Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:52, реферат
Вот почему пушкинская оценка Карамзина актуальна и сегодня. Карамзин – это прошлое русской литературы, шире – русской культуры. Прошлое должны уважать. Но чтобы уважать, его надо знать. Сегодня мы еще очень плохо знаем Карамзина. До сих пор нет полного, комментированного собрания сочинений писателя. Около ста лет в полном объеме не переиздавалась «История государства Российского». Систематически перепечатывалась только повесть «Бедная Лиза», по которой и происходит знакомство с Карамзиным. Это все равно, если бы о Пушкине мы судили лишь по его повести «Станционный смотритель»…
Введение………………………………………………………………………3
Детство и юность Карамзина………………………………………………..4
Европейское путешествие, литературная и издательская деятельность…5
Исторические труды…………………………………………………………6
Взгляды Карамзина на обустройство России………………………………7
Реформа языка Карамзина…………………………………………………...8
Cентиментализм……………………………………………………………...8
Политические идеи Н.М. Карамзина………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………...…...13
Список использованной литературы……………………………………...14
РЕФЕРАТ
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН
Выполнил:
Проверил: к.и.н., доцент
кафедры отечественной истории
Красноярск 2012
Оглавление
Введение
Творчество Карамзина оригинально потому, что он мыслил глубоко и независимо. Его мысль рождалась в напряженном и трудном обобщении опыта бурных событий европейской и русской жизни. История и современность выдвигали перед человечеством, вступившим с начала французской революции в новую эру, невиданные ранее конфликты. Грозным представало и настоящее, и будущее. Путешествие двадцатитрехлетнего Карамзина по Европе, во время которого он оказался свидетелем революции во Франции, явилось своеобразным университетом, определившим всю его дальнейшую жизнь. Он не только возмужал и обогатился знаниями и опытом – впечатления сформировали его личность и, главное, разбудили мысль Карамзина, обусловили его страстное желание понять происходившее не только в отечестве, но и в мире. Именно потому произведения, писавшиеся и печатавшиеся после возвращения на родину, ярко освещены пытливой мыслью. Молодой писатель уже с этого времени будет стараться давать свои ответы на вставшие перед человечеством – а следовательно, и перед ним – вопросы. Естественно, размышления и предлагаемые решения носили субъективный характер.
Художественный мир, созданный Карамзиным, был нов, противоречив, непривычно сложен, нравственно масштабен; он открывал духовно деятельную жизнь отдельной личности, а потом и целого народа, жизнь современную и историческую. В этот мир нельзя входить с предубеждением и готовыми идеями, он требует понимания и объяснения. Оттого Карамзин на протяжении полутора веков воспринимался активно; история изучения его творчества характеризуется отливами и приливами: его или превозносили, или отвергали.
Вот почему пушкинская оценка Карамзина актуальна и сегодня. Карамзин – это прошлое русской литературы, шире – русской культуры. Прошлое должны уважать. Но чтобы уважать, его надо знать. Сегодня мы еще очень плохо знаем Карамзина. До сих пор нет полного, комментированного собрания сочинений писателя. Около ста лет в полном объеме не переиздавалась «История государства Российского». Систематически перепечатывалась только повесть «Бедная Лиза», по которой и происходит знакомство с Карамзиным. Это все равно, если бы о Пушкине мы судили лишь по его повести «Станционный смотритель»…
И
все же мы по-прежнему в долгу
перед большим русским
Детство и юность Карамзина
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии в культурной и родовитой, но небогатой дворянской семье, происходившей по отцовской линии от татарского корня. Его отец отставной капитан Михаил Егорович Карамзин (1724-1783) среднепоместный симбирский дворянин. Свой тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны (урожденной Пазухиной), которой лишился в возрасте трех лет. Раннее сиротство, одиночество в доме отца укрепили в душе мальчика эти качества: он полюбил деревенское уединение, красоту поволжской природы, рано пристрастился к чтению книг.
Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец увез его в Москву и определил в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик получил светское воспитание, изучил в совершенстве европейские языки и слушал лекции в университете. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан с детства. Дружба с И.И. Дмитриевым, будущим известным поэтом и баснописцем, укрепила в нем интерес к литературе. Впервые Карамзин выступил в печати с переводом идиллии немецкого поэта С. Гесснера в 1783 году.
После смерти отца, в январе
1784 года, Карамзин вышел в отставку
в чине поручика и вернулся на родину
в Симбирск. Здесь он вел довольно
рассеянный образ жизни, типичный для
молодого дворянина тех лет. Решительный
поворот в его судьбе произвело
случайное знакомство с И.П. Тургеневым,
деятельным масоном, литератором, сподвижником
известного писателя и книгоиздателя
конца XVIII века Н.И. Новикова. И.П. Тургенев
берет Карамзина в Москву, и
в течение четырех лет
Для московских масонов-розенкрейцеров (рыцарей злато-розового креста) была характерна критика вольтерианства и всего наследия французских энциклопедистов-просветителей. Масоны считали человеческий разум низшей ступенью познания и ставили его в прямую зависимость от чувства и Божественного откровения. Разум вне контроля чувства и веры не в состоянии правильно понимать окружающий мир, это "темный", "бесовский" разум, являющийся источником всех человеческих заблуждений и бед.
Особой популярностью
в "Дружеском ученом обществе"
пользовалась книга французского мистика
Сен-Мартена "О заблуждениях и
истине": не случайно розенкрейцеров
их недоброжелатели называли "мартинистами".
Сен-Мартен заявлял, что учение просветителей
об общественном договоре, основанное
на атеистической "вере" в "добрую
природу" человека, есть ложь, попирающая
христианскую истину о "помраченности"
природы человека "первородным
грехом". Наивно считать государственную
власть результатом человеческого
"творчества". Она является предметом
особого Божьего попечительства
о грешном человечестве и посылается
Творцом для укрощения и
Государственную власть Екатерины
II, находившейся под влиянием французских
просветителей, мартинисты считали
заблуждением, Божеским попущением за
грехи всего петровского
Вскоре Карамзин понял, что,
отрицая "самовластие" Екатерины
II, масоны вынашивали планы своего "самовластия",
противопоставляя масонскую ересь
всему остальному, грешному человечеству.
При внешнем созвучии с истинами
христианской религии в процессе
их хитроумных рассуждений осуществлялась
подмена одной неправды и лжи
не менее опасной и коварной другой.
Настораживала Карамзина и
И вот Карамзин, подобно герою толстовского романа-эпопеи "Война и мир" Пьеру Безухову, испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.
Европейское путешествие, литературная и издательская деятельность
Карамзин не был расположен
к мистической стороне
Об английском парламентаризме Карамзин был не слишком восторженного мнения (возможно, идя по стопам Руссо), но очень высоко ставил тот уровень цивилизованности, на котором находилось английское общество в целом. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского художника» публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором.
Исторические труды
По возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791—1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.
Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.
С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора. Своей задачей Карамзин ставил доказательство того, что никаких преобразований проводить в стране не нужно.
«Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории. В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии.
Незаконченный XII том был издан после его смерти. В 1890-е годы возрастает его интерес к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т. п.
Откликом Карамзина на переворот 11 марта 1801 года и восшествие на престол Александра I стало воспринимавшееся как собрание примеров молодому монарху «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» (1802), где Карамзин выразил свои взгляды о существе монархии в России и обязанностях монарха и его подданных.
Интерес к истории мировой
и отечественной, древней и новой,
событиям сегодняшнего дня превалирует
в публикациях первого в России
общественно-политического и
Взгляд Карамзина на обустройство России
В 1811 по просьбе великой
княгини Екатерины Павловны Карамзин
написал записку «О древней и
новой России в ее политическом и
гражданском отношениях», в которой
изложил свои представления об идеальном
устройстве Российского государства
и подверг резкой критике политику
Александра I и его ближайших
Карамзин тяжело пережил кончину Александра I и особенно восстание декабристов, которому был свидетелем. Это отняло последние жизненные силы, и медленно угасавший историограф скончался в мае 1826.
Реформа языка Карамзина
Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.