Методические основы исследования проблем ядерной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

В современных условиях беспрецедентного роста масштабов влияния системы международных отношений на жизнь отдельных государств и регионов, значительно усиливает роль Казахстана, в том числе, благодаря его геополитическому положению. Во-вторых политика безопасности Республики Казахстан связана со стратегическими сырьевыми ресурсами региона Центральной Азии. Казахстан сегодня играет заметную роль как привлекательный источник сырья. Бассейн Каспийского моря содержит значительные запасы нефти и газа, которые, по мнению специалистов, могут стать альтернативной ресурсам Ближнего Востока и Персидского залива. На территории Казахстана находится по разным оценкам от 15 до 30% запасов мирового урана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Ядерная безопасность в рамках национальной безопасности
1.2 Основы ядерной безопасности в период холодной войны и Казахстан
1.3 Новое понимание безопасности – доктрина доверия
1.4 Национальная безопасность, сущность и приоритеты Республики Казахстан
2. СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОГО КАЗАХСТАНА И ЕГО МЕСТО В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Ядерное наследство СССР и Казахстана
2.2 Ядерная политика Республики Казахстан
2.3 Ядерные полигоны на территории республики Казахстан
2.4 От сдерживания к универсализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Статья готов ).docx

— 49.06 Кб (Скачать файл)

 

Учитывая, что Казахстан  выполнил свой долг по созданию ядерного потенциала, обеспечившего стратегический военный паритет между СССР и  США, и, принимая во внимание требования общественности республики, тем указом полигон был преобразован в союзно-республиканский  научно-исследовательский центр. Учитывая, при проведении воздушных и наземных испытаний с 1949 по 1962 годы нанесен  ущерб здоровью населения районов, прилегающих к Семипалатинскому полигону, с совместно союзными органами определены размеры и порядок  компенсационных выплат пострадавшим гражданам [24, c.2].

Кроме СИЯП, в различные  годы и в разных концах республики прогремели атомные взрывы. Представляет опасность для людей радиоэкологическая обстановка в районах Западного  Казахстана и Атырауской областей, где размещены полигоны «Тайсоган» «Капустин Яр», и «Азгир».

Как известно, ракетный полигон «Тайсоган», в Кызылкогинском районе Атырауской области начал  действовать с 1962 года. За 40 лет там  упало около 300 отделившихся частей ракетоносителей СС-20, весом более 5,3 тонны каждая. Там же выявлено повсеместное загрязнение почвы, растительности, водоисточников тяжелыми и ядовитыми  продуктами остатков топлива.

Ракетно-ядерный  полигон «Капустин Яр» создан в 1949 г. Он расположен на территории Урдинского и Джангальдинского районов. С полигона запущено и взорвано около 24 тысяч  ракет, испытано 177 образцов боевой техники. Уничтожено 619 ракет типа СС-20. При  испытаниях и уничтожении боевой техники было выброшено в атмосферу  около 30 тысяч тонн высокотоксичных  веществ.

Ядерный полигон  «Азгир» расположен в Атырауской области. Состоит из 12 площадок, на 10 из которых было произведено 17 подземных  ядерных взрывов на глубине от 165 до 1500 метров в период с 1996 по 1979 годы. Цель проведения ядерных взрывов  – отработка технологии создания подземных емкостей в соляных  куполах для хранения определенных веществ, в том числе радиоактивных  отходов.

Население, находящееся  около полигона «Азгир», не было информировано  наличии радиационной опасности. В  прилегающих к полигону районах  наблюдалось массовые заболевания  людей и падеж скота. В емкостях, созданных на полигоне «Азгир», находится  вода. Возможен выход радиоактивных  рассолов на поверхность земли. У  некоторых ответственных работников возникает желание использовать полигон «Азгир» в качестве места  захоронения радиоактивных отходов. Но этого ни в коем случае делать нельзя.

На основании  полученных данных и с учетом сильного химического загрязнения местности  из-за испытаний боевой техники районы, расположенные вблизи полигонов  «Тайсоган», «Капустин Яр» и «Азгир», следовало бы также отнести к  законам экологического бедствия. Суммарная  мощность ядерных взрывов в Казахстане в 45 тысяч раз превышает мощность бомбы, сброшенной над японским городом  Хиросимой в конце второй мировой  войны [17, с.81].

Наибольшую проблему для республики представляет сам  бывший Семипалатинский полигон  из-за своих устрашающих размеров – 18,5 тыс. км. Он тем самым постоянно  нагнетает страх, даже будучи закрытым. После обретения независимости  как следствие – перехода всех полигонов бывшего СССР на территории республики под юрисдикцию Казахстана – стало возможным провести обследование радиоактивных зон и составить  представление о масштабах и  сложности рекультивационных работ. Все это потребовало разработки системного подхода к решению  сложных задач, связанных с радиоактивностью. Радиационная обстановка на территории полигона до сих пор не является стабильной.

Около четверти мировых  запасов урана сосредоточены  на территории Казахстана. К числу  уранорудных зон относятся Северо-Казахстанская, Жамбылская, Алматинская и Восточно-Казахстанскаяобласти. Здесь отмечаются высокие концентрации урана и тория, локальные скопления  радионуклидов в породах и  почвах. Источниками радиационной опасности  служат и оставшиеся после отработки  урановых месторождений отвалы высокоактивных пород, хвосты рудообогатительных фабрик.

В республике накопилось более 20 миллиардов тонн твердых промышленных и бытовых отходов. В том числе 237 миллионов тонн радиоактивных. По данным НАК «Казатомпром», ежегодно добывается около двух с половиной  тысяч тонн урана. Но захоронение  отходов стоит в десять раз  дороже, чем добыча урана. А у нас  до сих пор нет государственного радиоактивного могильника, отвечающего  экологическим требованиям, отсутствуют  надежные технологии утилизации ядерных  отходов. Особое место в проблеме захоронения занимает вопрос утилизации. Российский профессор, советник генерального директора МосИПО «Радон» Н. Бабаев, консультирующий казахстанских  коллег по вопросам захоронения ядерных  отходов, заявил, что в настоящее  время уже создано более сорока сценариев захоронения ядерных  отходов, заявил, что в настоящее  время уже создано более сорока сценариев захоронения ядерных  отходов, но совершенно безвредных для  человечества еще нет [1, с.49].

Как считают специалисты, для того, чтобы провести в порядок  нашу республику, убрать все опасные  отходы, нужно более 1 миллиона. Руководство  НАК «Казахстанпром» предложило идею ввоза и захоронения собственных  отходов за счет оплаты иностранными инвесторами. По словам президента НАК  «Казатомпром» М. Джакишева, проекты  захоронения способны принести доход  в размере 30 миллиардов долларов в  течении тридцати лет. Общий объем  импортируемых высокоактивных отходов  может составить несколько сотен  тысяч тонн.

Ученые проблемного  комитета движения «Невада-Семипалатинск» считают, что пока не будет научного обоснования безопасности этого  проекта для здоровья населения  республики, глубокого мониторинга  экологии территорий, где предполагается захоронение радиоактивных отходов, окончательное решение принимать  не следует. Необходимо оценить состояние  радиационной безопасности уже существующих у нас захоронений, используемых методов, технологий, средств транспортировки.

Общественные неправительственные  организации, в том числе и  движение «Невада-Семипалатинск», считают, что захоронением отходов должна заниматься только государственная  компания, которая без разрешения Правительства не имеет права  формировать частные структуры. Решение о ввозе ядерных отходов  из других государств может быть принято  лишь после того, как будет проведена  независимая экологическая экспертиза, когда населению будет гарантирована  полная экологическая безопасность. В настоящее же время нет ни социальных, ни моральных, ни научных  оснований, гарантирующих экологическую безопасность населения, для отмены статьи закона о ядерной энергетике, о запрете на ввоз ядерных отходов на территорию Казахстана.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.   Абдултапаев С.И. О некоторых вопросах внешней политики РК // Актуальные проблемы межгосударственных отношений: Межвузовский сборник научных трудов. – Алматы, 1998. - С.49-52.

2.   Абенов Е.М., Арынов Е.М. Стратегия в области внешней безопасности и оборонная политика РК // Саясат. 1997. № 10. С. 48-63.

3.   Актуальные проблемы ядерной безопасности Казахстана. // Саясат, 2004. - № 10 – С.37-40.

4.   Арбатов А.Г. Распространение ядерного оружия / Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ//http://www.armskontrol.ru/course/lektures02/aga021004a.htm

5.   Ахметов М.А Семипалатинский полигон: современная радиоэкологическая ситуация на рубеже XXI века //Доклад на международной конференции «XXI век - навстречу миру, свободному от ядерного оружия». - 2001.С.10-14.

6.   В XXI веке – покончить с ядерной опасностью. // Казахстанская правда, 2001 – 30 августа. – С.1-2

7.   Гусева Л.Ю. Экологические угрозы региональной безопасности//Analitik.2001, № 1.С.-10-12.

8.   Жусипов Б,С. Формирование эффективной геополитической безопасности Казахстана.//hhtp .www.terror.nm.ru/а 12.html.

9.   Иволга Д. Мир на грани ядерной войны. //http://www.utro.ru/artikles.//200401271816shtml

10. Каганов С. Нераспространение  ядерного оружия и ядерное  вооружение в ново веке//http://Europe.rsuh.ru/iournal12.2001.1/4htm

11. Казахстан к безъядерному  будущему. // Мысль, 2007, –№ 5 – С.41-45.

12. Лаумулин М.Т. Проблемы  современной безопасности Казахстана // Казахстан-Спектр. 1998.-№1. С.21-32.

13. Многоликий ядерный  терроризм//Ядерный контроль.2003г.- №  1 – С.

14. Назарбаев Н.А. В потоке  истории. - Алматы: «Атамура», 1999.-294 с.

15. Назарбаев Н.А. Казахстан  - 2030. Послание президента страны  народу Казахстана. – Алматы, 1997 – 26 с.

16. Назарбаев Н.А. Казахстанский  прорыв. Интервью Н.Назарбаева.// Казахстанская  правда, 2006- 30 декабря. – С.2-3.

17. Новейшая история Казахстана: Сборник документов. – Алматы: Санат, 1998. – Т.1.- 320 с.

18. Полигоны в Казахстане  – боль народа// Общество, 2008 -№  2 – С.7-12

19. Поттер У. Оценивая  опасность ядерных хищений из  государств бывшего Советского  Союза // Ядерный контроль- 1996 №  13 – С.10-14.

20. Рыжкова Т.Н. Атомная  энергетика – глазами энергетиков//Евразия  2002- № 5. С. 23-25.

21. Токаев К. Свет и  тень. – Астана, 2007 – 571 с.

22. Тухватулин Ш.Т., Такибаев  Ж.С. Национальный Ядерный центр  РК: военное наследие и мирное  развитие // Доклад на международной  конференции «XXI век – навстречу  миру, свободному от ядерного  оружия» - 2001.- С.11-12.

23. Указ Президента Казахской  Советской республики о закрытии  семипалатинского испытательного  ядерного полигона - Казахстанская  правда,1991,30 августа С.330.

24. Ядерная угроза в  Азии. // Время, 2009, № 2- С.3-9 .

25. Ядерное нераспространение.  В 2-х томах. Т.1/ Под общ.ред.  В.О. Орлова.- М.: ПИР-Центр, 2002.-528с. 

26.  Соглашение между государствами-участниками и СНГ по Стратегическим силам. Нераспространение ядерного оружия/Сборник документов. - М.: Международные отношения, 1993.-240 с.- С.228.

27. Назарбаев Н.А. Эпицентр  мира. – Астана: Елорда, 2001.- 294 с.

28. Айтхожина А. Политико-правовое  обеспечение ядерной безопасности  республики Казахстан // Аналитик. 2004,№ 4-С.10-16.

29. Ашимбаев М. К проблеме  формирования системы региональной  безопасности // Аналитик. 2001,- № 1-С  6-8.

30. Киссинджер Г.Я. Ядерное  оружие и внешняя политика. –  М.: Воениздат, - 1959-185с.

31. Арбатов А. Национальная  идея и национальная безопасность // Мировая экономика и международные  отношения, 1998 – М., № 5-6.

32. Белов П.Г. Законодательство  и национальная безопасность // Свободная  мысль. – М., 1996 - № 7. – С.44-49.

33. Леснов М.А. Методологические  основы построения модели безопасности  социальных систем // Проблемы глобальной  безопасности. – М.: ИНИОН, 1995 –С. 90-106.

34. Абдулпатаев С.И. Первые  шаги казахстанской дипломатии // Акикат.1995 - №3.-С.25-32.

35. Аженов М.С. Социальная  стратификация и средний класс  // Мысль. – 1995 - №9. – С.22-26.

36. Байдельдинов Л.А. Республика  Казахстан как политическая реальность, перспективы демократии // Республика  Казахстан: политика и развитие. – Алматы: КазГНУ – ИРК, 1996 –  С. 28-34.

37. Бакаев Л.К. Политика  военного строительства в Республике  Казахстан: в контексте истории  и современности. – Астана: Елорда 2000-160с.

38. Арынов Е.М. Стратегия  в области внешней безопасности  и оборонная политика Республики  Казахстан // Саясат – Policy. №  10. 1997.

39. Касенов У. Безопасность  в Центральной Азии глобальные, региональные и национальные  проблемы. – Алматы. Университет  Кайнар, 1998-280с.

40. Нурмагамбетов С. Вооруженные  силы Казахстана проблемы и  перспективы // Казахстанская правда, 24 ноября 1994года, № 3-С.6-8.

41. Сакенбаева А.Т. Национальная  безопасность: сущность и приоритеты // Казахстанская философия канун  XXI века.- Алматы. Ақыл кітабі, 1998.- С.164-168.

42. Кадыржанов Р.К. Консолидация  политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. –  Алматы: институт философии и  политологии МНиВО, 1999.-166с.

43. Хлюпин В.Н. Казахстан  сквозь призму футорологии: мнимые  и реальные угрозы безопасности // Зеркало.1994. - №7.-С.10.

44. Сатпаев Д., Сианов М.  Национальная безопасность республики  Казахстан: опыт определения // Евразийское сообщество. – 1998.№  4.С.58-59.

45. Назарбаев Н.А. Критическое  десятилетие. //Алматы «Атамура».2003.-239с.-96.

46. Назарбаев Н.А.Казахстан  2030. Процветание, безопасность и  улучшение благосостояние всех  казахстанцев // Казахстанская правда. – 1997.-13 октября.

47. Смолин О.Н. Образование  и национальная безопасность // Свободная  мысль. – М.,1996. - № 11.-С.75.

48. Жусипов Б.С. Республика  Казахстан проблемы политики  безопасности / Под редакцией профессора  Т.С. Сарсенбаева. – Алматы. Институт  философии и политологии МОН  РК., 2001, 229с. 

49. Европа и Россия: Проблемы  южного направления: Средиземноморье  — Черноморье — Каспий. — М., 1999.

50. Ельцин Б.Н. Россия  на рубеже эпох: Послание Президента  Российской Федерации Федеральному  Собранию 30.03.1999 г- М., 1999.

51. Загладии Н. «Новый  мировой беспорядок» и внешняя  политика

России//МЭ и МО. 2000.

52.  Загорский А. Содружество, год спустя // Международная жизнь;1993. №5, С.10

53. Зимонин В.П. Новая  Россия в новой Евразии: проблемы  комплексного обеспечения безопасности. — М., 1997.- 175 с.

54. Иванов И.С. Внешняя  политика России и мир: Статьи  и выступления. М., 2000. – 432 с. 

55. Каримов И.А. Узбекистан: Свой путь обновления и прогресса. 1992. – 256 с.

56.  Каримов И.А. Наша высшая цель — независимость и процветание

Родины, свобода и благополучие народа. Ташкент, 2000. – 286 с.

57.  Каримов И.А. Узбекистан: Свой путь обновления и прогресса. Ташкент, 2000. – 211 с.

58. Киссинджер Г. Дипломатия. — М., 1997.- 321 с.

59.  Кортунов С.В. Контроль за вооружением и интересы России.— М., 1997. – 429 с.

Информация о работе Методические основы исследования проблем ядерной безопасности