Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:06, реферат
Ценностные ориентиры или, иначе, идеалы человека можно, с определенной долей условности, развести на три группы, выстроить их в три своеобразных ряда. В первый ряд входят идеалы, связанные с повседневной, действительной, личной жизнью - семья, дом, материальное благополучие, счастье детей, карьера... Второй ряд составляют идеалы общественные - государство, нация, определенный общественный строй. Идеалы и первого, и второго ряда следует обозначить как "земные", так как они являются производными от желаний самого человека. И, наконец, идеалы, которые принято называть Высшими или Небесными, ибо человеческое сознание связывает их происхождение с Высшей, Божественной силой. С утверждением христианского миропонимания Высшим Идеалом признается Бог.
Введение………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………..4
Заключение……………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………15
Министерство образования и науки Российской Федерации
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Философия, история и социология»
Предмет: История
Реферат по теме: «Общественный идеал в Древней Руси».
Выполнил: гр.13-НТТС
Власенкова Е. А.
Проверил преподаватель:
к.и.н., доц. каф. «ФИиС»
Абовян Е.Н
Брянск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Ценностные ориентиры или, иначе, идеалы человека можно, с определенной долей условности, развести на три группы, выстроить их в три своеобразных ряда. В первый ряд входят идеалы, связанные с повседневной, действительной, личной жизнью - семья, дом, материальное благополучие, счастье детей, карьера... Второй ряд составляют идеалы общественные - государство, нация, определенный общественный строй. Идеалы и первого, и второго ряда следует обозначить как "земные", так как они являются производными от желаний самого человека. И, наконец, идеалы, которые принято называть Высшими или Небесными, ибо человеческое сознание связывает их происхождение с Высшей, Божественной силой. С утверждением христианского миропонимания Высшим Идеалом признается Бог. У апостола Павла Бог прямо выступает как тот духовный образец, по которому человек строит свою новую сущность: "И облечься в нового человека, созданного по Богу" (Еф.4:24).Высший Божественный Идеал человеческое сознание конкретизирует в ряде понятий нравственного характера, которые символизируют идеи духовного совершенства и направлены на внутреннее, духовное развитие каждого человека, каждого народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь.
Взаимоотношения всех этих групп идеалов на протяжении всей истории в человеческом сознании были различны - они и боролись между собой, и совпадали. Чаще в реальной жизни совпадали идеалы первого и второго ряда. Гораздо реже - земные идеалы оказывались в гармонии с Небесными. Но люди, тем не менее, во все времена пытались и пытаются найти эту гармонию, это абсолютное единство с Высшим. И что только не придумывал человек, стремясь доказать, что он таковую гармонию нашел! Пифагор уверял всех, что только ему доступно слышать высшую гармонию космических сфер. Эмпедокл бросился в кратер Везувия, стремясь доказать свою принадлежность к сонму олимпийских богов.
В XVIII столетии была предпринята
очередная попытка, и возник новый
ряд понятий: Свобода, Равенство, Братство.
Сложилось так, что для западной
цивилизации идеалы Свободы, Равенства
и Братства оказались наиболее важными
- ведь они отражали момент совпадения
личных и общественных идеалов человека.
Более того, в сознании западного
человека эти идеалы совпали с
вечными, Божественными истинами. Свобода,
Равенство, Братство - это как бы
земное воплощение Божественных заветов.
Собственно Добро, Красота, Любовь, с
позиций подобного
В этом случае Божественные
идеалы оказываются как бы приземленными
и, как следствие, во многом утратившими
свое Высшее значение, ибо на первый
план выходит все то же желание
комфорта - материального и духовного.
Видимо, такая ситуация определяется
самим характером индустриально-технологической
цивилизации, по пути создания которой
и пошло человечество в последние
столетия. Наиболее ярко и полно
индустриально-технологический
Для России выбор изначально
и постоянно был иным. Сознание
русского народа по своей природе
было и остается глубоко религиозно-
История показывает, что религиозно-мифологическая природа русского сознания находила и находит выражение в разных формах. Но та же история свидетельствует, что только православное миросозерцание дает наиболее полный ответ на вопросы, которые ставит перед собой русский человек. Общехристианские истины, пришедшие на Русь в X столетии, русский народ переосмыслил на свой лад, в соответствии со своим миропониманием, почему и родилось со временем такое своеобразное и ни на одно из других непохожее религиозное учение - русское православие. И главнейшим элементом православного вероучения является основополагающая идея "всеединства", выраженная в понятии Святой Троицы.
Установка на Добро, Красоту, Любовь в их Высшем понимании пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. Да и с проникновением в русское сознание идей Свободы, Равенства и Братства, у лучших отечественных мыслителей они находили свое, русское осмысление. Образно можно сказать, что в России искали не добро Свободы, а свободу Добра, не красоту Равенства, а равенство Красоты, не любовь к Братству, а братскую Любовь. Казалось бы, это всего лишь игра слов, однако такая незначительная перестановка акцентов, совершенно меняла смысл, цели самого человеческого существования. И, может быть, прав был Ф.М. Достоевский, написавший в 1870 году в одном из своих писем: "Все назначение России заключается в православии, в свете с Востока, который потечет к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа"...Православие объяснило русскому человеку смысл его пребывания на земле, ибо дало ответ на вопрос - зачем живет человек? Ответ этот связан с идеей всеобщего спасения и воскресения.
В противоположность и католичеству, и протестантизму именно православное миросозерцание полностью проникнуто идеей всеобщего спасения. Ф.М. Достоевский, размышляя о сущности человеческого бытия, имел полное право сказать: "...Любовь к человечеству даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой... Идея о бессмертии - это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества".
В православном толковании идеи Святой Троицы и всемирного спасения русское сознание выразило свою жажду всеобщности, "всеединства", ибо оно - сознание коллективистское, общинное. И это одна из важнейших отличительных черт русского, а если шире - славянского мировоззрения. Так уж исторически сложилось, что славянские племена, заселившие в древности Восточную Европу, имели территориальную сельскую общину, в отличие от кровнородственной общины, характерной для большинства народов Запада. Территориальная община, особенно в пределах России, в том или ином виде сохранилась до XX столетия.
Столь укорененное общинное
житие и стало основой славяно-
Размытость этнического
самосознания русского народа отмечена
не случайно, ибо в русском сознании
исторически возникло иное толкование
и основополагающих земных идеалов.
Еще в языческие времена
И когда в России искали земное применение Высшему, Божественному смыслу бытия, то на первом плане оказывались идеи Земли, Отечества. Единое для многих народов Отечество - это земное воплощение Высшего Единства. Поэтому в русском сознании столь влиятельны не просто идеалы Добра, Красоты и Любви, но добро для Русской Земли, красота Родины, любовь к Отечеству.
Поэтому земное воплощение Божественного замысла русским человеком связывалось с идеями общности, общества, "мiра". Божественное единство на земле - это единство народов, но единство, прежде всего духовное, во многом метафизическое и даже мистическое. В XIX столетии русская философская мысль (А.С. Хомяков) даже выработала специальный религиозно-философский термин для характеристики этого очень своеобразного явления - "соборность". Как писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, даже молитва в православных храмах возносится за всех людей и в этом состоит главная тайна русского православного миросозерцания - "тайна церковной СОБОРНОСТИ, когда КАЖДЫЙ молится и просит за ВСЕХ, как за себя".
«ВСЕЕДИНСТВО»
Со временем, в сложном
симбиозе православного и изначально
коллективистского
Границы эти были сформулированы в Десяти заповедях - Божественных правилах человеческого общежития. В православном понимании, западный человек оказывается ограничен в своей свободе опять же человеческими преградами - законами. Для русского человека подобное внешнее, поверхностное перенесение на землю Небесных установлений совершенно неавторитетно. Когда человек подчиняется законам по необходимости, душа его все равно остается холодной. Ведь сами законы придуманы столь же несовершенными людьми. Следовательно, человек подчиняется человеческим же законам, уподобляется другому человеку, а не Господу. В том числе и поэтому, кстати, законы на Руси никогда и никем не соблюдались - ни властями, ни подданными.
Русский же человек жил не только по Десяти ветхозаветным заповедям, но стремился соответствовать Заповедям блаженства, которые принес людям Спаситель, даровавший и "новую заповедь": "Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоанн. 13:34; 15: 13).В русском сознании истинная ответственность имеет нравственную, а значит Божественную природу, ибо только Господь закладывает в сердце человека важнейшие принципы его жизни - быть добрым, созидать красоту, уметь любить. Соблюдение этих принципов и означает высшую ответственность - перед самим Богом, ибо главный свой ответ каждый человек будет держать только перед Ним. Вот почему внешнее законопослушание в русском понимании - вторично. Как писал К.С. Аксаков, "признавая закон, должен беречь человек свою совесть, не придаваясь весь правде наружной и закону", иначе "все живое" в людях "пропадет" и "они потеряют внутреннюю правду, следовательно - нравственное достоинство, и будут буквами без души".