Митрополит Алексий и Сергий Радонежский жизнь и деятельность
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:08, реферат
Краткое описание
Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла Русская православная церковь. Это выражалось в том , что церковные деятели – митрополиты, руководители крупных монастырей оказывали мощную моральную поддержку московским князьям, не жалели денег на организацию русского войска, вдохновляли русских князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель.
Содержание
Введение 3 Основная часть 4 Глава 1. Митрополит Алексий 4 Глава 2. Сергий Радонежский 16 Заключение 25 Список источников и литературы 27
Посылая
своих иноков на бой с “погаными”,
Сергий нарушал церковные каноны, запрещавшие
монахам брать в руки оружие. Во имя спасения
Отечества он рисковал собственным “спасением
души”. Однако Сергий готов был принести
и эту ,самую тяжкую для монаха, жертву.
Победа на Куликовом поле была
одержана в день большого церковного
праздника —Рождества Богородицы. Это
было воспринято современниками как
ещё одно явное свидетельство небесного
покровительства Богородицы Русской земле.
Сама эта идея возникла ещё во времена
Киевской Руси и была развита Андреем
Боголюбским применительно к Владимиро-Суздальской
земле. Иван Калита, посвятив главный
храм Москвы Успению Богоматери, также
настаивал на том, что именно его владения
находятся под особым попечительством
Пречистой.
Молитва Пресвятой Богородице
сопровождала весь иноческий путь Сергия.
На его родине, Ростове, главный храм города
был посвящен Успению Богоматери. Любимой
келейной иконой подвижника была “Богоматерь
Одигитрия” (Путеводительница). Согласно
житию, он каждый день пел хвалебную песнь
Пречистой — акафист.
Совпадение личного стремления
с общим воодушевлением в области духовной
жизни часто приводит к необычайным
результатам. Судьба Сергия является тому
подтверждением. Его восхождение по лестнице
духовного совершенствования сопровождалось
мистическими прорывами в царство
духа. Игумен наяву видел ангелов и райских
птиц, неземное сияние и небесный oгонь.
Но вершиной богосозерцания, которого
удостоился святой, стало чудесное явление
Богородицы ,событие, отозвавшееся далеко
за пределами Троицкого монастыря.
Однажды Сергий долго и самозабвенно
молился перед иконой Богоматери. Вероятно,
это была та самая, небольшая по размерам,
но очень выразительная по манере изображения
икона Одигитрии, которая до сих пор хранится
в музее Сергиева Посада (бывший Загорск)
и, согласно старой монастырской традиции,
считается любимой келейной иконой Сергия.
Закончив молитву, старец обратился
к своему ученику, келейнику (т.е. жившему
с ним в одной келье монаху) Михею, со словами:
“Чадо! Будь бдителен и бодрствуй, потому
что видение чудесное и ужасное будет
нам сейчас”.
И тут же раздался голос: “Вот
Пречистая грядет!” Услышав голос, Сергий
стремительно вышел из кельи. “И вот свет
ослепительный, сильнее солнца сияющий,
ярко озарил святого; и видит он Пречистую
Богородицу с двумя апостолами, Петром
и Иоанном, в несказанной светлости блистающую.
И когда увидел Её святой, он упал ниц,
не в силах вынести нестерпимый этот свет,
—повествует автор “Жития Сергия”. —
Пречистая же своими руками прикоснулась
к святому говоря: „Не ужасайся, избранник
мой! Ведь я пришла посетить тебя. Услышана
молитва твоя об учениках твоих, о которых
ты молишься, в об обители твоей..."”Богоматерь
обещала Сергию и впредь защищать монастырь
от опасностей и оказывать ему покровительство.
“Сказав это, стала она невидимой”
Это, несомненно, было
добрым предзнаменованием не
только для монастыря, но и
для всей Руси. Автор жития
сообщает точную дату “явления”,
ограничившись лишь косвенным
указанием- в пятницу. Некоторые биографы
Сергия считали, что данное событие
произошло в конце 1379 г. в обстановке
тревожного ожидания большой войны с татарами.
В этом случае оно приобретало значение,
которое служило для русских людей вестием
грядущей победы над ордынцами.
Вскоре после кончины троицкого
игумена “явление Богоматери Сергию”
стало одной из тем для иконописцев. Они
изображали “векикого старца” предстоящим
Пречистой. Одна из таких икон — “Явление
Богоматери Сергию”, написанная в конце
XVI в. на доске от старой гробницы святого,
— стала святыней русских воинов. Она
сопровождала русских воинов во многих
кампаниях, начиная от войны с Польшей
1654—1667 гг. и кончая Первой мировой
Вечер жизни Сергия был тихим
и ясным: окружённый многочисленными учениками.,
горячо почитаемый всем народом— от великого
князя до последнего нищего. До наших дней
сохранился выполненный в первой четверти
15 века шитый покров с изображением Сергия.
Предполагают ,что он передаёт реальные
особенности радонежского игумена.
Необычайно выразительно— скуластое
худощавое лицо, обрамлённое густых рыжеватых
волос и широкой, уже тронутой сединой
бородой.
За полгода до кончины Сергий
передал игуменство своему ученику Никону
и “начал безмолвствовать”. Отрешённый
от всего мирского внимательно-сосредоточенный,
он словно готовился к далёкому пути. В
сентябре 1392 г. недуг стал совсем одолевать
старца. Предчувствуя жение смерти, он
велел собрать монахов — обратился к ним
с последним наставлением. Более всего
он просил братию хранить любовь и единомыслие,
душевную и телесную чистоту, смирение
и “страннолюбие” — заботу о нищих и
бездомных. 25 сентября 1392 г. великий
старец отошёл в мир иной.
Уже вскоре после кончины Сергий
стал почитаться троицкими монахами
как святой. В 1422— 1423 гг. над могилой Сергия
был выстроен каменный собор во имя
Троицы. Роспись собора и его иконостас
были наполнены артелью под начальством
Андрея Рублёва. Эти стенописи не дошли
до настоящего времени: они были заменены
на новые в 1635 г.
Скромному радонежскому игумену
суждено было обрести бессмертие
не только в памяти и делах своих учеников
и последователей, но также и в истории
Российского государства. Московские
государи считали его своим небесным покровителем
и заступником. Они часто ездили в Троицкий
монастырь на богомолье. К образу Сергия
обращались в тяжёлые для России времена.
Имя Сергия было и остаётся
символом духовного богатства русского
народа.
Заключение
Во времена Митрополита Алексия
и Сергия Радонежского русская православная
церковь всеми силами защищала и поддерживала
объединение русских земель вокруг Москвы,
укрепление великокняжеской власти и
создание централизованного государства.
Благодарные великие князья всячески
поддерживали церковь, предоставляли
ей новые земельные владения, делали в
монастыри и церкви богатые вклады деньгами,
дорогими вещами, предоставляли церковным
земельным собственникам налоговые льготы,
позволяли им самим судить и рядить живущих
на их землях людей.
Митрополит Алексий встал рядом
с Дмитрием Ивановичем, когда тот в мальчишеском
возрасте занял родительский трон. Он
поддерживал Дмитрия во всех его патриотических
делах. Это был умный, образованный, обладающий
твердым характером человек. И одновременно
отличался благочестием и скромностью
в личной жизни. Алексий был настоящим
пастырем душ человеческих. Митрополит
Алексий использовал авторитет церкви,
чтобы предотвратить княжеские междоусобицы
в Нижнем Новгороде. Когда Русско – литовская
война грозила окончательно расколоть
общерусскую церковь, руководство вселенской
православной церкви решительно встало
на сторону Москвы. В 1370 году патриарх
Филофей подтвердил постановление, «чтобы
литовская земля ни под каким видом не
отлагалась и не отделялась от власти
и духовного управления митрополита Киевского»
(Алексия).
В июне того же года в разгар
русско – литовской войны патриарх обратился
с обширными посланиями к митрополиту
Алексею и русским князьям. Филофей полностью
одобрил деятельность Алексея и советовал
ему и впредь обращаться в Константинополь
по церковным и государственным делам
ввиду того, что русский «великий и многочисленный
народ» требует и великого попечения:
он «весь зависит от тебя (митрополита
Алексия. – Р.С.), и потому старайся, сколько
можешь, поучать и наставлять его во всем».
Филофей убеждал всех русских
князей оказывать почтение и послушание
митрополиту Алексею как представителю
патриаршей власти, заместителю самого
патриарха, «отцу и учителю душ». Одновременно
глава вселенской церкви решительно осудил
нападения Литвы на Москву, а князей, помогавших
литовцам, заклеймил как нарушителей божественных
заповедей. Позднее Алексий был канонизирован
Русской православной церковью.
Большое влияние на всю русскую
жизнь оказал святой Сергий Радонежский.
Уже в отроческом возрасте Серий отличался
склонностью к уединению, книжному чтению,
к постоянному труду и высокой религиозностью,
которая удивляла окружающих.
Впервые на Руси Сергий организовал
монастырь на новой, общежительной основе.
Это означало, что в отличие от прежних
особножительных или келийных монастырей
теперь все монахи жили одним общим хозяйством,
не имели личного имущества и не могли
заниматься личным предпринимательством.
Сергий призвал их жить в братстве, любви
и служить друг другу. Сам он, уже будучи
игуменом монастыря, часто помогал братьям
– монахам, таскал бревна, чинил их жилища,
выполнял другую тяжелую работу.
Сюда, к Сергию, к святым отцам,
тянутся люди за советом, утешением, отпущением
грехов, духовной поддержкой, здесь же
селятся крестьяне. Монастырь начинает
обрастать деревеньками.
При участии Сергия и по его
благословению на Руси возникают в лесных
дебрях десятки новых монастырей. Их основывают
ученики и соратники Сергия. Постепенно
идет преображение глухих лесных углов,
там зарождается жизнь. Не случайно имя
Сергия знала вся Русь, не случайно к его
голосу прислушивался и великий князь,
и последний горемыка – крестьянин.
Список источников
и литературы
Знаменский, П.В. История Русской
Церкви. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. – 474 с.
Скрынников, Р.Г. Святители и
власти. – Л.: Лениздат, 1990. – 333 с.