Основные группировки участников смуты и их деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

Пока на Московском престоле сидели государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого и строители Московского государства, население в огромном большинстве своем безропотно подчинялось своим «природным государям». Но когда династия прекратилась, наступило Смутное время. Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением всей политической, социальной и экономической жизни Московского государства. Однако в политическом отношении Смутное время, что Московское государство было общим делом и общим созданием всех городов и всяких чинов людей.

Содержание

Введение………………………………………………………..………………….3
1. Причины и предпосылки возникновения смуты…………………………….5
2. Воцарение Лжедмитрия I…………………………………………………….11
3. Основные группировки участников смуты и их деятельность …………..15
4. Одоление смуты, ее последствия для страны. Смена царской династии 18
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы …………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_Var_6_VGMKhA.docx

— 43.97 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………..………………….3

1. Причины и предпосылки  возникновения смуты…………………………….5

2. Воцарение Лжедмитрия  I…………………………………………………….11

3. Основные  группировки  участников  смуты и их деятельность  …………..15

4. Одоление  смуты, ее последствия  для страны. Смена царской династии 18

Заключение………………………………………………………………………19

Список  использованной  литературы …………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На рубеже XVI и XVII вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный кризис, морально-политический и социально-экономический. Положение двух основных классов московского населения - служилых и «тяглых» людей - и раньше не было легким; но в конце XVI в. положение центральных областей государства значительно ухудшилось.

Пока на Московском престоле сидели государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого и строители Московского государства, население в огромном большинстве своем безропотно подчинялось своим «природным государям». Но когда династия прекратилась, наступило Смутное время. Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением всей политической, социальной и экономической жизни Московского государства. Однако в  политическом  отношении  Смутное время, что Московское государство  было общим делом и общим созданием всех городов и всяких чинов людей.

Цель работы  - изучить особенности  социальной  смуты в Московском  государстве  в конце  XVI- начале XVII в.в.

Актуальность  темы работы состоит в том, что особое место в исторических судьбах России принадлежит концу XVI – началу XVII столетий. Одним из самых ярких событий является смена царских династий России. Именно в этом веке, после тяжелых для России времен Смуты, эпохи самозванцев, династия Рюриковичей сменилась новой династией Романовых. В 1613 году состоялся самый представительный и многочисленный из всех, какие только собирались в XVI–XVII вв., Земский собор. В нем участвовали выборные от дворянства, посада, белого духовенства и, возможно, черносошного крестьянства. Главным был вопрос об избрании государя. В результате острых споров наиболее приемлемой оказалась кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Это дало начало династии Романовых.

Воцарению первого представителя династии Романовых – Михаила Федоровича – предшествовали события Смутного времени, последствия которой ощущались во всех сферах жизни.

 «В развитии  Смуты ясно различаются три периода. Первый может быть назван династическим, второй - социальным и третий — национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбой общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф.Романовым во главе». (Платонов).» [8]

Тянувшаяся полтора десятилетия Смута не могла не оставить глубокого следа в жизни Московского государства. В экономическом   плане   Смута была долговременным мощным откатом назад и деревни, и городов.

При написании  работы  были использованы  учебники и учебные пособия  современных  авторов, исследующих  тему работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Причины и  предпосылки  возникновения смуты

 

На рубеже XVI й XVII вв. Московское государство переживало тяжелый й сложный кризис, морально-политический и социально-экономический. Положение двух основных классов московского населения - служилых и «тяглых» людей - и раньше не было легким; но в конце XVI в. положение центральных областей государства значительно ухудшилось.

С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государства и помещичьего «тягла», и эта утечка рабочей силы привела к недостатку рабочих рук и к тяжелому экономическому кризису внутри государства. Положение холопов «полных» и «кабальных», конечно, всегда было достаточно тяжелым, а в конце XVI в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более половины года. Во 2-й половине XVI в. особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская война (продолжавшаяся 23 лет и кончившаяся полной неудачей) потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571 г. значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения.

Пока на Московском престоле сидели государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого и строители Московского государства, население в огромном  большинстве своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим «природным государям». Но когда династия прекратилась и государство оказалось «ничьим», земля растерялась и пришла в брожение. По смерти бездетного царя Федора Ивановича (в январе 1598 г.) Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Когда Москва вдруг очутилась без царя, естественно, что взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова. Его кандидатуру на престол усиленно и настойчиво проводил патриарх Иов, но Борис долго отказывался, уверяя, что ему никогда и на ум не приходило вступить на превысочайший престол Российского царствия. Был со-зван земский собор из представителей всяких чинов, людей всех городов Московского государства, и собор единодушно избрал на царство Бориса Федоровича. Но родовитые бояре и князья, потомки Рюрика и Гедимина, затаили в душе злобу и зависть к новому царю (выскочке), потомку татарского мурзы на русском престоле.

В общем правлении Борис старался поддерживать порядок и правосудие. Он нанимал к себе на службу иностранцев, а русских молодых-людей посылал учиться за границу. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение здесь русских городов (Верхотурье, Мангазея, Туринск, Томск).

Но лишь первые два года царствования Бориса были спокойными и благополучными. В 1601 г. случился в России повсеместный неурожай, который повторялся следующие два года. Множество голодающих оставили свои дома и пошли бродить «по миру»... Царь хотел помочь делу раздачей хлеба из казны и новыми каменными постройками в Московском Кремле (в частности, тогда была построена знаменитая кремлевская колокольня «Ивана Великого»); однако этих мер было недостаточно. Многие из богатых людей в это время отпускают «на волю» свою «челядь», чтобы не кормить ее, и это увеличивает толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых образовались шайки разбойников.

Главным очагом брожения и беспорядков стала западная окраина государства, так называемая Северская украйна, куда правительство ссылало из центра государства преступные или неблагонадежные элементы.

В это время против царя Бориса выступил таинственный и страшный враг: в Польше явился молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и за-

явил о своем намерении идти на Москву, добывать себе «прародительский престол».

Некоторые польские паны согласились ему помогать в этом смелом предприятии, и в октябре 1604 г. Лжедмитряй вошел в московские пределы; он издал воззвание к народу с сообщением, что Бог спас его, царевича, от злодейских умыслов лукавого раба Бориса Годунова, и теперь он призывает русское население при¬нять его как законного наследника русского престола. Началась борьба безвестного и, казалось бы, бессильного молодого аван¬тюриста с могущественным царем «всея Руси», и" в этой борьбе «Расстрига» оказался победителем. На помощь-тфетенденту, с одной стороны, пришли вместе с поляками днепровские казаки, а с другой, пришли донские казаки, недовольные царем Борисом, который пытался стеснить их свободу и подчинить их власти мо¬сковских воевод. Царь Борис послал против мятежников боль¬шое войско, но в его войске была «шатость» и «недоумение», ~ не идут ли они против законного царя?.. А «бояре и воеводы» хоть ияе верили претенденту, но, не будучи преданы Борису, вели во¬енные операции вяло и нерешительно. В апреле 1605 г. царь Бо¬рис умер, и тогда его Войско перешло на сторону претендента, а затем и Москва (в июне 1605 г.) с торжеством приняла своего за-конного «природного» государя царя Дмитрия Ивановича (Федор Борисович Годунов и его мать-были убиты до прихода в Москву Лжедмитрия).

Новый царь оказался деятельным и энергичным правителем, уверенно сидевшим на «прародительском» престоле. В диплома¬тических сношениях с другими странами. он принял титул «императора» и пытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Но скоро он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что. он не соблюдал старых русских обычаев и обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высо¬комерно и заносчиво, обижали н оскорбляли москвичей. Недо¬вольство особенно возросло, когда в начале мая 1606 г. к царю приехала из Польши его невеста, Марина Мнишек , оц обвенчал¬ся с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Подняв набатным звоном московский народ про¬тив поляков (в ночь на 17 мая 1606 г.), бояре сами с кучкой заго¬ворщиков ворвались в Кремль и убили царя, в то время как москвичи были «заняты» избиением поляков и разграблением их «животов». Труп Лжедмитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел....

 

 

Наиболее крупный исследователь «смуты» академик Сергей Платонов выделял три ее периода: династический, социальный и национальный.

 

 

• "Династический" период– 1598–1606 гг. (правление Бориса Годунова и Лжедмитрия I).

• "Социальный" период – восстание Болотникова в 1606–1607 гг.

• "Национальный" период – 1607–1612 гг. (на первое место все больше выходит борьба против интервентов)

 

Естественно, есть большая доля условности в такой периодизации, так как все эти три аспекта прослеживались на всем протяжении "смутного времени".

 

 

 

"Династический" период "смуты"

 

 

 

Накануне "смуты" в 1584–1598 гг. правление царя Федора. Определенная стабилизация внутреннего и международного положения страны.

 

 

 

 

2. Воцарение  Лжедмитрия  I

 

Лжедимитрий I — царь московский (1605 — 1606). Происхождение этого лица, как и  история его появления и принятия на себя имени царевича Димитрия, сына Иоанна Грозного, вряд ли даже могут быть вполне разъяснены при настоящем состоянии источников.

Правительство Бориса Годунова, получив известие о появлении в Польше лица, назвавшегося Димитрием, излагало в своих грамотах его историю следующим образом. Юрий или Григорий Отрепьев, сын галицкого сына боярского, Богдана Отрепьева, с детства жил в Москве в холопах у бояр Романовых и у князя Черкасского; затем, навлекши на себя подозрение царя Бориса, он постригся в монахи и, переходя из одного монастыря в другой, попал в   Чудов  монастырь, где его грамотность обратила внимание патриарх Иова, взявшего его к себе для книжного письма; похвальба Григория о возможности ему быть царем на Москве дошла до Бориса, и последний приказал сослать его под присмотром в Кириллов монастырь. Предупрежденный  вовремя, Григорий успел бежать в Галич, потом в Муром, и, вернувшись вновь в Москву, в 1602 г. бежал из нее в Киев, в Печерский монастырь, оттуда перешел в Острог к князю Константину Острожскому, затем поступил в школу в Гоще, и наконец вступил на службу к князю Вишневецкому, которому впервые и объявил о своем якобы царском происхождении. Этот рассказ, повторенный позднее и правительством царя Василия Шуйского, вошедший в большую часть русских летописей и сказаний и основанный главным образом на показании или «Извете» упомянутого Варлаама, был сперва всецело принят и историками. Миллер, Щербатов, Карамзин, Арцыбашев отожествляли Лжедмитрия I с Григорием Отрепьевым [9].

Наиболее крупный исследователь «смуты» академик Сергей Платонов выделял три ее периода: династический, социальный и национальный.

• «Династический» период– 1598–1606 гг. (правление Бориса Годунова и Лжедмитрия I).

• «Социальный» период – восстание Болотникова в 1606–1607 гг.

• «Национальный» период – 1607–1612 гг. (на первое место все больше выходит борьба против интервентов)

Естественно, есть большая доля условности в такой периодизации, так как все эти три аспекта прослеживались на всем протяжении «смутного времен События этого периода можно назвать и случайными, и закономерными, потому что другого такого сочетания неблагоприятных обстоятельств в нашей истории трудно вспомнить. Смерть Ивана Грозного, приход к власти Годунова, «запятнавшего» себя связями с опричниной. Династические потрясения совпадают с чередой неурожайных лет, которые ввергли итак ослабленную Ливонской войной и опричниной страну в хаос голодных бунтов, что тоже было одной из причин смуты. Любые попытки Годунова спасти положение бесполезны, вдобавок, вокруг него складывается ореол убийцы царевича Дмитрия, и никакие объяснения и расследования не могут оправдать его в глазах общества. Низкий авторитет царя и правительства, бедственное положение народа, голод, слухи – все это закономерно приводит к появлению самозванчества. Доведенные до крайности люди, охотно становятся под знамена тех, кто обещает улучшить их состояние и».

 

 

2. Воцарение  Лжедмитрия  I

 

В 1591 г. в городе Угличе (на Волге) происходит событие, последствия которого оказали большое влияние на ход последующих событий: при загадочных обстоятельствах погиб малолетний царевич Дмитрий; среди народа стали распространяться слухи, что царевич убит по приказу стремившегося к престолу Бориса Годунова.

После смерти бездетного царя Федора в 1598 г. пресеклась династия Рюриковичей на Московском престоле, и земским собором был избран на царство Борис Годунов.

То обстоятельство, что Лжедмитрий I вполне владел русским языком и плохо знал латинский, бывший тогда обязательным для образованного человека в польском обществе, позволяет с большой вероятностью предположить, что по происхождению Лжедмитрия I был русский. Как бы то ни было,  некоторые другие польские паны поверили Лжедмитрию I , тем более, что на первых же порах явились и русские люди, признавшие в Лжедмитрии мнимо-убитого царевича.

Особенно близко сошелся Лжедмитрием с воеводой сандомирским, Юрием Мнишеком, в дочь которого, Марину, он влюбился. Стремясь обеспечить себе успех, Лжедмитрий пытался завести сношения с королем Сигизмундом, на которого, следуя, вероятно, советам своих польских доброжелателей, рассчитывал   действовать через иезуитов, обещая последним присоединиться к католичеству [9] Папская курия, увидав в появлении Лжедмитрия давно желанный случай к обращению в католичество московского государства, поручила своему нунцию в Польше, Рангони, войти в сношения с Лжедмитрием, разведать его намерения и, обратив в католичество, оказать ему помощь.

Информация о работе Основные группировки участников смуты и их деятельность