Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:02, реферат
Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы - практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед.
1. Образование СССР. Оценка отечественными историками проблемы решения национального вопроса в СССР.
1.1
Образование СССР: предпосылки, этапы,
формы объединения республик.
Предпосылки
образования СССР (идеологические,
национальная политика большевиков, политические,
экономические и культурные).
Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы - практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед.
Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).
В
связи с победой Советской
власти на основной территории бывшей
Российской империи возникла еще
одна предпосылка объединительного
процесса - единый характер политического
строя (диктатура пролетариата в
форме Советов), сходные черты
организации государственной
Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны. Еще в годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских Республик. Что же это за союз? 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей советских республик издал декрет "Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик. Однако к началу 1922 г. ситуация значительно изменилась.
Шесть советских
- в конце 20-начале 21 годов правительство РСФСР выделило Армянской ССР денежную ссуду в 3 млрд. рублей, направило эшелон - с товарами первой необходимости, 325 тыс. пуд. зерна, 5 тыс. пуд. сахара;
- из Азербайджана ССР в Армению было послано 50 вагонов хлеба, 36 тыс. пуд. нефти;
-
в 1920 г. в составе РСФСР были
провозглашены автономные
-
в 1920 - 21 гг. между РСФСР и другими
республиками были заключены
договоры о военно-
- в 1922 г. на Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все советские республики;
-
в марте 1922 г. Грузия, Армения
и Азербайджан заключили
Этапы
образования СССР: военно-политический
союз
Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.
Организационно-
В
1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия,
Грузия, Армения, Азербайджан заключили
между собой военно-
Дипломатический
союз
В
феврале 1922 г. в Москве совещание
представителей РСФСР, Украины, Белоруссии,
Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары,
Хорезма и Дальневосточной
Формы
«федерирования» (объединения) республик
Практика «федерирования» первых лет Советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, в том числе наркомнац И.В. Сталин, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик они считали решением чисто временных, политических задач. Поэтому во избежание националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в создании Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республик, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом были расформированы ТБСР и Бурят-Монгольская АО.
В
1918 - 1922 гг. народы, преимущественно
малые и компактно проживавшие
в окружении великорусских
Конституция
СССР 1924 года
В
январе 1924 г. была принята первая Конституция
СССР, согласно которой высшим органом
власти объявлялся Съезд Советов
СССР. В перерывах между ними верховную
власть осуществлял ЦИК СССР, который
состоял из двух законодательных
палат - Совета Союза и Совета Национальностей.
ЦИК СССР образовывал правительство
- СНК. Создавалось три вида комиссариатов
(союзные - иностранных дел, армии
и флота, внешней торговли, путей
сообщений, связи); унифицированные (на
союзном и республиканском
Значение
образования СССР
Образование
многонационального союзного государства
отвечало многим культурным и историческим
традициям народов, проживавших
на территории бывшей Российской империи.
Создание СССР способствовало также
укреплению геополитического положения
нового государства в рамках мирового
сообщества. Однако первоначальная приверженность
большевиков идеям унитаризма отрицательно
сказалась на дальнейшем развитии государственности,
которое после 1936 г. осуществлялось уже
в рамках оформившейся административной
системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный
переход к унитарной модели государства
в ее сталинском варианте.
1.2
Оценка отечественными
Национальный вопрос - совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорском обществе национальный вопрос возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития.
Эпоха
национальных движений началась вместе
с развитием капиталистических
отношений. Конечно, отдельные проявления
национальных движений имели место
уже при феодализме, например, когда
одни народности и национальные группы
боролись против иноземного ига, отстаивали
своё существование. Однако эту борьбу
нельзя в полном смысле назвать национальным
движением, поскольку как таковых
наций в то время не существовало.
Почти все государства
В царской России национальный вопрос был чрезвычайно острым и выступал в различных формах. Для одних народов шла речь о восстановлении утраченной национальной государственности, для других он переплетался с колониальным вопросом, для третьих – с борьбой за национальное равноправие.
Величайшим
завоеванием Октябрьской