Основные даты жизни, деятельности и творчества Михаила Васильевича Ломоносова (1711-–1765)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 17:00, реферат

Краткое описание

19 ноября 1711 – в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии в семье помора В.Д. Ломоносова родился сын Михайло.
1721-1723 – обучался «российской грамоте» у соседа Ивана Шубного и местного дьячка Семена Сабельникова.
1730 – получил в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт и с рыбным обозом отправился в Москву.
1731 – зачислен в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

Вложенные файлы: 1 файл

Ломоносов.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА МИХАИЛА

ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА (1711-–1765)

 

19 ноября 1711 –  в деревне Мишанинской Куростровской  волости Архангельской губернии  в 

семье помора В.Д. Ломоносова родился сын Михайло.

1721-1723 – обучался  «российской грамоте» у соседа Ивана Шубного и местного дьячка

Семена Сабельникова.

1730 – получил  в Холмогорской воеводской канцелярии  паспорт и с рыбным обозом 

отправился в Москву.

1731 – зачислен  в Славяно-греко-латинскую академию  в Москве.

1736 – прибыл в Петербургскую Академию наук для продолжения образования и зачислен

студентом «на академическом коште». 4 октября отплыл в Германию для изучения химии и

горного дела.

1736–1739 – учится  в Марбургском университете у  профессора Христиана Вольфа. В 1738 г.

написал первое научное сочинение по физике.

1739 – начал  учиться во Фрейберге у берг-советника  И.Ф. Генкеля. Написал оду «На взятие 

Хотина» и составил «Письмо о правилах российского стихотворства».

1740 – ушел  из Фрейберга, 7 июня обвенчался  в церкви реформаторской общины Марбурга с

Елизаветой-Христиной Цильх.

1740–1741 – путешествовал  по Германии и Голландии, жил  в Марбурге, затем возвратился  в 

Петербург.

с 1741 – работал в Академии наук над научными сочинениями по физике, химии, математике,

минералогии.

1745 – 5 августа  назначен профессором химии Петербургской  Академии наук.

1746 – 20 июня прочитал  первую в истории России публичную  лекцию на русском языке по 

экспериментальной физике в аудитории Физического кабинета Академии наук.

1747 – написал вариант книги по риторике, назвав ее «Краткое руководство к красноречию».

1748 – в письме  к немецкому ученому Л. Эйлеру  от 16 июля сформулировал закон  сохранения 

материи и движения. Возглавил Химическую лабораторию.

1751 – возведен  в дворянское сословие, получив чин коллежского советника. В июле вышел в

свет первый том «Собрания разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».

1752 – закончил  первую мозаику «Мадонна», преподнес  ее императрице Елизавете Петровне.

Сочинил трагедию «Демофонт».

1753 – получил  разрешение на строительство  фабрики цветного стекла, изготавливал  мозаики,

изучал атмосферное электричество.

1754 – в письме  И.И. Шувалову изложил проект учреждения  Московского университета.

1755 – 7 мая произнес  в Публичном собрании Академии наук «Слово о происхождении света,

новую теорию о цветах представляющее».  5

1757 – в Петербурге  вышла в свет «Российская грамматика». В сентябре произнес в 

Публичном собрании «Слово о рождении металлов от трясения земли».

1758 – представил  в Академию наук научное сочинение «Об отношении количества материи и

веса». В марте назначен руководителем Географического департамента Академии наук.

1760 – назначен  руководителем университета и  гимназии Академии наук.

1763 – закончил  работу, посвященную проекту Северного морского пути, составил

«Полярную карту». 21 октября избран членом Академии художеств в Петербурге. 15 декабря

произведен в статские советники.

1765 – 15 апреля  в пять часов вечера М.В. Ломоносов  скончался. 19 апреля похоронен на 

Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

 

Биография Ломоносова

Осенью 8 ноября (по новому стилю — 19 ноября) 1711 года жена крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова Елена Ивановна Сивкова родила сына — Михайло. Произошло это в деревне Мишанинская (ныне — село Ломоносово), которая раскинулась недалеко от Холмогор, на одном из многочисленных островов в устье Северной Двины при впадении в Белое море. Первые годы своей жизни маленький Михайло находился на попечении своей матери. От нее он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость.

Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай. В 10 лет Михайло уже брали на рыбный промысел. Лучше всего о поморском ребенке — Михайло Ломоносове — написал Борис Викторович Шергин: « Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне... Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые ладьи идут в море. Многопарусная "Чайка" Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната — нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет: "До свиданья, дожидаться недосуг"».

Воспитание поморцев было строгим: абсолютное подчинение старшим, аскетичность, строгость, смирение. И только на воле можно было проявлять силу, храбрость, смекалку. Ломоносов впоследствии писал: «Отличаются лопари одною только скудностью возраста и слабостью силы — затем, что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою. Я, будучи лет четырнадцати, побарывал и перетягивал тридцатилетних сильных лопарей. Лопарки хотя летом, когда солнце не заходит, весьма загорают, ни белил, ни румян не знают, однако мне их видеть нагих случалось и белизне их дивиться, которою они самую свежую треску превосходят — свою главную и повседневную пищу».

Условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего великого учёного. Здесь в помине не было манголо-татарского ига, не было помещичьего землевладения. Архангельск всегда был большим городом, через который шла торговля с западными странами.

Пытливый ум Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и, если не получалось, задавал вопросы: «У солнца свет самородный? А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские... А молния? А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?» (Б. Шергин)

Замечал он и красоты Севера, которые позже вылились в стихи:

Достигло дневное до полночи светило, 
Но в глубине лица горящего не скрыло, 
Как пламенна гора казалось меж валов 
И простирало блеск багровый из-за льдов. 
Среди пречудныя при ясном солнце ночи 
Верьхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.

Время, проведенное среди множества церквей и верующих, среди скудной природы и сурового климата, среди нежных чувств и строгих нравов, сформировало у Михайлы противоречивый характер. Будущего гения отличали:

  • стойкость к невзгодам и лишениям, к обидам и насилию,
  • трепетные чувства к любимой матери и глубокое уважение к отцу,
  • чувство языка, способности к изучению иностранных языков,
  • осознание своих корней, сочетающееся с забыванием малой родины,
  • терпимость к неразумному поведению окружающих,
  • беспричинные вспышки ярости,
  • смирение перед Всевышним и глубокая вера в Божью помощь,
  • преобладание гордыни над разумом,
  • гибкость в принятии решений,
  • неуклонное движение к своей правде, не выбирая средств,
  • упрямство и стойкость во взглядах, в позициях,
  • работоспособность, нередко во вред своему здоровью,
  • готовность принять ответственность за многие решения,
  • глубина мышления и в то же время поверхностность,
  • гениальная способность предвидеть будущие научные открытия,
  • неумение вести хозяйство и планирование производства,
  • неистовая любовь к Родине и ценностям страны, к народу,
  • страстное желание к познанию нового.

На протяжение всей жизни в разных ситуациях начинали отчетливо и громко звенеть нужные струны, иногда создавая гармонию, но нередко — какофонию. И это позволяло Ломоносову мгновенно достигать высоких результатов или неожиданно срываться вниз. Гениям все дозволено! Гений все стерпит!

Человек нового времени

Дело в том, что есть два Ломоносовых, из которых в эпоху вписывается только один. Есть устойчивый мифологический персонаж, канонический облик которого был сформирован в конце 1940-х годов, в эпоху борьбы с «безродными космополитами» и «буржуазными объективистами». Этот Михайло Васильевич велик и могуч абсолютно во всём — он великий физик, великий химик, великий географ, великий минералог, великий историк, выдающийся борец с гнусными норманистами и далее везде. Ко всему прочему в советские годы к этому образу добавили и почётное звание неутомимого бойца с крепостничеством и чуть ли не с самодержавием. И есть второй Ломоносов, человек своего времени, который сделал науку в России реальностью. С «великим во всём» образом его роднит разве что настоящее величие как поэта и реформатора русского языка, остро дискутировавшего с Александром Петровичем Сумароковым.

 

 

                             Ломоносов и русское просвещение

Заботы Великого Петра о просвещении не остались без ответа со стороны русского народа. Пророчество Великого царя о том, что явятся на Руси свои русские ученые, оправдалось: на заботы его о просвещении русский народ ответил Ломоносовым.

В 1711 году в то самое время, как Великий Петр находился в самом разгаре своей деятельности, в среде предприимчивых архангельских поморов родился первый великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он был сыном рыбака, проживавшего в Курострове, напротив города Холмогоры, на Северной Двине. Отец его не знал грамоты, но был человеком выдающимся среди своих односельчан: он первый среди поморов снарядил по-голландски оснащенное судно, галиот, и на нем совершал далекие поездки, не только по Белому морю, но и по океану — на Мурман и даже на Новую Землю. Когда Ломоносову минуло 10 лет, отец стал брать в свои поездки и его. Ко всему внимательно присматривался любознательный мальчик: величественная природа нашего севера производила на него глубокое, неотразимое впечатление. Такие дивные картины природы, как северные сияния, могучие ледяные горы Северного океана, рано стали наполнять его воображение и занимать его ум. Он начал искать объяснения этих удивительных явлений природы. Ломоносов рано для тогдашнего крестьянского мальчика научился грамоте от одного своего односельчанина и в 12 лет уже лучше всех односельчан читал в своей сельской церкви на клиросе.

Однако жизнь Ломоносова в родной деревне была не сладкой: мать он потерял очень рано, а мачеха не любила его и особенно преследовала за любовь к книгам. Но страстное желание учиться не давало ему покоя: он решил покинуть родную деревню и с согласия отца в 1730 году ушел в Москву. По дороге он остановился на несколько дней в Антониевом-Сийском монастыре, а затем с рыбным обозом поморов прибыл в Москву, где ему и удалось попасть в Славяно-греко-латинскую академию. Низшие классы при академии, соответствовавшие низшим классам теперешних средних школ, молодой помор прошел очень быстро — первые три в один год, несмотря на страшно бедственное свое положение. Сам он впоследствии писал об этом времени так: «Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше, чем на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил». Не менее бедности удручали Ломоносова и насмешки его товарищей, которые говорили: «Смотри-ка, какой болван, лет в двадцать пришел латыни учиться».

Но все победил, все вынес одаренный от Бога необычайными способностями юноша. Его ненасытный ум уже не удовлетворялся теми сведениями, которые он получил в Московской академии, тем более что они ничего не давали ему для познания природы, а к этому он более всего стремился. Ломоносов уже готов был ехать священником-миссионером в Карелию, но неожиданно счастливые обстоятельства дали ему то, что он искал: в числе 12-ти лучших учеников академии он в 1735 году был послан в Петербург, в университет при Академии наук. Но здесь его ждала новая счастливая неожиданность: осенью того же 1735 года он уже плыл на корабле в Германию, посланный туда Академией наук для изучения физики и химии под руководством лучших немецких ученых. Давнишняя мечта Ломоносова исполнилась: он мог теперь изучать то, что его больше всего занимало. За границей Ломоносов пробыл несколько лет и с необычайным успехом изучал свои любимые науки. В годы заграничного пребывания выпало на долю его немало неприятностей и беспокойств всякого рода. Не поладив с профессорами, Ломоносов в 1740 году решил вернуться на Родину. Денег у него не было, и он принужден был путешествовать пешком. По дороге он был завербован в прусские солдаты. Вербовщикам понравился его рост и могучее телосложение. Тяжелая участь ожидала нашего ученого, но, к счастью, ему скоро удалось бежать. В 1741 году Ломоносов добрался до Петербурга; но его не назначили сразу профессором в Академию наук, а дали ему место помощника профессора, хотя в то время никто в Академии не мог сравняться с ним в знаниях. Тогда в Академии безраздельно господствовали немецкие ученые.

Восшествие на престол Елизаветы Петровны оказалось благодетельным и для русской науки: немцы потеряли прежнюю власть в Академии, и высочайшим указом в 1745 году Ломоносов, первый из русских, был назначен профессором Академии наук. Вместе с тем в это же время Ломоносов благодаря своим стихотворениям сделался лично известен императрице Елизавете и стал в весьма дружеские отношения к Ивану Ивановичу Шувалову, благороднейшему человеку и искреннейшему поборнику просвещения в России. Сильное покровительство, оказываемое Ломоносову Шуваловым, давало ему возможность вести по временам из-за русской науки успешную борьбу с академическими немцами.

С того времени как Ломоносов сделался профессором химии в Академии, его научная деятельность не прекращалась уже ни на один день. Ломоносов работал в самых различных областях знания. Он производил многочисленные физические и химические опыты, иногда с опасностью для жизни; для этих опытов он придумывал особые приемы и благодаря им достигал таких успехов, каких другим тогдашним ученым не удавалось достигнуть. В своих книгах, посвященных изучению природы, он высказал много новых, никому до него не приходивших в голову мыслей. Некоторые его мысли были так смелы, что ученые того времени не решались следовать за ним. Эти мысли только в наше время вполне поняты и по достоинству оценены.

Беззаветная любовь к изучению природы соединялась у Ломоносова с глубокой верой в Бога и безграничной любовью к России, к русскому народу и государству. Он видел слабое развитие у нас многих отраслей науки и работал над ними, не щадя своих сил. Самый книжный русский язык многим обязан Ломоносову: он старался объединить в нем церковнославянское книжное слово с живой устной народной речью.

Поистине в области науки Ломоносов был такой же всеобъемлющий гений, как Петр Великий в области государственной.

Но Ломоносов велик не только тем, что сам был всеобъемлющим великим ученым, что некоторыми научными открытиями он далеко опередил свое время. Нет, он велик еще тем, что самые свои столь плодотворные занятия наукой готов был принести в жертву горячо любимой им Родине. Он часто отрывался от науки для того, чтобы написать, например, деловую записку «О размножении и сохранении Российского народа», многие мысли которой получили впоследствии осуществление при Екатерине. Исполняя просьбу Ломоносова, его друг И. И. Шувалов стал хлопотать о создании в Москве университета, который и был открыт в 1755 году. Это был первый настоящий университет в нашем Отечестве, так как университет при Академии наук был скорее простой школой, да и поставлен был плохо. Ломоносов советовал открыть высшее учебное заведение именно в Москве, как сердце России. Надежды Ломоносова и Шувалова вполне оправдались: Московский университет дал Отечеству впоследствии много замечательных людей. Ломоносов умер еще не старым человеком в 1765 году и погребен был в Петербурге, в Александро-Невской Лавре.

Информация о работе Основные даты жизни, деятельности и творчества Михаила Васильевича Ломоносова (1711-–1765)