Основные даты жизни, деятельности и творчества Михаила Васильевича Ломоносова (1711-–1765)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 17:00, реферат

Краткое описание

19 ноября 1711 – в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии в семье помора В.Д. Ломоносова родился сын Михайло.
1721-1723 – обучался «российской грамоте» у соседа Ивана Шубного и местного дьячка Семена Сабельникова.
1730 – получил в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт и с рыбным обозом отправился в Москву.
1731 – зачислен в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

Вложенные файлы: 1 файл

Ломоносов.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Такова была жизнь этого замечательного русского человека, который, выйдя из простой крестьянской семьи, занял почетное место среди великих людей нашего народа.

 

      Ломоносов в литературе, искусстве и кинематографе

Выделение Ломоносовым в одической поэзии убеждающего и влияющего начал приоткрывает нам новый путь интерпретации его многогранного гения в контексте задач поэта послепетровской эпохи. Свое служение науке и литературе Ломоносов оценивал как государственную деятельность, что "вполне соответствовало духу … Просвещения, а в условиях России 18 веке наполнялось особой актуальностью. Неслучайно в незаконченной статье "О нынешнем состоянии словесных наук в России" Ломоносов указывает на Францию и связывает величие этой страны не столько с военным могуществом, сколько с достижениями в "словесных науках" и языке, украшенном "трудолюбием искусных писателей". 8Целью литературы при такой постановке вопроса является "трудолюбивое украшение языка", служащего воспеванию государственного величия.

Восхваление монарха в одическом творчестве М.В. Ломоносова ничего не имеет общего с лестью, поскольку сознание русского человека 18 века, еще очень сильно подпитываемое традицией древне-русской культуры, ориентированное на некую формульность и этикетность словесных и поведенческих моделей, не могло породить в литературе  нечто, несообразное с каноническими вербально оформленными переживаниями. Образ идеального монарха обладает в одах Ломоносова неизменной привлекательностью: даже младенец Иоанн VI оказывается здесь выдающимся полководцем, законодателем и образованным человеком.9 Однако торжественные оды, сочиняющиеся по случаю, не являются единственным видом одического творчества М.В. Ломоносова. Довольно обширную группу составляют т.н. "духовные оды" религиозно-философского содержания. В духовных одах Ломоносов задает вопрос, как соотносится гармония мира со страданиями человека. Примером такого рассуждения может послужить "Выбранное из Иова", где материал библейской книги Иова является доказательством величия Божия и Его премудрости, которая всегда блага, независимо от мнений людей, уязвленных грехом и утративших способность видеть ясно духовные истины.10 Ломоносов отличается от православных писателей прошлого тем, что он не чуждается "свободного философствования". Будучи религиозным по своей натуре, он отвергает "стеснение сферы науки религией",11 тем самым продолжая секулярное направление философской мысли в России, которое, не удаляясь от христианства, отходило от Церкви.12 "Неверно рассуждает математик, — замечает М.В. Ломоносов, — если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтирье можно научиться астрономии и химии".13 Известна ломоносовская формула: "испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято".14 Святость научного знания в понимании Ломоносова обозначала необходимость всецело посвятить себя науке. Универсализм его дарования проявлялся в нерасчленимости для него науки и литературы, религии и науки.

Способность к органическому синтезу самых разнообразных явлений культуры  проявилась в творчестве Ломоносова не только в содержании его сочинений, но и в их стилистике, объединяющей приемы классицизма и барокко. В его одах присутствуют такие признаки классицизма как трехчастность, риторические фигуры, чрезмерное восхваление, наличие отдельных эпизодов, использование имен греческих и римских богов и слов "лира" и "пою". При этом данные формальные признаки классицизма насыщаются у Ломоносова барочным содержанием. В его одах присутствует барочный культ силы, круг идей, навеянных движением 16-17 веков в славянском мире "барочным славизмом"15 и т.д.

"Литературная  деятельность Ломоносова поражает  своей универсальностью. Реформатор русского стихосложения и автор первой в России светской "риторики", создатель жанрового канона русской торжественной оды и основоположник традиции литературного героического эпоса, творец нормативной "Российской грамматики"… Ломоносов охватил в своей практике целый ряд отраслей тогдашней филологической науки".16 Им также был открыт закон сохранения материи, сделан ряд других важных открытий в сфере естественных наук. Его опыты в области художественного творчества также заслуживают внимания.

"Современники нередко называли Ломоносова "изобретателем мозаики в России". Действительно, в русской мозаике 18 века все было создано Ломоносовым,  его передовыми научными знаниями…, безошибочным художественным чутьем. Семь веков отделяют Ломоносовскую мастерскую от мозаик Киева. В этот долгий период времени наша страна не знала мозаичного искусства. Забыла его… . Набор в мозаиках Ломоносова производился ускоренным способом, им изобретенным. Во все подробности мозаичной техники Ломоносов внес усовершенствования, был свободен от стесняющих традиций, опережал свое время".17 О мозаиках Ломоносов писал в "Слове о пользе химии" (1751) и в "Предложении о учреждении здесь мозаичного дела" (1752). Известны также его обращения к правительству, составленное им описание "Полтавской баталии". "Об отдельных, набранных им самим картинах Ломоносов сообщал в Академическую канцелярию, Шуваловым, Воронцову".18

В 1745-1746 годах граф Воронцов, вернувшись из путешествия по Европе, привез в Россию мозаичные картины, полученные в подарок от папы Бенедикта ХIV в Риме. М.В. Ломоносов, вдохновившись этими картинами, решает заняться разработкой технических приемов изготовления мозаики. "Презирая догадки, покупы мастеров и другие подобные способы,… Ломоносов, идя строго научным путем, после множества опытных плавок стекла с минеральными красителями, выработал богатейшую палитру окрасок стекла. Тут было цветное стекло, необходимое для оптических приборов, для посуды и для мозаики. В последнем случае сплавы делались непрозрачными, опаковыми, "глухими"… . Из сохранившегося и опубликованного Б.Н. Меншуткиным "Лабораторного журнала" Ломоносова (1751) мы узнаем, например, что медь дала ему стекла: "Превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд", "зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину", "цвета печени", "красивое берилловое"… Ртуть дала "бледнопурпурное" стекло. Железо — желтое. Золото — "рубиновое"… Красные и зеленые смальты до сих пор являются неподражаемыми".19 Мозаики Ломоносова ничем не уступали римским. Вскоре Ломоносов подносит императрице Елизавете копию с Мадонны Солимены: мозаика была выполнена в шесть месяцев. "При работе над  мозаикой наибольшие трудности заключались в том, чтобы сделать гранеными маленькие кусочки стекла и хорошо окрасить всю стеклянную материю, избежав того, чтобы долгая варка ее не обесцветила. Стремясь к этому, … Ломоносов путем опытов вычислил дозы ингредиентов, изобрел инструменты для резки и металлические формы для отливки, точильные камни, а также приспособления, которыми можно смальту делить на мелкие призмы и, применяя наждак, фацетировать их".20

Ломоносов, успешно завершив свои опыты, берется за выполнение мозаик большого масштаба. В церкви св. Петра в Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому. Мавзолей должен быть украшен восемью мозаичными панно, которые задумал выполнить Ломоносов. Первая мозаичная картина "Полтавская баталия"  имела десять с половиной локтей в ширину и в высоту семь и три четверти. "Заполняющие ее фигуры уменьшаются, согласно правилам перспективы, таким образом, что конная фигура Петра I имеет три с половиной локтя высоты. Лицо Петра сделано чрезвычайно похожим, так как скопировано с гипсовой маски, отлитой с натуры, и лучших портретов этого государя".21 Вокруг царя изображены фигуры его приближенных: Шереметева, Меншикова, Голицына.

Ломоносов стоял также у истоков национальной науки. "Ученый-энциклопедист и патриот, первый русский академик. Он оказал значительное влияние на развитие русской и мировой науки и культуры, был избран почетным членом Шведской и Болонской Академий наук. Заслуги Ломоносова в области геологии, минералогии, геофизики, физики, физической химии, химии огромны. Он был новатором во многих областях техники и технологии. Его интересовали горное дело и металлургия, пробирное искусство, … получение солей и красок.

В естествознании Ломоносов уделял внимание разработке кардинальных проблем… . В 1748 г. он сформулировал, а через несколько лет экспериментально доказал общий принцип сохранения материи и движения как всеобщий закон природы. Спустя почти три десятилетия этот закон был вновь открыт французским химиком А. Лавуазье и стал реальным научным фактом. Ломоносов в 1760 г. экспериментально открыл атмосферу на планете Венера.

М.В. Ломоносов много сделал для распространения просвещения в России. Настаивая на открытии университета в Москве, он писал: "Честь российского народа требует, чтобы показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться своими сынами не токмо в военной храбрости и других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний".22 Появление новых учебников во второй пол. 18 века связано с деятельностью Академии наук и прежде всего самого Ломоносова. "Российская грамматика" Ломоносова заменила в качестве основного пособия по русскому языку уже устаревшую грамматику М. Смотрицкого. … Учебником по горному делу стала его книга "Первые основания металлургии, или рудных дел". … В академической типографии печаталась главным образом научная и учебная литература. По инициативе М.В. Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" (1755).23

М.В. Ломоносов занимался и проблемами истории. Он "впервые затронул вопрос об этногенезе славян, высоко оценил их древнюю культуру. Его "Краткий российский летописец" был основным учебником по истории".24

                                           Идеи Ломоносова в традициях  МГУ

 

 

Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. Университетский устав 1863 года отражал общий курс правительства на проведение реформ, призванных ускорить развитие страны. Рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, преобразования в сфере управления, суда, армии требовали повышения уровня и расширения университетского образования. По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах университета - историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском - учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам.

В дореволюционной России профессура Московского университета много сделала для укрепления связи науки и практики. Университетские ученые писали учебники для школ. Немало воспитанников университета работали учителями, представляя собой наиболее квалифицированную часть русского учительства.

По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX - начале XX века возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).

Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. После убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль за преподаванием. Тем не менее, университет сохранил себя как один из центров передового научного знания и духовной жизни России.

С университетом связаны имена выдающихся русских мыслителей конца XIX - начала XX века: В.С.Соловьева, В.В. Розанова, Е.Н. и С.Н.Трубецких, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Студенты и профессора откликались на самые злободневные проблемы российской действительности. В университете учились или преподавали известные деятели ведущих политических партий России.

Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). В 1940 году, в дни празднования 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В.Ломоносова.

 

                                      Прогулка с Ломоносовым: Путешествие  по Ломоносовским местам Москвы.


Информация о работе Основные даты жизни, деятельности и творчества Михаила Васильевича Ломоносова (1711-–1765)