Образование, наука и культура России в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:19, реферат

Краткое описание

Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это сделано было не сразу. В 1824 г. в России действовало 49 гимназий. На всю Сибирь была только одна гимназия. Через 30 лет число гимназий дошло до 77. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернерами обычно были французы или немцы. Оставшиеся в России солдаты и офицеры «Великой армии» воспитали целое поколение русских дворян.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
Образование и наука в первой половине ХIХ века………………………………...3
Университеты, гимназии, школы………………………………………3
Русская наука…………………………………………………………….4
Русские путешественники……………………………………………………....5
Золотой век русской культуры…………………………………………………7
Архитектура и скульптура……………………………………………....7
Русская живопись……………………………………………………….11
Театр и музыка…………………………………………………………..13
Русская журналистика…………………………………………………..14
Русская православная церковь в первой половине XIX в……………………16
Литература…………………………………………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

-19-

в Коломне, в семье дьякона, в 1808 г. постригся в монахи. Даровитый  и образованный, он произносил яркие проповеди, писал   стихи  духовного   содержания.   Надолго  запомнилось  его слово на смерть Кутузова, произнесенное в 1813 г. Филарета пригласили выступить с проповедью в дворцовой церкви. Там он в осторожной форме осудил роскошь. Придворным это не понравилось, и проповедь успеха не имела.

Тем не менее, Голицын продолжал покровительствовать Филарету, который стал тверским архиепископом и членом Синода. В 1821 г. его перевели на московскую кафедру. Когда Голицын не поладил с Аракчеевым и был отставлен, попал в немилость и Филарет. Его вывели из Синода. Он удалился в Москву, где работал над переводом на русский язык книг Священного Писания.

В 1826 г. Филарет был возведен в  сан митрополита и вновь стал членом Синода. Ему, однако, не понравилось, что обер-прокурор Синода И. А. Протасов, гусарский полковник, решал все дела сам, а с Синодом мало считался. Не мог примириться Филарет и с тем, что Третье отделение следило за архиереями. Консервативное большинство Синода отвергло предложение перевести Библию на русский язык. Филарет, оказавшийся в меньшинстве и в изоляции, попросился назад в свою епархию. Разрешение отбыть в Москву означало новую опалу.

С тех пор Филарет, оставаясь  убежденным монархистом, невзлюбил  сановный Петербург, вездесущее чиновничество, самоуверенных бюрократов, которых он, случалось, осаживал с холодной учтивостью. В Москве передавался из уст в уста рассказ о том, как попросил он спеть «на восьмой глас» полицейского генерала, вздумавшего «исправить» службу в одной из церквей.

Однако долгое николаевское царствование наложило отпечаток и на Филарета. Его либерализм все более оставался  в прошлом. Главная проблема, считал он, заключается во внутреннем возрождении  человека, а не во внешних реформах. Такой подход привел его к отрицанию перемен. Он предостерегал против женского образования, против отмены телесных наказаний. В своей епархии Филарет был склонен к деспотическим методам управления.

Преследования старообрядцев. Старообрядчество не было единой организацией. Оно  разделилось на два направления — признающих священников и не признающих. Первых звали «поповцами», вторых — «беспоповцами». Вторые разбились на множество толков и согласий. Первые держались сплоченнее, но у них не было своих епископов и некому было рукополагать (возводить в сан) священников. Старообрядцы переманивали священников из официальной церкви.

-20-

Старообрядцы издавна терпели  разные притеснения и ограничения. Они не имели права получать ордена, занимать выборные должности (например, городского головы) даже в местах, где жили в основном старообрядцы. При Николае I положение старообрядцев ухудшилось. Был издан указ о запрещении им принимать беглых священников. Затем начался разгром старообрядческих монастырей на реке Большой Иргиз в Заволжье, где происходило «исправление» беглых священников. В 1841 г. был закрыт последний из иргизских монастырей. Ряды старообрядческого духовенства начали редеть.

Но у «поповцев» вскоре появились  собственные архиереи. В 1846 г. в старообрядчество перешел босносараевский митрополит Амвросий, ставший митрополитом белокриницким (Белая Криница — село на Буковине, в пределах тогдашней Австрии). «Австрийское согласие», имевшее собственных митрополитов, епископов и священников, стало как бы второй православной церковью в России. Число ее сторонников умножалось, несмотря на то, что главные организаторы новой церкви были вскоре запрятаны в монастырские тюрьмы. В Москве и Московской губернии число последователей Белокриницкой церкви составляло 120 тыс. человек. Попытки подавить старообрядчество обернулись его укреплением.

Народ в России был верующий. Но к кануну великих перемен в  жизни страны в православной церкви не было единства и росло недовольство. Высшее духовенство роптало на засилье  светского чиновничества; рядовые  священники — на деспотизм архиерейской власти. В своем большинстве приходское духовенство было задавлено нуждой и имело невысокий уровень подготовки. Основную свою задачу оно видело в исполнении обрядов и слабо вело проповедь, недостаточно разъясняло народу нравственные устои религии. Неутоленная потребность в религиозном наставлении заставляла верующих совершать далекие путешествия к монастырским старцам или обращаться к старообрядцам, среди которых было немало умелых проповедников.

 
 

 

-21-

Литература:

 

Громаков С.Г. История России. М., 2008.

Крамор А.К. История Отечества. М., 2007.

Акаев А.Л. История России. Спб., 2007.

Грызлов К.В. История России: с древнейших времен до наших дней. М., 2006.


Информация о работе Образование, наука и культура России в первой половине XIX века