Общественная мысль и общественно-политическое движение в России во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:44, контрольная работа

Краткое описание

Цели общественной мысли и общественно-политического движения в России во второй половине XIX в. отражали основные исторические задачи, возникшие в развитии России того времени.

Содержание

Введение
1. Причины подъёма общественного движения. Радикалы, консерваторы, либералы
2. Причины движений. Народничество
3. Причины движений. Рабочее движение
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.история.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Народовольцы  провели ряд террористических акций  против представителей царской администрации, но главной своей целью считали  убийство царя. Они предполагали, что  это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе С.Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

Велики заслуги Александра II перед Отечеством. При нем было отменено крепостное право, началось строительство броненосного флота, освобождены от мусульманского ига братья - единоверцы, проведены прогрессивные судебная и земская реформы, присоединены Казахстан и Средняя Азия, в стране ежегодно проводилось тысячи ярмарок, в десятки раз увеличилась протяженность железных дорог. В стране проводятся реформы, в ходе крупных реформ менялась Россия. В ходе реформ обычно государство теряет свою устойчивость. И здесь важно не отступать, проводить дальше реформы. В этой ситуации Александр II не ввел конституцию, не ограничил самодержавие. Запаздывание реформ, как и либерализация, дестабилизирует общество. В результате власть закручивает гайки (принимает жесткие меры), чтобы общество не распалось. События конца XIX века: деятельность экстремистских групп, убийство Александра II, показывают, к чему приводят запоздалые реформы, т.е. они оборачиваются радикализмом. Часть интеллигенции, настроенной более радикально, недовольны умеренностью реформ (сохраняется помещичье землевладение, выкупные платежи) и считали, безосновательно, что народ реформы встретил враждебно (выступления крестьян Пензенской и Казанской губерний). Реформы проводятся медленно, непоследовательно, многие государственные посты сохранились за чиновниками времен Николая I, Россия не стала конституционной монархией. Кроме того сказалось влияние и международного революционного движения.

Немногое в  истории может сравниться с этой гонкой за смертью. В ноябре 1879 г. попытка взорвать поезд царя, но бомба не взорвалась, вновь такая же попытка, но взорвали не тот поезд. 5 февраля 1880 г. попытка Халтурина взорвать столовую в Зимнем дворце. Обед был перенесен на более поздний срок и от взрыва пострадала только охрана и прислуга (убито 10 человек, 53 ранено. Халтурин скрылся. 1 марта 1881 г. Александр II поехал на развод войск в Михайловский замок. Взрывы совершены на набережной Екатерининского канала. Взрывы произвели Рысаков и Гриневицкий. Погибли рядом стоящие люди (мальчик, возница). Организация разгромлена. Казнены Желябов, Перовская, Михайлов, Кибальчич, Рысаков (члены исполнительного комитета «народной воли») 3 апреля 1881 г.

Желябов - великолепный оратор, организатор, Перовская - дворянка из высшего света, но все бросает во имя борьбы за лучшую долю народа. Единомышленники отмечали ее нежную душу, преданность и нежность в дружбе, горячую любовь к матери, Кибальчич - талантлив, даже в тюрьме, знал, что будет казнен, готовит проект реактивного аппарата, Рысаков, Гриневицкий - молоды, мужественны, готовы к самопожертвованию. Каждый из народовольцев - личность! Возможно, их ждала прекрасная будущность в других условиях. Но система предопределила им такой трагичный конец. Народовольцев можно понять, так как они шли неизведанной дорогой, но принять их терроризм нельзя. В борьбе против зла террор - не выход из положения, так как любое насилие вызывает ответное насилие. И вскоре террор может стать неуправляемым, действуя по принципу цепной реакции. Таким образом, мы не можем принять их методы борьбы. В этом весь трагизм ситуации.

Либеральные народники. Это направление, разделяя идею революционных народников об особом, некапиталистическом пути развития России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения и недопущения в Россию «язв» капитализма. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малых дел»). С этой целью они использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.

Радикалы в 80-90-х годах XIX в. В этот период в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной антиправительственной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг к другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

Вывод. На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX в., считавших своим долгом служение народу. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Смерть царя не оправдала ожиданий народников. Этот факт еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привёл к усилению реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила возможность эволюционного преобразования России.

3. Причины движений. Рабочее движение

Группа «Освобождение труда». Бывшие активные участники «Чёрного передела» Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в., их привлекла идея достижения социализма путём пролетарской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение  труда». Её программа: полный разрыв с  народничеством и народнической  идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества, как политический антипод пролетариату.

Пропагандируя марксизм в русской революционной  среде, они развернули резкую критику  народнической теории об особом некапиталистическом  пути развития России. Группа «Освобождение  труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.

Идейно-теоретическая  деятельность группы «Освобождение  труда» за рубежом и марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской политической партии рабочего класса.

Организации рабочих. Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. Рабочие выдвигали лишь экономические требования - повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер.

Уже в 80-е гг. рабочее движение существенно расширилось и в нем появляются элементы того, что скоро сделало (в начале XX в.) рабочее движение одним из важнейших политических факторов в жизни страны. Крупнейшая в пореформенные годы Морозовская стачка подтвердила это положение.

Она произошла  в 1885 г. на мануфактуре Морозовых  в Орехово-Зуево. Вожаки восстания  выработали требования к владельцу  мануфактуры, а также передали их губернатору. Губернатор вызвал войска, и зачинщики были арестованы. Но во время суда произошло событие, которое буквально громом поразило императора Александра III и его правительство, и эхом отозвалось во всей России: присяжные заседатели оправдали всех 33 обвиняемых. Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами.

В результате был  издан закон 1886 г. о порядке найма  и увольнения, упорядочении штрафов  и выплаты заработной платы. Был  введён институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением  закона. В то же время закон усилил уголовную ответственность рабочих за участие в стачках. Отныне правительство не могло не считаться с так называемым рабочим вопросом, который постепенно приобретал такую же остроту, как и аграрно-крестьянский.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

Безусловно, в 80--90-е гг. XIX в. в условиях консервативного правления Александра III и его сына Николая II (начал править в 1894 г.) не могло быть и речи, чтобы власти разрешили рабочим организованно бороться за свои права. Оба императора и мысли не допускали, чтобы разрешить образование профсоюзов или других, даже не политических рабочих организаций. Подобные явления они также считали выражением чуждой, западной политической культурой, не совместимой с русскими традициями.

В результате, по решению правительства трудовые споры должны были улаживать специальные чиновники -- фабричные инспектора, которые, разумеется, чаще находились под влиянием предпринимателей, нежели заботились об интересах рабочих. Невнимание правительства к нуждам рабочего класса привело к тому, что в рабочую среду устремляются и находят там поддержку поклонники марксистского учения. Первые русские марксисты, составившие в эмиграции во главе с Г.В. Плехановым группу «Освобождение труда», начали свою деятельность с переводов и распространения в России книг К. Маркса и Ф. Энгельса, а также сочинений брошюр, в которых доказывали, что эра российского капитализма уже началась, и рабочему классу предстоит выполнить историческую миссию -- возглавить общенациональную борьбу с гнетом царизма, за социальную справедливость, за социализм.

Нельзя сказать, что до Г.В. Плеханова, В.И. Засулич, П.П. Аксельрода, Л.Г. Дейча и В.К. Игнатьева  марксизм был неизвестен в России. Например, некоторые народники переписывались с К. Марксом и Ф. Энгельсом, а  М.А. Бакунин и Г.А. Лопатин попытались переводить сочинения К. Маркса. Но именно плехановская группа стала первой марксистской организацией, проделавшей в эмиграции огромную работу: они издали в конце XIX в. свыше 250 марксистских трудов. Успехи нового учения в европейских странах, пропаганда его взглядов плехановской группой привели к появлению в России первых социал-демократических кружков Д. Благоева, М.И. Бруснева, П.В. Тогинского. Эти кружки были немногочисленными и состояли прежде всего из интеллигенции и студенчества, но в них все чаще теперь шли и рабочие. Новое учение было удивительно оптимистичным, оно отвечало и надеждам, и психологическому настрою русских радикалов. Новый класс -- пролетариат, быстро растущий, подвергающийся эксплуатации со стороны предпринимателей, не защищенный законодательно неповоротливым и консервативным правительством, связанный с передовой техникой и производством, более образованный и сплоченный, нежели косное, задавленное нуждой крестьянство -- он представал в глазах радикальных интеллигентов тем благодатным материалом, из которого можно было готовить силу, способную победить царский деспотизм. По учению К. Маркса только пролетариат может освободить угнетенное человечество, но для этого он должен осознать свои (а, в конечном итоге, и общечеловеческие) интересы. Такая социальная сила в исторически короткий срок появилась в России и решительно заявила о себе стачками и забастовками. Придать развитию пролетариата «правильное» направление, привнести в него социалистическое сознание -- эту великую, но исторически необходимую задачу должна была выполнить российская революционная интеллигенция. Так считала она сама. Но сначала надо было идейно «разгромить» народников, продолжавших «твердить» о том, что Россия может миновать стадию капитализма, что ее социально-экономические особенности не позволяют применять к ней схемы марксистского учения. Наметился промышленный подъём. Это способствовало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для его борьбы. Начались забастовки рабочих, занятых в разных отраслях: текстильщиков, горняков, литейщиков, железнодорожников. Стачки в Петербурге, Москве, на Урале, в других районах страны сохраняли экономический и стихийный характер, но становились более массовыми по количеству участников.

На волне  этой полемики, уже в середине 90-х  гг. в марксистской среде выделился  В.И. Ульянов (Ленин) (1870--1924), юрист по образованию, молодой пропагандист, приехавший в Петербург из Поволжья.

В 1895 г. со своими соратниками он создал в столице  довольно многочисленную организацию, сумевшую сыграть активную роль в некоторых рабочих стачках -- «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (в ней участвовало несколько сотен рабочих и интеллигентов). После разгрома «Союза борьбы» полицией В.И. Ленин был сослан в Сибирь, где по мере возможности пытался участвовать в новой дискуссии между теми марксистами, кто пытался сосредоточиться на экономической борьбе рабочих за свои права и, соответственно, возлагал надежды на реформаторский путь развития России, и теми, кто не верил в возможность царизма обеспечить прогрессивное развитие страны и все надежды возлагал на народную революцию. В.И. Ульянов (Ленин) решительно примкнул к последним.

«Осуществленная посредством устрашающего и действительно  устрашающего террора попытка захватить власть была величественна» Ленин.

Аналогичные организации  были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они  попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата. Под влиянием «Союза борьбы» в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство пойти на уступки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой - оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь.

Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др., признавая некоторые положения марксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности и незыблемости капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.

Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда  и быта. Они выдвигали только экономические требования и считали, что рабочие не должны тратить силы на политическую борьбу, так как её плодами воспользуется буржуазия.

Информация о работе Общественная мысль и общественно-политическое движение в России во второй половине XIX века