Николай Михайлович Карамзин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:52, реферат

Краткое описание

Вот почему пушкинская оценка Карамзина актуальна и сегодня. Карамзин – это прошлое русской литературы, шире – русской культуры. Прошлое должны уважать. Но чтобы уважать, его надо знать. Сегодня мы еще очень плохо знаем Карамзина. До сих пор нет полного, комментированного собрания сочинений писателя. Около ста лет в полном объеме не переиздавалась «История государства Российского». Систематически перепечатывалась только повесть «Бедная Лиза», по которой и происходит знакомство с Карамзиным. Это все равно, если бы о Пушкине мы судили лишь по его повести «Станционный смотритель»…

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Детство и юность Карамзина………………………………………………..4
Европейское путешествие, литературная и издательская деятельность…5
Исторические труды…………………………………………………………6
Взгляды Карамзина на обустройство России………………………………7
Реформа языка Карамзина…………………………………………………...8
Cентиментализм……………………………………………………………...8
Политические идеи Н.М. Карамзина………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………...…...13
Список использованной литературы……………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории.docx

— 44.55 Кб (Скачать файл)

Карамзин ввёл в русский  язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность»,«влюблённость»,«вольнодумство»,«достопримечательность»,«ответственность»,«подозрительность»,«промышленность»,«утончённость»,«первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже  произошло сближение Карамзина  с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии.

Cентиментализм

Главой русского сентиментализма справедливо признается Николай Михайлович Карамзин (1766—1826). В его творчестве наиболее ярко и  полно проявились основные черты  нового направления, со всеми его  достоинствами и слабыми сторонами.

Карамзин выступал как  поэт, прозаик, публицист, литературный и театральный критик, издатель и, наконец, как автор многотомной  «Истории государства Российского». Он смело вынес на суд читательской публики произведения, в которых  отступления от прежних канонов  и правил имели принципиальныйхарактер. Сентиментализм указывает на то, что  чувства становятся центральной  категорией этого направления. В  этом смысле сентименталисты сознательно  противопоставляли чувства разуму классицистов. 
Основная идея - мирная идиллическая жизнь человека на лоне природы, особое внимание уделяется пейзажу. Автор сочувствует героям. Одна из его задач - заставить сопереживать, вызвать слезы умиления у читателя. Именно Карамзин оказал большое влияние на развитие русской литературы с введением нового течения, сентиментализма. Герой сентименталистов, «чувствительный человек», воплощал в себе гуманистический идеал своей эпохи; это человек, живущий сложной внутренней жизнью, замечательный не воинскими подвигами или государственными делами, а своими душевными качествами, умением «чувствовать». Достоинства личности обнаруживались в новой сфере — сфере чувств, и утверждение новых этических принципов в жизни и в литературе противостояло официозной государственности. Сентиментализм отразил новое мироощущение людей восемнадцатого века. Отношения между человеком и окружающим его миром стали представляться более сложными, противоречивыми и — что особенно важно — более изменчивыми.

Политические  идеи Н.М. Карамзина

Политико-правовые взгляды  Н.М. Карамзина формировались под  влиянием Великой французской революции. Он говорил, что собрание в Париже подтверждает его выводы о путях  его развития - путь постепенного эволюционного  развития без всяких революций в  рамках тех условий, которые свойственны  данному народу и в данное время. Революционным преобразованиям  противопоставляется историческая традиция. В прямой зависимости традиции, институты развивают у Карамзина  политическую форму государства. Он признавал республику политической организацией и отдавал предпочтение республике, но при этом ставил возможное  существование республики в зависимое  состояние от правового состояния  общества.

Он считал, что поскольку  традицией, исконным институтом России было самодержавие, основной тенденцией социально-политического развития является эволюция самодержавной власти. Главное содержание - определять развитие просвещения. Эта тенденция должна привести к такому состоянию, в котором  самодержавие будет совещаться со своими подданными, вовлекая их в управление государством. В то же время этот процесс не должен привести к упразднению  сословий. Он будет способствовать их счастливому сближению, которое  впоследствии необходимо закреплять законодательно. Но, Карамзин резко осуждает какие  бы то ни было попытки учреждения конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. В монархе соединяются все  власти. Карамзин соглашается с тем, что власть самодержца имеет границы. Монарх может все, но он не может  законно ограничить свою власть, т.е. самодержец не имеет права упразднить самодержавие.

Карамзин протестовал  против преобразования государственных  учреждений. «Всякая новость в  государственном порядке есть зло, к коему надобно прибегать  только в необходимости: ибо одно время дает надлежащую твердость  уставам; ибо более уважаем то, что давно уважаем, и все делаем лучше от привычки». Главной ошибкой  законодателей своего времени Карамзин называет создание новых государственных  учреждений - разных министерств, Государственного совета и пр. Идее естественного  равенства людей, свойственной Просвещению, Карамзин противопоставляет суждение: Право, государство, сословный строй  России он связывает с идеей самобытного  народного духа.

Консерваторов объединяет неприятие  идей классической школы естественного  права, теории общественного договора и ценности представительной демократии. Консерватизм признает ограниченность человеческого разума в деле преобразования общества. Консервативное мировоззрение  исходит из того, что все преобразования должны опираться на исторический опыт общества.

В русской политико-правовой традиции XIX в. обычно выделял две  волны консерватизма.

1. 20-40-е гг.- реакция на  либеральный дух начала царствования  Александра I

2. 60-90-е гг. - «пореформенный  консерватизм», реакция на либеральные  реформы Александра II.

Под воздействием Французской  буржуазной революции конца XVIII в. Н.М. Карамзин отвергает необходимость  революционных преобразований в  обществе, он подчеркивает, что попытка  осуществить мечту о всеобщем равенстве сделала французов  несчастными, критикует индивидуализм  политико-правовой и философской  мысли эпохи Просвещения. Обосновывая  незыблемость монархической формы  правления, Н.М. Карамзин обращается к  русской истории: Россия всеми своими победами обязана самодержавию. Для  Карамзина характерно патриархальное восприятие личности монарха, из этого  следует, что царская самодержавная  впасть не может быть ничем ограничена, она должна передаваться по наследству, между монархом и народом должны складываться отношения взаимного  нравственного доверия, что чрезвычайно  необходимо для сохранения и развития монархии. Карамзин определяет границы  вмешательства монарха в жизнь  общества: монарх не должен ломать исторически  обусловленные народные привычки, пытаться изменить народный дух. В этом смысле Петр I воспринимается Н.М. Карамзиным как тиран. Карамзин настойчиво подчеркивал, особое место России в мировой  истории, обусловленное особым евразийским  положением страны. Планы Сперанского  вызвали резкую критику со стороны  консервативного дворянства. Карамзин подал царю «Записку о древней  и новой России», в которой  обрушился на проекты Сперанского.

В «Записке» Карамзина  исследовались формы правления  для России. Осуждалась тирания как  режим, нарушающий естественные, положительные  и нравственные законы. Но монархия как форма - это наиболее надежная организация власти, порядка и  стабильности. В «Записке» писатель подверг резкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая их несвоевременными и противоречащими  « духу народа » и исторической традиции. Выступая за просвещение, он в то же время защищал самодержавие, доказывая, что Россия «основалась  победами и единоначалием, гибла  от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием». Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству. Высказывая некоторые симпатии республиканской форме правления идеалом для России Карамзин считал сильную монархическую власть, опирающуюся на законы и осуществляющую нравственное воспитание и просвещение народа. Карамзин выступал против разделения власти. Всю власть должен соединять государь, «отец и патриарх» народа. Не формальные перемены могут помочь делу, не создание системы представительных учреждений, но правильный выбор управителей, подбираемых по их качествам, способностям и преданности престолу и России.

Карамзин критически оценивал положения «Указа о вольных хлебопашцах», полагая, что не они, а помещики могут  быть основными заготовителями хлеба. Дворяне - основная опора трона, их надзор за крестьянами обеспечивает порядок и спокойствие. Требуется не отмена крепостного права как системы, а установление «благоразумной власти помещика», умеренного оброка, определенных законом размеров барщины и т.п. Власть помещиков над крестьянами должны контролировать губернаторы. Общей мыслью Карамзина было то, что стране нужны не реформы, а «патриархальная власть». По его мнению, дела пойдут в России как должно, если найдется в России 50 людей умных и добросовестных, которые ревностно станут блюсти «вверенное каждому из них благо» россиян. Историк-публицист призывал вопреки Сперанскому быть осторожнее в новых государственных творениях, стараясь всего более утвердить существующие и думая более о людях, нежели о формах.

Последние годы жизни

Последние годы жизни Карамзин провел в Петербурге и сблизился  с царской семьей, хотя император  Александр I относился к писателю сдержанно. Кончина императора Александра потрясла здоровье Карамзина, а мятеж 14 декабря 1825 года окончательно надломил его физические силы (в этот день он простудился на Сенатской площади, болезнь перешла в чахотку). Больной, он ежедневно бывал во дворце для  беседы с императрицей Марией Федоровной, от воспоминаний о покойном государе переходя к рассуждениям о задачах  будущего царствования. В первые месяцы 1826 года Карамзин пережил воспаление легких и решился, по совету докторов, ехать весной в Южную Францию  и Италию, для чего император Николай  дал ему денежные средства и предоставил  в его распоряжение фрегат. Но Карамзин был уже слишком слаб для путешествия  и 22 мая (3 июня) 1826 года скончался в  Петербурге.  
 
Вскоре на могиле поставили памятник, чистотой и благородством форм отвечающий характеру творчества создателя "Истории Государства Российского". Это вырубленный из белого мрамора прямоугольный саркофаг с бронзовым позолоченным лавровым венком, возложенным на крышку. Со временем этот участок близ восточной ограды Тихвинского кладбища лавры превратился в семейное место Карамзиных: в 1851 году умерла его вторая жена, Е.А. Колыванова-Карамзина (1780-1851), а через 40 лет их дочь Елизавета (1821-1891). Обе они были похоронены рядом с автором "История государства Российского", на Пушкинской дорожке кладбища. По непонятной причине надгробия Карамзина и его жены выглядят, пожалуй, самыми неухоженными во всем Некрополе мастеров искусств - грязный мрамор, давно не крашенная ограда, едва различимые буквы на мраморной плите…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Карамзин - виднейший деятель  своей эпохи, реформатор языка, один из отцов русского сентиментализма, историк, публицист, автор стихов, прозы, на которых воспитывалось поколение. Все это достаточно для того, чтобы  изучать, уважать, признавать; но недостаточно, чтобы полюбить в литературе, в  себе самих, а не в мире прадедов. Кажется, две черты биографии и творчества Карамзина делают его одним из наших собеседников. Историк-художник. В самом деле, Карамзин - историк предлагал одновременно два способа познавать прошлое; один - научный, объективный, новые факты, понятия, закономерности; другой - художественный, субъективный. Итак, образ историка - художника принадлежит не только к прошлому, совпадение позиции Карамзина и некоторых новейших концепций о сущности исторического познания - это говорит само за себя? Такова, первая черта «злободневности» Карамзинских трудов. А, во-вторых, еще и еще раз отметим тот замечательный вклад в русскую культуру, которой именуется личностью Карамзина. Карамзин - высоконравственная привлекательная личность, которая на многих влияла прямым примером, дружбою; но на куда большее число - присутствием этой личности в стихах, повестях, статьях и особенно в Истории. Карамзин ведь был одним из самых внутренне свободных людей своей эпохи, а среди друзей, приятелей его множество прекрасных, лучших людей. Он писал, что думал, рисовал исторические характеры на основе огромного, нового материала; сумел открыть древнюю Россию, «Карамзин есть наш первый историк и последний летописец»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Карамзин, Николай Михайлович — Биография. Библиография. Высказывания

2.Ключевский В.О. Исторические портреты (О Болтине, Карамзине, Соловьёве). М., 1991.

3.Ю.В. Лебедев Русская  литература XIX века, с. 3-12

4.Поспелов Г. Н. У истоков русского сентиментализма. — Вестник Моск. гос.            ун-та, 1948, № 1, с. 3—27; Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977.

5.Живописный Карамзин, или Русская история в картинах (эксклюзивное издание): — Москва, Пан пресс, 2007 г, с. 203

    

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Николай Михайлович Карамзин