Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:28, реферат
По мере того, как просматриваешь различную литературу, обнаруживаешь несколько формулировок формы правления. Одни авторы дают краткое значение, другие более подробное, включающее основные характеристики. Так, например, доктор юридических наук, профессор Б.А. Страшун дает такую формулировку: под формой правления подразумевается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.
ВВЕДЕНИЕ.
1. МОНАРХИЯ. ЕЁ ПРИЗНАКИ.
2. СУЩНОСТЬ МОНАРХИИ.
3. ВИДЫ МОНАРХИИ
4. ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ МОНАРХИЙ.
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ МОНАРХА КОНСТИТУЦИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН.
6. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МОНАРХИЙ.
7. РОЛЬ МОНАРХИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:
7.1 Стабильность и благосостояние
7.2 Кто скрепляет единство народа?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.
1. МОНАРХИЯ. ЕЁ ПРИЗНАКИ.
2. СУЩНОСТЬ МОНАРХИИ.
3. ВИДЫ МОНАРХИИ
4. ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ МОНАРХИЙ.
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ
МОНАРХА КОНСТИТУЦИЯМИ
6. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МОНАРХИЙ.
7. РОЛЬ МОНАРХИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:
7.1 Стабильность и благосостояние
7.2 Кто скрепляет единство народа?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
По мере того, как просматриваешь различную литературу, обнаруживаешь несколько формулировок формы правления. Одни авторы дают краткое значение, другие более подробное, включающее основные характеристики. Так, например, доктор юридических наук, профессор Б.А. Страшун дает такую формулировку: под формой правления подразумевается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.
В.Л. Кулапов и О.О. Миронов: форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве.
Под формой правления подразумевают
организацию верховной
В свое время Аристотель
разграничивал формы правления
в зависимости от того, осуществляется
ли верховная власть единолично (монархия),
ограниченным числом лиц (аристократия),
всем населением (демократия). В принципе,
вплоть до настоящего времени указанный
критерий количественный в своей
основе - остался. Формы правления
различаются в зависимости от
того, осуществляется ли верховная
власть одним лицом по наследству
или принадлежит выборному
Эта разновидность определяется соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.
Монархия была характерна для аграрного строя (по К. Марксу- рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций), хотя и в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному строю (по К. Марксу- буржуазная революция) нередко
сопровождался ликвидацией
монархии, поскольку монарх сам был
крупнейшим феодалом, и установлением
республиканской формы
Однако в ряде высокоразвитых
стран монархия сохранилась до настоящего
времени. Примечательно, что монархия
подчас восстанавливается в отдельных
странах после более или менее
длительного периода
Например; в Испании монархия пала в 1931 году, а в 1947 году фашистский диктатор Ф. Франко объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан Карлос 1 воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 году, причем в 1978 году активно защитил становящуюся демократию от попытки фашистского путча. Более того, сегодня подчас не всегда можно с легкостью определить, с каким государством - монархическим или республиканским имеем дело. Например, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть - республики. Глава государства в Федерации - выборный, но избирается монархами субъектов федерации из своей среды на пятилетний срок.
1. МОНАРХИЯ .ЕЁ ПРИЗНАКИ.
Монархия – форма
Отсюда вытекает, что общими сущностными признаками данной формы правления являются:
а) единоличная верховная государственная власть
б) получение
этой власти и передача ее
по принципу крови, по
Встречавшиеся в истории
и современности отдельные
2. СУЩНОСТЬ МОНАРХИИ.
Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.
Престолонаследие – переход
власти монарха от одного представителя
царствующего дома (династии) к другому
в установленном законом
В некоторых арабских странах существует так называемая "клановая" форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.
Другой важной формой правления является регентство – временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.
В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.
В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату.
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.
Особая разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
3. ВИДЫ МОНАРХИИ.
Различают следующие разновидности монархии:
Абсолютная монархия типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального. Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Т.е. монарх персонифицирует государство, сплачивая граждан, объединяя их в единое целое. “Государство - это Я”, - формула государства короля Франции Людовика 14. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими- то правами и не отобрал эти права.
В современных условиях абсолютная монархия чрезвычайная редкость. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные “конституции”, однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой “конституцией” можно, например, считать Временную Конституцию Катара 1972г.
Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.
Для абсолютной монархии характерен
авторитарный политический режим, а
государственный режим
Если вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу, то монархия превращается в тиранию и деспотию,
Конституционная монархия - форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. Конституционную монархию принято подразделять на дуалистическую и парламентарную.
Дуалистическая монархия - это первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии. Она распространена в Пруссии, Австрии, Италии, Румынии - в прошлом. Здесь наблюдается уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной их частью, если избирательное право- цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.
Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, т.е. без его утверждения закон в силу не вступит (Лат. veto - запрещаю). Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1874г. очередные парламентские выборы состоялись в 1898г.
Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а, кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.
Как и для абсолютной монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.
Парламентарная форма правления существует обычно в высоко развитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и т.д.)
Здесь наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократической или, по крайней мере, либеральный демократический режим.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партии, таким большинством располагающей.
Монарх при данной форме правления “царствует, но не правит”. Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы.
Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответственен (в Великобритании это выражается принципом “ Король не может быть не прав”).
Главный
отличительный признак
Такая система отношений
между монархом, парламентом и
правительством характеризует парламентарный
режим, или парламентаризм. Однако этот
государственный режим