Не рисковать – значит рисковать

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 23:21, реферат

Краткое описание

Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. А. Смит образно назвал этот процесс «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Пермский институт экономики и финансов - копия.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

 

 

Теория монополистической конкуренции Эдварда Хейстингса Чемберлина(1899-1967)

. Чемберлиновская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). При этом предполагается, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремиться захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремиться создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента. Каждая фирма добившись некоторой дифференциации продукта становиться монополистом на рынке его сбыта. В связи с этим фирма начинает обладать частично рыночной властью. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей, что было бы верно, по крайней мере, в теоретическом плане в условиях совершенной конкуренции, полной однородности продукта и, как следствие, бесконечной эластичности спроса по цене. При этом дифференциация продукта по Чемберлину трактуется достаточно широко: она включает не только различные свойства продукта, но и все условия реализации и услуги, сопутствующие продаже, а также пространственное нахождение. Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства (фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки) и таких, как индивидуальные особенности (качество, форма, цвет или стиль). Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товаров. В розничной торговле, например, эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает. Поскольку эти и всякие иные неосязаемые факторы варьируются от продавца к продавцу, то продукт выступает в каждом случае различным, ибо покупатели в большей или меньшей степени учитывают эти вещи, и можно сказать, что они покупают их наравне с самим товаром. Проблему спроса Чемберлин ставит по-новому. В отличие от неоклассической модели, где объем спроса и его эластичность выступают как нечто изначально данное, в модели Чемберлина они выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений. То есть цены не являются решающим инструментом конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности по качеству.

Подводя итог, можно сказать, что согласно взглядам Чемберлина рынок любого единичного единственного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями своего продукта, расходами по сбыту. Отмечая, что дифференцированный продукт имеет большую цену (которая является следствием ограничения предложения), он считает ее неизбежной платой за дифференцированное потребление. В теории Чемберлина монополия и конкуренция суть взаимосвязанные явления, монополия присутствует во всей системе рыночного ценообразования. Напомню, что условиями, порождающие монополию, по Чемберлину, являются: патентные права, репутация фирмы, не воспроизводимые особенности предприятия, естественная ограниченность предложения.

Таблица данных видов конкуренций

Монополистическая конкуренция

относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию; продукция может быть дифференцирована и по условиям послепродажного обслуживания, по интенсивности рекламы, и т.д. множество продавцов и покупателей, совершающих сделки не по одной рыночной цене, а в широком диапазоне цен; относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок, вхождение в отрасль довольно простое

достаточно слабый контроль;

ограничен возможностью замены товара

Олигополия

Преобладающая модель в современной рыночной структуре:

рынок состоит из небольшого числа продавцов (в основном крупные фирмы); товары могут быть схожими, а могут быть и дифференцированными; проникновение в отрасль, на этот рынок новым претендентам довольно затруднено; каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов; используется политика лидерства в ценах, а также возможен сговор между олигополистическими фирмами в целях  поддерживания цен и максимизации прибыли

частичный контроль


 

 

 

Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта

Различают внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции.

      Основные функции внутриотраслевой конкуренции:

  • возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;

  • стимулирование научно-технического прогресса;

  • экономическое принуждение к повышению эффективности производства;

  • выявление слабых, менее организованных производителей;

  • ограничение экономической власти лидеров.

 

 
Главным средством внутриотраслевой конкуренции является цена. Возможность отклонения цены от рыночной стоимости позволяет наиболее мощным предприятиям снижать цены ниже рыночной стоимости, получая при этом достаточно высокую норму прибыли, благодаря более низким индивидуальным издержкам производства. Такое сбивание цен приводит к банкротству тех капиталистических фирм, которые имеют более низкий уровень технической оснащённости производства, а следовательно, более высокие издержки на единицу производимой продукции. В таких условиях выживают наиболее крупные предприятия, имеющие возможность регулярно внедрять новую технику и понижать этим самым затраты на единицу продукции ниже общественно необходимых.  
Таким образом, внутриотраслевая конкуренция является антагонистической формой развития производительных сил рыночной экономики. Каждый предприниматель, стремясь снизить издержки производства, чтобы выжить в конкурентной борьбе, вынужден, независимо от своей воли, использовать современную машинную технику и прогрессивную технологию. Следовательно, внутриотраслевая конкуренция стимулирует технический прогресс в производстве. Вместе с тем она порождает стремление предпринимателей засекретить новые технические изобретения, не давая ими пользоваться другим. 

В условиях господства монополий такое средство конкурентной борьбы, как понижение цен, становится ещё более действенным. Располагая крупными резервными капиталами для покрытия временных убытков, монополии с целью устранения конкурента могут устанавливать временно цены не только ниже рыночной стоимости, но и ниже издержек производства. Разорив более слабых конкурентов, монополии устанавливают затем на свою продукцию высокие цены. Хрестоматийным, например, стало описание конкуренции между двумя пароходными компаниями на Волге до первой мировой войны. В погоне за пассажирами одна из конкурирующих компаний каждому пассажиру, купившему билет, выдавала белую булку. Однако затем, после поражения конкурента, цены были резко повышены.

Выделяют следующие виды конкуренции, являющиеся разновидностями внутриотраслевой конкуренции: конкуренция продавцов товара и конкуренция покупателей товара.

Чем выше степень конкуренции продавцов, тем ниже степень конкуренции покупателей и наоборот. Векторы действия этих двух тенденций противоположны, носила и воздействие их на общество одинаковы, поэтому между ними существует определенное равновесие. При взаимодействии кривых спроса и предложения возникает период относительного равновесия, который имеет три фазы: кратковременную. среднюю и длинную. При кратковременном равновесии цена определяется спросом. По мере удлинения периода времени цена уже определяется стоимостью, т.е. издержками.

 

 

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.

Основные функции межотраслевой конкуренции:

  • возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе:

  • усиление интенсификации, рост эффективности производства;

  • оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики.

В условиях несовершенной конкуренции происходят изменения в проявлениях межотраслевой конкуренции: усиливается влияние факторов, замедляющих перелив капитала (уровень развития транспорта, средств связи, экономической информации, кредитных отношений); ценообразование на продукцию небольших предприятий происходит в основном по законам совершенной конкуренции, а на продукцию крупных предприятий — в форме контроля за ценами с их стороны, которые преследуют цель стабилизации экономики. На рынке господствует установленная цена, которая уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости. Соответствие цен стоимостям устанавливается не путем колебания цен вокруг стоимости, а путем колебания стоимости вокруг зафиксированной цены продуктов: сохранение различий в производительности труда, преград, свойственных современной структуре экономики ведет к тому, что прибыль не распределяется равным образом с вложенным капиталом, а остается там, где она произведена.

 

Таблица данного вида конкуренции

 

Цель

Механизм

Результаты

Внутри – отраслевая

Получение сверхприбыли

Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара

Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара

Межотраслевая

Получение наибольшей прибыли

Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли

Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины


 

 

Если внутриотраслевая конкуренция есть конкуренция между предпринимателями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение дополнительной (избыточной) прибыли, то межотраслевая конкуренция — это борьба между капиталистами различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли на свой капитал. Посредством межотраслевой конкуренции осуществляется стихийный перелив капиталов из одних отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в другие отрасли, где норма прибыли более высокая. 

 
В каждой стране в определенный период времени отдельные отрасли и сферы народного хозяйства отличают друг от друга неодинаковыми условиями приложения капитала. Это обусловлено различиями в органическом строении капиталов (соотношением постоянного и переменного капитала, т.е. овеществленного и живого труда), неодинаковой скоростью оборота капитала, соотношением спроса и предложения и связанных с этим колебаний рыночных цен и т.п. В этой связи капиталы устремляются в более прибыльные сферы. Это приводит к тому, что в отраслях с высокой нормой прибыли большой прилив капиталов, ищущих более выгодного применения, усиливает внутриотраслевую конкуренцию, производство расширяется в этих отраслях, а следовательно увеличивается и предложение товаров. 

Следствием этого является превышение предложения товаров над платежеспособным спросом на них. На этой основе цены на рынке начинают отклоняться от реальной стоимости товаров в сторону понижения. В результате происходит снижение общей выручки и нормы прибыли.  
В то же время в результате утечки капиталов из низкоприбыльных отраслей происходит сокращение производства в этих отраслях, а спрос на производимые в этих отраслях товары начинает превышать их предложение. В результате этого рыночная цена на них возрастает выше стоимости, выручка будет расти, а вместе с ней и норма прибыли, которая начинает подниматься до среднего уровня.  
В таких условиях становится выгодным вкладывать капиталы и в те отрасли, где раньше прибыль была более низкой, так как в отраслях с высокой нормой прибыли она понизилась, а в бывших низкоприбыльных отраслях, напротив, повысилась.  
Постоянный перелив капиталов из одной отрасли в другую в условиях свободной конкуренции ведет к выравниванию отраслевых норм прибыли и образованию средней нормы прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает определенное динамическое равновесие, которое обеспечивает получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где он вложен.  
Таким образом, через механизм межотраслевой конкуренции закон стоимости стихийно регулирует распределение капиталов, средств производства и рабочей силы между различными отраслями рыночного хозяйства, а также стимулирует развитие научно технического прогресса.  

Информация о работе Не рисковать – значит рисковать