Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:01, реферат
Актуальность темы работы, посвященной исследованию идеи «Москва – Третий Рим», обусловлена тем, что теория «Москва – Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период образования Русского централизованного государства. С подачи украинского историка Иконникова (изложившего ее в 1869 г. в своей докторской диссертации) длительное время бытует прочно укоренившаяся версия, что в явном виде данная концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Московскому Василию III Ивановичу.
Введение 3
Причины зарождения и становления идеи 5
«Москва – Третий Рим» 5
Особенности идеологемы «Москва – Третий Рим» 6
Теологический смысл идеи «Москва – Третий Рим» 8
Двойственность идеологемы «Москва – Третий Рим» 10
Самодержавный смысл идеи «Москва – Третий Рим» 10
Заключение 12
Список литературы 13
Идеал, заключенный в понятии «Москва – Третий Рим», не уходил из жизни в ее традиционно религиозном выражении и постепенно нашел себе новое выражение в терминах идеологии вестернизирующегося мира. Отлученные от церкви противники Никона сумели сохранить и при петровском режиме старообрядческую церковь, а в век западного романтизма русская вера в уникальную судьбу России и ее вселенскую миссию проявилась в славянофильском движении.
1 Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.) [Сборник научных статей]. – М.: Индрик, 2008. – С. 36.
2 Яковлев В. Москва – Третий Рим [Сборник научных статей, составленных по древним рукописям]. – СПб.: Изд. дом «С.В. Звонарев», 2008. – С. 18.
3 Ионников Н.С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории [Сочинения]: в 3-х т. Т. 1. – Киев, Университетская типография, 2009. – С. 22.
4 Ульянов Н.И. Комплекс Филофея [Журнал] // Вопросы истории. – 2011. – № 4. – С. 19.
5 Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях [Сочинения] / Н. Каптерева, Л.Ф. Снегирева. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 29.
6 Успенский Ф.И. Как возник и развился в России восточный вопрос [Сборник научных статей] // Из истории русской культуры: в 3 ч. – ч. 1. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – С. 31.
7 Терновский Ф.А. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси [Сочинения]: Выпуск 2. – Киев: Университетская типография, 2010. – С. 66.
8 Успенский Ф.И. Как возник и развился в России восточный вопрос [Сборник научных статей] // Из истории русской культуры: в 3 ч. – ч. 1. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – С. 34.
9 Стремоухов Д.Н. Москва – Третий Рим: источник доктрины [Сборник научных статей] // Из истории русской культуры: в 3 ч. – ч. 2. – М.: Языки славянской культуры, 2010. – С. 48.
10 Тимошина Е.В. Теория «Третьего Рима» [Сочинения «Филофеева цикла»] // Журнал «Правоведение». – № 4. – СПб.: ПИТЕР, 2011. – С. 181.
11 Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.) [Сборник научных статей]. – М.: Индрик, 2008. – С. 57.
12 Шахматов А.А. Путешествие на Восток [Монография] / А.А. Шахматов. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – С. 11.
13 Терновский Ф.А. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси [Сочинения]: Выпуск 2. – Киев: Университетская типография, 2010. – С. 34.