Общественный идеал в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:06, реферат

Краткое описание

Ценностные ориентиры или, иначе, идеалы человека можно, с определенной долей условности, развести на три группы, выстроить их в три своеобразных ряда. В первый ряд входят идеалы, связанные с повседневной, действительной, личной жизнью - семья, дом, материальное благополучие, счастье детей, карьера... Второй ряд составляют идеалы общественные - государство, нация, определенный общественный строй. Идеалы и первого, и второго ряда следует обозначить как "земные", так как они являются производными от желаний самого человека. И, наконец, идеалы, которые принято называть Высшими или Небесными, ибо человеческое сознание связывает их происхождение с Высшей, Божественной силой. С утверждением христианского миропонимания Высшим Идеалом признается Бог.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………..4
Заключение……………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Если непредвзято, а внимательно  проанализировать отечественную историю, историю русского духа, то окажется, что на протяжение тысячи лет Россия, как особая цивилизация, готовилась только к одному, но самому важному деянию - к битве с Антихристом. Более того, русские православные люди стремились побороть Антихриста еще до его прихода на Землю, а, если и не побороть, то максимально ослабить его воинство. В этом и состояло главное предназначение России, как оно понималось нашими предками. Поэтому, по большому счету, понятие русский не ограничивается лишь определением национальности. Я бы даже сказал, что "русский" - это, прежде всего, "защитник Добра" и "борец с Мировым Злом". Иначе говоря, человек, осознавший себя "русским", осознает себя одновременно и как "защитника Добра", и как "борца с Мировым Злом". Может быть, и эту мысль тоже имел в виду Ф.М. Достоевский, когда говорил о "всемирной отзывчивости" русского человека.

Татаро-монгольское завоевание, Смута начала XVII века, революции  начала века ХХ-го - лишь свидетельства очередных кризисов русского национального самосознания. Впрочем, Россию всегда спасало и то, что хранилась не только духовная, метафизическая традиция, но были люди, живые люди, которые в самую суровую годину выходили из своего заоблачного далека и вновь открывали народу умение преодолевать "внутреннюю распрю". В XIV веке Сергий Радонежский нашел пути для торжества Божиих идеалов в душе человеческой. Он не провозглашал их, а просто жил в соответствии с этими идеалами, жил сам и учил жить других. Преподобный Сергий собственным примером показал, что, если жить по Божиим законам на земле, то и земные идеалы раскрывают свою небесную сущность и как бы поднимаются до Высшего смысла. И духовный заряд, данный преподобным Сергием, жил в русских людях веками. Несколько позднее русского человека воодушевляла идея старца Филофея о России, как "Третьем Риме". Тихон Задонский, Серафим Саровский и оптинские старцы в XVIII - XIX столетиях несли свет в русскую душу, окрыляя Высшим смыслом и русскую философию, и русскую литературу, и русскую жизнь вообще.

Иначе говоря, выбор русскому народу приходилось делать постоянно. Не всегда выбор оказывался правильным, что вызывало трагические последствия. Однако со временем Высшие истины все  же находили свою дорогу, вновь и  вновь возрождаясь.

По сути дела, отечественная  общественная и философская мысль  примерно со второй четверти прошлого века пыталась осмыслить одну важнейшую  для себя проблему - можно ли и нужно ли внедрять в национальную духовную традицию идеи чужеземного прогресса? Ведь западное понимание прогресса означало отказ практически от всех условий русского национального бытия - от традиционной религиозности, от присущих русскому самосознанию коллективизма и общинности, от сохраняющихся еще на уровне общины принципов самоуправления, от независимости Отечества.

Активно и бурно индивидуализм на Руси отвергался. Вся русская литература XIX - XX вв. - это страстный протест против безудержной и безбожной свободы отдельной личности. Даже русское революционное движение - это борьба против надвигающегося на Россию торжества капитализма. И, как следствие, как своеобразный результат новых метаний русской души, которая соблазнялась земной благодатью, но продолжала верить в Благодать Высшую - революции начала века. К сожалению, деятели многочисленных революционных партий были слишком далеки от народа, озабочены борьбой за власть, да и настроены прозападно. Народные идеалы во всем их многообразии им были непонятны и не нужны. А традиционная религиозность народа - просто враждебна. Еще Ф.М. Достоевский в "Бесах" писал с провидческой горечью: "Социализм по существу своему должен быть атеизмом, ибо именно провозгласил, с самой первой строки, что он установление атеистическое и намерен устроиться на началах науки и разума исключительно". А К.Н. Леонтьев недаром опасался (более ста лет назад!), что через "какие-нибудь полвека" русский народ из "народа-богоносца" станет мало-помалу, и сам того не замечая, "народом-богоборцем".

В принципе, итогом семидесятилетнего  существования советской власти стало, в том числе, и ясное  понимание - чисто механического  совмещения традиционных русских идеалов  и идеалов современного прогресса, а уж тем более замены одного на другое, не получается. Более того, победа земного над Небесным приводит самосознание русского человека не к комфортности и самодостаточности, а к разрушению, уничтожению самой русской души, к превращению ее в ничто - в не-русскую.

Сегодня, на рубеже XX-XXI веков, на рубеже тысячелетий мы являемся свидетелями еще большего, можно  сказать, максимального снижения смысла бытия. Теперь, в качестве общественных, смысловых идеалов нам предлагается идеал потребительского общества. В  итоге, жизнь каждого человека оказывается  сведенной на уровень физических, а то и животных потребностей - много  работать, для того, чтобы много  есть и пить, для того, чтобы много  работать, для того, чтобы много  есть и пить, для того, чтобы... И  так до бесконечности. Более того, намеренный отказ от великих задач, великих идеалов, великого смысла бытия  развития России признается главной  характеристикой создаваемого "цивилизованного  общества", в которое, якобы, столь  стремится "этот народ". Иначе  говоря, отказ от величия России - это главный показатель "прогресса".

На самом деле, все оказалось  с точностью до наоборот. Десятилетие забвения всякого великого смысла исторического развития Российского государства, народа и отдельного человека привело к ужасающим результатам. Всего десять лет и... Катастрофическое уменьшение население России (более 1 миллиона в год), страшнейший демографический кризис (через несколько лет вместо 20 миллионов школьников в России останется всего 13 миллионов) можно объяснить разными причинами. Да что там "объяснить", причины все знают - нищета, плохое питание, разваленное здравоохранение...

Но есть, как кажется, и  еще одна причина. Русский человек, архетипически воспитанный православием и, позднее, социализмом, не хочет жить в капитализме. По большому счету, капитализм для русского - это антихристово воплощение. И русский готов скорее умереть (от пьянства, от безысходности, от чего угодно), но не стать капиталистом. Ведь для этого нужно воровать, обманывать, убивать...

Разрыв этого замкнутого круга при наличии общественного  идеала потребительского общества возможен только на личном уровне. Иначе говоря, каждый сам за себя. Хочешь читать - читай, хочешь молиться - молись, не хочешь того и другого - и не надо, это  твое личное дело. Из нашей жизни  исчезла не только духовная, но теперь и общественная составляющая. Человек  превращается практически в животное, озабоченное лишь заработком хлеба насущного, теряя свои архетипические черты. А для русского православного человека - это очередное свидетельство приближения "конца миру"... Поэтому окончательный отказ от великого духовного смысла бытия, что произошло с насильственным утверждением в общественном сознании идеала потребительского общества, приводит не к расцвету, а к гибели русского народа. Без веры русскому человеку никуда. Без веры он гибнет.

Следовательно, сегодня самой  насущной является задача возвращения  в жизнь и сознание российского  общества великого смысла бытия. И прежде всего - великого духовного смысла бытия. Это можно осуществить только в русле православного вероучения. Только в этом случае можно говорить о возрождении российского государства, народа и отдельной личности.

***

История показала, - утверждает русская душа, - что стремление служить  только Свободе, Равенству и Братству, считая именно их Божескими идеалами, не ведет человечество к Добру, Красоте  и Любви. Торжество Свободы свелось  к торжеству отдельного "расшнуровавшегося" человека. Установление Равенства - к  скрытой, замаскированной форме  эксплуатации. Исповедание Братства - к замкнутости систем, ко всё большему усилению влияния тайных обществ, к торжеству философии "избранного братства". И Высшее, Божественное содержание этих идеалов, на самом деле оборачивается совершенно иным, противоположным, а то и откровенно сатанинским.

К великому сожалению, вряд ли можно надеяться на светлое, радостное и благополучное будущее, но нужно готовиться к жесточайшей войне за собственную жизнь. Снова перед нами - русский выбор.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так что же выберет русский  человек нынче? Трудно сказать. Но, все  же надеясь на исторический опыт и  народную память, можно предположить, что в итоге русский человек  сумеет сделать тот выбор, который  не уничтожит его душу. Ну не может  привлекать его элементарное желание  комфортной жизни! Да, таковой жизни  все мы были многие годы лишены. Да, русский человек должен жить в  достатке и обязан ради этого много  трудиться. Но кроме понятия "достаток", есть еще и более важное понятие - "достоинство", и, прежде всего  нравственное, духовное достоинство.

Может быть, пройдет немало лет, пока это понятие вновь станет важным для самосознания каждого  из нас. И все-таки те лидеры, которые  обещают русскому человеку вкусно есть и сладко спать, не затронут всей глубины русской души. Русский человек пойдет за тем, кто вновь раскроет перед ним небесные врата и объяснит то, как можно и нужно жить на грешной земле, чтобы в эти врата войти.

И, может быть, России сегодня, как и всегда в трудную годину, нужен не столько политический лидер, которого все столь жаждут, а - духовный пастырь, обладающий абсолютным нравственным авторитетом и способный донести  до каждого русского человека традиционные национальные идеалы. Ведь в России никакая идея не воспринималась чисто  абстрактно, отделенной от личности. Более  того, носителем таковой должен быть конкретный, реальный человек. И только тогда, когда простые русские  люди поверят этому человеку, они  смогут серьезно отнестись и к  той идее, которую он несет.

Вспомним В.В. Розанова, когда-то сказавшего: "...Выберите молитвенника за Землю Русскую. Не ищите (выбирая) мудрого, не ищите ученого. Вовсе  не нужно хитрого и лукавого. А  слушайте, чья молитва горячее - и  чтобы доносил он к Богу скорби и напасти горькой земли нашей, и молился о ранах, и нес  тяготы ее". Нахождение духовного смысла бытия русскому народу необходимо. Так, причин столь тяжелого демографического положения России много. Но в последние годы наши отечественные ученые сделали поразительное открытие. Помимо прочих факторов, одна из основных причин - тяжелейший духовный кризис в стране, потеря смысла жизни большинством народа. Группа ученых, возглавляемых профессором И.А. Гундаровым утверждает: "Структура оздоровительных мер должна состоять на 20% из усилий по повышению уровня жизни и на 80% - качества жизни. В первую очередь - это достижение социальной справедливости в общества и нахождение смысла жизни".

Мы обязаны понять это, обязаны вытащить себя из трясины  безверия и уныния. Во все времена  было так, и будет так впредь - как только мы, русские, осознаем собственный  путь к Истине, к Богу, тогда начинает расти и крепнуть наше духовное единство, которое порождает волю к действию. И мы вспоминаем, что Россия - это  наше Отечество, наша земля, на которой  мы живем уже более тысячи лет: рождаемся, вырастаем и уходим в  нее снова, давая жизнь новым  поколениям. И мы понимаем - наше Отечество  не принадлежит только нам, сегодняшним, ибо оно принадлежит прошлому и будущему. И мы осознаем - чтобы  наши дети и внуки помянули нас  добрым словом, никому нельзя отдать нашу землю. Это наша земля.

Когда-то, сто двадцать лет  назад, Н.Я. Данилевский написал: "...Между  тем как англичанин, немец, француз, перестав быть англичанином, немцем или  французом, сохраняет довольно нравственных начал, чтобы оставаться еще замечательною  личностью в том или другом отношении, русский, перестав быть русским, обращается в ничто - в негодную тряпку..." И сегодня, по большому счету, русский выбор однозначен - быть или не быть русским.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Перевезенцев С.В. Православный образовательный портал "Слово"

http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=131

 


Информация о работе Общественный идеал в Древней Руси