Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 23:21, реферат
Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. А. Смит образно назвал этот процесс «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.
Теория монополистической конкуренции Эдварда Хейстингса Чемберлина(1899-1967)
Монополистическая конкуренция |
относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию; продукция может быть дифференцирована и по условиям послепродажного обслуживания, по интенсивности рекламы, и т.д. множество продавцов и покупателей, совершающих сделки не по одной рыночной цене, а в широком диапазоне цен; относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок, вхождение в отрасль довольно простое |
достаточно слабый контроль; ограничен возможностью замены товара |
Олигополия |
Преобладающая модель в современной рыночной структуре: рынок состоит из небольшого числа продавцов (в основном крупные фирмы); товары могут быть схожими, а могут быть и дифференцированными; проникновение в отрасль, на этот рынок новым претендентам довольно затруднено; каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов; используется политика лидерства в ценах, а также возможен сговор между олигополистическими фирмами в целях поддерживания цен и максимизации прибыли |
частичный контроль |
Различают внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.
Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции.
Основные функции внутриотраслевой конкуренции:
В условиях господства монополий такое средство конкурентной борьбы, как понижение цен, становится ещё более действенным. Располагая крупными резервными капиталами для покрытия временных убытков, монополии с целью устранения конкурента могут устанавливать временно цены не только ниже рыночной стоимости, но и ниже издержек производства. Разорив более слабых конкурентов, монополии устанавливают затем на свою продукцию высокие цены. Хрестоматийным, например, стало описание конкуренции между двумя пароходными компаниями на Волге до первой мировой войны. В погоне за пассажирами одна из конкурирующих компаний каждому пассажиру, купившему билет, выдавала белую булку. Однако затем, после поражения конкурента, цены были резко повышены.
Выделяют следующие виды конкуренции, являющиеся разновидностями внутриотраслевой конкуренции: конкуренция продавцов товара и конкуренция покупателей товара.
Чем выше степень конкуренции продавцов, тем ниже степень конкуренции покупателей и наоборот. Векторы действия этих двух тенденций противоположны, носила и воздействие их на общество одинаковы, поэтому между ними существует определенное равновесие. При взаимодействии кривых спроса и предложения возникает период относительного равновесия, который имеет три фазы: кратковременную. среднюю и длинную. При кратковременном равновесии цена определяется спросом. По мере удлинения периода времени цена уже определяется стоимостью, т.е. издержками.
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.
Основные функции межотраслевой конкуренции:
В условиях несовершенной конкуренции происходят изменения в проявлениях межотраслевой конкуренции: усиливается влияние факторов, замедляющих перелив капитала (уровень развития транспорта, средств связи, экономической информации, кредитных отношений); ценообразование на продукцию небольших предприятий происходит в основном по законам совершенной конкуренции, а на продукцию крупных предприятий — в форме контроля за ценами с их стороны, которые преследуют цель стабилизации экономики. На рынке господствует установленная цена, которая уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости. Соответствие цен стоимостям устанавливается не путем колебания цен вокруг стоимости, а путем колебания стоимости вокруг зафиксированной цены продуктов: сохранение различий в производительности труда, преград, свойственных современной структуре экономики ведет к тому, что прибыль не распределяется равным образом с вложенным капиталом, а остается там, где она произведена.
Таблица данного вида конкуренции
Цель |
Механизм |
Результаты | |
Внутри – отраслевая |
Получение сверхприбыли |
Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара |
Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара |
Межотраслевая |
Получение наибольшей прибыли |
Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли |
Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины |
Следствием
этого является превышение предложения
товаров над платежеспособным спросом
на них. На этой основе цены на рынке начинают
отклоняться от реальной стоимости товаров
в сторону понижения. В результате происходит
снижение общей выручки и нормы прибыли.
В то же время в результате
утечки капиталов из низкоприбыльных
отраслей происходит сокращение производства
в этих отраслях, а спрос на производимые
в этих отраслях товары начинает превышать
их предложение. В результате этого рыночная
цена на них возрастает выше стоимости,
выручка будет расти, а вместе с ней и норма
прибыли, которая начинает подниматься
до среднего уровня.
В таких условиях становится
выгодным вкладывать капиталы и в те отрасли,
где раньше прибыль была более низкой,
так как в отраслях с высокой нормой прибыли
она понизилась, а в бывших низкоприбыльных
отраслях, напротив, повысилась.
Постоянный перелив
капиталов из одной отрасли в другую в
условиях свободной конкуренции ведет
к выравниванию отраслевых норм прибыли
и образованию средней нормы прибыли.
В итоге межотраслевая конкуренция объективно
создает определенное динамическое равновесие,
которое обеспечивает получение равной
прибыли на равный капитал независимо
от того, где он вложен.
Таким образом, через
механизм межотраслевой конкуренции закон
стоимости стихийно регулирует распределение
капиталов, средств производства и рабочей
силы между различными отраслями рыночного
хозяйства, а также стимулирует развитие
научно технического прогресса.