Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:00, контрольная работа
Период с ХV в. до второй половины ХVII в. в истории нашей страны отмечен расширением государственного аппарата и превращением его в многофункциональную и разветвленную систему. Меняется тип государства, которое из раннефеодальной монархии превращается в сословно-представительную монархию.
Сословно-представительная монархия по уровню централизации является более высокой формой феодального государства.
1. Образование Московского государства. Особенности внутренней и внешней политики Ивана III.
2. Иван IV. Реформы 50Хгг. XVI в. и опричнина. Внешняя политика Московской Руси в XVI в.
3. «Смутное» время, Россия в XVII веке.
Сословно-представительная монархия — это закономерный этап развития феодального государства. Она устанавливалась, как правило, в период преодоления феодальной раздробленности и формирования централизованного государства. Власть монарха опиралась на орган сословного представительства, имевший довольно широкие полномочия (в большинстве стран органы сословного представительства в этот период были высшими законодательными органами власти) и включавший представителей господствующего класса. Вхождение сословий в Земский собор происходило постепенно - сначала формируется Боярская дума, которая станет непременным и постоянным участником всех Земских соборов. Без ее одобрения ни одно решение Земского собора не приобретало силы. Вторым бессменным участником Земского собора становится Освященный собор — собрание архиепископов и епископов. Во главе Освященного собора стоял митрополит, а с 1589 г. — патриарх. Несмотря на довольно сложные отношения между государством и церковью в этот период, светская власть нуждалась в поддержке церкви во всех своих начинаниях.
Позднее в Земский собор начинает входить приказная и дворцовая администрация, выборные представители уездного и городового дворянства и купечества. Наиболее полным в сословном отношении было представительство Земского собора 1613 г. — в нем были представлены даже казаки. Таким образом, с одной стороны, Земский собор представлял некий компромисс между отдельными группами феодалов («старой» боярской и «новой» дворянской) и способствовал формированию единого класса-сословия. Хотя в России Земский собор, по мнению ряда исследователей, и не получил такой полноты власти, как в Западной Европе, его функции были достаточно широки. На Земском соборе принимались решения об объявлении войны и заключении мира, оформлялись основные законодательные акты, назначались новые налоги и подати и упразднялись существующие, а впоследствии — «избирался» царь и т.д.
На Соборе была оглашена программа реформ.
Программа была выработана узким кругом советчиков Ивана IV «Избранной Радой». Избранная Рада сложилась около 1549 г. Состав «Избранной Рады» и выработанная ею программа были, по мнению ряда историков, выражением компромисса между различными слоями господствующего класса. Основой предлагавшейся программы стали Пересветова.
Одной из первых задач было изменение системы органов государственной власти. Необходимо было приспособить существующую систему управления к усиливающейся царской власти, сделать ее более мобильной и подконтрольной, с одной стороны, и переориентировать на формирование не по принципу родства и происхождения, а по выбору государя.
Программа Избранной Рады была направлена на оформление прав и привилегий новой группы феодалов — дворянства, поскольку именно они были более других заинтересованы в усилении царской власти. Неизбежно сокращаются права и привилегии боярства, в особенности связанные с местным управлением. Сокращаются также права и привилегии духовенства, начинается борьба за сокращение церковного и монастырского землевладения. Оформление изменения прав и привилегий отдельных социальных групп феодального класса делало насущной задачу выработки нового общерусского законодательства.
Другая важная задача, стоявшая перед государством — заведение войска. Заведение войска неизбежно требовало больших расходов, поэтому государство вводит новые налоги и подати и пытается упорядочить их взимание. Кроме того, необходимо законодательно регламентировать изменившееся положение податных сословий.
Решение о составлении нового Судебника было принято в 1549 г. Утвержден Судебник Ивана IV на Земском соборе в 1550 г. Он был основан на Судебнике 1497 г., но расширен, лучше систематизирован, в нем учтена судебная практика.
Подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день, на два алтына увеличено «пожилое», в выходную плату включается два алтына за «повоз» (барщинные работы, которые выполнялись обычно зимой); санкционируется барщина, но если крестьянин, переходящий на другую землю, оставил поле засеянным, то он вправе следующим летом снять жатву, уплатив определенный взнос владельцу, но не отрабатывая барщину. Усиливается власть феодала над крестьянами: на барина возлагается ответственность за преступления крестьян; распространяется действие Судебника на вновь присоединенные земли.
Ликвидированы привилегии монастырей не уплачивать подати в казну.
Запрещено продавать в холопы детей боярских; дворяне освобождены от подсудности боярам-наместникам. Была также установлена предельная сумма долга в служилой кабале (15 руб.), а должников запрещалось отдавать в холопы. Отменялось также правило, по которому поступивший на службу без договора делался холопом.
Введены наказания для бояр и дьяков-взяточников.
Право сбора торговых пошлин (тамги) переходило к царской администрации. Население должно было нести тягло (совокупность натуральных и денежных повинностей).
В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов — большая соха. В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца земли соха составляла 400-600 га земли. С «сохи» выставлялось также определенное количество ополченцев («посошные люди»). В городах в «соху» включалось определенное количество дворов.
Для заведения войска вводятся также «полоняничные», «пищальные» деньги и ряд других налогов.
После отмены кормлений в 1556 г. население должно было платить общегосударственный налог «кормленичный откуп», который заменял прежний «кормленичный доход». Сбор этого налога осуществлялся через губные учреждения. За счет «кормленичного откупа» служилым людям платили «помогу» для выхода на военную службу. Суд и административная власть сосредоточивались теперь в руках губных и земских старост, которые должны были заниматься раскладкой налогов и повинностей и осуществлять сыск и следствие по особо важным государственным делам.
Несколько реформ середины XVI в. были направлены на создание войска и определение порядка несения военной службы («по отечеству» и «по прибору»).
С 1550 г. начинается ограничение местничества (порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности). Ограничены случаи, когда служба считалась совместной. Местничаться теперь имели право только «родословные» люди. Их состав был точно определен официальным родословным справочником — «Государевым родословцем». Все назначения записывались в разрядные книги, которые велись при Разрядном приказе. В местнических спорах можно было теперь опираться только на официальный «Государев разряд», систематизировавший разрядные книги.
Службу «по отечеству» проходили дворяне и дети боярские. В 1556 г. принято «Уложение о службе» — военная служба для дворян теперь переходила по наследству и начиналась с 15 лет. Согласно «Уложению» с каждых 100 четвертей земли «в одном поле» (150 десятин, около 170 га) должен был выходить на службу вооруженный конник. С первых 100 четвертей выходил сам землевладелец, со следующих — его военные холопы. Денежную «помогу» давали тем, кто вывел людей больше, чем полагалось, или имел владение меньше 100 четвертей. Тот, кто вывел людей меньше, платил денежный штраф.
В 1550 г. созданные еще при Василии III отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско (стрельцы назывались «служилые люди по прибору»). Сначала стрельцов было около 3 тысяч, а к концу XVI в. до 25 тысяч. Они получали денежное, хлебное или земельное жалование, огнестрельное оружие и обмундирование Ведал ими Стрелецкий приказ. В службу «по прибору» мог поступить любой свободный человек, но она не являлась наследственной. К «приборным» относились также казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и т.д. Они несли службу по городам, где селились особыми слободами, и по границам государства.
Во время войны войско пополнялось людьми, которых приводили с собой землевладельцы («боярские люди») и теми, которых выставляли тяглые дворы городов и деревни («сборные люди» и «посошные люди»). Кроме того, в войске служили 2,5 тысячи иностранцев.
В 1571 г. М.И. Воротынским был составлен первый военный устав, посвященный организации сторожевой и станичной службы.
Были проведены также некоторые преобразования в системе органов государственной власти.
Получила дальнейшее развитие система приказов. Первое письменное упоминание о приказах относится к 1512 г. На момент прихода к власти Ивана IV существовало уже около 20 различных приказов. К концу века их насчитывается около 30. Наряду с учреждениями общегосударственной компетенции (Посольский приказ (1549-1720) — занимался внешними связями с другими государствами, Разрядный (1555, по другим данным — 30-е гг. XVI в. — 1711) — ведал дворянским войском, назначал воевод в полки и города, руководил военными действиями; Разбойный (1539, по другим данным 1555 — 1701) — ведал судом над «лихими людьми»; Большой Приход (1554-1699) — сбором общегосударственных налогов; Ямской (1550-1723) — почтовой службой и т.д.) появляются и территориальные приказы (например, приказ Казанского дворца (60- е гг. XVI — 1709). Своеобразной попыткой поставить под контроль приказную и местную администрацию было учреждение Челобитного приказа (учрежден в 1550 г., возглавлялся Адашевым), который должен был разбирать жалобы, в том числе и на приказы.
В январе-мае 1551 г. по инициативе и при участии митрополита Макария и Ивана IV созван Собор русской церкви. Он одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы; унифицировал церковные обряды, создал единый пантеон святых; приняты меры для искоренения безнравственности духовенства; церкви запрещено ростовщичество; было решено передать в руки царя земли, приобретенные церковью до Собора, а впредь приобретать и продавать земли только с царского разрешения.
Решения собора были записаны в сборнике, состоявшем из 100 глав — отсюда и название «Стоглав».
Реформы Избранной Рады вызывали негативную реакцию боярства. С другой стороны, нарастает конфликт между самой Избранной Радой и Иваном Грозным.
В следующие годы боярская оппозиция усилилась. Некоторые историки склонны отрицать существование боярской оппозиции на том основании, что конфликт здесь не выливался в вооруженное противостояние. Однако боярское недовольство проявлялось в сношениях с врагами русского государства и в «отъездах».
3 декабря 1564 г. царь неожиданно покидает Москву. Посланная к царю делегация «умолила» его не покидать престол. Иван соглашается вернуться, но на особых условиях.
Во-первых, он получает право судить бояр и налагать на них опалы без суда Боярской Думы.
Во-вторых, вся страна делится на «Земщину», где сохраняется не только царская власть, но и, формально, власть Боярской думы (на Земщине правительством руководил Висковатый) и «Опричнину», на которую власть Боярской Думы не должна распространяться. Земли в опричнину Иван отбирал сам, по своему усмотрению.
В-третьих, на Земщину накладывается огромный налог в 100 тысяч рублей для заведения опричного войска (первоначально их было около 1000 человек, а в конце существования опричнины — около 5000).
Историки по-разному оценивают причины введения опричнины. Некоторые полагают, что причина последовавших событий — душевная болезнь Ивана Грозного. Другие видят во введении опричнины воздействие на него второй жены — кабардинской княжны Марии Темрюковны Черкасской. Современные точки зрения на опричнину — что это — один из методов проведения реформ (борясь с пережитками феодальной раздробленности, Иван Грозный выделяет себе «государев удел», независимый от бояр) и в то же время опричный террор направлен в первую очередь против боярства, Есть также точка зрения, что опричнина — не просто отказ от политики Избранной Рады, а попытка установления абсолютной монархии. Некоторые склонны видеть в опричнине деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения.
Фактически, опричнина отменена не была, хотя после 1572 г. террор против боярства ослабевает, некоторым даже возвращены конфискованные земли, а само слово запрещено употреблять.
В 1575 г. царь попытался возродить опричнину. Он принял титул князя Московского, «назначив» Великим князем Симеона Бекбулатовича (одна из возможных причин «отречения» от престола на этот раз — надежда быть избранным на польский престол, который в этот момент пустовал). Года через полтора Иван вернул себе престол, а Симеону дал в удел Тверь.
В середине — II половине XVI в. перед Россией стояли три внешнеполитические задачи: объединение русских, украинских и белорусских земель в единое государство; борьба с татарскими ханствами — наследниками Золотой Орды; борьба за восточно-прибалтийские земли, за выход к Балтийскому морю.
В I половине 50-х гг. XVI в. основным направлением российской внешней политики являлось восточное. Главным соперником России здесь выступало Казанское ханство. Постоянные набеги на русские земли; необходимость обезопасить восточные границы и освободить десятки тысяч русских рабов; потребности торговли, развитие которой было затруднено в связи с отсутствием надежного, прежде всего, речного Волжского торгового пути на Восток; наличие плодородных земель и возможность пополнить казну новым источником доходов — данью с народов Поволжья; наконец, историческое стремление России избавиться от наследия многовекового татарского ига — все это диктовало необходимость концентрации всех государственных сил на восточном направлении.
С воцарением Ивана IV основное внимание было сосредоточено на борьбе с Казанским ханством. Дипломатические усилия Москвы, направленные на поддержку в Казани сторонников русской ориентации не привели к существенному результату, — ставленник Москвы Шигалей (Шах-али) несколько раз захватывал ханский престол, однако всякий раз сторонники крымской ориентации — противники Москвы — оказывались сильнее. В этих условиях Москва, опираясь на поддержку подвластных Казани народов Поволжья (мордва, черемисы, вотяки, чуваши, марийцы), перешла к активным военным действиям.
Информация о работе Московское царство – сословно-представительная монархия (XV – XVII вв.