Монархия и её разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:28, реферат

Краткое описание

По мере того, как просматриваешь различную литературу, обнаруживаешь несколько формулировок формы правления. Одни авторы дают краткое значение, другие более подробное, включающее основные характеристики. Так, например, доктор юридических наук, профессор Б.А. Страшун дает такую формулировку: под формой правления подразумевается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. МОНАРХИЯ. ЕЁ ПРИЗНАКИ.
2. СУЩНОСТЬ МОНАРХИИ.
3. ВИДЫ МОНАРХИИ
4. ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ МОНАРХИЙ.
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ МОНАРХА КОНСТИТУЦИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН.
6. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МОНАРХИЙ.
7. РОЛЬ МОНАРХИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:
7.1 Стабильность и благосостояние
7.2 Кто скрепляет единство народа?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вложенные файлы: 1 файл

Монархия и её разновидности.docx

— 43.20 Кб (Скачать файл)

Напротив, в странах, где  существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия  и др.) или многопартийная система  с одной доминирующей партией (Япония в 19554993гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом  и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако, на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при одной  и той же форме правления парламентарной монархии возможны два государственных  режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в  стране партийной системы.

Из развивающихся стран  к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние  монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

4.  ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ МОНАРХИЙ.

Монархия как форма  правления весьма неоднородна и  показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря  которым ей и удалось «выжить» в современных высокоразвитых демократических  государствах. Рассмотрим самые древние  разновидности монархий.

Патриархальная монархия (традиционная). Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных).

Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет  один древний обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно  приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р. Грейвса "Греческая мифология". Он пишет,  что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды).

Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась  в сознании людей в течение  тысячелетий, наилучшим образом  подтверждает царская жертва, принесенная  Иисусом Христом - так она и  воспринимается в христианском богословии.

Сакральная  монархия.Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая.

Многовековая история  сакральных монархий привела к относительной  сакрализации любой монархической  власти: сложению принципа священности  особы царя и даже королевской  крови. В Средневековье у французов  королевская кровь считалась  настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки  признавались принцами крови. И наплодили  они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.

Деспотическая монархия. По-гречески, слово "деспот" означает "владыка", "повелитель". Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах. Если сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско.

Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь, армянский царь Древности и Раннего  Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический  правитель).

Сословно-представительная монархия. Их в истории мы видим чаще всего. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой  принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

Для восточно-арийских обществ  характерно включение царя в сословие, только не в высшее, а во второе - в воинское.

Напротив, в западной традиции сословных обществ монарх был  надсословен. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся.

Точно так же в традиции Домонгольской Руси князья являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии - бояр.

Надо отметить, что сословным  обществам монархия безусловно полезна, потому что монархический принцип позволяет главу государства сделать надсословным, а следовательно, сделать арбитром в случае межсословных конфликтов.

В лучшие периоды отечественной  истории мы можем наблюдать у  нас монархию сословную. С созданием  единой России мы перешли к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической Боярской думой и сословным представительством - Земским собором).

Распространенно мнение историков, что сословное представительство  и тем самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров).

Отсюда следует, что парламенты появились в процессе борьбы за единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент - Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в отечественной истории - Земский собор кн. Всеволода III Большое Гнездо (1211 г.), т.е. наш парламент на 54 года старше английского, созванного впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-представительная монархия - это уже составная политическая система.

 

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ  МОНАРХА КОНСТИТУЦИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН.

В Конституции  Испании (ст.56) говорится, что «король — глава государства, символ его единства и преемственности, арбитр и примиритель в повседневной деятельности государственных органов». Король неприкосновенен и не подлежит ответственности. Испанская Корона наследуется в обычном порядке первородства и представительства (ст. 57). О верховной власти короля (в пределах, определенных Конституцией), ее наследовании, неприкосновенности личности короля и о том, что он не несет ответственности за свои действия, сказано и в Конституции Дании (п. 2, 13). Конституция Люксембурга устанавливает наследственность Короны и объявляет особу Великого Герцога священной и неприкосновенной (ст. 3 и 4), возлагает на него задачу осуществления суверенитета, принадлежащего нации, в соответствии с Конституцией и законами страны закрепляет, что он один осуществляет исполнительную власть (ст. 32 и 33).

Наследование престола и  его регламентация подробно регулируются в Конституции Нидерландов (ст. 24 и след.), которая включает Короля в правительство вместе с министрами и устанавливает, что министры, а не Король, несут ответственность за деятельность правительства (ст. 42).

В Швеции наследование короны регулирует специальный конституционный акт — «Акт о престолонаследии».

Конституция Японии (ст. 1) устанавливает, что император является «символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть».

Вместе с тем конституции  различных монархических стран  по-разному закрепляют соответствующую  форму правления в каждой из них  и конституционно-правовой статус монарха. Это в решающей мере зависит от того, о какой разновидности монархии идет речь — об абсолютной (неограниченной) или конституционной (ограниченной) монархиях.

6. ДОСТИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МОНАРХИИ.

Достоинства монархии.

Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять  неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства.

В сфере социальных отношений  монархия проводит исключительно благородные  принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев  в отношениях между людьми.

Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет.

Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых  людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр (даже самый порядочный) будет видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будет всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии и скорее всего личная гибель монарха.

Недостатки  монархии.

Главный недостаток династической  монархии - случайность рождения. При  династическом наследовании нет  гарантии, что не родится умственно  неполноценный наследник. Очень  часто династические наследники являли собой противоположность  своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина  царствовала сосредоточив вокруг себя все величие. К. Валишевский пишет в романе о Екатерине II – “Победоносная за границами империи,  Екатерина внушала и внутри ея сперва уважение, за тем и любовь к себе”.[3] Павел был полной противоположностью своей матери. “Павел принес с собой на престол не обдуманную программу, не знание дел и людей, а только обильный запас горьких чувств”.[4] Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла “запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности”.[5]

Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.

Оба эти недостатка можно  устранить составными политическими  системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует  в сочетании с другими формами  –аристократией или демократией.

7. РОЛЬ  МОНАРХИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых  территорий, обладающих международным  статусом. Из них только 41 государство  имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны. Казалось бы, в современном  мире явный перевес на стороне  республиканских государств. Но при  ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве  своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств.

Сегодня монархия — это  чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной  формы, успешно действующей в  арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских  странах.

Первое место  по числу стран с монархической  государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира - Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации - Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще – Таиланд, Камбоджа, Бутан.

Второе место принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой - в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления – в государствах-«карликах»: Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

Третье место - за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три монархии: Марокко, Лесото и Свазиленд.

Тем не менее, ряд республиканских  стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных  монархических или родоплеменных  образований, и даже закреплять их права  в конституции. К ним нужно  отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад  и другие. Даже такие страны как  Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х  годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

Информация о работе Монархия и её разновидности