Мировоззрение и повседневная жизнь советских граждан (1970-1980-е гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

На мировоззрение и модели повседневной жизни советских граждан влияли политические и экономические процессы в СССР. Общей тенденцией стало нарастание противоречий, можно сказать, что противоречия были во всем, вылились эти противоречия в конфликт между официальным и неофициальным.
В политике в 1970 - 1980-е годы в СССР проявились следующие тенденции:
1. Свертывание либеральных начинаний хрущевской поры.
2. Идеологизация науки и культуры.
3. Твердое партийное руководство общественным и культурным процессом, жесткой официальной линией.
4. Бюрократизация духовной жизни страны (созданием всевозможных комитетов, комиссий, всеобъемлющим контролем, усилением цензуры).

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории Мировоззрение и повседневная жизнь советских граждан.docx

— 52.19 Кб (Скачать файл)

Мировоззрение и повседневная жизнь советских граждан

(1970-1980-е гг.)

 

  1). Духовная жизни и мировоззрение советских граждан

 

На мировоззрение и модели повседневной жизни советских граждан влияли политические и экономические процессы в СССР. Общей тенденцией стало нарастание противоречий, можно сказать, что противоречия были во всем, вылились эти противоречия в конфликт между официальным и неофициальным.

В политике в 1970 - 1980-е годы  в СССР проявились следующие тенденции:

1. Свертывание либеральных начинаний хрущевской поры.

2. Идеологизация науки и культуры.

3. Твердое партийное руководство общественным и культурным процессом, жесткой официальной линией.

4. Бюрократизация духовной жизни страны (созданием всевозможных комитетов, комиссий, всеобъемлющим контролем, усилением цензуры).

5. Административное, идеологическое и уголовное преследование инакомыслящих.

6. Ограничение на знакомство с западной культурой.

7. Усиление идеологического и административного диктата над всеми сферами общественной жизни и контролем за «умами людей».

8. Жесткая регламентация тематики в развитии культурной жизни страны.

Противоречие между заявлениями партийных идеологов и реальностью было главной особенностью духовной жизни общества в эти годы. Уже со второй половины 60-х гг. люди перестали доверять официальной пропаганде. Постепенно построение коммунизма из главного лозунга дня превратилось в повод для многочисленных анекдотов и насмешек. Это вело к тому, что утрачивался идейный стимул к труду (экономического же не было и раньше).

Концепция «развитого социализма, была настолько туманна и непонятна даже партийным лидерам, что не могла объяснять причины неудач в строительстве коммунизма. В начале 80-х потребовалось скорректировать ее. В 1982 г. было объявлено о новой концепции «дальнейшего совершенствования развитого социализма. Отмечалось, что этот процесс объективно неизбежен и настолько продолжителен, что для него потребуется целая историческая эпоха. Поскольку 1980 год прошел, а коммунизм построен так и не был (более того, как раз в это время разразился небывалый прежде дефицит на продовольственные товары повседневного спроса), было объявлено о необходимости внести изменения в Программу КПСС. Официальная идеология окончательно зашла в тупик.

Кризис коммунистической идеологии стал очевиден для части интеллигенции уже в первой половине 60-х годов. Правда, тогда еще никто не выдвигал идейных взглядов, отличных от коммунистических. Речь шла об обновлении марксизма-ленинизма, его творческом развитии. С середины 60-х в стране постепенно стало формироваться движение инакомыслящих (диссидентов). Оно изначально вобрало в себя три основных направления: правозащитное (требовавшее от властей выполнения всех тех прав, которые содержались в Конституции СССР), национально-освободительное и религиозное. Началом движения считается волна протестов и демонстраций, последовавшая после ареста в 1965 г. писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля. Их обвинили в публикации своих произведений за границей и приговорили к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая, не подконтрольная властям общественная организация - Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Е. Горбаневская, С. А. Ковалев и др.). В 1976 г. в Москве образовалась группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР во главе с Ю. Ф. Орловым. Идейная основа движения диссидентов была представлена как либералами (которые считали основой основ обеспечение свободы и прав конкретного человека), так и националами (они полагали, что главной целью должно стать построение или возрождение национального государства). Главным теоретиком либеральных диссидентов выступал А. Д. Сахаров, националистических  - А. И. Солженицын.

Впервые за долгие годы инакомыслие проникло в ряды армии. В 1969 г. был раскрыт «Союз борьбы за демократические права», состоявший из офицеров Балтийского флота. В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» капитан 3-го ранга В. Саблин сумел вывести корабль из Риги в Ленинград, с тем чтобы обратиться к руководству страны с воззванием против казнокрадства, демагогии, показухи и лжи, царящих в обществе. Поднятые в воздух бомбардировщики остановили корабль. Саблин был расстрелян за «измену Родине». Все это свидетельствовало о растущей пропасти между властью и обществом.

Власти видели в диссидентском движении лишь одну причину - «происки империалистов». Уже в середине 60-х гг. был сформулирован тезис об «обострении идеологической борьбы». Он был не чем иным, как модернизированным вариантом печально известного сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму. В 30-е гг. тезис должен был оправдать массовые политические репрессии. Обновленный» его вариант в 60 - 80-е гг. должен был объяснить непривычные для общества явления (диссидентское движение, кризис официальной идеологии и т. п.). Это было удобно не только для оправдания критики, но и для введения ряда ограничений в духовной жизни. Что касается диссидентов, то каждый из них неизбежно представал как «агент влияния» Запада или просто шпион.

Проблема гражданской ответственности становится для многих проблемой нравственного, этического выбора. Именно эта проблема гражданской ответственности, свободы личности станет ведущей темой, которая будет формировать мировоззрение советских граждан в 1970-1980-годы. Это приведет к формированию мировоззрения «диссидентов» и «совков».

Массовый переезд горожан в отдельные квартиры обострил ряд важных тенденций советского общества. В частности отдельные квартиры подтолкнули еще активнее рост индивидуализации в советском обществе. Отдельная квартира с одной стороны предоставляла возможность быть независимым от довлеющих официальных догматов, с другой стороны ускорило разрушение коллективизма в советском обществе. Массовый переезд горожан в отдельные квартиры сделал массовыми такое явление как домашние библиотеки.  Такие библиотеки собирались во многих семьях, в них непременно присутствовали собрания сочинений русских и советских писателей (М. Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, К. Г. Паустовский были в числе самых читаемых советских классиков).

 В стране существовал  настоящий «голод» на хорошую книгу. Ежедневно выходило 4,3 млн экземпляров книг и брошюр (более 1,5 млрд в год, данные 1971 г.), число наименований к концу десятилетия достигло 85 тыс. Но очень значительную часть этой продукции составляла общественно-политическая литература — произведения Маркса, Энгельса, Ленина, программные выступления руководителей КПСС, документы съездов и пропагандистские материалы. Их изучение входило в обязательную программу старших классов школ, вузов и специально организованной системы повышения общественно-политической подготовки, в которую была вовлечена значительная часть взрослого населения. В таких мерах, которые должны были способствовать формированию «правильного» мировоззрения, власти видели эффективный путь контроля над умами людей. Открыто критиковать партийные установки и саму систему идеологического воспитания мало кто решался, но на протяжении 1970—1980-х гг. наблюдался стойкий рост скептического отношения к этим пропагандистским усилиям власти при внешнем соблюдении «правил игры».

Именно в эти годы в среде интеллигенции укореняется «двоемыслие» — состояние внутреннего несогласия с идеологическими установками и с укладом жизни, который они порождали, при внешнем одобрении или примирении с действительностью, когда приходилось говорить одно, думать другое, а делать третье. Для многих уход в частную жизнь (означавший добровольное лишение возможности быстрого продвижения по службе и повышения уровня жизни) стал гражданской позицией.

Культура, литература, театр, кино стали теми сферами, где шла передовая линия конфликта власти и общества, официального и неофициального. Среди обычных советских граждан шло деление, кто следил за духовным развитием культуры, переживал, поддерживал и тех, кто не обращал внимание на эти явления, игнорировал социальную жизнь страны.

 В конце 60-х начале 70-х годов появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий «культа личности» И. В. Сталина исчезла из печати. Рассматривался вопрос о новом пересмотре отношения к Сталину, тем более что в творческой среде у этих позиций были сторонники, группировавшиеся вокруг журнала «Октябрь». До открытой реабилитации Сталина дело не дошло, но были приняты серьезные меры против тех, кто активно выражал несогласие с пересмотром политического наследия «оттепели». В 1970 г. редакцию «Нового мира» был вынужден покинуть А. Т. Твардовский. Непосредственным поводом грубого нажима на главного редактора журнала стали ходившие в самиздате списки поэмы «По праву памяти», направленной против сталинского режима и опубликованной на Западе. После ухода Твардовского «Новый мир» потерял репутацию носителя демократических настроений.

«Октябрь» также подвергся критике за «крайности» в издательской политике и низкое качество публикуемых произведений. Ликвидируя «крайности», власти стремились возродить единомыслие. «Толстые» литературные журналы имели огромную читательскую аудиторию, и контроль за их издательской деятельностью был действенным средством влияния на умы людей.

  Сфера самиздата продолжала расширяться, для некоторых представителей творческой интеллигенции она стала единственной возможностью контакта с читательской аудиторией. Ряд известных советских писателей, чьи произведения не печатались в СССР, были вынуждены под нажимом властей уехать за границу. В 1974 г. из СССР был выслан выступавший с открытой критикой власти А. И. Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 г. В Нобелевской лекции, размышляя о призвании и об ответственности писателя, Солженицын выразил убежденность в том, что, «однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель — не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он — совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом. И если танки его отечества залили кровью асфальт чужой столицы, — то бурые пятна навек зашлепали лицо писателя... спасение человечества только в том, чтобы всем было дело до всего: людям Востока было бы сплошь небезразлично, что делают на Западе; людям Запада — сплошь небезразлично, что совершается на Востоке. И художественная литература — из тончайших, отзывчивейших инструментов человеческого существа — одна из первых уже переняла, усвоила, подхватила это чувство растущего единения человечества... Одно слово правды весь мир перетянет. Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира».

 За рубежом оказались писатели В. П. Аксенов, А. Д. Синявский, В. Н. Войнович, С. Д. Довлатов, скульптор Э. Неизвестный, поэты А. А. Галич и И. А. Бродский, некоторые другие известные деятели культуры. Попытки группы писателей уже в конце 1970-х гг. наладить открытый выпуск неподцензурного издания — литературного альманаха «Метрополь» — натолкнулись на жесткое сопротивление власти и верхушки Союза писателей. Пересекавшиеся в годы «оттепели» «официальная» и «неофициальная» сферы культурной жизни стали заметнее расходиться друг с другом. В художественной среде четко обозначился водораздел между работавшими в рамках привычных идейных установок и теми, кто искал новые формы творческого самовыражения. Свобода творчества последними рассматривалась как высшее проявление свободы личности. Выражение внутренней свободы стало тем камертоном, по которому настраивалось «настоящее» (т. е. свободное) искусство.

Художественная жизнь 1970—1980-х гг. была, несмотря на жесткие цензурные ограничения, яркой и насыщенной. Крупные культурные события вызывали огромный интерес. Аудитория читателей современной литературы исчислялась миллионами, в литературе искали ответы на волновавшие общество проблемы. Поэзия постепенно отступала перед прозой, размышлявшей о духовном мире современника и об ответственности человека за свой моральный выбор. Печатавшиеся в «толстых» журналах произведения известных и любимых авторов передавались из рук в руки, книжные издания нельзя было купить в магазине, даже если они выходили многотысячными тиражами.

 Огромный резонанс  вызывали произведения, без прикрас, трезво рисующие нелегкую жизнь  советской деревни. Собирательно  авторов называли «деревенщиками». Это были люди разного уровня  талантливости, в совокупности образовавшие  целое литературное направление. Крупнейшие из писателей —  В. Распутин, В. Белов, В. Шукшин, В. Астафьев, Б. Можаев, С. Залыгин, Ф. Абрамов, В. Солоухин — оставили значимый след в русской литературе. Они следовали великой традиции русского критического реализма, стремясь изображать жизнь как она есть. Их творчество было пронизано высоким моральным пафосом. В ответ на урбанизацию и умирание деревни они призывали к раскрытию былых ценностей крестьянского мира, уважению к памяти предков и к преемственности поколений.

Уважение к отечественной истории, стремление вернуться к национальным корням выразились в успехах движения в защиту памятников истории и культуры. Его истоки относились ко второй половине 1950-х гг., когда активное городское строительство привело к массовому разрушению многих ценных архитектурных объектов, по размаху сопоставимому с уничтожением исторической застройки в 1930-х гг. Инициатором движения стал один из крупнейших отечественных специалистов-реставраторов П. Д. Барановский. В 1964 г. по его инициативе был создан клуб «Родина», члены которого безвозмездно работали на восстановлении Крутицкого подворья в Москве.

В 1965 г. при Русском музее в Ленинграде был создан клуб «Россия». Оба клуба повели активную просветительскую деятельность. Большое участие в ней принимали художники С. Т. Коненков и П. Д. Корин, писатели Л. М. Леонов и В. А. Солоухин, певец И. С. Козловский, космонавт А. А. Леонов, журналист В. М. Песков. В феврале состоялся учредительный съезд Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Пять лет спустя членами общества было уже около 6 млн человек.

На рубеже 1970—1980-х гг. движение в защиту памятников истории и культуры вступило в новый этап, связанный с именем академика Д.С. Лихачева. Он выдвинул особое понятие — «экология культуры». Лихачев поставил задачу бережного сохранения не просто отдельных памятников, а окружающей человека среды, созданной «культурой его предков и им самим». Этой заботе об экологии культуры в значительной мере были посвящены его книги «Заметки о русском» (1981), «Земля родная» (1983) и «Письма о добром и прекрасном» (1985), специально адресованные молодому поколению.

Опубликованная в журнале «Дружба народов» в 1976 г. повесть Ю. Трифонова «Дом на набережной» — рассказ о человеческой судьбе, исковерканной сталинской эпохой, — вызвала бурную общественную реакцию. Повести Трифонова о повседневной жизни и мироощущении горожан («Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание») также стали важным общественным событием. Сама тема была новой для современной литературы.

Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экран вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника («Доживем до понедельника», реж. С. И. Ростоцкий, 1969, «У озера», реж. С. А. Герасимов, «Начало», реж. Г. И. Панфилов, оба 1970). Они чутко уловили общественную атмосферу начала 1970-х гг. и собрали огромную зрительскую аудиторию.

Обостренный интерес к художественному творчеству, связанному со словом, отчасти компенсировал отсутствовавшую публичную политическую дискуссию. Не случайно в центре общественного внимания оказался театр. Театральное искусство переживало настоящий взлет. Яркий публицистический характер отличал постановки знаменитой московской Таганки (Театра на Таганке под руководством Ю. П. Любимова).

В иной стилистике работал Ленком (московский Театр им. Ленинского комсомола, которым с 1973 г. руководит М. А. Захаров). На его сцене в 1970-е гг. появились обращенные к молодежной аудитории мюзиклы, а в 1981 г. первая советская рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка бросила вызов привычным сценическим канонам и стала символом самозабвенного творческого единения театра со своим зрителем. Настоящий расцвет переживал ленинградский Большой драматический театр (БДТ), в труппе которого режиссер Г. А. Товстоногов собрал созвездие замечательных актеров. Популярными у молодого зрителя были спектакли молодежных театров-студий и самодеятельное театральное творчество.

Информация о работе Мировоззрение и повседневная жизнь советских граждан (1970-1980-е гг.)