Митрополит Алексий и Сергий Радонежский жизнь и деятельность
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:08, реферат
Краткое описание
Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла Русская православная церковь. Это выражалось в том , что церковные деятели – митрополиты, руководители крупных монастырей оказывали мощную моральную поддержку московским князьям, не жалели денег на организацию русского войска, вдохновляли русских князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель.
Содержание
Введение 3 Основная часть 4 Глава 1. Митрополит Алексий 4 Глава 2. Сергий Радонежский 16 Заключение 25 Список источников и литературы 27
Митрополит Алексий и Сергий
Радонежский жизнь и деятельность.
Выполнила: студентка 1 курса
группы БХ-13 Колесникова Арина
Проверила: кандидат исторических
наук, доцент
Шуршикова Анна Владимировна
Нижний Новгород 2014
Оглавление
Введение
Большую роль в объединении
русских земель вокруг Москвы, в борьбе
Руси с иноземными захватчиками сыграла
Русская православная церковь. Это выражалось
в том , что церковные деятели – митрополиты,
руководители крупных монастырей оказывали
мощную моральную поддержку московским
князьям, не жалели денег на организацию
русского войска, вдохновляли русских
князей, воевод, простых воинов на защиту
родных земель.
Не случайно, что появление
церковных деятелей, просветителей и священнослужителей,
которые собственным примером жизни и
деятельности побуждали русский народ
к консолидации и подвигу, во имя освобождения
от чужеземных захватчиков.
Большое влияние на всю русскую
жизнь оказал Митрополит Алексий и святой
Сергий Радонежский.
Основная часть
Глава 1. Митрополит
Алексий
Митрополит Алексий (в миру
— Елевферий Федорович Бяконт) — митрополит
Киевский и всея России, святитель, государственный
деятель, дипломат. В церковных текстах
именуется митрополитом Московским и
всея России чудотворцем.
Родился в Москве в семье боярина
Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев
из Чернигова. Семейство будущего Первосвятителя
занимало заметное место среди московского
боярства конца XIII—XIV. Боярами были его
младшие братья — Феофан (Фофан), родоначальник
Фофановых, и Александр Плещей, родоначальник
Плещеевых
Постриг
Согласно житию, выучившись
грамоте в раннем возрасте, святитель
Алексий уже в отрочестве начал мечтать
о монашеской жизни, после того как однажды,
уснув на ловле птиц силками, услышал голос,
называющий его монашеским именем и предвещающий
стать «ловцом человеков».
19 лет пострижен, по свидетельству
жития преподобного Сергия Радонежского,
в Богоявленском монастыре в
Загородье (современный Китай-город), старшим
братом преподобного Сергия игуменом
Стефаном, духовником великих князей;
однако, по другим достоверным источникам,
связь святителя и его рода с этой обителью
не прослеживается.
Начало церковной деятельности
Примерно до 40 лет Алексий вёл
монашескую жизнь. О большей части этого
периода известно лишь, что святитель
Алексий «всяко благоизволение иноческого
жития исправле и всяко писание Ветхого
и Нового закона проиде». Несомненно, в
это время он продолжал сохранять связи
с великокняжеским двором. По инициативе
великого князя Симеона Иоанновича Гордого
Алексий был назначен наместником престарелого
митрополита Феогноста и переселился
на митрополичье подворье. Возможно, в
период наместничества он выучил греческий
язык.
Митрополит Феогност ещё при
жизни благословил Алексия «в свое место
митрополитом». 6 декабря 1352 Алексий был
посвящён в епископа во Владимир-на-Клязьме.
Тем самым на короткое время была восстановлена
Владимирская епархия, упраздненная в
1299 в связи с переселением Киевских митрополитов
во Владимир; после возведения святителя
Алексия в сан митрополита кафедра вновь
была ликвидирована.
Государственно-дипломатическая
деятельность
В Константинополь было направлено
посольство от великого князя Симеона
Иоанновича и митрополита Феогноста для
получения согласия Патриарха на утверждение
кандидатуры святителя Алексия. Уже в
это время роль святителя Алексия в государственных
делах Великого княжества Московского
была весьма велика: согласно духовной
грамоте великого князя Симеона , будущий
митрополит оставался советником его
младших братьев — князей Ивана и Андрея.
По возвращении в Москву посольства,
заручившегося согласием Патриарха Филофея,
святитель Алексий отправился в Константинополь.
По дороге он получил в Орде проезжую грамоту
(ярлык) от Тайдулы, жены хана Джанибека:
грамотой свита, обоз и имущество святителя
защищались от всех возможных посягательств,
«коли к Царьграду пойдет». В столице Византии
святитель Алексий провел около года.
Настольная грамота Патриарха Филофея
новому митрополиту датируется 30 июня
1354 г., согласно ей, святитель Алексий,
не будучи греком, возводился в сан митрополита
в виде исключения, за его добродетельную
жизнь и духовные достоинства. Для помощи
в управлении епархией ему придавался
в качестве экзарха диакон Георгий Пердика,
который, вероятно, недолго исполнял эти
обязанности, так как уже в 1361 г. он вновь
действовал в Константинополе. Той же
грамотой, по просьбе святителя Алексия,
Владимир-на-Клязьме был утверждён в качестве
местопребывания Русских митрополитов
с сохранением за ними Киева в качестве
первого престола.
Выдвижение и одобрение Константинопольским
Патриархом преемника митрополита Феогноста
при жизни последнего были вызваны стремлением
сохранить единство митрополии и ограничить
вмешательство в дела Церкви неправославных
светских правителей, поскольку к тому
времени территория Киевской митрополии
в политическом отношении была подвластна
помимо русских князей частично польским
королям-католикам и язычникам — великим
князьям литовским. С конца XIII периодически
повторялись попытки создания отдельных
митрополий на юго-западнорусских землях,
первоначально по инициативе православных
галицко-волынских князей, позднее — польских
королей и великих князей литовских. Особенно
эти попытки усилились при великом князе
Ольгерде, подчинившем большинство западных
и юго-западнорусских земель и претендовавшем
на господство над всеми русскими княжествами.
Этим планам препятствовало существование
неподконтрольной ему Церкви, глава которой
с конца XIII в. находился в Великом княжестве
Владимирском. Ольгерду нужен был особый
митрополит для собственных владений
либо Всероссийский, но подчиняющийся
великому князю литовскому.
Вернувшись на Русь, святитель
Алексий поставил епископов: Игнатия в
Ростов, Василия в Рязань, Феофилакта в
Смоленск и Иоанна в Сарай. Но уже через
год после возвращения — осенью 1355 г.-
он отправился вновь в Константинополь
(куда ещё раньше прибыл его соперник Роман)
решать вопрос о правомочности раздела
митрополии. По словам летописца, «тамо
межи ими бысть спор велик и грьцем дары
от них великы». Результатом явилось подтверждение
со стороны Патриарха прежних условий,
и свт. Алексий зимой 1355/1356 г. вернулся
на Русь. На обратном пути он попал в бурю
на Чёрном море и дал обет в случае спасения
основать монастырь. По этому обету был
создан Андроников в честь Нерукотворного
Образа Спасителя монастырь в Москве.
В августе 1357 по приглашению
ханши Тайдулы святитель Алексий ездил
в Орду и исцелил её от глазной болезни.
Сохранился ярлык, данный в ноябре этого
года Тайдулой святителю Алексию, традиционный
по содержанию: согласно нему, Русская
Церковь, молящаяся за ханов, освобождается
от всех даней, поборов и насилий со стороны
светских властей. По позднему преданию,
кроме ярлыка в благодарность за исцеление
Тайдулы святитель Алексий получил также
земельный участок в Московском Кремле,
занятый ордынским подворьем (или ханскими
конюшнями).
В Кремле в 1365 святитель Алексий
заложил каменный храм во имя Чуда архангела
Михаила в Хонех и основал при нём Чудов
монастырь. Согласно житию, святитель
Алексий вел в Орде в присутствии хана
прение о вере. Во время пребывания святителя
Алексия в Орде здесь началась междоусобица,
вызванная болезнью хана Джанибека и его
убийством, но митрополит благополучно
вернулся на Русь.
Отношения с Литвой
Отношения между Киевским (в
Москве) и Киево-Литовским митрополитами
продолжали оставаться напряженными.
Опираясь на военные успехи Ольгерда,
подчинившего своей власти к кон. 50-х гг.
XIV в. Брянское княжество, ряд смоленских
уделов и Киев, Роман, в нарушение условий
поставления на митрополию, распространил
свою власть на Брянск и первопрестольный
центр митрополии. В январе 1359 г., во время
смоленско-московско-литовских военных
действий, святитель Алексий отправился
в Киев (вероятно, чтобы заручиться поддержкой
южнорусских князей), но был захвачен Ольгердом,
ограблен и заточен, самая его жизнь находилась
в опасности. Однако святителю Алексию
удалось бежать, и в 1360 г. он вернулся в
Москву. В том же году, вновь нарушая условия,
митрополит Роман прибыл в Тверь. В 1361
г. по жалобам святителя Алексия Патриарх
Каллист разбирал вопрос о границах Киевской
и Литовской митрополий, подтвердив условия
1354 г.
За время отсутствия святителя
Алексия в Москве умер великий князь Иоанн
Иоаннович, и святитель Алексий оказался
фактически одним из регентов при малолетнем
Димитрии. В этих условиях в первую половину
правления великого князя Димитрия Иоанновича
роль святителя Алексия, бывшая значительной
уже в годы «тихого и кроткого» Иоанна
Иоанновича, ещё более возросла. Ярлык
на великое княжение владимирское получил
суздальский князь Дмитрий Константинович,
и юный московский князь временно лишился
многих территориальных приобретений
— «купель» своего деда Ивана Калиты.
Возможностью нового подъема Московское
княжество и его династия во многом обязаны
святителю Алексию, связавшему с ними
судьбу митрополии и использовавшему
в их интересах свой авторитет Первосвятителя.
Это был глубоко осознанный выбор, сделанный
задолго до регентства при князе Димитрии
Иоанновиче.
Церковная политика Ольгерда
не давала святителю Алексию возможности
компромисса, позиции невмешательства
в борьбе между двумя соперничавшими политическими
центрами — Москвой и Литвой, даже если
оставить в стороне московские корни и
связи святителя Алексия, Великому князю
литовскому нужно было не сотрудничество
с Православной Церковью, а её подчинение
его политическим планам. Язычник, стоящий
во главе государства, подавляющее большинство
населения которого составляли православные,
женатый дважды на русских княжнах и связанный
брачными союзами с православными князьями,
Ольгерд не мог, разумеется, игнорировать
существование Церкви, но смотрел на неё
главным образом как на вспомогательный
инструмент своей внешней и внутренней
политики. Обязательным условием своего
обращения в Православие и крещения языческой
Литвы в переговорах со Вселенским Патриархом
он ставил создание особой подвластной
ему митрополии. Такая митрополия за годы
его правления создавалась дважды (в 1355
и 1375), однако ответного шага за этим не
последовало — сам Ольгерд крестился,
по преданию, только на смертном одре.
Поэтому, по всей видимости, святитель
Алексий даже не колебался в своем выборе
между упорным огнепоклонником и православными
московскими князьями, чьи предки в свое
время оказали существенную поддержку
святому митрополиту Петру в трудную для
него минуту.
Периоды сравнительно мирных
отношений между Ольгердом и святителем
Алексием были нечасты и непродолжительны.
Наиболее значительный из них пришёлся
на 1363—1368 гг., когда после смерти митрополита
Романа (1362) святитель Алексий ездил в
Литву и, очевидно, достиг там какого-то
соглашения с великим князем, в результате
чего поставил епископа в Брянск. Затем,
следующим летом, святитель Алексий крестил
в Твери дочь Ольгерда, привезенную из
Литвы её бабкой, вдовой тверского князя
Александра Михайловича Анастасией.
Противостоянию Великого княжества
Владимирского экспансии Литвы на восток
и захвату литовскими великими князьями
русских земель препятствовало отсутствие
среди русских князей политического единства.
На Владимирский великий стол наряду с
московскими Даниловичами в конце 50-х
— 60-х гг. XIV в. претендовал суздальский
князь Дмитрий Константинович (в 1359—1362
даже занимавший его реально), а в 1371—1374
и в 1375 гг.- князь Михаил Александрович
Тверской. Первоочередной задачей святителя
Алексия как руководителя московской
политики являлось установление равновесия
сил в регионе при главенстве Москвы и
по возможности восстановление политического
и церковного влияния в Смоленске и Брянске,
достигнутого великим князем Симеоном
Иоанновичем и утраченного с утерей его
малолетним племянником владимирского
стола. Опора на авторитет митрополита
всея Руси позволяла в это время великому
князю Димитрию Иоанновичу игнорировать
ярлыки на великое княжение, выдававшиеся
его соперникам в раздираемой усобицами
Орде часто сменявшимися ханами и претендентами
на сарайский трон, и отстаивать свои интересы
силой оружия. Одновременно с той же целью
святитель Алексий стремился не допустить
возобладания пролитовских сил в тех севернорусских
княжествах, где они имелись (семейство
князя Александра Михайловича в Твери,
зять Ольгерда Борис Константинович Городецкий
в Нижегородском княжестве), выступая
в качестве верховного арбитра во внутридинастических
распрях. При верности интересам Москвы
его политика была в этих вопросах весьма
взвешенной и не носила характера грубой
и неприкрытой поддержки «своих» против
«чужих». Даже тверское летописание (Рогожский
летописец), сохранившее наибольшее число
известий о деятельности святитель Алексия
и настроенное по отношению к нему не слишком
дружелюбно, лишь однажды, в связи с насильственным
задержанием в 1368 г. в Москве князя Михаила
Александровича , содержит прямое обвинение
в адрес святителя (при этом следует иметь
в виду, что для того времени подобное
насильственное задержание было весьма
мягкой формой давления на тверского князя
с целью подписания мирного договора на
московских условиях). Во всех известных
по источникам спорных ситуациях святитель
Алексий выступает как поборник освященной
временем традиции. В конфликте 1357 г. между
великим князем тверским Василием Михайловичем
и его племянниками — детьми казненного
в Орде Александра Михайловича, святитель
Алексий взял сторону старшего в роде
(и союзного Москве) князя против Всеволода
Александровича, претендовавшего на тверской
стол. В 1363 г., после смерти нижегородского
князя Андрея Константиновича, митрополит
поддержал недавнего соперника Москвы
суздальского князя Димитрия в его противоборстве
с младшим братом Борисом, захватившим
в обход прав старшего Нижний Новгород.
По приказу митрополита его посланцы —
игумен Герасим и архимандрит Павел, прибывшие
в город для вызова князя на митрополичий
суд, «церкви затвориша». В споре из-за
наследства удельного тверского (городокского)
князя Семена Константиновича между братом
покойного, клинским князем Еремеем, и
великим кн. Михаилом Александровичем
(которому удел был завещан) в 1365 г. митрополит
поддержал ближайшего родственника; спор
послужил причиной войны между Москвой
и Тверью.
Многолетнее фактическое руководство
святителя Алексия внешней политикой
Великого княжества Московского при князьях
Иоанне Иоанновиче и Димитрии Иоанновиче
придавало московско-литовскому соперничеству
ощутимый характер религиозного противостояния
христиан и язычников, и Первосвятитель
умело использовал сложившуюся ситуацию
в интересах Православной Церкви и государственного
ядра будущей России, оказывая воздействие
на русских князей — вассалов и союзников
Ольгерда. Когда в конца 60-х гг. XIV в. смоленский
князь Святослав и ряд других князей нарушили
крестное целование, данное великим князем
Димитрию Иоанновичу о союзе против Ольгерда,
и перешли на сторону Литвы, святитель
Алексий за выступление в союзе с язычниками
против христиан отлучил их от Церкви,
отлучен был и традиционный союзник Литвы
князь Михаил Александрович Тверской,
а также поддерживавший его Тверской епископ
Василий. Эти действия святителя Алексия
получили понимание и поддержку Патриарха
Филофея, который в грамоте 1370 г. предлагал
отлученным князьям покаяться и присоединиться
к Димитрию. Однако позднее Ольгерд Литовский
перехватил инициативу и в послании к
Патриарху (отразившемуся в Патриаршей
грамоте 1371) обвинил митрополита в том,
что тот «благословляет москвичей на пролитие
крови» и освобождает от присяги литовских
подданных, переходящих на сторону москвичей.
Ещё более опасным со стороны литовского
князя было лицемерное обвинение святителя
Алексия в том, что он не занимается делами
западной части митрополии (хотя виноват
в этом был в первую очередь сам Ольгерд),
на основании чего выдвигалось требование
создать вновь отдельную митрополию для
Литвы и её союзников («на Киев, на Смоленск,
на Тверь, на Малую Россию, на Новосиль,
на Нижний Новгород»). В грамоте, посланной
в августе 1371 г., Патриарх Филофей потребовал
от святителя Алексия снять отлучение
с тверского князя и приехать в Константинополь
для судебного разбирательства по вопросу
о западнорусской пастве, оставленной
без пастырского поучения и надзора. Позднее
вызов на суд был отменен, но Патриарх
настойчиво советовал святителю добиваться
примирения с Ольгердом для беспрепятственного
окормления западнорусской паствы. Святителя
Алексий в свою очередь заявлял, что был
вынужден защищаться, поскольку великий
князь литовский хотел «приобрести себе
власть и в Великой Руси». Позже Ольгерд
выдвинул требование постоянного пребывания
митрополита в Киеве (то есть в литовской
части митрополии). В связи с этим участились
поездки Патриарших послов в Литву и к
святителю Алексию: в 1371 в Москву приезжал
Иоанн Докиан, а в 1374 — болгарин Киприан
(впоследствии митрополит Московский).
В результате во многом из-за позиции Ольгерда
единство митрополии в это время сохранить
не удалось. Ещё в 1371 Патриарх Филофей
под угрозой обращения в католичество
православного населения областей, подвластных
Польше, восстановил Галицкую митрополию,
а в 1375, уступая давлению Ольгерда, поставил
на митрополию Малой России и на Киев Киприана,
назначив его наследником святителя Алексия
на митрополичьем столе всея Руси. Объяснение
этих действий было изложено Патриархом
в грамоте, доставленной в Москву в начале
1377 послами Иоанном Докианом и Георгием
Пердикой, но здесь они не были приняты,
и Киприан в качестве преемника святителя
Алексия не получил признания. За святителем
Алексием в это время на территории Литвы
продолжал оставаться лишь Брянск, куда
он около 1375 поставил епископа Григория.