Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:54, реферат
В ХII - ХIII вв. Новгородская феодальная республика владела обширной территорией от Финского залива на западе до Урала на востоке, от Северного Ледовитого океана на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге. Ей принадлежали Водская, Ижорская и Карельская земли, южное и западное побережье Кольского полуострова (Терский берег), Обонежье, Заонежье и Заволочье. Щгорские племена, жившие в верховьях. Печоры, Вычеглы и Камы, платили Новгороду дань. Территория собственно Новгородской земли была меньше, она охватывала бассейн озера Ильмень и течения рек Волхова, Мсты, Ловати, Шелони, Верхней и Средней пологи. В ХII - ХIII вв. в состав Новгородской республики входила Псковская земля.
С середины 12 века феодальный
сосед Новгорода - Шведское государство
начало проводить
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, нужно сказать о нескольких основных вещах. Во первых, вплоть до 15 века Новгородская земля являлась практически независимым государством с самостоятельной культурой, правда не очень отличной от всего остального русского государства. При этом она была очень сильным государством, со многими своими землями и очень огромными зависимыми территориями, которые были для Новгорода практически "дойными коровами ". При этом в Новгороде был совершенно определённый строй - республика, который предполагал "Вольность в князьях", которая выражалась в независимости от княжеской власти. Князья жили вне города и могли быть в любой момент "поставлены на место". Новгород имел достаточно развитые ремесла, торговлю, земледелие. Однако основу новгородской экономики определял её аграрный характер. Новгород имел достаточно развитую культуру и высокий уровень духовности. Особым достижением можно считать широкое распространение грамотности среди народа. И наконец, Новгород имел достаточно сильное войско, которое могло противостоять практически любой угрозе, в рамках того времени.
Бусыгина Екатерина "Новгородская иконопись XI – середины XIII веков"
Введение
Древний Новгород XI – XIII веков, его искусство, культура и история так теперь далеки и непонятны для нас, людей XXI века, протекают в таких доисторических и даже сказочных временах, что чтобы начать рассказывать об этом времени, нужно особенно настроиться на восприятие прошлого, на понимание мировоззрение и мироощущение наших предков – первых славян, живших на той исторической территории, на которой теперь живем мы.
Слава Великого Новгорода давно ушла и теперь на месте когда-то процветающего города, столицы вечевой республики, единственного города, свободного экономически и политически от Киева, находится небольшой городок с 241 тысячей человек населения, не являющийся даже центром области или опорным торгово-промышленным пунктом. Теперь Новгород – город музей, и не смотря на значительные разрушения, нанесенные ему во время Второй Мировой войны, он продолжает оставаться замечательным музеем средневекового искусства под открытым небом.
В летописи Новгород впервые упоминается под 859 годом, таким образом он является самым древним городом России. Но первые поселенцы появились тут гораздо раньше. В древние времена эти земли были заселены мирными финно-угорскими племенами, которые в VII – VIII веках были оттеснены на север двигавшимися с юга славянскими народами, или ассимилировались с ними. Арабские источники говорят о существовании на территории нынешней Ленинградской области союза северных славянских племен, называемой Славия. А в 862 году, по преданию, славяне этой земли призвали на управление собой и возникшим небольшим городом-крепостью иностранного князя Рюрика с дружиной, который и стал родоначальником царской династии Рюриковичей, управлявшей Россией в течение семи с половиной веков.
В XI веке, который выбран за нижнюю хронологическую границу, так как наиболее ранние памятники новгородского искусства относятся именно к этому времени, Новгород уже представляет собой сложившийся город-крепость, ничем не отличающийся от других недавно возникших русских или европейских городов. Городом управляет князь с дружиной, после крещения Руси появляется институт священства. Собственно искусство в городе зарождается именно благодаря принятию христианства по византийскому обряду княжескими верхами, их поддержки в строительстве церквей и украшении произведениями живописи. И живопись на протяжении многих веков остается в основном церковной – фресковые росписи и иконопись. В XI – первой половине XII веков новгородское, родившееся на родной почве искусство еще не проявляет себя столь ярко, как официальное княжеское. Но постепенно красота византийского изобразительного канона принимается и переосмысливается русским человеком, и на основе церковного догмата и княжеского указа, под влиянием в основном византийского (а так же в некоторой степени европейского) искусства новгородские художники создают выдающиеся произведения иконописи.
За верхнюю хронологическую точку принимается середина XIII столетия - время резких перемен как в жизни молодой Руси, так и Новгородских земель, переживавших татаро-монгольское нашествие. Новгород татарское иго не затронуло, однако дань новгородским князьям приходилось выплачивать и, кроме того, городу постоянно угрожала шведско-немецкая интервенция, часто происходили пограничные стычки с ливонскими рыцарями; торгово-ремесленная жизнь замерла, строительство храмов почти не велось и произведений живописи от этой эпохи сохранилось очень не много. Но XIII век в истории новгородской иконописи еще замечателен победой новгородского местного направления над княжеско-византийским искусством. Местный стиль стал развиваться в Новгороде с середины XII века и сосуществовал с княжеским, сначала подпитываемый лишь народными представлениями о красоте, к концу XII века он стал самовыражением новгородцев, их особым видением мира, их отличием от всего княжеского, а значит и киевского. Еще в начале XII века боярство в Новгороде берет главную силу, что приводит к изгнанию в 30 – 40 годах того же века правящего князя и установлении вечевой республики.
Новгород всегда был соперником Киева, смог добиться экономической и политической независимости от него, права самому поставлять князей на свой стол. Но соперничая, новгородские князья подражали киевским постройкам, киевскому укладу двора, киевскому великолепию, так почти в одно время оба города обносятся каменными стенами (Киев – 1037г., Новгород – 1044г.), в Новгороде строятся одноименные киевским храмы (Святой Софии, Благовещения, Илии). После падения княжеского авторитета и власти в Новгороде, противопоставлять себя князю начали богатые купцы, бояре, а так же совершенно особое место занял в городе владыка – архиепископ новгородский, выбиравшийся самими же горожанами из местного духовенства. Соответственно и иконописные мастерские из-под княжеского ведения переходят во владычное и боярское, но кроме того небольшие мастерские при храмах могли содержать и артели ремесленников и уличане какого-нибудь городского района. Богатый город мог себе позволить содержание многих мастерских и давал возможность процветать своему искусству.
Начиная обзор литературы по новгородской иконописи, нужно прежде отметить, что такой обзор не возможен без предварительного знакомства с историей изучения иконы в нашей стране. Поэтому параллельно с рассмотрением специализированных книг по новгородской иконописи исследуемого периода автор затронет также и развитие иконоведения вообще.
Серьезное изучение иконы в России началось сравнительно недавно – в 20-х годах ХХ столетия, когда указом советского правительства Церковь была отделена от государства, и иконы из храмов начали изыматься на законном основании - для реставрации и исследований. Это событие является своеобразной вехой в истории изучения иконописи, когда можно говорить, что было до и что стало после.
В царской России до XIX века иконой как-то вообще никто не интересовался, были частные коллекции в основном у старообрядцев или любителей старины, но целенаправленного собирательства или изучения иконописи не было. Первый интерес к древнерусскому искусству проявил Ф.И. Буслаев (1818-1897) – человек широкого кругозора, блестящий филолог, в годы засилья официальной академической доктрины он смог почувствовать и оценить красоту самобытного народного творчества в древнерусской поэзии и искусстве. Но он мог работать только с памятниками XVI, XVII веков, так как остальные еще не были известны. Не было возможности также дифференцировать имеющиеся иконы по школам, так как часто было не известно, откуда происходит икона или это умалчивалось, в виду того, что Церковь могла потребовать возвращения икон (в монастыри и церкви, из которых их обычно тайно вывозили или случайно, временами скупали). Но чаще всего древние иконы были покрыты многими позднейшими записями и потемневшей от времени олифой, так что определить к какой школе относится та или иная икона было не возможно. Однако у старообрядцев существовало учение о «местных письмах» - новгородских, московских, суздальских, которое было, однако, не состоятельно и основывалось лишь на различных приемах охрения, прокладки фона и упиралось в недостаточность изобразительного материала.
На рубеже веков иконописью стали интересоваться профессиональные писатели и художники – Н.С. Лесков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М. А. Врубель, что способствовало пропаганде иконы в кругах интеллигенции. Попав под влияние Лескова, с 90-х годов XIX века начинает собирать иконы П.М. Третьяков (1832-1898), подбирая их только по интересному сюжету, в котором он видел отражение народного быта древней Руси.
В 1905 году старообрядцем было разрешено открыть свои храмы и одновременно строить новые, в связи с этим появился спрос на древние большие иконы, которые стали вывозить из Новгорода и очищать почерневшие от времени образа от копоти, пыли и старой олифы. Кроме того, начали снимать и слои позднейших записей, которые производились не однократно с течением веков, и изменяли икону в зависимости от вкусов времени. Кто впервые взялся за расчистку икон, сказать трудно, но вскоре это стало привычным делом и всякий более или менее крупный коллекционер уже считал за правило иметь у себя своего собственного реставратора.
Впервые широкая общественность смогла увидеть замечательные уже расчищенные русские иконы XV – XVI веков на выставке в 1913 году. Здесь многие сделали для себя удивительное открытие, что на Руси существовало замечательное искусство, причем свое, самобытное, уходящее корнями в глубокую древность, зрители были поражены обновлением иконы, которую они привыкли видеть темной, фанатично-строгой, теперь же она сияла всей яркостью локальных чистых цветов, поражала простотой и изящностью линии, доступностью сюжета.
В предреволюционное время среди исследователей, занимавшихся изучением иконы, господствовал иконографический метод, который основывается на изучении сюжета произведения и источников происхождения этого сюжета. Наиболее плодотворно он был использован в трудах ученых Н.П. Кондакова (1844-1925), Д.В. Айналова (1862-1939), Н.П. Лихачева (1862-1936). Позже изучением иконы заинтересовались художественные критики, которые рассматривали произведения древнерусской живописи прежде всего с эстетической стороны. Провозглашенный тогда лозунг «искусство для искусства», наложил свой отпечаток на эти работы; так, например П.П. Муратов (1881-1950), написавший интересную работу по этой теме, затронул лишь живописные достоинства икон, полностью обходя стороной их идеологическую и сюжетную основу. Своевременным можно назвать выход в свет брошюр Е.Н. Трубецкого (1863-1920) («Умозрение в красках», «Два мира в древнерусской иконописи», «Россия в ее иконе»), пытавшегося не с исследовательской позиции, а избрав вольный жанр «этюда», дать обзор известной тогда русской иконописи, в основном ее поэтической и духовно-нравственных сторон.
Новой вехой в изучении, собирательстве и идентификации древнерусской, в том числе и новгородской иконописи стало постановление советского правительства об отделении Церкви от государства. В 1918 году была создана Всероссийская реставрационная комиссия при отделе по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса, работавшая под руководством И.Э. Грабаря (1871-1960). Снаряжались экспедиции во многие древние города России, были открыты десятки замечательных икон XII – XIII веков, начали обретать ясные очертания владимирская, новгородская, псковская школы.
В дальнейшем изучение иконописи сосредоточилось на кафедрах истории искусства Ленинградского и Московского университетов, в Институте Археологии и Институте истории искусств АН СССР (и др.), где стали складываться отделы древнерусского искусства. Большая работа была проведена в Новгороде, где еще до революции, благодаря поддержке архиепископа Новгородского Арсения, был организован хороший епархиальный музей, значительно расширенный в советское время.
В 1920, 1926, 1927 годах были организованы реставрационные выставки, на которых демонстрировались вновь раскрытые иконы, и в эти же годы были написаны атрибуционные статьи. В 1929 – 1932 годах русские иконы вывозились на выставки заграницу, отдельные произведения начали покупать западноевропейские музеи, но лучшие коллекции к тому времени были уже собраны и закрепились за российскими музеями. Появились и первые статьи о русской иконописи за рубежом, но в основном они носили поверхностный характер, не основывались на историческом знании и фактическом материале.