Национально-государственное строительство в России в ноябре 1917- декабре 1924 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 09:50, контрольная работа

Краткое описание

Идеи объединения образовавшихся после революции на территории, ранее составлявшей Российскую Империю, новых государств возникли в большевистских кругах вскоре после Октябрьской революции. Одним из первых "пробных камней" объединительных тенденций явилась подготовка Генуэзской конференции, намеченной на апрель-май 1922 г. Согласно решению Верховного Совета Лиги Наций в Геную приглашалась и Россия. Стал вопрос о единстве дипломатии новых республик.

Вложенные файлы: 1 файл

история отечества.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

 

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»

 

 

Институт Заочного обучения

Кафедра Истории и Политологии

 

 

 

 

 

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

Учебная дисциплина: История

Номер варианта контрольной  работы: 9

Наименование направления (профиля подготовки): ________________________

Ф.И.О студента: Гайворонская Екатерина Федоровна

Номер группы: ЮРПО31

Номер зачетной книжки: 083532

Дата регистрации контрольной  работы кафедрой: _________________________

 

 

Проверил:________________________________

 

 

 

 

 

 

Оценочное заключение:

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Теоретическое задание.

Национально-государственное строительство  в России в ноябре 1917- декабре 1924 гг.

ОТВЕТ.

Вооруженное восстание рабочих и солдат Петроградского гарнизона в конце февраля 1917 г. закончилось победой буржуазно-демократической революции. Свержение самодержавия знаменовало собой завершение исторической эпохи социально-политической борьбы народных масс с абсолютизмом в России, с феодально-крепостническими пережитками.

Быстрая победа над царизмом явилась результатом того, что  в февральские дни слились  в едином потоке совершенно разные социальные и политические группы. Участники революции представляли собой различные классовые силы, враждебные друг другу, преследующие противоположные цели. В революции приняли участие революционный пролетариат, солдаты российской армии, представлявшие в основном собой крестьянские массы, крестьяне, российская буржуазия, представленная политическими партиями кадетов и октябристов. Эти разнородные элементы предопределили ожесточенную борьбу за власть.

Отличительной чертой политической жизни России весной 1917 г. было наличие  двух властей. 27 февраля 1917 г. в Петрограде был создан Совет рабочих депутатов, а после вхождения в его состав представителей солдат — Совет рабочих и солдатских депутатов. 2 марта по решению лидеров меньшевиков и эсеров Петроградского Совета, преобоалавших в нем в то время, было сформировано Временное буржуазное правительство. В состав Временного правительства вошли 11 человек: пять кадетов и примыкающих к ним, три октябриста, один прогрессист, один эсер и один внепартийный. Возглавил правительство князь Г.Е. Львов, он же по совместительству был министром внутренних дел. Министерство иностранных дел возглавлял кадет П.Н. Милюков, Военное министерство — октябрист А.И. Гучков, Министерство юстиции — эсер А.Ф. Керенский.

Временное правительство  поставило своей главной задачей  сохранить экономическую и политическую мощь отечественной буржуазии. Достигнуть это было можно путем провозглашения России буржуазной монархией или парламентской республикой.

В национальном движении стали складываться по классовому принципу два направления: революционно-демократическое и буржуазно-националистическое. Наибольшее влияние имело революционно-демократическое направление, целенаправленно боровшееся за интересы трудящихся. Это привело националистов к союзу с Временным правительством. После победы Февральской буржуазно-демократической революции в марте 1917 г. в России было создано 600 Советов. В их числе 242 Совета рабочих депутатов, 116 Советов солдатских депутатов, 91 объединенный Совет рабочих и солдатских депутатов, 65 Советов рабочих и солдатских в марте объединились, став Советами рабочих и солдатских депутатов. После победы Февральской буржуазно-демократической революции в марте 1917 г. в России было создано 600 Советов. В их числе 242 Совета рабочих депутатов, 116 Советов солдатских депутатов, 91 объединенный Совет рабочих и солдатских депутатов, 65 Советов рабочих и солдатских в марте объединились, став Советами рабочих и солдатских депутатов. В марте—августе 1917 г. в основном Советами руководили меньшевики и эсеры, в том числе Петроградским, Московским, Киевским, Тифлисским и др. Из 242 Советов, возникших в марте 1917 г.,только 27 руководили большевики (Луганский, Екатеринбургский, Иваново-Вознесенский, Краматорский, Нарвский и др.).

История "собирания" России после распада 1917-1918 гг. показывает, что руководители Советского государства важность национальной политики оценивали правильно. Об этом говорят и интенсивность дискуссий и экспериментов, и даже накал страстей в этих дискуссиях. Теоретически вопрос, однако, был не разработан, и решения принимались исходя из тактических соображений. Основы национально-государственной политики Советского государства были сформулированы в "Декларации прав народов России" от 2 ноября 1917 г., в которой закреплялось: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.  Правом отделения, прежде всего, воспользовалась Финляндия. В декабре 1917 г. Советское государство признало ее независимость.

Наркомнац входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года для осуществления национальной политики Советской Республики. Деятельность наркомата распространялась на территорию РСФСР и на все национальные окраины бывшей Российской империи. Размещался сначала в Петрограде, затем в Москве в Трубниковском переулке, а позже на Гоголевском бульваре.

Народным комиссаром по делам национальностей был  назначен И. В. Сталин. У него в подчинении были: И. П. Товстуха (будущий личный секретарь Сталина), С. С. Пестковский, Ф. А. Сова-Степняк и И. Ю. Кулик.

В качестве основных задач  Наркомнаца были определены:

  1. обеспечение мирного сожительства и братского сотрудничества всех национальностей и племен РСФСР, а также договорных дружественных советских республик;
  2. содействие их материальному и духовному развитию, применительно к особенностям их быта, культуры и экономического состояния;
  3. наблюдение за проведением в жизнь национальной политики Советской власти.

3 ноября 1917 года была принята «Декларация прав народов России» (утверждено Декретом СНК). Декларация была опубликована за подписью В. И. Ленина и И. В. Сталина.

В Декларации были определены следующие принципы, определяющие национальную политику советской власти:

  1. Равенство всех народов России;
  2. Право на отделение и образование самостоятельного государства;
  3. Отмена всех национальных ограничений;
  4. Свободное развитие национальных меньшинств в составе каждого из народов.

Новую политику в отношении  нерусских народов сформулировали два документа Советской власти — “Декларация прав народов России”  и Обращение “Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока”, увидевшие свет соответственно 2 и 20 декабря 1917 г. Они провозглашали равенство и право всех народов России на самоопределение, вплоть до отделения. И хотя большевики никогда не агитировали за него, считаться с этим правом им приходилось.  
        Большевики признали независимость уже фактически отделившейся и находившейся под германской оккупацией Польши. Без охоты, вынужденно 18 декабря 1917 г. СНК признал и независимость Финляндии. Вскоре, однако, на ее территории началась гражданская война, исход которой весной 1918 г. был предрешен немецким вмешательством. На неоккупированных частях Эстонии и Латвии, а также в Белоруссии Советская власть утвердилась в октябре — ноябре 1917.

Идеи объединения образовавшихся после революции на территории, ранее  составлявшей Российскую Империю, новых государств возникли в большевистских кругах вскоре после Октябрьской революции. Одним из первых "пробных камней" объединительных тенденций явилась подготовка Генуэзской конференции, намеченной на апрель-май 1922 г. Согласно решению Верховного Совета Лиги Наций в Геную приглашалась и Россия. Стал вопрос о единстве дипломатии новых республик.

Резко возражал против подчинения внешней политики советских республик  наркоминделу РСФСР член ЦК РКП (б), председатель Совета Народных Комиссаров и комиссар по иностранным делам УССР Х.Г.Раковский. Проект такого рода, писал он, идет в разрез с линией ЦК по национальному вопросу и формально упраздняет независимые советские республики. Вместе с тем, считал Раковский, для Генуэзской конференции вполне достаточно подписания соглашения между республиками, согласно которому Советская Россия объявляется солидарной со всеми советскими республиками и вместе с ними составляет единую делегацию, члены которой могут выступать от имени всего Союза Советских Республик, а не от имени какой бы то ни было отдельной советской республики. То есть РСФСР не имела бы права выступать ни от своего имени, ни представлять какую-либо республику.

При объединении республик, как говорилось в проекте одного из руководителей компартии Грузии Б.Мдивани, "носителем суверенитета является каждая из республик в пределах своей территории, а выразителями ее прав верховенства - лишь ее высшие органы". Союз республик, считал Мдивани, может образовываться только на почве соглашения или договора верховных органов отдельных республик и притом в пределах, точно определенных в договоре, а федеративные учреждения, являясь органами с производными правами и осуществляя только ту власть, которая им делегирована отдельными суверенными республиками по известному кругу общих дел, исполняют волю этих республик, а вовсе не конкурируют и не умаляют их суверенитета"...

26 декабря 1922 г. на  заседании фракции РКП (б) Х  Всероссийского съезда Советов  Сталин говорит: "Я самым решительным  образом протестую против заявления  Султан-Галиева, что у нас была  будто бы игра и будто бы  вся наша политика сводилась к игре в комедию в этом вопросе". Речь шла о национальном вопросе, праве национальностей на отделение и образование самостоятельных государств, о независимости республик.

Под давлением извне, особенно Ленина, он изменил свою точку  зрения, во всяком случае внешне. Понимая, что ЦК партии поддержит Ленина, Сталин согласился с ленинским положением об образовании Союза Социалистических Республик, однако заявил, что позиция Ленина - "национальный либерализм". Время все же показало, что он не отказался от своих взглядов. Так на XII съезде РКП (б) (апрель 1923 г.) он опять говорит: "Я понимаю нашу политику в национальном вопросе как политику уступок националам и национальным предрассудкам".

В канун I съезда Советов  СССР 29 декабря 1922 г. в Москве была созвана Конференция полномочных делегаций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Она рассмотрела и приняла Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

I съезд Советов начал  работу 30 декабря 1922 г. в Москве. На нем присутствовало 1727 делегатов от РСФСР, 364 делегата от УССР, 91 делегат от ЗСФСР и 33 делегата от БССР. С докладом об образовании СССР выступил И. Сталин, Зачитав текст Декларации и Договора об образовании СССР, Сталин предложил принять их без обсуждения. Наркомнац оставался верен себе. Но по предложению М. В. Фрунзе оба документа были приняты в основном и направлены на доработку. Почему кто-то должен решать за делегатов? Пусть и они примут участие в работе, за этим их и послал в Москву народ. Окончательная ратификация документов откладывалась до II съезда Советов. Съезд утвердил Декларацию и Союзный договор об образовании СССР и избрал Центральный Исполнительный Комитет Союза СССР (ЦИК СССР).

Договор об образовании  СССР определял сферу полномочий Союза Советских Социалистических Республик. К его компетенции относились:

  • представительство Союза в международных отношениях,
  • изменение внешних границ Союза,
  • заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик,
  • объявление войны и заключение мира, o установление системы внешней и внутренней торговли,
  • установление основ и общего плана всего хозяйства Союза,
  • заключение концессионных договоров,
  • регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела,
  • установление основ организации Вооруженных Сил Союза,
  • утверждение единого государственного бюджета Союза, монетной, денежной и кредитной системы, системы общесоюзных, республиканских и местных налогов,
  • установление общих начал землеустройства и землепользования, а также пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основное законодательство в области союзного гражданства и в отношении прав иностранцев,
  • отмена, нарушающих договор, постановлений Съезда Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Haродных Комиссаров союзных республик и ряд других пунктов.

Россия представляет собой особую цивилизацию, выработавшую свой собственный, не повторяющийся  в других цивилизациях способ сосуществования  народов. Здесь любое изменение  общественного устройства является национальной проблемой не может быть сведено лишь к политической, социальной или экономической стороне (в этом отличие революции в России от других великих революций - в Англии и Франции). И обратно - решение любой проблемы национальной политики в России реализуется через изменение государственного устройства, экономического или социального порядка. Термин "национальный" мы применяем как условный, т.к. в Российской империи большинство народов, включая русский, находились на донациональной стадии развития общества и культуры, поскольку нация - продукт развитого буржуазного общества. Поэтому, строго говоря, в массовом сознании и политической мысли не было национализма. Он культивировался в узких кругах буржуазной интеллигенции, и за ним всегда стояли скрытые социально-политические интересы. Например, украинский национализм конца XIX в. создавался при активном участии русской радикальной интеллигенции, которая видела в нем оружие против царизма.

Информация о работе Национально-государственное строительство в России в ноябре 1917- декабре 1924 гг.