Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:43, реферат
В современных условиях беспрецедентного роста масштабов влияния системы международных отношений на жизнь отдельных государств и регионов, значительно усиливает роль Казахстана, в том числе, благодаря его геополитическому положению. Во-вторых политика безопасности Республики Казахстан связана со стратегическими сырьевыми ресурсами региона Центральной Азии. Казахстан сегодня играет заметную роль как привлекательный источник сырья. Бассейн Каспийского моря содержит значительные запасы нефти и газа, которые, по мнению специалистов, могут стать альтернативной ресурсам Ближнего Востока и Персидского залива. На территории Казахстана находится по разным оценкам от 15 до 30% запасов мирового урана.
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Ядерная безопасность в рамках национальной безопасности
1.2 Основы ядерной безопасности в период холодной войны и Казахстан
1.3 Новое понимание безопасности – доктрина доверия
1.4 Национальная безопасность, сущность и приоритеты Республики Казахстан
2. СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОГО КАЗАХСТАНА И ЕГО МЕСТО В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Ядерное наследство СССР и Казахстана
2.2 Ядерная политика Республики Казахстан
2.3 Ядерные полигоны на территории республики Казахстан
2.4 От сдерживания к универсализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Ядерная безопасность
в рамках национальной
1.2 Основы ядерной безопасности в период холодной войны и Казахстан
1.3 Новое понимание безопасности – доктрина доверия
1.4 Национальная безопасность,
сущность и приоритеты
2. СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОГО
КАЗАХСТАНА И ЕГО МЕСТО В
ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ
2.1 Ядерное наследство СССР и Казахстана
2.2 Ядерная политика Республики Казахстан
2.3 Ядерные полигоны на
территории республики
2.4 От сдерживания к универсализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Угроза ядерного терроризма является одной из величайших угроз, с которыми сталкивается сегодня весь мир.
В современных условиях беспрецедентного роста масштабов влияния системы международных отношений на жизнь отдельных государств и регионов, значительно усиливает роль Казахстана, в том числе, благодаря его геополитическому положению. Во-вторых политика безопасности Республики Казахстан связана со стратегическими сырьевыми ресурсами региона Центральной Азии. Казахстан сегодня играет заметную роль как привлекательный источник сырья. Бассейн Каспийского моря содержит значительные запасы нефти и газа, которые, по мнению специалистов, могут стать альтернативной ресурсам Ближнего Востока и Персидского залива. На территории Казахстана находится по разным оценкам от 15 до 30% запасов мирового урана. Казахстан находится в сфере интересов великих держав мира и региональных международных объединений (НАТО, ШОС), что увеличивает риски и вызовы не только регионального, но и глобального характера с точки зрения национальной безопасности РК. В-третьих, в непосредственной близости от РК находятся регионы политической нестабильности, такие как Афганистан, Таджикистан, а теперь и Кыргызстан, в которых может быть спровоцировано появление неконтролируемых вооруженных формирований, терроризма, организованной преступности, нелегального трафика ядерных материалов и других. Все это постепенно превращает данный регион в опасную зону, угрожающую национальной безопасности независимых республик.
В-четвертых, Казахстан
имеет богатое военное ядерное
прошлое еще со времен Советского
Союза. И, кроме того, юридически являясь
безъядерной державой, фактически располагает
доставшимися ему в наследство от
Советского Союза предприятиями
топливно-ядерного цикла, тремя исследовательскими
и одним промышленным атомными реакторами,
Урановыми рудниками и
Все эти объекты
могут стать потенциально опасными
источниками
Указанная проблема
усугубляется трудностью и сложностью
охраны границ молодого суверенного
государства и отсутствием
Согласно данным МАГАТЭ в мире действует 438 энергетических ядерных реакторов, 277 исследовательских реакторов, сотни объектов топливного цикла, такие как заводы по производству уранового концентрата, по конверсии урана, обогатительные предприятия, пункты временного хранения и переработки и т.д.
Только на территории Казахстана находятся четыре уникальных исследовательских реактора, критический стенд, изохронный циклотрон, ускоритель тяжелых ионов и ускорителей электронов.
В годы холодной войны Казахстан был одним из элементов в ядерной системе СССР и имел решающую роль. Республика, не имея возможности самостоятельно принимать решения в осуществлении ядерной политики, вместе с тем, явилась базой формирования процессов разрядки ядерной напряженности. К правовой базе процесса разрядки относятся, Указ о закрытии СИП, Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия Республик Беларуси, Украины и России, а также деятельность международного антиядерного движения «Невада-Семей» [17, с.25].
в1970 году вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия.
Договор строится на концепции, которая состоит в том, что неядерные государства, которые отказываются от создания ядерного оружия, будут получать помощь легальных ядерных государств в ядерной энергетике исследованиях – т.е. в разработке и применении «мирного атома» [18, с.5].
Однако данная концепция не воплотилась в жизнь в полном масштабе.
Процессы снижения ядерной напряженности были начаты при участии Казахстана в составе СССР и продолжены позже, что позволило ему сформировать собственную ядерную политику.
В начале 1990-х годов,
когда Казахстан оказался, пожалуй,
перед одним из самых главных
выборов в своей истории, мы не
могли не задумываться над тем, как
изменится ситуация в регионе
и в мире, если мы вдруг решили
бы сохранить на своей территории
ядерное оружие [35, с.22]. Так Касым-Жомарт
Токаев, будучи ранее заместителем
генерального секретаря ООН, генеральным
директором Отделения ООН в Женеве
подчеркнул, что, подписав указ о закрытии
смертоносного полигона в Семипалатинске, Нурсултан Назарбаев вписал
свое имя в мировую летопись международных
отношений.
– Ядерное разоружение и Нурсултан Назарбаев – это
практически синонимы, когда речь идет
об избавлении человечества от угрозы
тотального уничтожения, – сказал К. Токаев.
Сегодня мы гордимся тем, что нам, казахстанцам, в тех сложных условиях хватило мудрости и взаимного уважения, чтобы сохранить в стране стабильность и межнациональный мир. Это общая заслуга всего казахстанского народа [28, с.10].
В начале 1990-х годов, когда принималось решение об отказе от ядерного оружия, мы думали не только о себе или о своих собственных интересах, мы думали, как бы это громко ни звучало, об общей пользе для всего человечества.
Если бы Казахстан решил сохранить ядерное оружие, дальнейшее развитие событий в регионе могло развиваться только по негативному сценарию [35, с.22].
Впервые с предложениями о создании в Азии новой модели безопасности выступил в 1992 году в Нью–Йорке на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Тогда состоялось Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Эта инициатива была продиктована необходимостью создания эффективной и универсальной структуры по обеспечению безопасности на азиатском континенте, где, в отличие от других регионов мира, подобный механизм еще не был сформирован.
Совещание по взаимодействию
и мерам доверия в Азии рассматривалось
нами именно в данном контексте, именно
как процесс укрепления взаимоотношений
и сотрудничества азиатских государств
в целях обеспечения
Доверие в военной области совершенно логично распространяется затем и на экономические отношения. Безопасность и стабильность являются предпосылками экономического развития, в свою очередь, является залогом долговременной региональной безопасности.
Обозначенные принципы
были заложены в основу СВМДА и
отражены в основополагающем документе
этой международной организации, а
именно в Декларации, регулирующей
отношения между государствами-
Именно в тексте
данной Декларации, которая была подписана
в сентябре 1999 года в Алматы на встрече
министров иностранных дел
В предварительных
обсуждениях участвовали
В настоящее время
государствами-членами СВМДА
Помимо СВМДА реальное воплощение новая концепция безопасности, основанная на принципах взаимного доверия, получила в рамках так называемой «Шанхайской пятерки», членами которой являются Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан [40, с. 12].
В апреле 1996 года в г. Шанхае главами наших пяти государств было подписано Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы. Это был, первый пример практической реализации провозглашенной Казахстаном политики Доверия в военной области. Однако уже в 1997 году наши страны заключили следующее знаковое Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.
Казахстан более всех оправдал обращенные к нему мировым сообществом надежды [27, с.114]. В непростых геополитических условиях 90-х годов прошлого века происходило становление Казахстана как суверенного государства. И, понимая свою глобальную ответственность перед мировым сообществом в обеспечении ядерной безопасности, наша страна приняла, как в дальнейшем показала сама жизнь, единственно правильное решение – ровно 10 лет назад, 29 августа, главой государства был подписан указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, почти полвека терзавшего взрывами землю Казахстана. Впрочем, проблему закрытия полигона руководство Казахстана начало поднимать еще с 1987 года, когда Казахстан не был независимым государством и, как и все республики, испытывал жесткий диктат центра, особенно в такой сфере, как военно-промышленный комплекс. Москва, как вспомнил Нурсултан Назарбаев, заявляла тогда, что либерализация не касается сферы ВПК. В решение вопросов данной области не допускались даже первые руководители республик [21, с.112]. Долгое время, почти до закрытия полигона, история создания Семипалатинского полигона оставалась неизвестной. Входивший в структуру военно-промышленного комплекса (ВПК) СССР, этот объект был тщательно засекречен, и данные о нем не публиковались в открытой печати, за исключением редкой официальной информации после каждого ядерного испытания. В то время в государстве с тоталитарной идеологией, в условиях жесткой секретности вслух не говорилось о существовании полигонов и радиоэкологической опасности.
Первым на международной арене о ядерных испытаниях на СИЯП рассказывал Мухтар Ауэзов, выступая в Токио на Международной конференции за запрещение атомной и водородной бомб в 1957 году.
Испытания ядерного
оружия причинили невосполнимый
ущерб здоровью людей, вызвали общий
рост заболеваемости населения. Результаты
уже первых исследований на территории
СИЯП экспедиции Академии наук республики,
проведенных еще в 1957-1959 годах
под руководством члена-корреспондента
А.Б. Атбачарова, показали наличие повышенного
радиоактивного загрязнения территорий,
прилегающих к полигону, и возникновение
патологий у людей и
По его свидетельству,
члены Правительства
Всего один раз союзное
правительство по ходатайству руководителей
Казахстана приняло постановление
об оказании льготной материальной помощи
некоторым районам
Информация о работе Методические основы исследования проблем ядерной безопасности