МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное учреждение
высшего профессионального
образования
«Забайкальский государственный
университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет дополнительного
профессионального образования
Кафедра экономики и бухгалтерского
учета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «История»
на тему: «Образование Древнерусского
государства»
Выполнил ст.гр. ЭКОдо-14
Бурдинская
И.А.
Проверил преподаватель кафедры
Истории
Леднева И.С..
Чита
2014
Содержание
Введение………………………………………………………………..…
3
- Восточные славяне. Их происхождение
и общественный строй до
образования
Киевского государства…………………………………………
. 4
- Возникновение Киевского государства………………………..
7
- Первые князья Киевской Руси.
Внутренняя и внешняя политика………………………………..
9
- Принятие христианства – важнейшая
веха
в Истории Руси………………………………………………….
19
Заключение………………………………………………………………..
22
Список использованных источников……………………………………
23
Введение
Как и когда появилась
Древняя Русь? Происхождение русской государственности
и русской культуры едва ли не самая популярная
тема в отечественной исторической.
Изучение событий этого
периода показывает, что сложение древнерусской
государственности стало возможным в
результате процесса естественной эволюции
социально-экономической и культурной
жизни восточных славян при определенном
влиянии внешней среды.
Исследование и понимание
процессов, приведших к образованию Киевского
государства необходимо нам для того,
чтобы здоровый интерес ко всему ценному,
что есть в каждой национальной культуре,
не вырождался в попытки отгородиться
от объективного процесса взаимодействия
и сближения национальных культур.
I. Восточные славяне.
Их происхождение и общественный строй
до образования Киевского государства
Славяне — крупнейшая в Европе группа
родственных народов, объединенных близостью
языков и общностью происхождения. Их
численность — почти 300 млн. человек. Предки
славян, так называемые праславяне, принадлежали
к древней индоевропейской семье народов,
которые в IV—III тысячелетии до н. э. расселились
на громадной территории Европейского
материка — от Европы до Индии.
Происхождение славян
В современной науке
существуют 2 точки зрения на происхождение
славян:
1) Согласно первой точке
зрения, славяне - коренное (автохтонное)
население Восточной Европы. Они происходят
от живших здесь в раннем железном веке
создателей зарубинецкой и черняховской
археологических культур.
2) Согласно второй точке
зрения славяне переселились
на территорию Восточноеропейской
равнины из Центральной Европы, а конкретнее,
- из района верховий Вислы, Одера, Эльбы
и Дуная. С этой территории, являвшейся
древнейшей прародиной славян, они расселились
по Европе. Восточные славяне перешли
с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где
появились в VI - VII вв. В настоящее время
эта точка зрения более распространена
в науке.
Ученые отмечают и другой путь
переселения славян в Восточную Европу:
с южного побережья Балтийского моря на
берега Ладоги и Волхова (в район будущего
Новгорода).
В Восточной Европе славяне
встретились с угро-финскими племенами
и расселились среди них. Расселение славян
проходило мирно, так как плотность населения
была низка и земли хватало всем. Постепенно
угро-финнское население было ассимилировано
славянами, носителями более высокой культуры.
Расселение восточно-славянских
племён
Славяне расселились по всей
Восточноевропейской равнине.
- на Днепре - поляне, к северу
от них - северяне, к северо-западу – древлян;
- на р. Припять - дреговичи (от
"дрягва" - болото);
- на р. Сож – радимичи;
- в районе Смоленска и севернее
– кривичи;
- на Ильмень-озере и р. Волхов - Ильменские словене;
- на северо-востоке (р-н Владимира
и Москвы) – вятичи;
- на юго-западе (зап. Украина) - уличи, тиверцы, волыняне.
Занятия древних
славян
Главным занятием славян было
земледелие. Однако оно было не пашенным,
а подсечно-огневым и переложным.
Подсечно-огневое земледелие
распространилось в лесной полосе. Деревья
подрубались, засыхали на корню и сжигались.
После этого пни выкорчевывались, земля
удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты)
и использовалась до истощения. На ранее
использованный участок земледельцы возвращались
через 25-30 лет.
Переложное земледелие практиковалось
в лесостепной полосе. Трава выжигалась,
полученной золой удобрялась земля, рыхлилась
и использовалась до истощения. Поскольку
сжигание травяного покрова давало меньше
золы, нежели сжигание леса, участки приходилось
менять чаще - через 6 -8 лет.
Славяне занимались животноводством,
оно имело подсобное значение. Важную
роль в хозяйстве славян играла охота,
но не ради мяса, а только ради пушнины.
Охотились на белку, куницу, соболя. Занимались
бортничеством - собиранием меда диких
пчел. Торговали мехами, медом, воском,
обменивая их на ткани и драгоценности,
главным образом в Византии. Основной
торговой дорогой Древней Руси стал путь
"Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское
оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать
- волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное
море.
Общественный строй
восточных славян
В VII - IX вв. у восточных славян
шел процесс разложения родо-племенного
строя: переход от родовой общины к соседской.
Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках,
рассчитанных на одну семью. Частная собственность
уже существовала, но скот оставался в
общем владении, неравенства внутри общин
еще не было.
Выделилась родо-племенная
знать - вожди (кнезы, князья) и старейшины.
Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной
силой, не зависящей от воли народного
собрания и способной принудить рядовых
общинников к повиновению. Таким образом,
славянское общество уже подходило к возникновению
государственности.
Каждое племя имело своего князя.
Слово "князь" происходит от общеславянского
"кнез", означающего "вождь".
Одним из таких племенных князей-вождей
VI (VII) века был Кий, княживший в племени
полян. Русская летопись ("Повесть Временных
лет") называет его основателем Киева.
Некоторые историки даже считают, что
Кий стал основателем древнейшей племенной
княжеской династии, но это мнение не разделяется
другими авторами. Многие исследователи
считают и самого Кия легендарной фигурой.
II. Возникновение
Киевского государства
Летопись связывает возникновение
государства у восточных славян с призванием
варягов. "Варяжская легенда", изложенная
в летописи, рассказывает, что словене,
кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы,
призвали на княжение варягов (норманнов)
из-за моря. Три варяжских вождя: братья
Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить соответственно
в Новгороде, Изборске, Белоозере. После
смерти братьев Рюрик правил один. Дружинники
Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него
идти "на греки" и ушли на юг, однако
осели в Киеве и стали править там. После
смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним
сыном Рюрика Игорем отправился на юг,
обманом заманил в ловушку и убил Аскольда
и Дира, а сам стал править в Киеве, объединив
Киев и Новгород.
Норманская теория
На основе легенды возникла
в XVIII в. норманская теория, основоположниками
которой принято считать немецких ученых-историков
Гот-Либа Байера, Герерда Миллера и Августа
Шлецера. Норманская теория
отрицает происхождение древнерусского
государства как результат внутреннего
общественно-экономического развития.
Норманисты связывают начало государственности
на Руси с моментом призвания варягов
на княжение в Новгород и завоевания ими
славянских племен в бассейне Днепра.
Они считали, что сами варяги, “из которых
был Рюрик с братьями, не были колена и
языка славенского... они были скандинавы,
то есть шведы”.
В середине
XVIII в. с критикой выступил М. В. Ломоносов, указавший на научную
несостоятельность норманской теории
и её враждебный России политический смысл.
В дворянско-монархической историографии
XVIII-XIX вв. норманская теория приобрела
характер официальной версии происхождения
Русского государства (Н. М. Карамзин и др.). В той или иной
степени норманистами являлось большинство
буржуазных историков. С. М. Соловьев, не
отрицая призвания варяжских князей на
Русь, отказывался видеть в этом свидетельство
неразвитости восточных славян и переносить
на IX в. понятия о национальном достоинстве,
свойственные новому времени. Борьба между
норманистами и антинорманистами,
и между славянофилами и «западниками»
особенно обострилась в 60-х гг. XIX в. в связи
с празднованием в 1862 тысячелетия России,
когда вокруг многих вопросов русской
истории развернулась полемика, имевшая
ярко выраженный политический характер.
Противниками норманской теории выступили
некоторые дворянские и буржуазные историки
— Д. И.Иловайский, С. А. Гедеонов, В. Г. Васильевский
и др. Они подвергли критике отдельные
конкретные положения норманской теории,
но не смогли раскрыть её антинаучность.
Большинство ученых признает:
- историчность Рюрика;
- вымышленность Трувора и Синеуса;
- варяжское происхождение первых
русских князей (Олега, Игоря, Ольги), имена
которых - явно скандинавские (Хельг, Ингварь, Хельга).
В то же время, в современной
науке существует единое мнение о том,
что призвание варягов не являлось началом
государственности на Руси. Государство
возникло в результате закономерного
развития восточнославянского общества.
Норманы находились на той же стадии развития.
Скорее всего, враждующие племена призвали
их как нейтральную силу, способную прекратить
усобицы. Варяги не были связаны ни с одной
из враждующих группировок и потому в
равной степени устраивали всех. Варягов
призывали на княжение, следовательно,
сама эта форма власти у славян уже существовала.
III. Первые князья
Киевской Руси. Внутренняя и внешняя политика
Основными направлениями
деятельности правителей древнерусского
государства являлись подчинение славянских
племен для сбора дани, борьба за проникновение
на византийский рынок, защита границ
от набегов кочевников, проведение религиозных
преобразований, подавление восстаний
эксплуатируемого люда, укрепление экономики
страны. Каждый из князей в большей или
меньшей степени решал задачи, связанные
с упрочением государственного аппарата.
Понятно, что все они нелегкое дело управления
огромными территориями сочетали с отчаянной
борьбой за сохранение власти и собственной
жизни. У большинства из них имелись и
славные дела, и злодеяния.
Олег (882-912гг.)
После смерти Рюрика в 879 году
новогородским князем стал Олег с именем
которого связана дата рождения Киевской
Руси. В 882 году он совершил поход на Киев,
там вероломно убил его правителей Аскольда
и Дира и таким путем объединил новгородские
и приднепровские земли. Столицу Олег
перенес в Киев, учитывая его экономические,
географические и климатические выгоды.
В его руках оказалась территория от Ладоги
на севере до низовьев Днепра на Юге. Ему
платили дань поляне, северяне, радимичи,
древляне, восточные кривичи, словене
ильменские и некоторые финно-угорские
племена.
Не менее внушительными
оказались успехи Олега на внешней арене.
Олег совершил удачный
поход на Константинополь в 907 году. Спустя
четыре года в результате вторичного нападения
на окрестности этого города он заключил
более чем выигрышное соглашение с византийцами
помимо огромной дани, Киевская Русь получила
для своих купцов право беспошлинной торговли.
Игорь (912-945 гг.)
Менее яркой представляется
фигура Игоря, сменившего Олега на престоле.
Известно, что начало его княжения связано
с усмирением древлян, пытавшихся уйти
из-под власти великого киевского князя,
и обороной от нападения печенегов. Не
столь успешными у него оказались и походы
на Константинополь. В первом из них - в
941 году - флот Игоря византийцы сожгли
греческим огнем. В 944 году он решил реабилитировать
себя в глазах дружинников и с огромным
войском опять двинулся на южные рубежи.
На сей раз жители Константинополя не
рискнули искушать судьбу и согласились
выплачивать дань. Только вот в новом договоре
с Византией уже отсутствовало положение,
столь приятное для русских купцов.
Сгубила Игоря жадность. В 945
году он не удовлетворился привычным однократным
сбором дани с древлян и пошел с небольшой
группой дружинников вторично грабить
представителей этого племени. Возмущение
их было вполне оправданным, потому что
воины великого князя чинили насилие.
Они убили Игоря и его дружинников. Действия
древлян можно определить как первое известное
нам народное восстание.