Методика работы с исторической картой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение роли и значения исторической и контурной карт в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса.
В связи с поставленной целью необходимо решение следующих

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Методика работы с исторической картой.
§ 1. Общая характеристика исторических карт…………………………………
§ 2. Применение учебных карт на уроках истории……………………………..
Глава 2. Использование контурных карт на уроках истории.
§ 1. Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой……………………………………………………………………………..
§ 2. Их применение на уроках истории………………………………………...
Глава 3. Историческая карта при изучении темы: «Египет – дар Нила»…………………………………………………………………………….. Заключение……………………………………………………………………...
Библиографический список…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

     Теперь  самостоятельно читаем 4 пункт параграфа  и потом отвечаем на мои вопросы: чем занимались древние египтяне, что выращивали и кого разводили?

     Скажите, чем ещё служил Нил, и чем он был так важен для египтян? Конечно же, по Нилу перевозились продукты обмена между ремесленниками.

     Рефлексия.

     Итак, ребята, давайте подведём итоги нашего урока. Что вы сегодня узнали нового? Покажите на карте реку Нил, дельту Нила. Куда впадает река Нил? Покажите на карте Средиземное море, Красное море. А теперь покажите территорию Египетского царства.

     Чем занимались древние египтяне? Какую  роль сыграл Нил в повседневной жизни египтян?

     Дом. задание:

     Параграф 5, а также задания 1-3 по контурной  карте на странице 6-7. 

     Заключение.

     Формирование  картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения истории  в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание действительности в определенный хронологический период, умение узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; сравнивать расстояния па карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.

    Существует  большое разнообразие исторических карт, которые могут быть использованы при изучении различных тем. Применение этих карт—залог более глубокого и основательного усвоения учащимися исторических знаний.

      Чтобы научиться читать историческую  карту, необходимо проделать огромную  работу, направленную на усвоение учащимися понимания того, что без карты невозможно не только осознать, но и проанализировать ход исторических событий. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

    Огромное  значение имеет правильная работа с  контурной картой, так как контурная  карта не только способствует формированию пространственных представлений учеников, но и развивает навыки работы с  исторической картой. Вместе с тем, виды использования контурных карт определяются конкретными условиями преподавания. Заполнение каждой контурной карты осуществляется учащимися по указанию учителя в один, два и более приёмов, причём целесообразно оценивать в отдельности каждый этап работы. В результате работы с контурными картами у учащихся заметно возрастает интерес к исторической карте. Они всё чаще обращаются к ней при ответах, значительно продвигаются в использовании её легенды.

     Цели, структура и содержание школьной картографической подготовки, в процессе которой осуществляется формирование картографической грамотности учащихся, зависят от общих целевых установок всей системы образования. В период становления школьной истории цели картографической подготовки сводились, преимущественно, к освоению учащимися исторической номенклатуры. В первой половине ХХ века картографическая подготовка была призвана обеспечить освоение умений работать с картами как источниками исторической информации. Во второй половине ХХ века разработанная система картографических знаний и умений должна была обеспечить углубление научности школьной истории, а в методике обучения истории была усилена роль карты как объекта изучения.

     Современная школьная картография не в полной мере удовлетворяет современным  целям среднего исторического образования и еще меньше – перспективным идеям модернизации системы школьного образования. Требования школы ХХI века к картографической грамотности выпускников подразумевают, прежде всего, наличие практических картографических умений, необходимых в повседневной жизни.  
 
 
 
 

Библиографический список:

1). Бахтина,  О.И. Формирование умений на  уроках // Преподавание истории в  школе, 1985. - №3.

2). Наглядность  в преподавании истории / А.А.  Вагин, - М.:Учпедгиз, 1952. – 120 с.

3). Вагин, А.А.Схематические планы и карты на уроках истории // Преподавание истории в школе, 1946. - №4.

4). Вяземский,  Е.Е. Методика преподавания истории  в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю.Стрелова. – М.: Гуманит. изд. Центр «Владос», 2001. – 175с.

5). Годер,  Г.И. Оптимизация процесса обучения истории древнего мира в средней общеобразовательной школе / Г.И. Годер . Моск. гос. пед. ин-т имени В.И. Ленина, Специализир. совет. – М., 1986. – 16 с.

6). Горбовская, О.И. Методика преподавания истории  и обществоведения в средней школе / Сарат. гос. ун-т имени Н.Г. Чернышевского. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975. – 28 с.

7). Мурзаев,  В.С. Рисунки на классной доске  в преподавании истории / В.С.  Мурзаев. – М.: Учпедгиз, 1946. –  116 с.

8). Никифоров,  Д.Н. Доска и мел на уроках истории // Преподавание истории в школе, 1946. - №2.

9). Петрова,  О.Д. Методика использования графических  наглядных пособий в процессе  преподавания истории СССР в  9-м и 10-м классах / О.Д. Петрова.  Моск. гор. пед. ин-т имени В.П. Потёмкина. – М., 1954. – 16 с.

10). Петрова,  О.Д. Работа с исторической  картой в 5 классе // Преподавание  истории в школе, 1964. - №6.

11). Пидкасистый,  П.И. Искусство преподавания / П.И.  Пидкасистый. – 2-е изд. –  М.: Пед. о-во России, 1999. – 210 с.

12). Стражев,  А.И. Локальность в изучении истории. Работа с исторической картой в классе и дома // Преподавание истории в школе, 1946. - №2.

13). Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории  в школе / М.Т. Студеникин. –  Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 238 с.

14). Текенбаум,  М.И. Формирование навыков работы с исторической картой// Преподавание истории в школе. 1966. - №6.

15). Хмелев, А.Н. Уроки истории в классе / А.Н. Хмелев. – М.: Учпедгиз, 1953. –  84 с.

16). Шоган,  В.В. Методика преподавания истории  в школе / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 475 с.

17). История Древнего мира. Учебное пособие для 5 класса общ.  учр. с русск. яз. обучения / под ред. В.С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 2001. – 22 с.


Информация о работе Методика работы с исторической картой