Общественный строй стран Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:20, контрольная работа

Краткое описание

Термин «Древний Восток» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Месопотамию, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы – образуют районы с плодородной почвой.

Содержание

Общественный строй стран Древнего Востока
1. Социальная структура Древнего Египта
2. Правовой статус основных групп населения в Месопотамии
3. Сословно-классовое деление в Древнем Китае
4. Правовое положение отдельных групп населения в Древней Индии
5. Задача
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

Общественный строй стран Древнего Востока.docx

— 75.73 Кб (Скачать файл)

Традиция утверждала, что  верхи всегда управляли низами. Таков  всеобщий закон Поднебесной. «Одни  напрягают свой ум, другие  –  свою силу. Тот, кто управляет людьми, кормится за их счет». Вану подчинялись гуны, или дафу, а те, в свою очередь, имели своих подвластных – ши. Гуны кормились подношениями (вероятно, за счет казны), дафу кормились селениями (землей за службу), ши  – полями, цзао и ли  – за счет выполнения работ. В механизме государства имелись полиция, тюрьмы.[3;стр.67]

Администрация вана располагала штатом соглядатаев, доносчиков, шпионов разных профилей. Они делились по своим функциональным обязанностям: шпионы местные, внутренние, обратные (двойные), смерти и жизни. «Пользование шпионами – самое существенное на войне»,  – говорилось в древней надписи.

Ван, его аппарат чиновничества  выполняли три важные функции: заботу об орошении и ирригации, сбор налогов  и ведение войн (оборонительных и захватнических). В Книге преданий (II в. до н.э.) имеется надпись вана: «Я проложил русла девяти рек до четырех морей, углубил канавы». Правители Поднебесной империи вели длительные войны за утверждение власти над соседними племенами. Период борющихся царств длился с 481 по 221 г. до н.э.

Прочность, стабильность власти ванов зависела от многих факторов: разорение общинников, длительные войны с соседними кочевыми племенами, междоусобицы ослабляли монархию. Многое зависело и от личности правителя. Гибель Западного Чжоу в конце IX в. ускорил сам бездарный ван, особенно в последние годы своего правления. «Царь осуществлял тиранию, деспотизм, предавался пиршествам. Люди государства поносили его. Главный советник пытался увещевать царя: народ не в состоянии выполнить ваших повелений». По приказу вана хулители его правления были схвачены, казнены. Люди замолчали. Но судьба правителя уже решилась. Вскоре восставшие свергли его с престола, а соседние племена, кочевники усилили натиск на империю. Начался распад Поднебесной.

Из эпохи распада Западного  Чжоу, конкуренции «пяти гегемонов» (VII- -VI вв.) важный след в реорганизации управления сыграли реформаторы царства Ци. Налог стал взиматься с учетом качества земли, была проведена перепись населения по сословиям: земледельцы, ремесленники, торговцы, ученые. Вводилась монополия государства на соль, железо, была реорганизована армия, поощрялись торговля, ремесло. Реформы ванов Ци укрепили его прочность и сделали ведущим государством империи.

В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были преимущественно рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.

Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положение светской аристократии определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю (вану), занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привилегии.

Большую часть населения  составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

  • общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;
  • частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

В частной собственности  находились рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Основными источниками рабства были:

  • захват пленных на войне;
  • продажа в рабство за долги;
  • обращение в рабство за некоторые преступления;
  • получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

В государстве Шан (Инь) государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии.

В дальнейшем наблюдается  переход всей полноты власти к  царю  – вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновьях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником был ван. Он же возглавлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности – профессиональные чиновники (писцы), сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае эпохи Шан (Инь) существовало разделение должностных лиц на основные категории:

  • высшие гражданские чиновники;
  • военные чиновники;
  • советники;
  • прорицатели.

В XII в. до н.э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние противоречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя Чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

Время правления династии Чжоу в Древнем Китае – с XII в. до н.э. до 221 г. до н.э. – подразделяется на три основных периода:

  • период Западного Чжоу – 1122 - 742 гг. до н.э.;
  • период Восточного Чжоу – 770 - 403 гг. до н.э.;
  • период Чжаньго ("семи воюющих царств") – 403 - 221 гг. до н.э.

В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н.э.) укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.[3;стр.91]

Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразделялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община.

Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных, личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной.

В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые  служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса – старшие, средние, младшие.

Наверху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также иньской аристократии, отчасти уцелевшей после покорения Шан-Иньского царства.

В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, появляется тенденция к превращению  владений в земельную собственность. Формально собственником земли  считался царь, однако рабовладельческая  аристократия могла вполне свободно распоряжаться своими владениями. С  течением времени право крупных  рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю.

Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов.

Число рабов пополнялось в этот период за счет:

  • военнопленных;
  • завоеванного мирного населения;
  • государственных преступников.

Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи составленной из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.

Государство Цинь  – третий период истории Древнего Китая  (221 г. до н.э. - 209 г. до н.э.) примечателен тем, что модель построения Циньской монархии послужила образцом для последующего многовекового развития государственного строя Китая эпохи средневековья. [5;стр.78]

В централизованной Циньской империи главой государства являлся император – хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

Имелся разветвленный  государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами – левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207- -206 гг. до н.э. привело к гибели Циньской монархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое положение отдельных  групп населения в Древней  Индии

 

Правовые памятники дают яркую  картину сословно-кастового деления  древнего общества Индии, которое приобрело  здесь наиболее законченные формы. 
Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами. 
Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп - варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы - Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев. 
Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия  – кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев", т.е. кшатриев по обету, а не по рождению. 
Название третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников - вайшиев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии — полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных. 
В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа. 
По мере консолидации высших варн  – брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян. 
С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую. 
В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20-25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54-55). 
В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других - эти различия отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения - к рабам). 
Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах - "самскарах", за исключением самскары брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг - привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр - единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхарма-шастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых неприкасаемых каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам "очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.

 На определенном этапе развития  древнеиндийского общества по  мере углубления процесса разделения  труда, неравенства стали складываться  новое, кастовое деление. Кастами  становились обособленные группы  лиц с наследственным характером  их деятельности, складывающиеся  по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам.  Кастовое деление в Индии существует  и в настоящее время наряду  с традиционным делением на  четыре варны. 
Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение индивида в системе общественного производства и распределения, непосредственно связанного с его отношением к собственности на землю: государственной и общинной. Это и дает основания говорить с определенной долей условности о варнах как о сословиях-классах. 
Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения (сита), судя по артхашастре здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая - очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых временных пожалований, в "кормление". Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств. 
С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников и пр., осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации существовала в рамках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общин.

Владельческие права общин в  Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности  были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная  за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу. 
Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права. 
Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители "неприкасаемых" каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле. 
Усиление имущественной дифференциации во второй половине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться "как к шудрам". 
В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов. Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление зажиточной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин. 
В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют Законы Ману (X, 129): "Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов". О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, "неприкасаемые" касты париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, "презренные даже для отверженных" (X, 39). 
Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

Информация о работе Общественный строй стран Древнего Востока