Н.С.Хрущев как государственный деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:03, реферат

Краткое описание

Время Хрущева — один из наиболее значительных и непростых периодов нашей истории. Хрущевская альтернатива не была безупречной, но она в большей мере отвечала потребностям развития страны, интересам партийно-государственной номенклатуры, потому победил курс на медленное освобождение от пут сталинизма, модернизацию советской системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….........3
1. Н. С. Хрущев. Краткая биография трудовой деятельности…………………………………………………………..........5
2. Реформы Хрущева
2.1 Экономический курс в деревне………………………………........8
2.2 Реформа народного образования………………………………...12
2.3 Реформа управления промышленностью…………………..........13
2.4 Новая социальная политика…………………………………........15
3. Культ личности Хрущева и закат его власти…………........................17
Заключение…………………………………………………………..........21
Список литературы…………………………………………………….....23

Вложенные файлы: 1 файл

Н С Хрущев как государственный деятель2.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

    Но Н. С. Хрущев увидел в переходе к территориальному управлению возможность освободить правительство от неэффективного вмешательства в местные дела, ослабить влияние бюрократии. Подавляющее большинство руководителей и сотрудников министерств, привыкших к власти и удобствам проживания в Москве, были против подобной реорганизации.

   Общесоюзные министерства (за исключением оборонных министерств) были упразднены. Предприятия, находившиеся в их ведении, были переданы в непосредственное подчинение Советам народного хозяйства административных экономических районов. Всего по Союзу было организовано свыше 100 совнархозов, в том числе 76 в Российской Федерации.

     В первые годы после реформы упростилось кооперирование предприятий, находившихся по соседству друг с другом. Меньше стало встречных перевозок. Предприятия стали оперативно помогать друг другу. За первые три года были укреплены ранее распыленные транспортные, вспомогательные, ремонтные службы предприятий.

    В то же время реформа не изменила самих принципов управления и планирования, а лишь заменила отраслевую организацию территориальной.

Осложняло работу совнархозов неквалифицированное  вмешательство партийных руководителей.

    Принципиальные пороки новой системы управления — местничество и стремление использовать ресурсы, прежде всего для удовлетворения собственных потребностей. В конечном итоге система управления еще более усложнилась и стала менее квалифицированной. Реформа потерпела крах, и после отстранения Хрущева от власти территориальная система была ликвидирована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Новая социальная политика

     Из всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере. Обратной стороной успехов в послевоенном восстановлении хозяйства в Советском Союзе был низкий уровень жизни и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся.

     Чтобы создать видимость материального благополучия в Москве, Ленинграде, некоторых других крупных промышленных центрах, туда свозились товары и продукты, производимые в стране. Всевозможными способами деньги изымались из деревни. Росло число натуральных и денежных налогов с населения, принудительно размещаемых займов. В течение семи лет после денежной реформы 1947 г. проводились массовые снижения розничных цен на товары народного потребления. Их главная цель была чисто политической: наглядно подтвердить «заботу» партии и правительства о народе. И действительно, каждое новое снижение цен воспринималось в массах с чувством «глубокого удовлетворения»: «Мы ликуем. Маргарин, сырки, сахар, хлеб подешевели на 10-15%... Пройдет еще немного времени, и мы заживем зажиточно, слова т. Сталина всегда оправдываются...» Подобные высказывания нередки в частной переписке начала 50-х годов. Безусловно, был в политике снижения цен и экономический, антиинфляционный расчет: к 1952 г. индекс цен снизился наполовину по сравнению с высоким уровнем 1946 г., но, тем не менее, оставался в 2 раза выше уровня последнего предвоенного года.

        За семь лет для многих современников стала очевидна и другая закономерность: после очередного снижения цен неизменно увеличивалась сумма подписки на государственный заем, снижались расценки и зарплата рабочих и служащих. Закономерным итогом такой социальной политики к 1953 г. стал всеобщий дефицит элементарных потребительских товаров, усиление социального неравенства. Реальным единственным достижением социальной политики послевоенного времени явилось расширение системы образования и здравоохранения.

     В письмах трудящихся новому руководству сначала робко, но после XX съезда все решительнее повторяется требование: «Мы все пока живем только для будущего, но не для себя... Улучшение материальной жизни народа совершенно необходимо... У нас заработная плата руководящих работников может превышать зарплату рабочих в 50-100 раз...».

      Начало перестройки социальной политики было положено летом 1953 г., когда Председатель Совета Министров Г. М. Маленков публично назвал неотложной задачу в 2-3 года резко повысить обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами. Уже к 1955 г. произошли определенные сдвиги к лучшему. Продажа населению мяса увеличилось в 2,2 раза, масла — в 1,58 раза, одежды и белья — почти в 2 раза, мебели — более чем в 3 раза. Первые крупные шаги были сделаны в решении самой острой социальной проблемы — жилищной. В 1954 г. были решительно осуждены парадность и «украшательство» в архитектуре и начался переход к строительству домов индустриальным методом. Однако настоящая «жилищная революция» началась после XX съезда.

     На съезде была выдвинута широкая программа повышения жизненного уровня, включавшая в себя сокращение рабочего времени, массовое жилищное строительство, повышение заработной платы низкооплачиваемым работникам и целый ряд других важных преобразований. Их реализация в последующие годы не была последовательной и не носила комплексного характера.

 

 

                

    1. Культ личности Хрущева и закат его власти.

    Новый, 1964 год руководители партии и правительства встречали в Кремле вместе с большим числом приглашенных. Когда стрела часов приблизилась к цифре «12», поднялся Хрущев, чтобы произнести тост. « Это был хороший год,- сказал он,- дела у нас идут успешно. Но люди, естественно, хотят большего. И это будет сделано». Далеко не все из присутствовавших разделяли оптимизм Хрущева. И тому были причины.

     Прирост продукции промышленности составил в 1963г. 8%. Это было на 1% ниже, чем в 1962г., но на 3% ниже среднегодового прироста в 1951-1960г.г. Еще более настораживало ухудшение эффективности народного хозяйства. Во всех отраслях производства, кроме производства электроэнергии и металлообработки, эффективность производственных накоплений снизилась в 2-3 раза, что наблюдалось впервые за годы Советской власти. Продолжало ухудшаться соотношение между производством средств производства (группа «А») и предметов потребления (группа « Б»)-из-за невыполнения плановых заданий по товарам народного потребления.

    Валовая продукция сельского хозяйства уменьшилась за год на 10,7% ,упав ниже уровня 1958г. Поголовье свиней сократилось с 70 до 41 миллиона голов, на 1,5 миллиона уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, на 6 миллионов - овец.

   Причиной неудачи явилась не только плохая погода, но и бесчисленные перестройки в структуре посевных площадей и культур.

    Рабочим не нравилось уменьшение и ухудшение продовольственного снабжения, недостатка потребительских товаров, рост цен. У служащих с фиксированной заработной платой и пенсионеров по тем же причинам уменьшался реальный размер доходов. Крестьяне возражали против растущих посягательств на личные подсобные хозяйства и уменьшение доходов от труда в общественном хозяйстве. Кадровые офицеры без всякой радости узнавали о снижении их пенсий по старости и выслуге лет. Командный состав милиции был недоволен отменой надбавок к зарплате. Чиновники государственного и хозяйственного управления ощущали нестабильность своего положения в результате частых перестроек и реорганизаций. Кадровые партийные работники считали ошибочным, как новый Устав КПСС с его принципом сменяемости кадров, так и разделение обкомов на промышленные и сельскохозяйственные и ликвидацию привычного районного звена партийного руководства. Номенклатурные работники во всех организациях были недовольны сокращением их привилегий.

    Хотя популярность Хрущева у населения страны заметно уменьшилась, но именно в 1962-1963гг. стала расти идеологическая агитационно-пропагандистская кампания по неумеренному его восхвалению. На смену развенчанному культу личности Сталина приходил культ личности Хрущева. Везде можно было читать о «великом ленинце» и «великом борце за мир» Хрущеве, потрет Хрущева открывал страницы букварей и школьных учебников и Президиума ЦК КПСС. Фотографии и портреты Хрущева почти ежедневно появлялись в газетах, на экраны страны вышел фильм « Наш Никита Сергеевич».

   В октябре 1964г. Н.С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме» и «субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. От Н.С. Хрущева отвернулся в ту пору и народ. Ему была непонятна и чужда неустанная борьба Хрущева за «светлое будущее» при непрерывном ухудшении текущей жизни.

     Его падение было встречено в стране с удивительным спокойствием, во многих случаях даже с облегчением. Однако на Западе и в некоторых коммунистических партиях Хрущев оставался популярной фигурой, и отдельные государственные деятели или лидеры партий, приезжая в Москву, выражали желание встретиться с Никитой Сергеевичем. Им говорили обычно, что Хрущев болен.

    Однако, несмотря на все вышесказанное,  никуда не деть тот факт, который  произошел 25 февраля 1956 года на XX съезде КПСС. На нем Хруще прочитал доклад «О культе личности и его последствиях». Именно отрывок из этого доклада я решила проанализировать, т. к. мне он показался очень интересным.

Доклад  Первого секретаря ЦК КПСС тов.Хрущева  Н.С. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза. « О культе личности и его последствиях»

    «Товарищи! В Отчетном докладе  Центрального Комитета партии XX съезду, в ряде выступлений делегатов  съезда, а также и раньше, на  Пленумах ЦК КПСС, немало говорилось  о культе личности и его вредных последствиях.

     После смерти Сталина Центральный  Комитет партии стал строго  и последовательно проводить  курс на разъяснение недопустимости  чуждого духу марксизма-ленинизма  возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то  сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках.

   Такое понятие о человеке, и,  говоря конкретно, о Сталине,  культивировалось у нас много лет.

     В настоящем докладе не ставится  задача дать всестороннюю оценку  жизни и деятельности Сталина.  О заслугах Сталина еще при  его жизни написано вполне  достаточное количество книг, брошюр, исследований. Сейчас речь идет  о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии, - речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.

     В  связи с тем, что не  все еще представляют себе, к  чему на практике приводил  культ личности, какой огромный  ущерб был причинен нарушением  принципа коллективного руководства  в партии и сосредоточением необъятной, неограниченной власти в руках одного лица, Центральный Комитет партии считает необходимым доложить XX съезду роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу.»

      Н.С Хрущев  был умным политическим деятелем и понимал проблемы советской власти, которые ярче проявились после смерти Сталина. Он  видел к чему привел культ личности одного человека. Понимал что в государстве, которое должно быть основано на коллективной власти нескольких, людей такое  положение дел рано или поздно может привести  к нежелательным последствиям. В своем докладе он попытался показать остальным политикам, что преувеличение достоинств одного человека над другими  это не есть хорошо. Он пытался на конкретном примере показать какой огромный, в некотором плане даже непоправимый, ущерб принесло это народу.

      Культ личности постепенно вошел  у русского человека в привычку  и ему уже нужен был некто,  который гораздо выше его  во всех планах, который позаботится обо всем, который все знает и видит все.

     Теперь  на новом этапы развития Советского  Союза, Хрущев хотел, или по  крайней мере пытался доказать  людям, что хочет  освободить  сознание народа от необходимости  в высшем вожде.  Забегая вперед, могу сказать, что он сам впоследствии, противореча своим былым убеждениям, хотел занять место сверхчеловека.

 

 

 

Заключение.

Период правления Н.С. Хрущева отмечается как недостатками, так и важными для страны событиями.

         С одной стороны начало реформ было много обещающим: повысился валовой продукт в сельском хозяйстве, успешно решалась острая жилищная проблема, сильно обнадеживали темпы развития науки и повышения квалификации рабочих, демократизировалась общественная жизнь, людям стало легче жить  в какой то мере, напряжение, которое существовало в обществе при Сталине сильно спало, наконец-то, что-то нужное делалось для крестьянства.

          Но конец 50-х начало 60-х годов показал, что реформы зашли в тупик, и никто из партийной верхушки не хотел признать, что дальнейшее развитие с прежним типом руководства невозможно. Хрущев судорожно искал причины сложившейся ситуации и пути ее разрешения. Он предлагал реорганизовать партийную структуру, что естественно не могло понравиться его товарищам по партии, да и сам Хрущев не был готов к коренному изменению структуры управления. Те шаги, которые делались в сторону повышения материальной заинтересованности, не смогли коренным образом изменить существовавшую ситуацию, так как у людей за время тотального контроля пропала инициатива, люди все еще боялись возможных последствий, особо эта проблема проявлялась в научной и культурной сфере. 

        Осложнению ситуации внутри страны способствовали внешние факторы: нарастание холодной войны (Карибский кризис),  локальные конфликты, массовые антисоветские выступления в странах восточной Европы (Будапешт, Берлин). Появилась острая необходимость в наращивании обороноспособности, что отвлекло колоссальное количество ресурсов, которые могли бы быть направлены на развитие науки, промышленности, сельского хозяйства.

             Руководство, разрываясь между различными проблемами, так и не смогло провести последовательную реформу, которая  предполагает определенное время на ее осуществление, долгосрочные проекты, а командная система не терпит промедлений, ей нужен мгновенный результат, который бы оправдал ее существование и цену, которой эти результаты были достигнуты.  

Информация о работе Н.С.Хрущев как государственный деятель