Необходимость и причины перестройки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 10:34, контрольная работа

Краткое описание

Вместе с тем политические события, проходившие с Советском Союзе и в его республиках, отразились и на процессе мировой политической истории. Сегодня трудно объективно разобраться во всех этих событиях и, особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все вопросы, которые в этой связи возникают. Потребуется немало времени, прежде чем историки дадут на все эти вопросы убедительные ответы. Сегодня же точка зрения и оценки исследователей противоречивы, во многом субъективны и далеки от совпадения. Это естественно, так как для глубокого и объективного осмысления этих событий потребуется время, накопление и изучение всестороннего и большего документального материала.
Целью данной работы является: осмыслить и уяснить суть перестройки в СССР и ее последствия и влияние на судьбу советского государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...стр.4
1. Необходимость и причины Перестройки……………………………...стр.5
2. Курс на ускорение, реформирование системы……………………......стр.8
2.1. Экономическая реформа……………………………………...…..стр.10
2.2. Результаты реформы……………………………………………....стр.12
3. Распад СССР и коммунистической системы……………………...…стр.14
4. Последствия перестройки…………………………………………......стр.17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…стр.20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…стр.22
Самостоятельная работа……………………………………………...…..стр.23

Вложенные файлы: 1 файл

История Готова!!!!.docx

— 66.89 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...стр.4

1. Необходимость  и причины Перестройки……………………………...стр.5

2. Курс на ускорение, реформирование системы……………………......стр.8

    2.1. Экономическая реформа……………………………………...…..стр.10

    2.2. Результаты реформы……………………………………………....стр.12

3. Распад СССР и коммунистической системы……………………...…стр.14

4. Последствия  перестройки…………………………………………......стр.17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…стр.20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…стр.22

Самостоятельная работа……………………………………………...…..стр.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С середины 80-х гг. и особенно 90-х гг. в России, как и в целом СССР, стали  происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все  стороны социально- экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз.

Вместе  с тем политические события, проходившие  с Советском Союзе и в его  республиках, отразились и на процессе мировой политической истории. Сегодня  трудно объективно разобраться во всех этих событиях и, особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все  вопросы, которые в этой связи  возникают. Потребуется немало времени, прежде чем историки дадут на все  эти вопросы убедительные ответы. Сегодня же точка зрения и оценки исследователей противоречивы, во многом субъективны и далеки от совпадения. Это естественно, так как для  глубокого и объективного осмысления этих событий потребуется время, накопление и изучение всестороннего  и большего документального материала.

Актуальность данной темы сомнений не вызывает, т.к. последствия перестройки  ощущаются в стране до сих пор.

Целью данной работы является: осмыслить и уяснить суть перестройки в СССР и ее последствия и влияние на судьбу советского государства.

 

 

 

 

 

 

1. Необходимость и причины Перестройки.

 

     К середине 1980-х гг. Советский Союз оставался самым крупным по территории (1/6 обитаемой суши, 22,4 млн. кв. км) и третьим по численности населения (после Китая и Индии) государством на Земле. Согласно переписи 1989 г., население страны составляло 286,7 млн. человек, в городах проживало примерно 2/3 населения, в сельской местности – 1/3.

     СССР обладал огромными природными богатствами, не сопоставимыми ни с одной из стран мира; достиг определенных успехов в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс). С середины 1970-х гг. был установлен военно-стратегический паритет (примерное равенство) с США и всем блоком НАТО. Существовала достаточно развитая инфраструктура промышленности и сельского хозяйства, страна в основном обеспечивала себя продуктами питания и товарами широкого потребления (правда, на минимально допустимом уровне).

Но положение  СССР было противоречивым. С одной  стороны, Советский Союз по-прежнему оставался великой державой, с другой – стремительно утрачивал этот статус. При сохранении существовавших тенденций уже в ближайшем будущем СССР должен был утратить статус великой державы. Следовало что-то предпринимать, чтобы выйти из состояния застоя.

К середине 80-х годов, возможность постепенного, безболезненного перехода к новой  системе общественных отношений  в России была безнадежно упущена. Стихийное  перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей  и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился  характер производственных отношений  внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения производственного продукта, превратился  в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов, параллельно этому сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний долг государства.

Большинство рабочих и служащих необходимость  перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать  подлинными хозяевами своей земли  и своего труда.

Ограниченная  и консервативная экономическая  реформа 1979 года, ориентированная на усиление роли централизованного планирования и управления, не предотвратила (да и не могла предотвратить) стагнации  (застоя) производства и дальнейшего увеличения научно-технического разрыва с Западом. В 1981г. абсолютные объемы производства в некоторых отраслях снизились па сравнению с 1980г. Практически прекратился рост производительности труда.

На экономической  ситуации неблагоприятно сказывались  и внешние факторы. Усиление гонки  вооружений (на нужды ВПК расходовалось  ежегодно 45% бюджетных средств, выделенных промышленности), разорительная и  непопулярная в народе война в  Афганистане (ежегодные расходы  СССР на эту войну составляли в  среднем 3-4 млрд. руб.) и резкое понижение  мировых цен на нефть к началу 80-х годов – все это поставило  экономику СССР в крайне тяжелое  положение.

Первые  попытки поисков выхода из засасывающей страну трясины были предприняты  Андроповым. Осуществляя меры по наведению  элементарного порядка, искоренению  коррупции, он выступал с позиций  сохранения системы. При нем выдвинулась и начала набирать силу группа относительно молодых руководителей (М.С.Горбачев, Е.К.Лигачев, Н.И.Рыжков), не только боровшаяся за власть, но и готовая продолжить обновление системы. Несмотря на разгром диссидентского движения и ужесточение внешней политики, в народе деятельность Андропова была встречена в целом с симпатией и надеждой. Его скромные теоретические  новации приоткрыли дорогу к изменению общественной жизни. В массовом сознании зародилась надежда на перемены к лучшему, был дан своеобразный нравственный толчок к грядущим переменам. Это было главным, чего удалось добиться за 15 месяцев правления Андропова.

Вместе  с тем, большинство престарелого руководства страны сочло спасительную миссию Андропова выполненной, опасаясь того, что продолжение реформ создаст  угрозу их личной власти. Генсеком ЦК КПСС, а затем Председателем Президиума Верховного Совета стал 72-летний К.У. Черненко. Многие из тех, кто его знал, расценивали  это как ошибку, абсурд или случайность. Избрание руководителем партии, государства  престарелого и смертельно больного Черненко вместо молодого и энергичного  Горбачева, которого Андропов прочил в  свои преемники, представляло собой  сигнал катастрофы системы, ее нежизнеспособности.

10 марта  1984 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал Генсеком ЦК М.С. Горбачева. Тогда еще никто не мог предположить, что этот человек станет могильщиком системы, приведшей его к власти. Не предполагал он этого и сам. Начался новый последний этап в истории СССР, получивший вскоре название «Перестройка».

 

 

 

 

 

2. Курс на ускорение,  реформирование системы.

 

 В апреле 1985г. на пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели нового советского руководства и общества в целом был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главным его движителем виделся научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора», т.е. повышение трудовой дисциплины и инициативы работников всех уровней. Коммунистические реформаторы надеялись преодолеть и такие опасные для них тенденции, как массовая коррупция и безответственность, падение авторитета руководства страны и КПСС.

К середине 80-х годов по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и «нетрудовыми доходами». Вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цены на них, повсеместный разгром «питейных точек» без насыщения рынка товарами, способными поглотить освобождавшиеся в семьях средства, привели к обвальному росту спекуляции спиртным, самогоноварения, к массовым отравлениям населения винными суррогатами. А борьба с «нетрудовыми доходами» на деле свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства. Реально она задела слой людей, выращивавших и продававших на рынках свою продукцию, в то время как воротилы теневой экономики, связанные с коррумпированной частью аппарата, по-прежнему процветали.

С середины 1987г. был провозглашен курс на «гласность», т.е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т.п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гибкость и адаптационные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтвержденного «социалистического выбора».

В стране возникают десятки, затем тысячи независимых газет и журналов, раскованнее делается радио- и телевещание. Читатели получили возможность приобщиться  к творческому наследию ученых и  литераторов, считавшихся прежде «реакционными», покинувших страну или высланных  за рубеж в годы советской власти. Появились первые публикации книг А.И. Солженицына и других диссидентов. Был возвращен из ссылки академик А.Д. Сахаров, тут же включившийся в  активную политическую деятельность. На экраны вышли такие фильмы, как  «Покаяние» режиссера Т.Е. Абуладзе, где переосмысливались исторические и нравственные устои жизни общества в советскую  эпоху.

В этих небывалых  с 1917г. условиях свободы и духовного  раскрепощения резко усилился спонтанный процесс формирования новых политических партий (точнее, протопартий) с крайне узкой социальной базой, зато самого широкого спектра: от монархистских  до анархистских с преобладанием  центристских (либерально-демократических) группировок.

В этой ситуации продолжался процесс ослабления позиций КПСС. Начался массовый выход  из партии (в 1989г. – 140 тыс. человек, в 1990г. – 2 млн. 712 тыс. человек). КПСС вынуждена  была формально отказаться от конституционного закрепления своей «руководящей роли в обществе».

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Экономическая реформа.

 

Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с  М.С. Горбачевым с лета 1988г. решилось - не без колебаний – на реформирование закостеневшей политической системы  СССР, которую расценило как главное  звено «механизма торможения». Подталкивало его к реформам и другое обстоятельство: появление альтернативных вариантов  общественных преобразований, а также  их «носителей» - новых политических сил, грозивших в дальнейшем взорвать монополию КПСС на власть.

На первом этапе целью политической реформы  было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее железную пяту, привнесение в советскую  систему элементов парламентаризма  и разделения властей.

Экономическая реформа 1987 года, разработкой которой занимались известные экономисты - Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.

Проект реформы предусматривал:

  • расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
  • постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего - путем развития кооперативного движения;
  • отказ от монополии внешней торговли;
  • глубокую интеграцию в мировой рынок;
  • сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;
  • признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Однако  проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Но, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике, к весне 1991 более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. человек - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация теневой экономики.

В 1987 году был принят Закон о государственном  предприятии (объединении). Предприятия  переводились на самоокупаемость и  хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую  деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть  производимой продукции по-прежнему включалось в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи. По Закону о трудовых коллективах вводилась  система выборов руководителей  предприятий и учреждений.

В сельском хозяйстве изменения начались с  реформирования совхозов и колхозов. Однако, в целом, в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась  в характере государственной  политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста  сельскохозяйственного производства, чему способствовало дотирование и  производителя (до 80 %) и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой  справляться не мог. Не было принято  закона о передаче земли в частную  собственность и увеличении приусадебных участков.

 

 

 

2.2. Результаты реформы.

 

Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы - всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т.д. - народное хозяйство страны, в то же время, лишилось административно-командных рычагов, принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было. После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад.

Экономическая ситуация не переставала ухудшаться. С 1988г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990г. – в  промышленности. Резко усилились  инфляционные тенденции в связи  с огромным бюджетным дефицитом (уже в 1989г. он превысил 100 млрд. руб., или 11% валового национального продукта). Золотой запас сократился в 1991г. в десять раз по сравнению с 1985г. и составил лишь 240 тонн.

 С  1988 года происходит общее сокращение  производства в сельском хозяйстве.  В результате население столкнулось  с дефицитом продовольственных  товаров, даже в Москве было  введено их нормированное распределение.

Информация о работе Необходимость и причины перестройки