Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:03, реферат
Время Хрущева — один из наиболее значительных и непростых периодов нашей истории. Хрущевская альтернатива не была безупречной, но она в большей мере отвечала потребностям развития страны, интересам партийно-государственной номенклатуры, потому победил курс на медленное освобождение от пут сталинизма, модернизацию советской системы.
Введение……………………………………………………………….........3
1. Н. С. Хрущев. Краткая биография трудовой деятельности…………………………………………………………..........5
2. Реформы Хрущева
2.1 Экономический курс в деревне………………………………........8
2.2 Реформа народного образования………………………………...12
2.3 Реформа управления промышленностью…………………..........13
2.4 Новая социальная политика…………………………………........15
3. Культ личности Хрущева и закат его власти…………........................17
Заключение…………………………………………………………..........21
Список литературы…………………………………………………….....23
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1. Н. С. Хрущев. Краткая биография
трудовой деятельности………………………………………………
2. Реформы Хрущева
2.1 Экономический курс в деревне………………………………........8
2.2 Реформа народного образования………………………………...12
2.3 Реформа управления промышленностью…………………........
2.4 Новая социальная политика…………………………………........
3. Культ личности
Хрущева и закат его власти…………....................
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Тема Хрущевских реформ — одна из самых популярных в публицистике и исторических исследованиях последних лет.
Популярность эта не случайна. Сам характер времени, известного громкими начинаниями и столь же оглушительными провалами, колоритная личность главного героя эпохи, дающая повод для самых разноречивых суждений, наконец, весьма близкие аналогии с современностью — все это питает научный и общественный интерес к проблемам «великого десятилетия».
Можно, конечно, по-разному относиться к Н. С. Хрущеву, его проектам и идеям, по-разному оценивать накопленный в тот период опыт общественной модернизации. Однако при всех «плюсах» и «минусах» 50-е — начало 60-х годов интересны для современников уже тем, что именно тогда начинали формироваться элементы новой политической культуры, культуры реформаторства. Процесс этот так и остался незавершенным. О чем лучше всего свидетельствуют происходящее в настоящее время.
Время Хрущева — один из наиболее значительных и непростых периодов нашей истории. Хрущевская альтернатива не была безупречной, но она в большей мере отвечала потребностям развития страны, интересам партийно-государственной номенклатуры, потому победил курс на медленное освобождение от пут сталинизма, модернизацию советской системы.
Очень долго об этих бурных годах не принято было говорить. Почти 20 лет лежало табу на имени Н. С. Хрущева.
«Народный царь», правление которого до сих пор воспринимается в нашей стране неоднозначно. Одни его хвалят, другие - ругают, не смотря на все его проведенные за годы правления, реформы. Необходимо разобраться в важном историческом периоде жизни нашей Родины, а именно в периоде правления Н. С. Хрущева, в его плюсах и минусах, тем более, что события тех дней во многом напоминают реалии наших дней.
В данной работе я опишу начало его трудовой биографии, реформы Хрущева, а именно его замыслы и результативность, а также культ личности Хрущева.
1.Н. С. Хрущев. Краткая биография трудовой деятельности.
Хрущев Никита Сергеевич - выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства, верный ученик В. И. Ленина, член Президиума ЦК КПСС, Первый секретарь ЦК КПСС, член Президиума Верховного Совета СССР.
Н. С. Хрущев родился в семье рабочего-шахтера в с. Калиновка Курской губ. С малых лет работал по найму пастухом, а затем слесарем на заводах и в шахтах Донбасса. В 1918 Н. С. Хрущев вступил в Коммунистическую партию. Он был активным участником гражданской войны на Южном фронте. После окончания гражданской войны работал в Донбассе на руднике, а затем учился на рабочем факультете Донецкого индустриального института. В полку, на шахте, на рабфаке Н. С. Хрущев вел активную партийную работу, неоднократно избирался секретарем партийной ячейки. По окончании рабфака П. С. Хрущев - на руководящей партийной работе в Донбассе, а затем в Киеве. В 1929 он поступил учиться в Промакадемию имени И. В. Сталина в Москве, где был избран секретарем парткома. С января 1931 П. С. Хрущев - секретарь Бауманского, а затем Краснопресненского райкома партии г. Москвы. В 1932 - 1934 Н. С. Хрущев работал сначала вторым, а затем первым секретарем Московского городского и вторым секретарем Московского областного комитета партии; в 1935 гг. избирается первым секретарем Московского областного и городского комитетов партии, где работал до 1938. В эти годы П. С. Хрущев провел большую организаторскую работу по выполнению намеченных партией и правительством планов социалистической реконструкции Москвы, по благоустройству столицы, улучшению бытовых условий рабочих и служащих.
В январе 1938 Н. С. Хрущев избирается первым секретарем ЦК Компартии Украины; с марта по декабрь 1947 он работал Председателем Совета Министров Украинской ССР, а в декабре 1947 вновь избирается первым секретарем Компартии Украины, где работал до декабря 1949. Возглавляя - Украинскую партийную организацию на протяжении 12 лет, Н. С. Хрущев сыграл выдающуюся роль в сплочении коммунистов Украины на решение задач в области развития народного хозяйства, культуры и подъема благосостояния трудящихся.
Во время Великой Отечественной войны 1941- 1945 Н. С. Хрущев находился в действующей армии и вел большую работу на фронтах, был членом Военного совета Киевского Особого военного округа, Юго-Западного направления. Сталинградского, Южного и 1-го Украинского фронтов. Н. С. Хрущев активно участвовал в обороне Сталинграда и в подготовке разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.
Одновременно с работой на фронтах Н. С. Хрущев как секретарь ЦК Компартии Украины вел большую работу по организации всенародного партизанского движения на Украине против немецко-фашистских захватчиков.
В послевоенный период Н. С. Хрущев ведет значительную работу по организации борьбы за восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства.
С декабря 1949 по март 1953 Н. С. Хрущев - секретарь Центрального Комитета и первый секретарь Московского областного комитета партии.
Н. С. Хрущев с 1934 являлся членом Центрального Комитета партии. В 1938 он избран кандидатом в члены Политбюро ЦК, а в 1939, после XVIII съезда партии, - членом Политбюро Центрального Комитета партии. На XIX съезде КПСС (1952) Н. С. Хрущев выступал с докладом "Об изменениях в Уставе ВКП (б)". На съезде избран членом ЦК КПСС, а на Пленуме ЦК- членом Президиума ЦК КПСС и секретарем ЦК КПСС.
В марте 1953 совместное заседание Пленума ЦК КПСС, Совета Министров Союза ССР, Президиума Верховного Совета СССР признало необходимым, чтобы Н. С. Хрущев сосредоточился на работе в Центральном Комитете КПСС, в связи с этим он был освобожден от обязанностей первого секретаря МК КПСС.
В сентябре 1953 года Пленум ЦК КПСС избрал Н. С. Хрущева Первым секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Н. С. Хрущев являлся председателем Бюро ЦК КПСС по РСФСР.
Поездки Н. С. Хрущева совместно с другими руководящими деятелями СССР в Китайскую Народную Республику, Польскую Народную Республику, Югославию, Индию, Бирму, Афганистан, Великобританию и другие страны, участие в Женевском совещании глав правительств четырех держав явились важными вехами на пути укрепления мира и дружбы между народами.
За большие заслуги в деле руководства хозяйственным строительством, а также за успешное выполнение заданий партии и правительства во время Великой Отечественной войны Н. С. Хрущев награжден тремя орденами Ленина, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, орденом Кутузова 1 – степени и орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени и тремя медалями.
2.Реформы Хрущева.
2.1 Экономический курс в деревне.
На Пленуме ЦК КПСС в конце 1958г. по докладу Хрущева состоялось решение о реорганизации машинотракторных станций (МТС) и продаже сельскохозяйственной техники колхозам. Верховный Совет СССР принял закон о реорганизации МТС.
В отсутствие продуманной инвестиционной политики в аграрном секторе повышению эффективности сельского хозяйства должны были способствовать две административные реформы. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче техники в собственность колхозов, что предполагало ее лучшее использование. С экономической точки зрения эта мера, несомненно, позволила многим колхозам улучшить организацию и поднять производительность труда; однако для других был более выгоден прокат оборудования, поскольку обеспечивал большую гибкость. Вместе с тем реформа навязала всем колхозам немедленный выкуп парка МТС, а невыгодные условия последнего поглотили финансовые ресурсы колхозов, образовавшиеся с 1954 -1955гг. благодаря повышению закупочных цен. Если некоторые «колхозы-миллионеры» и извлекли выгоду из этой реформы, то беднейшие колхозы, которых было подавляющее большинство, попали в критическое положение. Немедленная и обязательная ликвидация МТС имела и другие отрицательные последствия, в первую очередь отъезд в города большинства техников, которые боялись потерять свой статус и оказаться приравненными к колхозникам, и вслед за этим быстрый выход из строя оборудования, оставшегося без квалифицированного обслуживания. В 1958 - 1961гг. - впервые с конца 20-х гг. - произошло сокращение парка сельскохозяйственных машин.
Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов, что должно было привести к образованию мощных «колхозных союзов», способных
стать началом подлинной индустриализации сельского хозяйства. Этот проект, возрождавший идею агрогородов и лежавшее в ее основе стремление ускорить социальное преобразование деревни через развитие «социалистических» аспектов образа жизни, требовал крупных капиталовложений, в которых колхозы были не в состоянии участвовать из-за недостатка средств, вызванного выкупом МТС. Это стало причиной неудачи первой серьезной попытки добиться реальной интеграции колхозного сельского хозяйства.
Реформы, порожденные желанием быстро и с меньшими затратами получить существенные результаты, сопровождались сильным давлением на местных партийных работников и председателей колхозов, которые в свою очередь давили на колхозников. Практическим выражением этого стала кампания против приусадебных подсобных хозяйств, рассматривавшихся как частнособственнический пережиток. Для политических и хозяйственных руководителей всякая интенсификация коллективного труда предполагала ограничение труда индивидуального на своем участке. На деле же эта кампания, не говоря уже о ее непопулярности, оказала отрицательное воздействие на все сельскохозяйственное производство.
Однако
непоследовательность аграрной
политики проявлялась и в
Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.
2.2 Реформа народного образования.
Не слишком удачной оказалась и реформа системы народного образования в СССР. Главные преобразования, которые Хрущев проводил в учебных заведениях, касались, прежде всего, создания в школах цехов, которые занимались производством инструмента, игрушек, значков, простых видов одежды и мебели. При сельских школах появились хозяйства с правильным севооборотом, фермы и птицефабрики. На производственное обучение и производительный труд отводилось не менее 12 часов в неделю. Эксперимент оказался успешным, так как в 1958-1959 годах в стране имелось уже около 200 одиннадцатилетних средних школ с производственным обучением.
Лозунг Хрущева о подготовке всех школьников к труду на предприятиях, в совхозах, колхозах, учреждениях являлся совершенно верным. Опорой его лозунга служили воспоминания о рабочих факультетах и заводах-втузах первой половины 20-х годов, когда общеобразовательная средняя школа занимала скромное место в советской системе народного образования. Предложения Хрущева содержали как верные мысли, так и существенные ошибки, главная из которых состояла в недооценке общеобразовательных школ, а также в подмене политехнического обучения и посильного производительного труда школьников принудительным профессиональным образованием. Переорганизацию школ предполагалось провести за пять лет. Этот срок на деле являлся нереальным. За это время нельзя было создать материальную базу и обеспечить педагогические кадры для обучения десятков миллионов учащихся. Реальным результатом этой реформы стало ухудшение и качества обучения и, и воспитания.
2.3 Реформа управления промышленностью.
В мае 1957 г. ликвидацией отраслевых министерств и созданием совнархозов началась реализация одной из крупных реформ, осуществленных в годы руководства Н. С. Хрущева.
После XX съезда страна находилась на подъеме. Пятая пятилетка по ряду показателей была выполнена досрочно. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства были весьма высоки — 13,1 %, втрое выше, чем у США. Большинству населения казалось, что выигрыш в экономическом соревновании с капиталистическим Западом не за горами. Однако на деле положение в экономике было тревожным. Директивы на шестую пятилетку, принятые XX съездом в феврале 1956 г., в декабре были пересмотрены. Был составлен переходной план на 1-2 года, а затем появился новый — семилетний план на 1959-1965 гг. Командно-административная система в условиях ликвидации принудительного труда, отмены суровых наказаний, усложнения условий хозяйствования стремительно теряла свои сильные стороны. В народном хозяйстве подспудно нарастали диспропорции, бесхозяйственность и расточительность. Отчетливо проявлялись такие недостатки, как распыление средств между многочисленными объектами, долгострой. Интересы предприятий все больше расходились с интересами потребителей, с потребностями непрерывного технологического обновления производства. К концу пятой пятилетки в стране насчитывалось уже более 300 тыс. предприятий и строек, большая часть которых находилась далеко от Центра.
Научно-техническая революция требовала развития новых отраслей промышленности: развития электроники, химии, электрификации железных дорог, изменения структуры топливного баланса, перехода от угля на нефть и газ. Такие задачи были поставлены на XX съезде КПСС. Однако в новых условиях управлять промышленностью из министерских кабинетов становилось все труднее. Жесткая ведомственная система, основанная на максимальной централизации хозяйственного руководства и ограничении самостоятельности мест, стала тормозить дальнейший рост производительных сил. Поэтому мнения экономистов и хозяйственников о путях совершенствования руководства хозяйством в изменившихся условиях разделились. Одни стояли за перестройку самих методов руководства, за расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Другие верили лишь в организационные реформы, настаивали на ликвидации министерств. Советская экономическая наука в те годы не могла дать обоснованных, подтвержденных экспериментами рекомендаций.