Не рисковать – значит рисковать

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 23:21, реферат

Краткое описание

Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. А. Смит образно назвал этот процесс «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Пермский институт экономики и финансов - копия.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

                                                                “Не рисковать – значит рисковать”

                                                                                                      О.Бальзак

Введение 
Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. А. Смит образно назвал этот процесс «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.

В широком смысле слова понятие «конкуренция» употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество внутри отрасли, как соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли.

Важная роль конкуренции в механизме функционирования рынка определяется теми функциями, которые она должна выполнять.

Во-первых, конкуренция должна обеспечивать утверждение суверенитета потребителей, а также осуществление оптимального сочетания и эффективного использования факторов производства. Другими словами конкуренция должна обеспечивать адаптацию производства к изменившимся условиям, т.е. к предпочтительным интересам потребителей и к новым методам производства. В этом заключается адаптационная функция конкуренции.

Во-вторых, конкуренция должна обеспечивать такое развитие, чтобы стремление предприятий к получению максимальной прибыли способствовало техническому прогрессу, т.е. конкуренция выполняет функцию обеспечения прогресса.

В-третьих, конкуренция выполняет функцию распределения. Она должна создать такие условия, когда распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их производительности. Такое распределение является наилучшей основой для стимулирования повышения эффективности производства и тем самым обеспечивает максимальный рост объемов производимой продукции, т.е. объемов предложения. В-четвертых, наряду с перечисленными экономическими функциями, ориентированными на повышение эффективности производства и рост благосостояния, конкуренция выполняет также функцию обеспечения свободы деятельности. Дело в том, что и в рыночной системе деятельность и возможности выбора участников рынка подвержены ограничениям, но конкуренция предполагает, с одной стороны, наличие альтернативы для любой деятельности, с другой стороны, она открывает субъектам рыночных отношений свободу действий.

Итак,  рассмотрим подробнее суть и значение методов конкурентной борьбы. Что мы понимаем под методами борьбы в конкуренции. Для начала выясним определение.                                                             

Методы конкурентной борьбы – это комплекс способов расширения масштабов монополистической собственности и сужение других форм собственности путем усиления эксплуатации на предприятиях монополий прежде всего интеллектуальной рабочей силы, получение синергетического эффекта в процессе его взаимодействия с новейшими информационными технологиями и присвоения других источников монопольно высокой прибыли.

Механизмом такой конкурентной борьбы является установление монопольных цен с целью присвоения монопольной прибыли. К сожалению, иногда используются силовые методы конкурентной борьбы (лишение конкурента сырья, рынков сбыта, скупка патентов, захват рынков рабочей силы), а также запрещенные законом методы (поджоги, убийства опасных конкурентов, экономический шпионаж, подкуп и шантаж, распространение заведомо ложных сведений о конкурентах, подделка торговых знаков и т.д.).

Вместе с тем использование различных методов конкурентной борьбы не принесет успеха, не сделает конкуренцию цивилизованной и эффективной, если экономическим центром общества — государством — не будут предприняты, меры, обеспечивающие нормальные условия для функционирования и защиты от монополизма, усиление которого негативно сказывается на развитии рыночной экономики. Осуществление политики в области конкуренции и регламентации деятельности монополий со стороны государства проявляется в формировании и совершенствовании антимонопольного регулирования, включающего антимонопольный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм (поддержка малого бизнеса, упрощение механизма лицензирования, либерализации рынков и т. д.) и антимонопольное законодательство.

Виды конкуренции.

Виды конкуренции по масштабам развития

По масштабам развития выделяют следующее виды:

  • Индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

  • Местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

  • отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

  • межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

  • национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

  • глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

 

Виды конкуренции по характеру развития

Следует отметить, что диапазон методов, который может быть использован конкурирующими фирмами, достаточно широк. Эти методы можно разделить на ценовые и неценовые.

Ценовая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями за потребителя, из-за уменьшения издержек производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимента. Предприниматели при этом нередко манипулируют ценами (изначально цены ставят заниженные, но как только товар завоюет рынок сбыта, цены повышают), прибегают к ценовым уступкам, сезонной распродажи и т.д. Важной особенностью ценовой монополистической конкуренции, является ценовая дискриминация, при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

  •  
    фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;

  •  
    для проникновения на рынки с новыми товарами;

  •  
    для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

 
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. 
 

 

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, гарантийное  обслуживание клиентов, покупателям предоставляются кредиты, лизинги, льготы использование торговых знаков и торговых марок фирм.

Неценовой конкуренции присуща определенная стабильность цен, поскольку их согласовывают между собой несколько мощных компаний ( открытые соглашения картельного типа или  негласные соглашения), преследуя собственную выгоду, так называемое \"лидерство в ценах\"  Такая конкуренция полнее отражает и интересы потребителя.

 

Законные методы неценовой конкурентной  борьбы

  1. Дифференциация качества товара при одной и той же цене, или при незначительном её колебании. Применение оттенков качества позволяет успешно реализовывать однотипную продукцию. Так, в США выпускается около 10 тысяч сортов муки, около 4 тысяч видов консервированной кукурузы и т. д.

  1. Продажа товаров в кредит (в рассрочку платежа). Здесь имеет место совершенствование не качества товара, а условий его продажи.

  1. Совершенствование послепродажного обслуживания товара, т. е. продление сроков гарантийного обслуживания своей продукции, оказание услуг на дому и т.д.

  1. Техническое превосходство товара, его качество и надёжность. В этом случае цена м экономический шпионаж и т. д.

  1. Реклама своей продукции с использованием самых различных для этих целей средств может быть и выше аналогов, но качество опережает цену.

 

 

 Незаконные методы неценовой конкурентной борьбы

 

  • • продажа по цене ниже себестоимости;
  • • установление дискриминационных (разных для разных покупателей) цен или коммерческих условий;
  • • установление зависимости поставок конкретных товаров от принятия ограничений в отношении производства конкурирующих товаров;
  • • ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;
  • • недобросовестное копирование товаров конкурентов;
  • • нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;
  • • промышленный шпионаж;
  • • переманивание ведущих специалистов из соперничающих фирм и т.п.

 
В условиях неценовой конкуренции происходит перемещение (сдвиг) кривой спроса на товары и услуги вправо (если спрос увеличивается) или влево (если спрос падает). Увеличение прибыли в этом случае может происходить за счёт таких 
факторов как: а) возрастание цен при постоянной доле рынка; б) увеличение доли рынка при постоянной цене; в) увеличение, как цен, так и доли рынка (что происходит реже).  

Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка

Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей;  возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

Совершенная конкуренция обладает также рядом недостатков.

1) Малые предприятия, типичные  для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступной только крупным фирмам.

2) Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Действительно, небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном , насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами, мире.

 Совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынка. В некоторых отраслях и сферах конкуренция невозможна (затруднена) вследствие:

  • технологических особенностей отраслей, постоянные издержки которых настолько высоки, что экономия на масштабах производства (снижение удельных затрат по мере увеличения объемов производства) возможна только тогда, когда производители являются чрезвычайно крупными как по абсолютным размерам, так и по доле на рынке (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика);

  • исключительно высоких невозвратных издержек, т.е. активы, воплощенные в основное производство, специфичны и не могут быть переориентированы на другие типы продукции и виды рынков;

  • наличия избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты (услуги).

Информация о работе Не рисковать – значит рисковать