Национально-государственное строительство в России в ноябре 1917- декабре 1924 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 09:50, контрольная работа

Краткое описание

Идеи объединения образовавшихся после революции на территории, ранее составлявшей Российскую Империю, новых государств возникли в большевистских кругах вскоре после Октябрьской революции. Одним из первых "пробных камней" объединительных тенденций явилась подготовка Генуэзской конференции, намеченной на апрель-май 1922 г. Согласно решению Верховного Совета Лиги Наций в Геную приглашалась и Россия. Стал вопрос о единстве дипломатии новых республик.

Вложенные файлы: 1 файл

история отечества.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

До Февраля 1917 г. сильных  сепаратистских движений, имевших массовую поддержку, в Российской империи  не было. Из 160 депутатов IV Государственной думы от национальных районов 150 поддерживали идею "единой и неделимой России". Тенденции ее распада возникли именно с разрушением "центра", с самоликвидацией монархии.

Вопреки нынешним мифам, традиции собственной государственности нерусские народы на территории России, за исключением Литвы, не имели. Последние присоединенные к России Хива, Коканд и Бухара государствами в полном смысле не были, т.к. таких народов не существовало.

В принятой в 1924 году Конституции  СССР содержались многие демократические принципы. Был создан специальный орган Наркомнац национально -территориального устройства новой Федерации, который был призван заниматься, в частности и проблемами межнациональных отношений. Это ведомство в свое время вело активную деятельность среди представителей всех национальностей. В 40 губерниях были образованы свои наркоматы по делам национальностей. Это позволяло достаточно успешно решать проблемы "национально-территориального строительства", то есть управлять этнонациональными и межнациональными процессами, воспитывать в духе интернационализма. При Наркомнаце действовало несколько учебных заведений, свои издательства, Коммунистический университет трудящихся Востока, Коммунистический университет нацменьшинств Запада и тому подобные, которые проводили огромную работу с учетом интересов различных национальностей, улучшения качества их образования, воспитания местных национальных кадров, перебазировались сотни фабрик и заводов, отсталые районы страны.

За годы Советской власти были достигнуты бесспорные успехи в сфере межнациональных отношений, равно как и издержки этой политики, которых, к сожалению, оказалось немало. Особенно это проявилось в годы сталинских репрессий. Многие представители национальной интеллигенции были уничтожены, подвергались преследованиям и насильственному переселению целые народы: чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, что, разумеется, не могло не отразиться на их национальном самочувствии. Фактически было уничтожено целое сословие - казачество. Из-за подобного рода ошибок, а также преступлений, национальное самосознание многих народов пребывало во "взорванном состоянии". Нынешние национальные отношения аккумулируют в себе как огромный, многовековой опыт сотрудничества и братства народов России, так и тяжелый груз, противоречий и конфликтов. О последнем сейчас пишут во сто крат чаще, чем о ярких примерах сотрудничества и взаимопомощи.

В конечном итоге главным  ориентиром национальной политики Российской Федерации является формирование новой демократической системы национальных отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь равные права и равные возможности в своем национальном и личностном самоутверждении в обществе и в государстве, в своем достоинстве и самочувствии, увеличивая тем самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского самоутверждения, используя социальное, культурное и политическое пространства.

 

Тестовые задания.

1 вопрос. Политические предпосылки формирования государственности у восточных славян. (выберите правильные ответы)

2. формирование славянских племенных  союзов;

3. достаточный уровень военных  союзов;

2 вопрос. Центральным органом государственного управления в России XVII в. были: (выберите правильный ответ)

2. приказы; 

3 вопрос. Петр I осуществил реформу налогообложения в России, введя:

3. подушную подать.

4 вопрос. Секуляризация церковных земель была осуществлена:

3. Екатериной II

5 вопрос. Россия во второй половине XVIII в. участвовала в разделе Польши получив часть еѐ земель. Какие еще государства участвовали в разделе Польши: (выберите правильные ответы)

3. Турция.

6 вопрос. Россия присоединила к себе Финляндию:

3. в XIX в. при Александре I

7 вопрос. Земства в России как органы местного самоуправления занимались вопросами: (выберите правильные ответы)

1. развития местной промышленности  и хозяйства; 

2. развитием местного здравоохранения  и образования; 

8 вопрос. Причины неудачи англо-франко-советских переговоров 1939 г.: (выберите правильные ответы)

2. опасения советского руководства  заключения Англией и Францией  нового сговора с Гитлером, подобного  Мюнхенскому, но против СССР.

9 вопрос. Условия советско-германского договора о ненападении 1939 г. и секретного протокола к нему: (выберите правильный ответ)

2. разграничение «сфер интересов»  в Восточной Европе.

10 вопрос. Итоги и последствия советско-финской войны: (выберите правильные ответы)

1. передача Советскому Союзу Финляндией части полуострова Рыбачий;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

  1. Отечественная история: Учебник / И.Н. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 639 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004430-9, 1500 экз.
  2. История Отечества: Учебное пособие / В.С. Апальков, И.М. Миняева. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 544 с.: 60x90 1/16. (переплет)
  3. Отечественная история: Учебник / Н.В. Шишова, Л.В. Мининкова, В.А. Ушкалов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 462 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет)
  4. Отечественная история. Курс лекций / С.П. Бычков, Ю.П. Дусь. - М.: Форум, 2011. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет)
  5. Отечественная история: Учебник / И.Н. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 639 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет)

Информация о работе Национально-государственное строительство в России в ноябре 1917- декабре 1924 гг.