Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:20, контрольная работа
Термин «Древний Восток» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Месопотамию, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы – образуют районы с плодородной почвой.
Общественный строй стран Древнего Востока
1. Социальная структура Древнего Египта
2. Правовой статус основных групп населения в Месопотамии
3. Сословно-классовое деление в Древнем Китае
4. Правовое положение отдельных групп населения в Древней Индии
5. Задача
Список источников
Раннее создание единого государства с централизованным в руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции управления сложной ирригационной системой, развитие крупного царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной единицы, связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей. Неким подобием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхушка, пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счет рано сложившейся системы царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.
В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, “слуги царя”, выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.
Эксплуатация “слуг царя”, оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было много) от “слуг царя”, были выражены нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.
Объединение Египта после переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства сопровождалось успешными завоевательными войнами египетских фараонов, развитием торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расширением сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с другой — к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу земель (“дом номарха”) наследственные земли (“дом отца моего”), стремится превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер. [1;стр.45]
Рано выявившаяся
В Среднем царстве выявляются и другие изменения как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.
Из общей массы “слуг царя” выделяются так называемые неджес (“Маленькие”), а среди них “сильные неджес”. Их появление было связано с развитием частного землевладения, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI—XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие “торговец”, а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро.
Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых Дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников по специальностям. Об изменении правового положения состоятельных групп населения свидетельствует и расширение понятия “дом”, ранее обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес. Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксонов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые Представители состоятельных земледельцев. [2;стр.127]
События тех дней описаны в красочном литературном памятнике “Речение Ипувера”, из которого следует, что восставшие захватили царя, изгнали сановников-вельмож из их дворцов и заняли их, завладели царскими храмами и храмовыми закромами, разгромили судебную палату, уничтожили книги учета урожаев и пр. “Земля перевернулась, словно гончарный круг”, — пишет Ипувер, предостерегая правителей от повторения подобных событий, приведших к периоду междуусобиц. Они длились 80 лет и завершились после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 г. до н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства.
В результате победоносных войн Египет Нового царства становится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не могло не сказаться на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителей правящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.
Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином “немху”. В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые, по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства. Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределения рабочей силы. В новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерархически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и “простых людей”. Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.
“Наряд” на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил “простого человека” к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд “простых людей”, он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделении по указанию Царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью. [2;стр.76]
Чиновники, мастера противопоставлялись “простым людям”, положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.
Правовой статус основных групп населения в Месопотамии
Социальная структура
Наиболее четкие социальные границы проводились
в праве между рабовладельцами и рабами.
Самые первые законодательные источники
(например, Законы Ур-Намму) содержат статьи
о вознаграждении за возвращение "человеку"
(господину) его беглого раба (2 сикли серебра).
Между тем рабский труд не преобладал
ни в одной из отраслей производства Месопотамии.
Он был одним из типов принудительного
труда. Наряду с рабами в самую эксплуатируемую
часть населения входили другие подневольные
лица, лишенные собственности на средства
производства.
Не было здесь и античных понятий "свобода"
или противопоставления "свободный
- раб", которое заменялось противопоставлением
"господин - раб". "Господин"
выступал в качестве полноправного члена
месопотамского общества, обладателя
подвластных ему рабов, зависимых членов
семьи, вещей, за нанесение вреда которым
возмещение (компенсация) полагалось лично
ему. Характерно, что такие содержащиеся
в самых ранних законах правонарушения,
как посягательство на чужую жену и чужого
раба, были тесно связаны. Существовало
и такое понятие, как "отпущенный",
т.е. освобожденный от тех или иных обязанностей
и связанной с ними личной зависимостью
человек.[3; стр.43]
Граница социально-экономических
различий четко проходила между господствующей
верхушкой, не принимавшей участия в производительном
труде, состоящей из высших царских и храмовых
чиновников во главе с самим царем, купцов,
ростовщиков и пр., а также общинников-земледельцев,
ведущих самостоятельное мелкое хозяйство,
не эксплуатирующих, как правило, чужого
труда. Они и составляли самую значительную
по количеству и роли в общественном производстве
часть населения. Производимый свободными
крестьянами прибавочный продукт путем
взимания налогов и принудительной трудовой
повинности присваивался правящей эксплуататорской
верхушкой.
Имущественное
расслоение общины, разорение мелких производителей-крестьян
способствовали широкому развитию аренды
земли, личного найма. Разорившиеся общинники-земледельцы
поглощались царским и храмовым хозяйством,
пополняя ряды рабов и зависимых арендаторов.
Право Месопотамии
закрепляло широкую палитру форм личной
зависимости. Например, зависимость раба
от господина отличалась от зависимости
незамужней дочери от отца, имевшего право
продать ее в рабство, или сына от отца,
который в Вавилоне, например, не только
не мог продать сына в рабство, но и беспричинно
лишить его наследства.
Распространенной формой личной зависимости
была и долговая кабала, которая при определенных
условиях приводила человека в рабство,
например, в случаях, когда сын должника
передавался храму, или при продаже за
границу.[4;стр.75]
Но должник, отрабатывающий
свой долг кредитору, не был рабом. Об этом
свидетельствуют статьи Закона Хаммурапи,
которые ограничивают срок отработки
долга тремя годами, по их истечении должник
освобождался из дома кредитора (Законы
Хаммурапи, 117). Смерть от дурного обращения
заложенного за долги сына должника в
доме кредитора влекла за собой смерть
сына кредитора (Законы Хаммурапи, 116).
Не мог безоговорочно распоряжаться человеком,
отданным в залог, и кредитор по Среднеассирийским
законам. Он не имел права продать в жены
отданную ему в залог девушку без разрешения
ее отца, не мог подвергать телесному наказанию
заложенного человека. Лишь при неуплате
долга, когда должник переходил в собственность
кредитора, он мог безнаказанно избивать
его и даже продавать в рабство за пределы
Ассирии.
В Среднеассирийских
законах нашел отражение своеобразный
институт "оживления", заключающийся
в принятии обеспеченной семьей "на
прокорм" члена голодающей семьи, обычно
девушки. Принявшая девушку семья пользовалась
ее трудом, распоряжалась ее судьбой, "продавала"
замуж и пр. Фактически "оживление"
превратилось в распространенную форму
продажи детей свободными родителями.
Регулирующие,
контрольные рычаги государства сдерживали
развитие частнособственнических отношений,
а вместе с тем и развитие рабовладения.
Стремление поддержать статус основного
населения, свободного общинника нашло
отражение в самых ранних правовых актах
государств Месопотамии, например, в законах
из Эшнуны (начало II тысячелетия до н.э.),
которые в целях ограничения богатеющего
собственника, в стремлении не дать ему
в обиду разорившегося строго определяли
цену наемного труда, размер ростовщического
процента и пр. О защите традиционных прав
и имущества свободных вавилонян, особенно
когда они находились под угрозой, свидетельствует
и широко распространенная практика издания
царских указов (мишарум), например, об
освобождении бедняков от долгов.
Характерно, что право здесь оговаривает
не столько бесправие раба (это была норма
для иноплеменника), сколько те или иные
ограничения его прав. Дворцовый раб или
раб мушкенума по Закону Хаммураппи могли
взять, например, в жены свободную женщину,
дети от которой признавались свободными
(ст. 175). Дети, рожденные от свободного
и рабыни, были также свободны, даже если
они не были признаны отцом. Рабыня, родившая
детей свободному, не могла быть продана
"за серебро" (ст. 171). Свободные дети
раба наследовали половину его имущества,
другая шла хозяину (ст. 176).[5;стр.92]
В Нововавилонском
же царстве нашли отражение специфические
формы рабской зависимости, связанные
с прогрессом товарно-денежных отношений.
Раб в это время все чаще стал выступать
в качестве земледельца-арендатора, наделенного
хозяйственной самостоятельностью. Некоторые
рабы имели право не только вести свое
хозяйство как свободные, иметь семью,
но и владеть землями, домами, иногда значительным
движимым имуществом, брать и давать ссуды
другим рабам и свободным, продавать и
покупать рабов и нанимать для работы
рабов и свободных. За ними признавалось,
в отличие от старовавилонских времен,
право выступать в суде в качестве истцов,
ответчиков, свидетелей. Однако, несмотря
на это, раб оставался в жесткой зависимости
от своего господина, обязанным выплачивать
ему своеобразный ежемесячный оброк.
В соответствии
со строгой системой социальных ролей,
отводимых в традиционном обществе каждому
человеку, неравенство разделяло и свободных
жителей Месопотамии. Эта система определяла
не только правовой статус индивида, отмеченный,
как правило, тем или иным внешним знаком,
но и правила его поведения, манеру одеваться
и пр. Выход за рамки своей социальной
роли и даже присвоение чужого знака влекли
за собой наказание. Так, по Среднеассирийским
законам жестоко каралась блудница, покрывшая
голову как порядочная женщина; по Закону
Хаммурапи - цирюльник, сбривший с раба
его знак рабства, и пр.
В праве Вавилона выделялись две группы
свободных. Первая - авилумы ("человек", "сын человека"),
вторая - мушкенумы, лица более низкого социального статуса
("падающие ниц", т.е. бившие челом",
обращающиеся к царю с просьбой о принятии
на службу). Зависимость мушкенумов, видимо,
и определялась, тем, что они не были потомками
"своих" и не имели корней в общине.
Мушкенум был царским служилым человеком
низшей категории. Высшие царские служащие
относились к авилумам, так как наряду
с большими служебными наделами они владели
общинной землей. Различия между этими
социальными группами особенно ярко проявились
в нормах права, касающихся охраны жизни,
здоровья, чести их самих и членов их семей.[4;стр.29]
В некоторых случаях
мушкенумы пользовались особой правовой
защитой. Например, кража их имущества
по Законам Хаммурапи каралась как кража
из дворца, а их рабы, как уже говорилось,
обладали некоторыми преимуществами перед
рабами частных лиц.
Для торговли
зерном, приобретения так недостающих
здесь полезных ископаемых, металла, а
также камня, леса и пр. еще общины Шумера
и Аккада стали посылать в длительные
путешествия своих торговых агентов. Торговые
пути, шедшие через Ассирию, связывали
Вавилон с Сирией, Малой Азией, Арменией
и др. Очень рано в связи с этим в праве
Месопотамии сложилось понятие тамкар - ростовщик, кредитор, торговец, человек,
связанный с торговой, ростовщической
деятельностью дворца. По Законам Хаммурапи
царской властью на тамкаров накладывались
не только обязанности по отчислению в
царскую казну части свои доходов, но и
другие обязанности: например, выкуп пленного
воина с последующим возмещением затрат
самим воином, его общиной или храмом.
Будучи зависимыми, тамкары между тем
пользовались широкой свободой финансово-торговой
деятельности, совершали крупные торговые
сделки, объединяли капиталы, создавали
торговые организации. Правовая практика
Вавилона I тыс. до н.э. знает торговые объединения,
банковские дома, которые вели крупные
денежные операции, скупали и продавали
землю, кредитовали освоение новых земель
и т.д.
Зависимообязанным
было и ремесленное производство, развивающееся
главным образом в царском хозяйстве.
Царскими надсмотрщиками контролировалось
не только ремесленное производство, но
и сбыт продукции. В Нововавилонском царстве
практиковалось обучение рабов квалифицированному
ремеслу. Но представители таких важнейших
ремесел, как кузнецы, плотники, пивовары,
обладали той или иной степенью самостоятельности,
создавали профессиональные объединения
и пр. По Законам Хаммурапи, например, особой
защите подлежали права отца-усыновителя,
обучившего приемного сына своему ремеслу
(ст. 188).
Большей независимостью пользовались
организации некоторых "ученых" профессий,
таких, например, как специалисты по "изгнанию
духов", предсказатели будущего, врачи,
писцы. Жречество в Вавилоне не сложилось
в оформленное сословие, в административном
совете храма были представлены как жрецы,
так и царские чиновники, должности жрецов
продавались.
Сословно-классовое деление в Древнем Китае
В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:
- царство Шан (Инь) предположительно с XVIII в. до н.э. – XII в. до н.э.;
- царство Чжоу – с XII в. до н.э. до 221 г. до н.э.;
- царство Цинь – с 221 г. до н.э. до 207 г. до н.э.;
- царство Хань – с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э.
Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим (теория насилия в действии). Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, то был создан специальный государственный аппарат.
История великого народа Азии ведет свое начало со II тыс. до н.э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне р. Хуанхэ, здесь появилась иероглифическая письменность - - основной источник наших знаний о Древнем Китае. Первым раннеклассовым обществом с признаками государственности считается Шань (Инь). Оно погибло в начале XII в. до н.э. Следующие царства обозначались по династиям: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и др.[5;стр.45]
Китайцы с древних времен свою страну называли Чжунго - -«Срединным государством», «Поднебесной империей». Китайский народ окончательно сформировался в династию Цинь. Древний Китай в эпоху династий Чжоу, Цинь и Хань по форме правления являлся типичной дальневосточной монархией. Границы Цинь простирались от верховий рек Хуанхэ до Желтого моря.
При переходе от родового строя к классовому обществу (Шань-Инь) правители мелких княжеств являлись одновременно военачальниками и верховными жрецами. Их власть опиралась на сородичей, священнослужителей, войско. Как и во всех дальневосточных деспотиях, ван (царь) считался верховным собственником земли. По религиозным канонам он объявлялся «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Во время династии Чжоу власть царей стала обожествляться.
Власть правителя считалась абсолютной, особенно во время военных действий. За невыполнение его приказа ослушнику отрубали голову, казнили его жену и детей. Ваны вели почти постоянные войны с соседними кочевыми племенами.
Царь-ван имел советников из числа знати. Цзай был высшим вельможей, затем шел нэйши. В состав близких советников входили: полководец, судья, главный жрец, великий гадатель. В штате вана состояли писцы: старшие, или т. н. «левые», которые записывали речи монарха, младшие - - «правые» - - записывали его указы, решения по судебным делам. Чиновники делились по рангам, имели свою иерархическую структуру. Должность чиновников считалась наследственной. На местах находились управители округов, часть своих доходов они отдавали вану. В эпоху Чжоу и Цинь еще сохранялись остатки общинного самоуправления. В особых, чрезвычайных случаях созывались народные собрания. Они принимали решение об изгнании царя (842 г. до и. э.), поддерживали правителя, потерпевшего поражения (494, 474 гг. до н.э.). Община имела совет старейшин, торговцы, ремесленники – своих старост.
Информация о работе Общественный строй стран Древнего Востока