Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:17, контрольная работа
Пока на Московском престоле сидели государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого и строители Московского государства, население в огромном большинстве своем безропотно подчинялось своим «природным государям». Но когда династия прекратилась, наступило Смутное время. Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением всей политической, социальной и экономической жизни Московского государства. Однако в политическом отношении Смутное время, что Московское государство было общим делом и общим созданием всех городов и всяких чинов людей.
Введение………………………………………………………..………………….3
1. Причины и предпосылки возникновения смуты…………………………….5
2. Воцарение Лжедмитрия I…………………………………………………….11
3. Основные группировки участников смуты и их деятельность …………..15
4. Одоление смуты, ее последствия для страны. Смена царской династии 18
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы …………………………………………23
В начале 1604 года Лжедмитрий в Кракове был представлен нунцием королю; 17 апреля совершился его переход в католичество. Сигизмунд признал Лжедмитрия I, обещал ему 40000 злотых ежегодного содержания, но официально не выступил на его защиту, дозволив лишь желающим помогать царевичу. За это Лжедмитрий обещал отдать Польше Смоленск и Северскую землю и ввести в московском государстве католицизм [9.]
Вернувшись в Самбор, Лжедмитрий предложил руку Марине Мнишек; предложение было принято, и он выдал невесте запись, по которой обязался не стеснять ее в делах веры и уступить ей в полное владение Великий Новгород и Псков, причем эти города должны были остаться за Мариной даже в случае ее неплодия. Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединились 2000 малороссийских казаков и небольшой отряд донцов.
С этими силами Лжедмитрий 15 августа 1604 г. открыл поход, а в октябре перешел московскую границу. Недовольство Годуновым сразу дали себя знать. Моравск, Чернигов, Путивль в другие города без боя сдались Лжедмитрию; держался только Новгород-Северский, где воеводой был П. Ф. Басманов. 50000 московское войско, под начальством Мстиславского, явившееся на выручку этого города, было на голову разбито Лжедмитрием, с его 15000 армией.
Русские люди неохотно
сражались против человека, которого
многие из них в душе считали
истинным царевичем; поведение боярства,
которое Борис при первых
Большинство поляков, недовольных задержкой платы, оставило в это время Лжедмитрия, но за то к нему явилось 12000 казаков. В. И. Шуйский разбил 21 января 1605 г. Лжедмитрия при Добрыничах, но затем московское войско занялось бесполезной осадой Рыльска и Кром, а тем временем Лжедмитрий, засевший в Путивле, получил новые подкрепления. Недовольный действиями своих воевод, царь Борис послал к войску П. Ф. Басманова, перед тем вызванного в Москву и щедро награжденного; но и Басманов не мог уже остановить разыгравшейся смуты.
13 апреля умер внезапно царь Борис, а 7 мая все войско, с Басмановым во главе, перешло на сторону Лжедмитрия. 20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву; провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще раньше был убит посланными Лжедмитрия, вместе со своей матерью, а уцелевшую сестру его Ксению Лжедмитрий сделал своей любовницей; позднее она была пострижена в монастырь.
Через несколько дней после въезда Лжедмитрия в Москву обнаружились уже замыслы бояр против него. В. И. Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный Лжедмитрием на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, приговорен к смертной казни. Лжедмитрий заменил ее ссылкой Шуйского, с двумя братьями, в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения и боярство.
Патриарх Иов был низложен и на место его возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедмитрия I на царство.
Как правитель, Лжедмитрий, согласно всем современным отзывам, отличался недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти. «Остротой смысла и учением книжным себе давно искусив», говорит о нем князь Хворостинин и прибавляет: «самодержавие выше человеческих обычаев устроя» [9]. Он переустроил думу, введя в нее, в качестве постоянных членов, высшее духовенство; завел новые чины по польскому образцу: мечника, подчашия, подскарбия; принял титул императора или цезаря; удвоил жалованье служилым людям; старался облегчить положение холопов, воспрещая записи в наследственное холопство, и крестьян, запрещая требовать обратно крестьян, бежавших в голодный год.
Лжедмитрий I думал открыть своим подданным свободный доступ в западную Европу для образования, приближал к себе иноземцев. Он мечтал составить союз против Турции, из императора германского, королей французского и польского, Венеции и московского государства; его дипломатические сношения с папой и Польшей были направлены главным образом к этой цели и к признанию за ним императорского титула. Папа, иезуиты и Сигизмунд, рассчитывавшие видеть в Лжедмитрии I покорное орудие своей политики, сильно ошиблись в расчетах. Он держал себя вполне самостоятельно, отказался вводить католицизм и допустить иезуитов и добился того, чтобы Марина, по прибытии в Россию, наружно исполняла обряды православия. Довольно индифферентный к различиям религий, в чем может быть сказалось влияние польского арианства, он избегал, однако, раздражать народ [9].
Равным образом Лжедмитрий I решительно отказался делать какие-либо земельные уступки Польше, предлагая денежное вознаграждение за оказанную ему помощь. Отступления от старых обычаев, какие допускал Лжедмитрий I и какие стали особенно часты со времени прибытия Марины, и явная любовь Лжедмитрия к иноземцам раздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы относились к нему доброжелательно, и москвичи сами избивали немногих говоривших о самозванстве Лжедмитрия. Последний погиб исключительно благодаря заговору, устроенному против него боярами и во главе их — В. И. Шуйским.
Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Лжедмитрия. Еще 10 ноября 1605 г. состоялось в Кракове обручение Лжедмитрия I, которого заменял в обряде посол московский Власьев, а 8 мая 1606 г. в Москве совершился и брак Лжедмитрия I с Мариной. Воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства, заговорщики, в ночь с 16 на 17 мая, ударили в набат, объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя, и, направив толпы на поляков, сами прорвались в Кремль [9].
Захваченный врасплох, Лжедмитрий I пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но стрельцы, под давлением боярских угроз, выдали его, и он был застрелен Валуевым. Народу объявили, что, по словам царицы Марии, Лжедмитрий I был самозванец; тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.
3. Основные группировки участников смуты и их деятельность
Руководитель боярского заговора князь Василий Иванович Шуйский был «новым» царем». Он разослал грамоты по всему государству, в которых обличал самозванца и «еретика» «Расстригу». Однако, кто мог верить Шуйскому, старому интригану и лжецу, который три раза всенародно и торжественно приносил ложную клятву: сначала он клялся, что царевич Дмитрий случайно закололся сам, потом, что царевич Дмитрий жив и здоров, идет занимать отцовский престол, наконец, что царевич Дмитрий принял мученическое убиение от своего лукавого раба Бориса Годунова.
Немудрено, что воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех.
Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания. Города Северской украйны поднялись под начальством путивльского воеводы князя Шаховского, а затем явился новый популярный вождь восстания, бывший холоп, Иван Болотников; он в своих воззваниях обращался к народным низам, призывая их истреблять знатных и богатых и забирать их имущество; под его знамена стали во множестве стекаться беглые холопы, крестьяне и казаки. В Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служилые люди, дворяне и дети боярские под начальством Пашкова, Сумбулова и Прокопия Ляпунова.
Болотников с огромным скопищем «воровских людей» подошел к Москве, с другой стороны подошли рязанские и тульские служилые люди; но когда последние поближе познакомились со своим союзником, с его «программой» и действиями, они решили избрать из двух зол меньшее, отступили от «воров» и принесли повинную царю Василию. Болотников был разбит и ушел сначала в Калугу, потом в Тулу, где был осажден царскими войсками и вынужден сдаться; вожди восстания были казнены, масса его участников рассеялась, готовая начать новую «кампанию», если найдется новый предводитель.
Таковой нашелся скоро в лице явившегося в Стародубе второго Лжедмитрия. Он был, конечно, уже сознательным и очевидным обманщиком, но проверкой его личности и его легальных прав мало кто интересовался; он был только знаменем, под которое снова спешили собраться все недовольные московским, правительством и своим положением и все, кто стремился устроить свою карьеру. Под знаменами самозванца, собрались не только представителя угнетенных народных низов, но также часть служилых людей, казаки и, наконец, большие отряды польских и литовских авантюристов, стремившихся поживиться за междоусобия. Марина Мнишек, бывшая 8 дней царицею Московскою и спасшаяся во время переворота 17 мая, согласилась стать женою нового Лжедмитрия.
Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище: «Тушинский вор»). Здесь были свои «бояре и воеводы», свои приказы и даже - свой патриарх; таковым стал (как говорят современники - по принуждению) митрополит Ростовский Филарет (бывший боярин Федор Никитич Романов). В тушинский лагерь пришло из Москвы немало московских князей и бояр, хотя они знали, конечно, что идут «целовать крест» и служить явному обманщику и самозванцу. Это печальное время прославилось знаменитыми тушинскими «перелетами», которые переходили, иногда по несколько раз, от одного «царя» к другому и от каждого получали награды.
Одной из светлых страниц этого темного времени была знаменитая успешная защита Троице-Сергиева монастыря, осажденного поляками, литовцами и русскими «ворами» (с сентября 1608г. января 1610 г.).
Не будучи в состоянии одолеть тушинцев, царь Василий вынужден был обратиться-за помощью к шведам, которые согласились послать ему вспомогательный отряд войска. Во главе московского войска стал в это время молодой талантливый племянник царя Василия князь Михаил Скопин-Шуйский; с помощью шведов и ополчений северных городов, которые поднялись против власти «воровского» тушинского правительства, Скопин-Шуйский очистил от тушинцев север России и двинулся к Москве.
Однако вмешательство шведов в русские дела вызвало вмешательство короля польского Сигйзмунда, который поставил Шуйскому в вину союз с неприятельской Польше Швецией и решил использовать московскую смуту в интересах Польши. В сентябре 1609 г. он перешел границу с большим войском и осадил сильную русскую крепость Смоленск. Это заставило Тушинского вора осенью 1609 г. оставить Тушино и бежать в Калугу. Тогда русские «тушинцы», оставшиеся без своего «царя», послали послов под Смоленск к польскому королю Сигизмунду и заключили с ним (в феврале 1610 г.) договор о принятии на царство его сына, королевича Владислава.
В марте 1610г. тушинский лагерь был покинут всеми его обитателями, которые разошлись в разные стороны, и Скопин-Шуйский торжественно вступил в освобожденную Москву. Москва радостно приветствовала молодого воеводу и ожидала от него новых подвигов и успехов в борьбе против неприятелей.
Между тем от западной границы к Москве двигалось польское войско под командой гетмана Жолкевского, который встретил и разбил московское войско, бывшее под командой царского брата, князя Дмитрия Шуйского, и приблизился к самой Москве. С другой стороны к Москве подходил из Калуги Тушинский вор.
Город был в тревоге и смятении, царь Василий окончательно потерял всякое доверие и всякий авторитет; 17 июля 1610 г. он был свергнут с престола, а 19-го насильственно пострижен в монахи.
После свержения Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Во главе правительства оказалась боярская дума так называемая «семибоярщина». Однако это боярское правление не могло быть длительным и прочным. После того как Жолковский принял предложенные Владиславу условия, Москва 27 августа торжественно присягнула королевичу «Владиславу Жигимонтовичу» как своему будущему государю, с условием, однако, что «ему, государю, быть в нашей православной христианской вере. На последнем условии категорически настаивал патриарх Гермоген, который не допускал возможности занятия московского престола неправославным.
Лжедмитрий был прогнан от Москвы и снова бежал в Калугу с Мариной и казачьим атаманом Заруцким.
4. Одоление смуты, ее последствия для страны. Смена царской династии
До поры до времени поляков терпели как защиту от главной опасности – «тушинцев». Однако, в конце 1610 г. Лжедмитрий II был убит, и теперь народное недовольство все более обращалось на иноземных оккупантов. Инициатором борьбы за возрождение национальной государственности в это время становится патриарх Гермоген. В начале 1611 г. создается первое земское ополчение, которое пытается освободить Москву. Оно распалось из–за конфликта между служилыми людьми и казаками. После этого инициатором нового земского ополчения стал Нижний Новгород во главе с земским старостой Кузьмой Мининым. Начальником ополчения был приглашен воевода Дмитрий Михайлович Пожарский.
После прибытия ополчения в Ярославль фактически образовалась новая временная верховная власть – «совет всея земли».
В октябре 1612 г. Москва была, наконец, освобождена. В начале 1613 г. земский собор избрал новым царем 16–летнего Михаила Романова. Так была закончена смута и положено начало новой династии, правившей страной вплоть до новой смуты в феврале 1917 г.
Долгие годы смуты страшно разорили и слабили страну. По свидетельству современников, в то время можно было ехать целыми днями, не встретив живого человека – лишь воронье над покинутыми деревнями. В последующий период с огромным трудом происходит возрождение Московского государства. Долговременные последствия – события смуты оставили глубокий след в психологии русского народа, который укрепился в мысли о необходимости поддержки самодержавной власти, ибо даже суровая и подчас несправедливая власть оказалась лучше всеобщего распада и анархии. Ведь пережитые бедствия явились преимущественно результатом не внешнего вторжения (оно было следствием ослабления государства), а внутренней смуты. Все это усиливало позиции самодержавия, тем более что в ходе смуты еще более ослабла старая знать: она была либо истреблена, либо в немалой степени дискредитировала себя своей "шатостью". Трудное восстановление разоренной страны вынудило государство усилить государственные повинности, способствовало упрочению крепостной зависимости. События смутного времени вместе с тем показали огромную жизнеспособность нашего народа: он смог найти в себе силы для спасения и возрождения страны в почти безнадежном положении. Россияне оказались не пассивными и покорными рабами, а инициативными людьми, сохранившими определенные демократические традиции (ополчение по собственной инициативе) и умение действовать совместно. Немало геройских подвигов: длительное сопротивление Троице–Сергиева монастыря «тушинцам», Смоленска – полякам, подвиг Ивана Сусанина.
Информация о работе Основные группировки участников смуты и их деятельность