Обряды и обычаи чувашей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:18, реферат

Краткое описание

Обряд, обычай, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Общественная жизнь и межличностные отношения 5
Семейная и домашняя обрядность 7
Свадебный обряд 8
Похороны 11
Сельская обрядность 12
Праздники 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список используемой литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

!!!.docx

— 25.41 Кб (Скачать файл)

 

   По окончании весенних  полевых работ проводился праздник  акатуй (дословно – свадьба плуга), связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.

 

   Цикл продолжал  симёк (праздник цветения природы, общественные поминки). За севом хлебов наступала пора уява (у низовых) чувашей и синее (у верховых), когда налагался запрет на все сельскохозяйственные работы (земля была «беременна»). Он продолжался несколько недель. Это было время жертвоприношений учук с просьбами о богатом урожае, сохранности скота, здоровье и благополучии общинников. По решению схода на традиционном обрядовом месте закалывали лошадь, а также телят, овец, брали с каждого двора по гусю или утке и в нескольких котлах варили кашу с мясом. После обряда моления устраивалась совместная трапеза. Пора уява (синее) завершалась обрядом «сумар чук» (моление о дожде) с купаниями в воде, обливаниями друг друга водой.

 

   Завершение уборки  хлебов отмечалось молением духу-хранителю  овина (аван патти). Перед началом потребления хлеба нового урожая устраивали всем родом моление-благодарение с пивом аван сари (дословно – овинное пиво), для которого все блюда приготовлялись из нового урожая. Моления завершались пиршеством автан яшки (щи из петуха).

 

   Традиционные чувашские  молодежные праздники и увеселения  устраивались во все времена  года. В весенне-летний период  молодежь всего селения, а то  и нескольких селений, собиралась  на открытом воздухе на хороводы  уяв (вайа, така, пуху). Зимой устраивались посиделки (ларни) в избах, где временно отсутствовали старшие хозяева. На посиделках девушки пряли, а с приходом юношей начинались игры, участники посиделок пели песни, плясали и т.д. В середине зимы проводился праздник хёр сари (дословно – девичье пиво). Девушки в складчину варили пиво, пекли пироги и в одном из домов совместно с юношами устраивали молодежную пирушку.

 

   После христианизации  крещеные чуваши особо отмечали  те праздники, которые совпадают  по времени с календарными  языческими (рождество с сурхури, масленицу и саварни, троицу с симёк и т. д.), сопровождая их как христианскими, так и языческими обрядами. Под влиянием церкви в быту чувашей получили распространение престольные праздники. К концу ХIX – началу XX в. христианские праздники и обряды в быту крещеных чувашей стали преобладающими.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Семейные обряды  не утратили значения в жизни  современного чувашского народа, несмотря на процесс бурных  преобразований, происходящих последние  десятилетия в жизни чуваш.

 

   Переоценка многих  сторон истории чувашского народа, новое понимание роли народного  миропонимания, в том числе  и религии в воспитании подрастающего  поколения позволяет восстанавливать  историческую преемственность, духовную  гармонию в обществе.

 

    Народные обычаи  и обряды, праздники были и  остаются неотъемлемой составной  частью духовной культуры народа. Именно они, наряду с национальным  искусством, выражают душу народа, украшают его жизнь, придают  ей неповторимость, укрепляют связь  поколений. Это могучее средство  позитивного идейно – эмоционального  воздействия на подрастающее  поколение.

 

 

[pic]

 

Список используемой литературы

 

В.П. Иванов, В.В. Николаев, В.Д. Дмитриев. "Чуваши. Этническая история  и традиционная культура". Москва, 2000 г.


Информация о работе Обряды и обычаи чувашей