Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:02, реферат
Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы - практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед.
Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился Мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.
Судебные
уставы 1864 г. вводили институт "присяжных
поверенных", адвокатуру, а также институт
судебных следователей. Председатели
и члены окружных судов и судебных палат,
присяжные поверенные, их помощники и
судебные следователи должны были иметь
высшее юридическое образование. Председатели
и члены окружных судов и судебных палат
утверждались императором, а мировые судьи
— Сенатом. После этого они не могли быть
уволены или устранены от должности на
какое-то время (лишь в случае совершения
какого-либо уголовного преступления),
но и тогда решение об отстранении от должности
выносил суд. Таким образом, закон вводил
важный принцип несменяемости судей.
2.2
Военная реформа
Армия традиционно играла важную роль в общественно-политической жизни России. Необходимость и неотложность военной реформы определялась следующими причинами.
Во-первых, поражение в Крымской войне обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую отсталость.
Во-вторых, европейские державы быстро увеличили свой военный потенциал, что представляло угрозу безопасности России.
В-третьих,
порядок укомплектования и
В 1861 – 1874 гг. была проведена серия военных реформ. В 1874 г. был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто богаче, могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По новому закону призывались все молодые люди, достигшие 14 – 21 года, но правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию из призывников выбиралось только это количество (обычно на службу призывалось не более 20 – 25% призывников). Призыву не подлежали следующие категории граждан: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также тот, у кого старший брат отбывал или отбыл службу. Взятые на службу числились в ней в течение установленных сроков: в сухопутных войсках — 15 лет (6 лет в строю и 9 лет в запасе); во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для всех, получивших начальное образование, срок действительной службы сокращался до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, имевших высшее образование — до полугода.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью их.
Военные
расходы, вызванные Восточной войной,
а также выкупная операция, затеянная
в это время, заставили правительство
выйти из рамок бюджета. Оно брало
кредиты за границей, прибегало к
внутренним займам, выпускало кредитные
билеты. Все это привело к тому,
что возникла реальная проблема упорядочивания
государственного хозяйства.
2.3
Значение реформ Александра II
в России
Реформы, безусловно, отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Общество не имело никаких рычагов влияния на политику правительства.
Преобразования носили компромиссный характер. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев и полное неприятие как со стороны радикалов, ставших на путь террора и устроивших настоящую охоту на царя-реформатора, так и со стороны консерваторов, недовольных самим фактом каких-либо преобразований.
Историки
полагают, что с середины 60-х гг.
в деятельности правительства начинают
доминировать консервативно-охранительные
тенденции, а реформаторский потенциал
оказывается практически
3
Термины и их определения
Иосифля́не в XX
веке -устоявшееся обозначение правоконсервативного
оппозиционного движения в Православной
Российской Церкви, возникшего в конце
1927 года в лице духовенства и мирян, вслед
за Ленинградским митрополитом Иосифом(Петровых)
Иосифля́не (Осифля́не)
Иосиф
Волоцкий — обличитель ереси жидовствующих,
автор «душеполезного сочинения», называющегося
«Просветитель» и ряда посланий, в которых
он, споря с другим подвижником — Нилом
Сорским, доказывал полезность монастырского
землевладения, отстаивал необходимость
украшать храмы красивыми росписями, богатымииконостасами и
Нестяжатели — духовное и политическое течение на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества.
Соборность —
понятие, введённое (применительно к русской
деревенской общине) русским философом А.
С. Хомяковым (1804—1860), развитое в XIX славянофилами,
выводимое первоначально из принципа соборности Церкви.
Впоследствии, стало трактоваться значительно
шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс
морально-этических норм внутри сообщества.
Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм,
Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».
Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп. Согласно ст. 235 ГК РФ национализация проводится в порядке, установленном федеральным законом. Поскольку такой закон в настоящее время не принят, национализация в России проводиться не может. Однако на практике это относится лишь к безвозмездной национализации. Полный или частичный выкуп государством вполне возможен на основании обычных договоров купли/продажи.
Либерали́зм (фр.
Ре́крут (от фр.
Харизма [от греч. charisma — подарок] — приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней ее последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченные возможности.
Харизматическая
власть — «основывается на преданности
выдающейся святости, героизму или достойному
подражания характеру определенной личности,
а также нормативным патернам или приказам
сформулированными или предписанными
этой личностью» (по Веберу).
Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе масштабная секуляризация проводилась в XVI-XVII веках во время Реформации. В России в основном закончилась в XVIII веке.
Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).
Автокефальный (от греч. "сам" и "голова") — административно независимый, самовозглавляемый и самоуправляемый. Автокефалия — принцип устроения православных церквей, который означает независимость поместной национальной церкви, имеющей собственного главу (предстоятеля) — патриарха, архиепископа или митрополита.
Список
литературы