Обряды и обычаи чувашей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:18, реферат

Краткое описание

Обряд, обычай, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Общественная жизнь и межличностные отношения 5
Семейная и домашняя обрядность 7
Свадебный обряд 8
Похороны 11
Сельская обрядность 12
Праздники 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список используемой литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

!!!.docx

— 25.41 Кб (Скачать файл)

{ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ}

 

 

                                                       СОДЕРЖАНИЕ

 

 

                      Обряды

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Общественная жизнь и  межличностные отношения 5

Семейная и домашняя обрядность 7

Свадебный обряд 8

Похороны 11

Сельская обрядность 12

Праздники 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

Список используемой литературы 18

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Обряд, обычай, традиция  являются отличительной чертой  отдельно взятого народа. В них  перекрещиваются и отражаются  все основные стороны жизни.  Они являются могучим средством  национального воспитания и сплочения  народа в единое целое.

 

   Нам часто кажется,  что мир традиций безвозвратно  ушел в прошлое и уж менее  всего мы склонны выполнять  дедовские обряды и традиции.

 

   Но нормы поведения,  этика, мораль межличностных отношений  нельзя ни синтезировать, ни  импортировать и утеря традиционной  культуры в этой области оборачивается  бездуховностью.

 

   Общество вновь  и вновь оборачивается к своим  истокам. Начинается поиск утраченных  ценностей, попытки вспомнить  былое, позабытое и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных общечеловеческих ценностей:

 

       - мира  в семье;

 

       - любви  к природе;

 

       - заботы  о доме хозяйстве;

 

       - мужской  порядочности;

 

       - добре;

 

       - чистоплотности  и скромности.

 

   Система обычаев  и обрядов формировалась на  ранних ступенях развития человеческого  общества. В примитивных обществах  они выполняли функции управления, передачи опыта.

 

   Обычаи и обряды  формируются под влиянием таких  факторов как: верования, мифы, народные знания, фольклор, хозяйственная  деятельность, географическое положение.

 

   Обычай – привычный  для населения способ поведения,  унаследованный от предыдущих  поколений и изменяемый временем.

 

   Обряд – совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозным представлениями или бытовыми традициями.

 

   У чувашского народа  много традиций и обрядов. Некоторые  из них позабыты, другие не  дошли до нас. Они дороги  нам как память о нашей истории.  Без знания народных традиций  и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения. Отсюда и стремление осмыслить их в контексте современных тенденций развития духовной культуры народа.

 

   В своем реферате  я хочу вас познакомить с  комплексом обычаев и обрядов  чувашского народа, с тем, чтобы  в последующем изучить их более  детально, раскрывая их неповторимый, сокровенный смысл.

 

 

 

Общественная жизнь и  межличностные отношения

 

   Весь комплекс обычаев  и обрядов можно выделить в  три группы:

 

     1. Обряды, осуществляемые  всей деревней или рядом поселений,  так называемые сельские.

 

     2. Обряды семейно – родовые, т.н. домашние или семейные.

 

     3. Обряды, совершаемые  индивидом или ради него или  индивидуально, т.н. индивидуальные.

 

   Чуваши с особым  почтением и уважением относились  к умению достойно вести себя  в обществе. Чуваши учили друг  друга: «Не срами имени чуваша».

 

   Всегда в формировании  и регулировании морально –  этических норм большую роль  играла общественное мнение: «Что  на деревне скажут».

 

   Осуждались следующие  отрицательные черты в поведении:

 

       - нескромное  поведение

 

       - сквернословие

 

       - пьянство

 

       - воровство.

 

   Особенной необходимостью  являлось соблюдение этих обычаев  молодежью.

 

     1. Здороваться  с соседями, односельчанами, с теми, кого видели каждый день необязательно,  здоровались только с почтенными, стариками:

 

                             - сыва – и? (Здоров ли?)

 

                             - аван – и? (Хорошо ли?)

 

     2. Входя в  избу к кому-либо из соседей,  чуваши снимали шапки, клали  под мышку и здоровались с  «херт-сурт» - домовым. Если семья в это время обедала, то вошедшего обязательно сажали за стол. Приглашенный не имел права отказаться, если даже был сыт, то все равно по обычаю должен был зачерпнуть из общей чашки хотя бы несколько ложек.

 

     3. Чувашский  обычай осуждал гостей, пьющих  без приглашения, поэтому хозяин  вынужден был непрерывно предлагать  гостям угощение, он черпал ковш  за ковшом, из которого часто  отпивалось немного.

 

     4. Женщин всегда  угощали за одним столом за  мужчинами.

 

     5. Крестьяне  строго соблюдали давно сложившийся  обычай, по которому раз – два  в году он должен был звать  к себе всех родственников  и соседей, хотя в иных случаях  эти гуляния уносили добрую  половину из скудных запасов.

 

 

 

Семейная и домашняя обрядность

 

   Большой степенью  сохранения традиционных элементов  отличается семейная обрядность. Связанная с основными моментами жизни человека в семье:

 

       - рождение  ребенка;

 

       - вступление  в брак;

 

       - уход  в мир иной.

 

   Основой всей жизни  была семья. В отличие от  сегодняшнего дня семья была  прочной, разводы были крайне  редки. Отношениям в семье были  присущи:

 

       - преданность;

 

       - верность;

 

       - порядочность;

 

       - большой  авторитет старших.

 

   Семьи были моногамными.  Допускалась полигамия в богатых  и бездетных семьях.

 

   Допускался неравный  возраст супругов.

 

   Существовал обычай  перехода жены умершего брата  к младшему брату в целях  сохранения имущества.

 

   Существовал обычай  минората, когда все имущество  наследовал младший сын в семье.

 

 

 

Свадебный обряд

 

   У чувашей были  распространены три формы заключения  брака:

 

     1) с полным  свадебным обрядом и сватовством  (туйла, туйпа кайни);

 

     2) свадьба «уходом» (хёр тухса кайни);

 

     3) похищение  невесты, часто с ее согласия (хёр варлани).

 

   Жениха в дом  невесты сопровождал большой  свадебный поезд.

 

   Тем временем невеста  прощалась с родней. Ее одевали  в девичью одежду, накрывали покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями (хёр йёрри). Поезд жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом.

 

   После продолжительного  и весьма образного поэтического монолога старшего из дружек (ман кёру) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Начиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. На другой день поезд жениха отъезжал. Невесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хуш-пу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу.

 

   Рождение ребенка  воспринималось как особое радостное  событие. В детях видели, прежде  всего, будущих помощников.

 

   Роды обычно проходили  летом в бане, зимой в избе. Считали, что душу новорожденному  дал дух. Если ребенок рождался  раньше времени, слабым, то совершали обряд впускания в него души: сразу после рождения три пожилые женщины, взяв железные вещи (сковороду, ковш, заслонку), отправлялись на поиски души. Одни из них шла на чердак просить душу у бога, другая – в подполье, просила ее у шайтана, третья выходила во двор и призывала всех языческих богов дать новорожденному душу.

 

    После рождения  ребенка устраивали жертвоприношения  духам. Знахарь (йомзя) липовой палочкой разбивал над головой новорожденного два сырых яйца и, оторвав голову петуху, выбрасывал ее за ворота как угощение злому духу – шайтану. Бабки-повитухи совершали и другие действия: за ворот бросали хмель; держа ребенка перед очагом, бросали в огонь соль, заклиная злых духов и покойников удалиться прочь и не вредить новорожденному. Они высказывали ребенку пожелания быть храбрым, быстрым, трудолюбивым, как мать и отец.

 

   По случаю рождения  ребенка в избе собиралась  вся семья. На стол подавали  хлеб, сыр, Старший член семьи  раздавал их по кусочку каждому  присутствующих. Угощение в честь  новорожденного можно было устроить  и в какой-нибудь праздник, но  не позднее чем через год  после рождения. Имя нарекали  по своему усмотрению, либо именем  почитаемого в деревне пожилого  человека. Чтобы обмануть злых  духов, отвести от ребенка ненастье, новорожденных нарекали именами  птиц, животных, растений и т.д. (Ласточка, Дуб и пр.). В связи с этим  человек мог иметь два имени:  одно бытовое, другое для духов.  С укреплением христианства имя  ребенку стали давать в церкви  при крещении.

 

   В чувашской семье  главенствовал мужчина, но и  женщина имела авторитет. Разводы  случались крайне редко. Бытовал  обычай минората – младший  сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.

 

 

 

Похороны

 

   Если свадебный  обряд и рождение ребенка носили  веселый и радостный характер, то погребальный обряд занимал  одно из центральных мест в  языческой религии чувашей, отражая  многие ее стороны. Похороны  и обряды отражали горестные  переживания, трагедию безвозвратной  утраты единственного в семье  кормильца. Смерть представлялась  как коварная сила в виде  духа Эсреля - духа смерти. Страх препятствовал существенным изменениям в традиционном погребальном обряде и многие ее элементы сохранились до наших дней. По поверьям чуваш через год душа умершего превращалась в духа, которому молились и поэтому при поминании чуваши стремились умилостивить его, чтобы заручиться помощью в делах живых. Поминальный обряд заканчивался словами: «Благослови! Пусть будет перед тобой все в изобилии. Угощайся здесь вволю и возвращайся к себе».

 

    После смерти  на могилу устанавливали приветственную  дощечку, которую через год  заменяли памятником.

 

 

 

Сельская обрядность

 

   Вся личная и  общественная жизнь чувашей, их  хозяйственная деятельность была  связана с их языческими верованиями.  Все живое в природе, все  то, с чем сталкивались чуваши  в жизни, имело своих божеств.  В сонме чувашских богов в  некоторых селениях насчитывалось  до двухсот богов.

 

   Только жертвоприношения, молитвы, наговоры по поверьям  чувашей могли предотвратить  вредные действия этих божеств:

 

     1. Обряды типа  Чук, когда люди приносили жертвоприношения  великому богу Тура, его семейству  и помощникам с целью поддержания  всеобщей гармонии и моление  о хорошем урожае, приплоде скота,  здоровье и достатке.

 

     2. Обряды типа  Киремет – когда на обрядовое жертвоприношение собирались жители нескольких деревень в специально отведенном месте. Жертвами в обряде служили крупные домашние животные в сочетании с молитвой.

 

     3. Обряды, адресованные  духам – божествам. Они имели  определенную последовательность  в исполнении, при обращении соблюдали  общепринятую иерархию. Просили  у своих божеств здоровья, покоя.

 

     4. Обряды очищения, которые подразумевали моление  с целью высвобождения от всех  проклятий и заклинаний: серен, вирем, вупар.

 

   Если человек нарушал  общепринятые нормы поведения  и морали, следовал адекватный  ответ. Нарушивших ждало неминуемое наказание:

 

   «Пошлю на вас  ужас, чахлость и горячку, от  которой истомятся глаза, измучится  душа. Поразит господь тебя чахлостью,  горячкою, лихорадкою, воспалением, засухой, палящим ветром и ржавчиною и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь».

 

   Поэтому заболевшие  спешили к своим духам и  божествам с просьбами и приносили  им дары. Чувашский шаман –  йомзя – определял причины болезни, несчастья, изгонял из человека злого духа.

 

 

 

Праздники

 

[pic]

 

   Обряды и праздники  чувашей в прошлом были тесно  связаны с их языческими религиозными  воззрениями и строго соответствовали  хозяйственно-земледельческому календарю.

 

   Цикл обрядности  начинался с зимнего праздника  испрашивания хорошего приплода скота – сурхури (овечий дух), приуроченного ко времени зимнего солнцеворота. Во время празднества дети и молодежь группами обходили подворно деревню, заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода скота, пели песни с заклинаниями. Хозяева же одаривали их кушаньями.

 

   Потом наступал  праздник почитания солнца саварни (масленица), когда пекли блины, устраивали катания на лошадях вокруг селения по солнцу. В завершение масленичной недели сжигали чучело «старухи саварни» (саварни карчакё). На весну же приходился многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам манкун (совпавший затем с православной пасхой), который начинался с калам кун и завершался серен или вирём – обрядом изгнания зимы, злых духов и болезней. Молодежь ходила группами по деревне с рябиновыми прутьями и, хлеща ими людей, постройки, инвентарь, одежду, выгоняла злых духов и души умерших, выкрикивая «серен!». Односельчане в каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами. В конце XIX в. эти обряды в большинстве чувашских деревень исчезли.

 

   По завершении весеннего  сева устраивали семейный обряд  ака патти (моление кашей). Когда на полосе оставалось пройти последнюю борозду и прикрыть последние засеянные семена, глава семьи молился Султи Тура о ниспослании хорошего урожая. Несколько ложек каши, вареные яйца зарывали в борозду и запахивали ее.

Информация о работе Обряды и обычаи чувашей