Методические основы исследования проблем ядерной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

В современных условиях беспрецедентного роста масштабов влияния системы международных отношений на жизнь отдельных государств и регионов, значительно усиливает роль Казахстана, в том числе, благодаря его геополитическому положению. Во-вторых политика безопасности Республики Казахстан связана со стратегическими сырьевыми ресурсами региона Центральной Азии. Казахстан сегодня играет заметную роль как привлекательный источник сырья. Бассейн Каспийского моря содержит значительные запасы нефти и газа, которые, по мнению специалистов, могут стать альтернативной ресурсам Ближнего Востока и Персидского залива. На территории Казахстана находится по разным оценкам от 15 до 30% запасов мирового урана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Ядерная безопасность в рамках национальной безопасности
1.2 Основы ядерной безопасности в период холодной войны и Казахстан
1.3 Новое понимание безопасности – доктрина доверия
1.4 Национальная безопасность, сущность и приоритеты Республики Казахстан
2. СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОГО КАЗАХСТАНА И ЕГО МЕСТО В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Ядерное наследство СССР и Казахстана
2.2 Ядерная политика Республики Казахстан
2.3 Ядерные полигоны на территории республики Казахстан
2.4 От сдерживания к универсализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Статья готов ).docx

— 49.06 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЯДЕРНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ

1.1 Ядерная безопасность  в рамках национальной безопасности

1.2 Основы ядерной безопасности  в период холодной войны и  Казахстан

1.3 Новое понимание безопасности  – доктрина доверия

1.4 Национальная безопасность, сущность и приоритеты Республики  Казахстан

2. СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОГО  КАЗАХСТАНА И ЕГО МЕСТО В  ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ  ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1 Ядерное наследство  СССР и Казахстана

2.2 Ядерная политика Республики  Казахстан

2.3 Ядерные полигоны на  территории республики Казахстан

2.4 От сдерживания к  универсализации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Угроза  ядерного терроризма является одной  из величайших угроз, с которыми сталкивается сегодня весь мир.

В современных условиях беспрецедентного роста масштабов влияния системы международных отношений на жизнь отдельных государств и регионов, значительно усиливает роль Казахстана, в том числе, благодаря его геополитическому положению. Во-вторых политика безопасности Республики Казахстан связана со стратегическими сырьевыми ресурсами региона Центральной Азии. Казахстан сегодня играет заметную роль как привлекательный источник сырья. Бассейн Каспийского моря содержит значительные запасы нефти и газа, которые, по мнению специалистов, могут стать альтернативной ресурсам Ближнего Востока и Персидского залива. На территории Казахстана находится по разным оценкам от 15 до 30% запасов мирового урана. Казахстан находится в сфере интересов великих держав мира и региональных международных объединений (НАТО, ШОС), что увеличивает риски и вызовы не только регионального, но и глобального характера с точки зрения национальной безопасности РК. В-третьих, в непосредственной близости от РК находятся регионы политической нестабильности, такие как Афганистан, Таджикистан, а теперь и Кыргызстан, в которых может быть спровоцировано появление неконтролируемых вооруженных формирований, терроризма, организованной преступности, нелегального трафика ядерных материалов и других. Все это постепенно превращает данный регион в опасную зону, угрожающую национальной безопасности независимых республик.

В-четвертых, Казахстан  имеет богатое военное ядерное  прошлое еще со времен Советского Союза. И, кроме того, юридически являясь  безъядерной державой, фактически располагает  доставшимися ему в наследство от Советского Союза предприятиями  топливно-ядерного цикла, тремя исследовательскими и одним промышленным атомными реакторами, Урановыми рудниками и многочисленными  регионами, где проводились ядерные  испытания. [27, с.228]. После распада СССР на территории Казахстана оказались самые крупные в ближнем зарубежье военные базы России. Это мощный полигонный комплекс, имеющий важнейшее значение для обороноспособности России: ядерные полигоны в Семипалатинске, в Азгире, полигон "Сары-Шаган".

Все эти объекты  могут стать потенциально опасными источниками несанкционированного использования материалов двойного назначения.

Указанная проблема усугубляется трудностью и сложностью охраны границ молодого суверенного  государства и отсутствием реальной интеграции по вопросам безопасности на постсоветском пространстве. Казахстан  оказался в трудном положении, имея огромную территорию со сравнительно малым по численности населением. В современных условиях ядерная  безопасность оказывается зависимой  от целого ряда факторов, имеющих геополитическое  и региональное, экономическое и  социально-политическое, этническое и  культурное, информационное и экологическое, а также многие другие измерения. [5, с.10].

Согласно данным МАГАТЭ в мире действует 438 энергетических ядерных реакторов, 277 исследовательских  реакторов, сотни объектов топливного цикла, такие как заводы по производству уранового концентрата, по конверсии  урана, обогатительные предприятия, пункты временного хранения и переработки  и т.д.

Только на территории Казахстана находятся четыре уникальных исследовательских реактора, критический  стенд, изохронный циклотрон, ускоритель тяжелых ионов и ускорителей  электронов.

В годы холодной войны  Казахстан был одним из элементов  в ядерной системе СССР и имел решающую роль. Республика, не имея возможности самостоятельно принимать решения в осуществлении ядерной политики, вместе с тем, явилась базой формирования процессов разрядки ядерной напряженности. К правовой базе процесса разрядки относятся, Указ о закрытии СИП, Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия Республик Беларуси, Украины и России, а также деятельность международного антиядерного движения «Невада-Семей» [17, с.25].

в1970 году вступил  в силу Договор о нераспространении  ядерного оружия.

Договор строится на концепции, которая состоит в  том, что неядерные государства, которые отказываются от создания ядерного оружия, будут получать помощь легальных  ядерных государств в ядерной  энергетике исследованиях – т.е. в разработке и применении «мирного атома» [18, с.5].

Однако данная концепция  не воплотилась в жизнь в полном масштабе.

Процессы снижения ядерной напряженности были начаты при участии Казахстана в составе СССР и продолжены позже, что позволило ему сформировать собственную ядерную политику.

В начале 1990-х годов, когда Казахстан оказался, пожалуй, перед одним из самых главных  выборов в своей истории, мы не могли не задумываться над тем, как  изменится ситуация в регионе  и в мире, если мы вдруг решили бы сохранить на своей территории ядерное оружие [35, с.22]. Так Касым-Жомарт Токаев,  будучи ранее заместителем  генерального секретаря ООН, генеральным директором  Отделения ООН в Женеве подчеркнул, что, подписав указ о закрытии смертоносного полигона в Семипалатинске, Нурсултан Назарбаев вписал свое имя в мировую летопись международных отношений.  
 
– Ядерное разоружение и Нурсултан Назарбаев – это практически синонимы, когда речь идет об избавлении человечества от угрозы тотального уничтожения, – сказал К. Токаев. 

Сегодня мы гордимся тем, что нам, казахстанцам, в тех  сложных условиях хватило мудрости и взаимного уважения, чтобы сохранить  в стране стабильность и межнациональный  мир. Это общая заслуга всего  казахстанского народа [28, с.10].

В начале 1990-х годов, когда принималось решение об отказе от ядерного оружия, мы думали не только о себе или о своих собственных  интересах, мы думали, как бы это  громко ни звучало, об общей пользе для всего человечества.

Если бы Казахстан решил сохранить ядерное оружие, дальнейшее развитие событий в регионе могло развиваться только по негативному сценарию [35, с.22].

Впервые с предложениями  о создании в Азии новой модели безопасности выступил в 1992 году в Нью–Йорке  на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи  ООН. Тогда состоялось Совещание  по взаимодействию и мерам доверия  в Азии (СВМДА). Эта инициатива была продиктована необходимостью создания эффективной и универсальной  структуры по обеспечению безопасности на азиатском континенте, где, в отличие  от других регионов мира, подобный механизм еще не был сформирован.

Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии рассматривалось  нами именно в данном контексте, именно как процесс укрепления взаимоотношений  и сотрудничества азиатских государств в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе [35, с.25].

Доверие в военной области совершенно логично распространяется затем и на экономические отношения. Безопасность и стабильность являются предпосылками экономического развития, в свою очередь, является залогом долговременной региональной безопасности.

Обозначенные принципы были заложены в основу СВМДА и  отражены в основополагающем документе  этой международной организации, а  именно в Декларации, регулирующей отношения между государствами-членами  Совещания по взаимодействию и мерам  доверия в Азии.

Именно в тексте данной Декларации, которая была подписана  в сентябре 1999 года в Алматы на встрече  министров иностранных дел государств-участников Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, впервые были отражены базовые положения обеспечения международной безопасности на основании доктрины Доверия в Азии: уважение суверенитета и прав государств-участников, сохранение территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела друг друга, мирное урегулирование споров, отказ от применения силы, разоружение и контроль над вооружениями, сотрудничество в социальной, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, уважение основных прав человека в соответствии с принципами ООН и международного права [18, с.7].

В предварительных  обсуждениях участвовали представители  более 20-ти азиатских государств, многие из которых впоследствии стали членами  или наблюдателями СВМДА.

В настоящее время  государствами-членами СВМДА являются Афганистан, Азербайджан, Китай, Египет, Индия, Иран, Израиль, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан, Турция и Узбекистан, а государствами-наблюдателями - Австралия, Индонезия, Япония, Корея, Монголия, Украина, США, Ливан, Вьетнам, Таиланд, Малайзия.

Помимо СВМДА  реальное воплощение новая концепция  безопасности, основанная на принципах  взаимного доверия, получила в рамках так называемой «Шанхайской пятерки», членами которой являются Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан [40, с. 12].

В апреле 1996 года в  г. Шанхае главами наших пяти государств было подписано Соглашение об укреплении мер доверия в военной области  в районе границы. Это был, первый пример практической реализации провозглашенной  Казахстаном политики Доверия в  военной области. Однако уже в 1997 году наши страны заключили следующее  знаковое Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.

Казахстан более  всех оправдал обращенные к нему мировым  сообществом надежды [27, с.114]. В непростых геополитических условиях 90-х годов прошлого века происходило становление Казахстана как суверенного государства. И, понимая свою глобальную ответственность перед мировым сообществом в обеспечении ядерной безопасности, наша страна приняла, как в дальнейшем показала сама жизнь, единственно правильное решение – ровно 10 лет назад, 29 августа, главой государства был подписан указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, почти полвека терзавшего взрывами землю Казахстана. Впрочем, проблему закрытия полигона руководство Казахстана начало поднимать еще с 1987 года, когда Казахстан не был независимым государством и, как и все республики, испытывал жесткий диктат центра, особенно в такой сфере, как военно-промышленный комплекс. Москва, как вспомнил Нурсултан Назарбаев, заявляла тогда, что либерализация не касается сферы ВПК. В решение вопросов данной области не допускались даже первые руководители республик [21, с.112]. Долгое время, почти до закрытия полигона, история создания Семипалатинского полигона оставалась неизвестной. Входивший в структуру военно-промышленного комплекса (ВПК) СССР, этот объект был тщательно засекречен, и данные о нем не публиковались в открытой печати, за исключением редкой официальной информации после каждого ядерного испытания. В то время в государстве с тоталитарной идеологией, в условиях жесткой секретности вслух не говорилось о существовании полигонов и радиоэкологической опасности.

Первым на международной  арене о ядерных испытаниях на СИЯП рассказывал Мухтар Ауэзов, выступая в Токио на Международной конференции  за запрещение атомной и водородной бомб в 1957 году.

Испытания ядерного оружия причинили невосполнимый  ущерб здоровью людей, вызвали общий  рост заболеваемости населения. Результаты уже первых исследований на территории СИЯП экспедиции Академии наук республики, проведенных еще в 1957-1959 годах  под руководством члена-корреспондента А.Б. Атбачарова, показали наличие повышенного  радиоактивного загрязнения территорий, прилегающих к полигону, и возникновение  патологий у людей и сельскохозяйственных животных. Уже тогда ученные в  своем обращении к правительствам Советского Союза и Казахской  ССР требовали принятия мер по облегчению участи народа, по выплате  компенсации за нанесенный ущерб  здоровью людей и по предупреждению дальнейшего усугубления ситуации. Экспедиция Академии наук была организована по инициативе ее президента Каныша Имантаевича  Сатпаева, обеспокоенного сведениями об участивших в 50-х годах массовых заболеваниях жителей районов, прилегающих  к СИЯП. Б. Атбачаров впоследствии принял активное участие в работе МАД «Невада-Семипалатинск », возглавив  один из его комитетов. Работа во главе  экспедиции на полигоне оставила неизгладимый след в его жизни. Уже после  создания движения «Невада-Семипалатинск» и закрытия полигона, после обретения  Казахстаном независимости и  снятия режима секретности на информацию о СИЯП он смог поведать много интересного [17, с.145].

По его свидетельству, члены Правительства республики, с пониманием относясь к данным его  экспедиции, не смогли преодолеть в  обсуждаемом вопросе монополизм и диктат военно-промышленного комплекса. И в дальнейшем ВПК всячески препятствовал выяснению истинного положения вещей и принятию каких-либо предложений, направленных на оказание помощи пострадавшим людям.

Всего один раз союзное  правительство по ходатайству руководителей  Казахстана приняло постановление  об оказании льготной материальной помощи некоторым районам Семипалатинской  области, как пострадавшим от атомной  бомбы. Однако под нажимом представителей военно-промышленного комплекса  это постановление уже после  его выхода было отменено, а оказание льготной материальной помощи остановлено. Чиновники в погонах боялись, что принятие такого постановления на деле свидетельствовало бы о наличии оказываемого вреда здоровью населения и окружающей среде, что помешало бы обеспечению большой политики режима. Возможно, тогда сами испытатели еще не представляли себе глобальных масштабов этой трагедии. Сегодня мы уверены в одном: население не знало о предстоящих взрывах, никто не предупреждал его, и тем более не позаботился о создании необходимых мер радиационной безопасности и о выведении людей в безопасную зону.

Информация о работе Методические основы исследования проблем ядерной безопасности