Образование и развитие древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:10, реферат

Краткое описание

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

Содержание

1.Предпосылки образования древнерусского государства
1.1..Политические факторы
1.2. Внешние факторы
2.Основание древнерусского государства
3. Киевская Русь IX-XII вв. Принятие христианства
3.1. Цивилизационное значение
3.2. Политические последствия
3.3. Культурные последствия
4.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

 

3.1. Цивилизационное значение

Цивилизационное значение крещения Руси трудно переоценить. Известный филолог  В. Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для Русской цивилизации, пишет:

«Это событие [сыгравшее исключительную роль в истории  страны и предопределившее на многие столетия их место в истории, должно расцениваться и как событие  вселенского характера… Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже  христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого  пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исторически  ближайшем будущем открыло новый  огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало не отменимой составной частью духовной культуры и здесь, — может быть, особенно здесь.»

 

3.2.Политические последствия

Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной  церквей, но в период, когда он уже  вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

В византийском церковно-государственном  правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный  Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.

Так, Киевскому великому князю в XII веке в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских  диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в  более позднем, составленном при  Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е.

Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а  не Рима): «Великое благодарение обязана  Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западная Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращено. Освободил нас Господь от сих сетей;

 

3.3.Культурные последствия

Принятие христианства содействовало  развитию зодчества и живописи в  средневековых её формах, проникновению  византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической  письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской  письменной культуры.

«Князь Глеб Святославович убивает  волхва на Новгородском вече (Княжий суд)», 1898 год

А. П. Рябушкин

Принятие христианства как государственной  религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них  сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями  квалифицируется как религиозный  синкретизм или двоеверие). Разрушались  культовые сооружения — идолы, капища.

Интересно при этом, что, судя по источникам, языческая духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором волнений, восстаний или сепаратизма. По мнению некоторых исследователей, опирающихся  на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской  Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических  областях»; в 1070-х годах в Новгороде  волхв был убит дружиной князя  Глеба («это был религиозный и  бытовой конфликт, переплетавшийся  с борьбой против власти Киева»). (См. Суздальское восстание 1024 года)

Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать  от 1 марта, а не с новолуния после  дня весеннего равноденствия, как  раньше.

 

4.Список литературы

1.Повесть Временных лет (в  переводе Лихачёва Д. С.)

2.Грушевский М. С. Очерк истории  Киевской земли от смерти Ярослава  до конца XIV столетия.

3. Вернадский Г. В. Древняя  Русь. Глава VIII. Образование Киевской  Руси (839—878 гг.)

4.Отечественная история в картах, таблицах, схемах, графиках и иллюстрациях. Учебное пособие. ВГТУ.


Информация о работе Образование и развитие древнерусского государства