Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:41, контрольная работа
Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.
Введение
1. Образование Древнерусского государства
2. Социально — экономическое развитие Киевской Руси
3. Становление и развитие Церкви в Русском государстве. Влияние Церкви на становление государственности
4. Внешняя и внутренняя политика Киевской Руси
Заключение
Список используемой литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.ШУХОВА»
(БГТУ им. В.Г.Шухова)
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
Контрольная работа
«Образование и развитие Древнерусского государства в IX – первой трети ХII вв.»
Белгород 2013 г.
Содержание
Введение
1. Образование Древнерусского государства
2. Социально
— экономическое развитие Киевс
3. Становление и развитие Церкви в Русском государстве. Влияние Церкви на становление государственности
4. Внешняя
и внутренняя политика
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.
Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской истории считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики.
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.
Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.
1. Образование Древнерусского государства
Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.
Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э. на месте Киева существовало поселение.
Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.
На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами. Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.
Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.
С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде.
В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.
Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа. Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам. Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988г.
Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.
Единство государства пытаются сохранить Владимир II Мономах (1113–1125гг.) и его сын Мстислав (1125–1132гг.), но это им не очень удалось.
Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.
2. Социально — экономическое развитие Киевской Руси
Основу хозяйства Руси составляло пашенное земледелие. Техника была достаточно совершенной для того времени: на юге пахали оралом и плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистых районах – сухой, в которую запрягали одну лошадь. Земледелие играло огромную роль. Об этом свидетельствуют и древние языческие обряды, и годовой цикл языческих праздников: всё было связано с земледелием.
Крестьянская соседская община (мир или вервь) могла состоять как из одного большого села, так и из ряда разбросанных сёл и деревень. Члены общины были связаны с круговой порукой: взаимной ответственностью за уплату дани за преступления.
Феодальная
собственность на землю возникла
в процессе роста имущественного
неравенства в связи с
Феодальная вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от неё крестьянских «миров». Усадьба была укреплена и называлась иногда «градом», т.е. крепостью. В усадьбе находились двор и хоромы господина, дома его управляющих и дворовых слуг, мастерские ремесленников, обслуживающих барское хозяйство. Военные слуги феодала составляли его войско, а старосты, тиуны, ключники – его административный аппарат и полицию. Во главе вотчины стоял огнищанин – управляющий всем хозяйством.
Крестьян называли смердами. Часть смердов не была в личной зависимости и эксплуатировалась феодальным государством. Часть пошла в кабалу к феодалам и работала на их земле. Все работавшие на феодала люди (рабы-холопы, задолжавшие крестьяне, люди, искавшие покровительства) назывались челядью. Временно зависимых крестьян называли закуп (это был смерд, обратившийся за помощью к феодалу и получивший от него участок земли и «купу» - ссуду деньгами или инвентарём, семенами, тягловой силой). Попытка закупа убежать от господина превращала его в холопа.
Среди зависимых людей известны рядовичи – заключившие с феодалом какой-то договор, «ряд» и выполнявшие работы в вотчине.
После принятия христианства особым видом феодальной собственности стало церковное и монастырское землевладение. Важное значение имели города. В летописях 13 в. упомянуто 224 города.
Внутренняя
торговля была развита слабо, т.к. её
не стимулировало натуральное
3. Становление
и развитие Церкви в Русском
государстве. Влияние Церкви
Попытка Владимира поставить языческую религию на службу раннефеодальному государству не дала желаемых результатов. Язычество во второй половине Х в. уже не отвечало уровню социального, политического и культурного развития страны. В других славянских странах в это время языческую религию уже сменило христианство. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу насилием значительно больше отвечало феодальному строю и идейным принципам феодального государства, чем любая другая религия Введение христианства было подготовлено как внутренними, так и внешними условиями. Связи восточных славян с христианскими странами и главное — с Византией существовали еще с антских времен. С возникновением Древнерусского государства русско-византийские отношения стали постоянными и регулярными.
Христианство приняла княгиня Ольга. Много христиан находилось в ее окружении. Уже в первой половине Х в. в Киеве была соборная христианская
церковь св. Ильи. Именно 1 в ней христианская часть дружины 1 Игоря принесла присягу верности русско-византийскому мирному договору 944 г.
Политические отношения, сложившиеся в конце 80-х годов Х в. между Русью и Византией, ускорили официальное введение христианства на Руси.
В 987г. в Византийской империи (в Малой Азии) вспыхнуло восстание против императора Василия II под руководством Варды Фоки, объявившего себя императором Византии. Василий II обратился к Владимиру за военной помощью. Князь согласился при условии, если император выдаст за него замуж свою сестру Анну. Согласие было получено, и помощь Василию II была оказана, но он не спешил выполнить свое обещание. Дело женитьбы Владимира превращалось в межгосударственный конфликт, поскольку оно рассматривалось как важный политический акт, осуществление которого ставило русского князя в один ранг с византийским императором. Византийская дипломатия, охраняя высокое положение византийского императорского двора, пыталась не допустить установления династических связей императора с правителями других государств. Владимиру удалось при помощи оружия взять себе в жены сестру императора. Одновременно он принял христианство. Точных сведений, где крестился Владимир, нет. Уже в конце XI в. на Руси существовали по этому поводу разные версии, согласно которым обряд крещения происходил то в Киеве, то в Василеве, то в других городах. Автор “Повести временных лет” считал, что Владимир крестился в Корсуне перед браком с царевной Анной.
Принятие христианства на Руси автор “Повести временных лет” описывает как однократный административный акт киевского князя. После своего крещения Владимир в 988 г. велел уничтожить идолов, которых сам поставил. Новая религия в народе не могла распространиться сразу по приказу князя. Ее введение встречало сопротивление и требовало принудительных мер. Невероятно, чтобы все киевляне крестились в реке одновременно, как это описано в летописи. Такое коллективное крещение возможно, но только как демонстрация представителей высших слоев, как пример для населения. На то, что сначала христианство было принято в среде господствующего класса, а уже потом распространилось в народе, намекает и летопись, когда приводит ответ простого населения на призыв князя расстаться с язычеством: “Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли”.
Вместе с Христианским учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Христианство, став господствующей религией, выразилось в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия, в Киеве стал жить митрополит, поставленный Константинопольским патриархом. Свою власть он осуществлял с собором епископов. Как высшие пастыри всей русской земли митрополиты имели право административного надзора над всеми епархиями русской церкви.
4. Внешняя и внутренняя политика Киевской Руси
Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял киевский князь, при котором был совет из других князей и дружинников – Боярская дума. У князя была дружина, которая делилась на старшую и младшую.
Боярство формировалось из местной племенной знати, которая уже владела землёй при вступлении в старшую дружину князя. Княжеские дружинники осуществляли суд, сбор дани, укрепляли власть князя над населением, расширяли территорию государства. Дружинники получали от князя право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий, входивших в состав государства. Большая часть дружинников становилась земельными собственниками и вела хозяйство путём эксплуатации закабаляемых крестьян. Младшая дружина составляла низший слой феодалов, близкий к позднейшему дворянству. Военные силы князя киевского состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины. В особых случаях собиралось народное ополчение.
До 11 в. внутренняя политика Древнерусского государства известна недостаточно. Основными задачами внутренней политики были: укрепление внутреннего единства государства и сбор дани. После объединения восточнославянских племён всё население было обложено данью. Из источников известно, что в княжение Ольга (879 - 912) были объединены земли киевских полян, новгородских словен, кривичей, северян и радимичей. При Игоре (912 - 945) были подчинены древляне, уличи и тиверцы. При сыне Игоря Святославе (957 - 972) были присоединены вятичи. При Владимире Святославиче (980 - 1015) в состав Киевского государства были включены «червенские» города на западе и Карпатская Русь.
Информация о работе Образование и развитие Древнерусского государства в IX – первой трети ХII вв