классе, по утверждению О.Д.Петровой, ребятам приходится говорить о географическом положении, о природных условиях и их влиянии на жизнь людей. В данном случае карта—это незаменимый помощник, основное средство для изучения вопросов исторической географии. В статье подробно описывается процесс использования настенной карты при изучении различных тем в 5 классе.
В
пособии М.Т.Студеникина «
Полезные советы по работе с контурной картой даёт Г.И.Годер [5]. Он акцентирует внимание на том, что обучение в данном случае проходит в несколько этапов. Сначала ученики заполняют контурные карты при помощи настольных карт, затем—настенной, и, наконец, по памяти. При этом большой подготовки требует умение наносить обозначения в ходе изложения материала учителем. Автор подчёркивает ценность использования контурной карты при формировании навыков работы с исторической картой, предлагает рекомендации по обучению ребят заполнять карты, даёт характеристику ошибок при работе с контурными картами и предлагает пути их преодоления.
Краткую характеристика исторических карт дана в книге В.В.Шогана [16]. В его понимании историческая карта—это условно-графическое пособие, которое позволяет изучать исторические события и явления общественной жизни в условиях географически определённого места, устанавливать влияние географической среды на общественную жизнь, осмысливать локальные исторические связи и закономерности общественного развития.
В книге «Уроки истории в классе» А.Н.Хмелев исследует особенности структуры урока истории и место исторической карты на этом уроке [15]. Он подчёркивает, что учителю 5 класса приходится преодолевать огромную трудность, вызванную тем, что ему нужно приучить учащихся работать с исторической картой. Автор считает, что эту работу нужно начинать с того урока, когда ученики переходят от истории первобытного общества к изучению первого рабовладельческого государства—египетского.
Д.Н.Никифоров
полагает, что большое значение в
изучении истории должно отводится
использованию схематических
В статье «Искусство классной доски на уроках истории в школе» В.С.Мурзаев обращает внимание на то, что многие учителя не умеют пользоваться исторической картой. Он вводит понятие «немая карта» [7]. Автор считает, что просто карта с названиями ещё не «говорит», говорящую же карту может создать лишь тот, кто знает приёмы педагогического рисования. Карта, по мнению автора, заговорит лишь тогда, когда она будет дана не в статистике, а в движении, в развитии.
Таким
образом, данной проблеме посвящён ряд
работ, в которых нашли отражение
различные методики работы с историческими
и контурными картами, а также
многочисленные рекомендации и советы
начинающим учителям истории.
Глава 1. Методика работы с исторической картой.
§ 1.Общая характеристика исторических карт.
Исторические карты создаются на основе географических и представляют собой уменьшенные обобщённые изображения исторических событий или процессов.
Несмотря на возможное сходство, существует ряд отличий между исторической и географической картой:
1.
на исторической карте зелёным
цветом обозначены не только
низменности, но и оазисы, а
также древнейшие районы
2.
другая особенность
Сами исторические карты различаются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств), по содержанию (обобщающие или основные, обзорные и тематические), по масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные). Обзорные карты отражают все основные исторические явления и события данного времени в определённых природных условиях, тематические -- охватывают более узкий круг событий. На практике основные и тематические карты используются в тесной связи, так как взаимодополняют друг друга.
По мнению В.В.Шогана, исторические карты, схемы, исторические рисунки относятся к аналитическим средствам наглядности, так как они способствуют созданию образа-представления между субъектами истории в историческом явлении [16, с.116].
Автор считает, что в преподавании истории используются следующие виды карт:
1.
Настенная историческая карта,
на которой изображается