Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 17:10, контрольная работа
Как и когда появилась Древняя Русь? Происхождение русской государственности и русской культуры едва ли не самая популярная тема в отечественной исторической.
Изучение событий этого периода показывает, что сложение древнерусской государственности стало возможным в результате процесса естественной эволюции социально-экономической и культурной жизни восточных славян при определенном влиянии внешней среды.
Введение………………………………………………………………..… 3
Восточные славяне. Их происхождение
и общественный строй до образования
Киевского государства………………………………………… . 4
Возникновение Киевского государства……………………….. 7
Первые князья Киевской Руси.
Внутренняя и внешняя политика……………………………….. 9
Принятие христианства – важнейшая веха
в Истории Руси…………………………………………………. 19
Заключение……………………………………………………………….. 22
Список использованных источников…………………………………… 23
Ольга (945-964 гг.)
С привычной для того времени жестокостью поступила жена Игоря Ольга, ставшая великой княгиней. По ее приказу была сожжена столица древлян город Искоростень. Но (и это будет в дальнейшем закономерным явлением) после свирепой расправы она пошла на незначительные уступки простому люду, установив «уроки» и «погосты» (размеры и места сбора дани). Такой шаг свидетельствовал о ее мудрости. Это же качество проявила Ольга, приняв христианство в 955 году в Константинополе, что имело далеко идущие положительные последствия: улучшились взаимоотношения с могучей, развитой в культурном отношении Византией и повысился в международном плане авторитет великокняжеской власти в Киеве. В целом ее политика внутри страны (кроме безжалостного подавления древлян) и за ее пределами отличалась сдержанностью и миролюбием.
Святослав (964-972 гг.)
Иной курс проводил сын Ольги Святослав, отличавшийся честолюбием, поисками славы на поле брани. До нас дошли два главных принципа Святослава: «Иду на вы» и «Мертвые срама не имут». Он никогда не нападал на противника внезапно, а также любил подчеркнуть, что о погибших в бою будет отзываться только хорошо. Можно сказать, что этот князь являл собой образец храброго и благородного рыцаря. Недаром перед ним трепетали враги русской земли. Но, разумеется, не все действия Святослава заслуживают одобрения с позиции современного человека. Отважно разил он захватчиков земли русской, но также совершал и агрессивные действия. Казалось, что этот великодушный витязь не имел продуманных военно-политических планов, что его просто влекла стихия похода сама по себе.
В 966-967 гг. Святослав разгромил Волжскую Булгарию (ульяновцы проживают на территории этого государства, некогда развитого в экономическом и культурном отношении), затем направился на юг и сокрушил Хазарское царство, которое, как и во времена Олега, немало досаждало Киевской Руси своими набегами. В итоге своего длительного похода он добрался до Приазовья, где основал Тмутараканское княжество. С богатой добычей князь вернулся домой, но надолго там не задержался: византийский император попросил его помочь в усмирении восставших дунайских болгар. Уже в конце 967 года Святослав сообщил в Константинополь о победе над мятежниками. После этого он как будто бы несколько потерял интерес к походам, ему так понравилось житье в устье Дуная, что дружинники вскоре услышали его решение: перенести столицу из Киева в Переяславец. Действительно, город и окружающие земли находились в зоне благодатного климата, здесь же проходили важные торговые пути в Европу и в Азию.
Естественно, что новый политический курс крайне обеспокоил византийского императора, появление воинственного князя с постоянной «пропиской» в Переяславце было весьма опасным. К тому же русские дружинники тут же начали грабить византийские селения. Вспыхнула война, которая закончилась поражением Святослава. Конец князя, вечного воина, оказался закономерным. В 972 году, когда он возвращался домой после неудачных сражений с византийцами, его подкараулили у днепровских порогов печенеги и убили.
Владимир (980-1015гг.)
После гибели Святослава великим князем стал Ярополк. Однако он не сумел наладить добрых отношений со своими братьями – Олегом и Владимиром. Между ними развернулась борьба, принявшая вскоре кровавые формы. В конце концов победил Владимир, который занял княжеский престол в 980 году.
Помимо введения христианства Владимир, которого справедливо называли Святым и Крестителем, вошел в историю нашей страны и другими весьма положительными преобразованиями. Его внутреннюю и внешнюю политику удивительно точно определил знаменитый русский историк С.М. Соловьев. Для более глубокого уяснения сущности вклада Владимира он сопоставил итоги правления этого князя с результатами ратных подвигов Святослава: «Деятельность Владимира, как она высказывается в преданиях, отличается от деятельности его предшественников. Он часто ведет войну, но ведет ее для того, чтобы подчинить Руси снова те племена, которые перестали платить дань: воюет с радимичами, вятичами, хорватами. Он отказывается от завоевания народов, далеких, сильных своей гражданственностью. Главная черта деятельности Владимира состоит в защите русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами. Святослав заслужил упрек, что для чужой земли покинул свою, которою едва было не овладели варвары; Владимир, наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров и строил сторожевую линию из ряда городков и укреплений по близким к степям рекам. Понятно, какое впечатление на народ должна была произвести такая разница между отцом и сыном».
Серьезным дипломатическим успехом Владимира следует считать его женитьбу на дочери византийского императора Анне, что сблизило Киевскую Русь с одной из развитых стран мира, способствовало расширению торговли с ней. Он заложил прочные основы содружества великокняжеской власти с церковью, особенно важным в этом отношении явилось систематическое отчисление духовенству десятой части доходов своего двора. Наверное, историк начала XXI века отметит человечность Владимира, заменившего смертную казнь вирой (денежным штрафом). В первом томе академической энциклопедии «Отечественная история с древнейших времен до 1917 года» (М., 1994) делается справедливый вывод: «При Владимире I Древнерусское государство вступило в фазу своего расцвета и широкого признания». Славили его и бояре, и ремесленники, и смерды. Не случайно этот князь более других упоминается во многих былинах.
После смерти Владимира в 1015 году началась вторая кровавая междоусобица: сыновья его повели жестокую борьбу за великокняжеский престол. Отъявленным злодеем проявил себя Святополк, действовавший самым вероломным образом. Он захватил власть в Киеве и с целью ее упрочения решил перебить всех своих братьев. Ему удалось погубить Бориса и Глеба, а затем Святослава. Смерть первых двух, совсем юных братьев, потрясла все население Киевской Руси. Историк А.Н. Сахаров верно заметил: «Борис и Глеб со временем стали символом непротивления злу, праведности, добра и мученичества во славу светлых идей христианства. Оба князя уже в XI в. стали первыми русскими святыми».
Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.)
Против Святополка, получившего прозвище «Окаянный», выступил сын Владимира Ярослав, княживший в Новгороде. Надо ли говорить, что симпатии большинства русичей оказались на его стороне. Каждый из них использовал иностранную помощь. Святополк призвал под свои знамена короля Болеслава, а Ярослав – варяжские дружины. Решающую роль в борьбе двух братьев сыграли новгородцы, которые отдали все средства и жизни свои, чтобы сокрушить преступника и лиходея. В решающем бою на реке Альте в 1019 году Ярослав одержал победу, а Святополк бежал в Чехию, где умер при неизвестных обстоятельствах.
Понадобились долгие годы, чтобы преодолеть тяжелые последствия кровавой междоусобицы. Ослабленную Киевскую Русь терзали поляки и печенеги. Император Византии надеялся превратить ее в одну из своих провинций. Однако Ярослав сумел дать отпор многочисленным врагам. Особенно важным для страны был разгром печенегов под Киевом в 1036 году. Потери вечного противника Руси оказались ужасающими, а потому он уже никогда больше не тревожил территорий нашей страны. Ярослав также сумел тонко переиграть византийских лидеров и освободил русскую церковь от их назойливой опеки. В 1051 году киевский митрополит Илларион не был, как это было ранее, направлен из Константинополя, а избран собором русских епископов.
Ярослав укрепил международные связи Киевской Руси. Иностранные государи стремились породниться с семьей сильного великого князя. Сам он был женат на шведской принцессе, а дочери Елисавета, Анна и Анастасия вышли замуж за норвежского, французского и венгерского королей. Во внешней политике Ярослав следовал примеру своего отца Владимира. На это первым обратил внимание историк Н.М. Карамзин. «Ярослав, – пишет он, – заслужил в летописях название государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда показывал мужество; успокоил отечество и любил народ свой».
Ярослав Мудрый стремился навести порядок и внутри страны. И он преуспел в этом, положив начало русскому письменному законодательству. При нем появился первый судебный кодекс – «Русская правда». Он регулировал взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями городов, а также устанавливал порядок разрешения различных споров и возмещение ущерба, определял наказания за те или иные преступления или проступки. «Русская правда» отвергла пытки и телесные наказания, ограничивала применение кровной мести, заменяя ее денежным штрафом.
Большинство историков полагает, что во время княжения Ярослава Мудрого Киевская Русь достигла своего наибольшего могущества. Умер он в 1054 году, а далее начинается процесс раздробления этого крупнейшего государства в Европе.
Ярослав Мудрый в своем завещании распределил между сыновьями все города и земли. Старший сын Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Игорь – Владимир Волынский, Вячеслав – Смоленск. Почти два десятилетия они сохраняли единство Руси, соблюдая отцовский наказ о недопущении каких-либо распрей между собой. Затем между старшими братьями возникли серьезные разногласия. В 1073 году Святослав и Всеволод напали на Изяслава и выгнали его из Киева. Последний несколько лет искал поддержки у государей Западной Европы и в конце концов при помощи римского папы и польского короля вернул престол в 1077 году. Но фортуна вскоре отвернулась от него. Он погиб в огне княжеских междоусобиц, пораженный предательским копьем. Феодальные войны продолжались и при внуках Ярослава Мудрого.
Киевская Русь слабела на глазах. Непоправимый ущерб ее экономике наносили половцы, вытеснившие разбитых Ярославом Мудрым печенегов. Хуже всего, что в междоусобной борьбе князья нередко прибегали к союзу с половецкими ордами. Особенно печальную известность в этом отношении получил Олег Тмутараканский, разграбивший вместе с кочевниками черниговские земли. Все это приводило к росту возмущения смердов и ремесленников, которым в первую очередь приходилось нести на себе тяготы княжеских междоусобиц. Не раз простой люд поднимал восстания против феодалов.
Владимир Мономах (1113-1125 гг.)
В 1113 году бедные слои населения Киева разграбили дворы тысяцкого, сотских и ростовщиков-евреев. Они разрушили синагогу, в которой заперлись, спасаясь от гнева широких масс, купцы и некоторые бояре. Перепуганная знать лихорадочно искала сильную руку, способную подавить восстание. В итоге она остановилась на фигуре переяславского князя Владимира Мономаха, который являлся внуком византийского императора Константина Мономаха. Его слезно просили занять великокняжеский престол. В письме к нему говорилось: «Приходи, князь, в Киев; если не придешь, то знай, что много горя сделается – пойдут на бояр и на монастыри».
Приглашение В. Мономаха на престол было не случайным. Он пользовался авторитетом среди всех слоев населения Киевской Руси, завоевав его многолетней борьбой как с внешними врагами, так и с теми, кто посягал на внутреннее единство страны (княжеская междоусобица для простых людей была не менее страшна, нежели набеги кочевников). Движимый тревогой в связи с обострением обеих опасностей, В. Мономах, будучи князем черниговским, созвал в 1097 году княжеский съезд в Любече. Он призвал его участников проникнуться его беспокоиться и принять меры к объединению государства. Съезд принял решение: «Каждый да держит отчину свою». Это означало, что князья не услышали В. Мономаха, что им хочется самостоятельности в пределах своих земель. Став в 1113 году великим князем, он получил гораздо большие возможности для осуществления своих благородных замыслов.
В. Мономах вступил в Киев 20 апреля. В считанные дни этот опытный военный и государственный деятель навел разумный порядок. По его инициативе совет феодалов принял расширенный и обновленный вариант «Русской правды», который сразу стали называть «Устав Владимира Мономаха». Главное в этом документе – статьи, которые облегчали условия займа денег под проценты и резко ограничивали возможности превращения смердов, закупов и рядовичей в холопов. Эти положения «Устава» одновременно спасали бояр, церковнослужителей, дружинников, купцов от народного гнева.
Все историки единодушны в выводе, что В. Мономах проводил мудрую, взвешенную внутреннюю и внешнюю политику. При нем практически прекратилась междоусобица, поскольку он умел найти подход к самым разным по характеру и поведению князьям и боярам, но вместе с тем карал беспощадно мятежников.
Соседи Киевской Руси тоже почувствовали решительность и твердость В. Мономаха. В 1116 году его войска разгромили половцев, обеспечив надолго спокойствие на южных границах. Под угрозой нашествия русских дружин византийский император согласился в 1122 году женить своего сына на внучке великого киевского князя, что придало отношениям двух сильных государств более безопасный и предсказуемый характер. Международный авторитет Киевской Руси при В. Мономахе заметно вырос. Этот князь стал образцом для подражания для многих поколений властителей нашей страны. «Память о Владимире Мономахе, – отмечает академик Б. Рыбаков, непревзойденный знаток истории древнерусского государства, – в самых поэтических формах сохранялось и в начале XII в. («Слово о полку Игореве»), и в начале XIII в. (Ипатьевская летопись и «Слово о погибели земли Русской»). Даже в XV - XVI вв. во время создания Российского централизованного государства вспоминали «старого Владимира». Иван III венчал своего внука на царство «шапкой Мономаха» (изготовленной в конце XV в.); а Иван Грозный украсил свое царское место в Успенском соборе сценами из военной и государственной деятельности Владимира Мономаха.
Мстислав Великий (1125-1132 гг.)
Столь же решительно и грозно управлял Киевской Русью его старший сын Мстислав, прозванный Великим. В 1129 году он остановил нашествие половцев и оттеснил значительную их часть за Дон и Волгу. При нем попытались нарушать русские границы литовские племена, но Мстислав рядом походов в глубь их территории отбил у них охоту грабить наши селения. Летопись справедливо отмечает, что он «много пота утер за землю русскую». К сожалению, преждевременная смерть Мстислава Великого помешала дальнейшим его планам укрепления Руси. Затем четко обозначился процесс феодальной раздробленности, который незаметно, подспудно развивался во второй половине XI – начале XII . Он сдерживался лишь могучими усилиями Владимира Мономаха и его сына Мстислава.