Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:53, реферат

Краткое описание

Россия – обширная евразийская держава, имеющая самое большое из стран мира число сухопутных соседей – 14 стран. Среди её морских соседей такие державы, как США и Япония. На Чёрном море Россия соседствует с Турцией, а на Каспийском море – с Ираном. Наша страна занимает громадное пространство, расположенное между крупнейшими мировыми экономическими зонами – Европейским Союзом, Северной Америкой и Северо-Восточной Азией. На юге и западе России располагаются страны, ранее входившие в СССР. В результате распада СССР Россия стала более северной страной, отделённой от Центральной и Западной Европы новыми государствами. Начался новый этап либерализации внешней торговли уже в новой стране и в рамках радикальной рыночной реформы.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 38.27 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образование 
Учреждение высшего профессионального образца 
ТГНУ ГИ Отделение НПО/СПО

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Основные направления внешнеэкономической  политики Российской Федерации в XXI веке

 

 

 

 

 

 

Выполнила работу студентка 

Из группы ПМИт-11-9-1

 Курбоналиева Н.С

 

 

 

Введение

«Не воевать, а торговать» - вот  главный тезис в современной  международной политике

Россия – обширная евразийская  держава, имеющая самое большое  из стран мира число сухопутных соседей  – 14 стран. Среди её морских соседей  такие державы, как США и Япония. На Чёрном море Россия соседствует  с Турцией, а на Каспийском море –  с Ираном. Наша страна занимает громадное  пространство, расположенное между  крупнейшими мировыми экономическими зонами – Европейским Союзом, Северной Америкой и Северо-Восточной Азией. На юге и западе России располагаются  страны, ранее входившие в СССР. В результате распада СССР Россия стала более северной страной, отделённой от Центральной и Западной Европы новыми государствами. Начался новый этап либерализации внешней торговли уже в новой стране и в рамках радикальной рыночной реформы. В конце 1991 года по этому поводу был принят пакет указов Президента и постановлений Правительства РФ («О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», «О формировании республиканского валютного резерва РСФСР», «О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории РФ» и др.). Право на ведение внешнеэкономической деятельности, включая посредническую, получили все зарегистрированные в РФ юридические лица. Кардинальные изменения геополитического и геоэкономического положения России после распада СССР существенно повысило роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

Сейчас по уровню экономического развития Российская Федерация занимает промежуточное  положение между развитыми и  развивающимися странами. И на данном этапе для неё характерно интенсивное  сотрудничество с иностранными государствами. Россия сохраняет своё место ведущего экономического и политического компонента на постсоветском пространстве; она, будучи частью Европы, многие столетия оказывала существенное влияние на общеевропейский процесс развития и сегодня, не вписываясь по своим масштабам в нормальное членство в составе ЕС, активно сотрудничает и с ним, и с его членами на взаимосогласованных основах; она, как один из крупнейших по территории и природным ресурсам партнёр в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно проявляет заинтересованность в участии в существующих и нарождающихся интеграционных объединениях различных форматов в этой части мира. Рассмотрим более подробно внешнеэкономическую деятельность России в XXI веке, её отношения с наиболее важными торговыми партнёрами, странами – лидерами мирового рынка.

 

Диалог России и  Европейского Союза: Через тернии к …

         Внешнеполитическое сотрудничество

Европейское направление занимает важное место  во внешнеполитическом курсе современной  России. Ведущие европейские аналитики  подчёркивают, что западноевропейская ориентация при Владимире Путине рассчитана надолго не только потому, что ей не существует никакой реальной альтернативы, но и, прежде всего она  вытекает из убеждения, что Россия лишь путём партнёрства с Европой  сможет провести свою внутреннюю модернизацию и добиться желанного восстановления своего величия. Действительно, если оценивать  внешнеполитическую концепцию России 1993 и 2000 годов, то нельзя не заметить, что  в 1993 году Европа занимала 5-ое место  в приоритетах внешней политики, а в 2000 г. переместилась на почётное второе место, сразу после СНГ. С  тех пор эта позиция удерживается во всех ежегодных посланиях президента Путина Федеральному Собранию. Однако, оценивая результаты диалога России и ЕС последних лет, экс-премьер-министр  Швеции Карл Бильдт справедливо отмечает, что, несмотря на взаимный интерес ко многим региональным и глобальным проблемам, «приходиться признать, что до сих пор этот диалог был удивительно бесплодным». К сожалению, честолюбивая риторика и высокие цели подменяют собой фактические формы сотрудничества. Парадокс состоит в том, что уже создано и создаётся немало структур для поддержания такого диалога, но при этом двусторонние контакты Москвы с отдельными европейскими столицами (особенно с Берлином и Парижем) неизменно оказываются более действенными. Одна из главных причин состоит в том, что Европейский союз всё ещё не говорит в один голос даже по наиболее крупным международным проблемам. Вторая важная причина видится в том, что назрела необходимость повысить уровень политического диалога между Россией и ЕС и сделать его более продуктивным в практическом плане. Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве с ЕС было подписано на греческом острове Корфу в 1994 году, и спустя пять лет было подкреплено «Современной стратегией ЕС по отношению к России» и «Стратегией развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000 – 2010 годы)».

 

И российские, и европейские аналитики, комментируя последние документы, справедливо обращают внимание на разность заявленных целей. В европейской  стратегии приоритетные задачи обозначены в самом общем и широком плане – построение в России стабильной, открытой и плюралистической демократии, основанной на принципах правового государства и опирающейся на процветающую рыночную экономику; вовлечение России в общеевропейское экономическое пространство, включая подготовку ко вступлению в ВТО; защита окружающей среды и борьба с организованной преступностью. Российская стратегия ставит приоритетные цели в более практической области: создание надёжной системы коллективной безопасности, повышение формата и результативности политического диалога, акцент на развитие торговли и инвестиций, инфраструктуры и правовой базы сотрудничества. Отдельно оговариваются интересы России при расширении ЕС, вопросы трансграничного сотрудничества. К сожалению российское предложение – составить совместный план действий на основе двух стратегий – не получило должной поддержки со стороны ЕС, сложилась своеобразная ситуация «асимметричного партнёрства». В мае 2004 состоялось последнее расширение ЕС за счёт вступления Польши и стран Балтии. Таким образом, общая граница России и ЕС достигла 2000 километров, что делает добрососедское сотрудничество весьма актуальным. Между тем в 2004 заканчивался срок действия «Совместной стратегии ЕС по отношению к России», а в 2007 году – заканчивается срок действия Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве, и сегодня пора подумать над тем, как сделать более действенными и эффективными важные для обеих сторон российско-европейские отношения. Многие российские эксперты оценивают действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве и другие официальные документы, развивающие партнёрство, как результат переоценки возможностей российско-европейского сближения, поскольку с обеих сторон имели место завышенные ожидания, которые затем сменились очевидным разочарованием. С европейской стороны оценки аналогичные: нельзя не согласиться с известным немецким политологом, руководителем исследовательской группы Германского института международной политики и безопасности Х. Тиммерманном в том, что пора отойти от деструктивной критики друг друга и перевести обсуждение в конструктивное русло, разрабатывая конкретные рабочие программы по отдельным проблемам, рассчитанные на краткосрочный период. И для этого необходимо обозначить не только точки пересечения взаимных интересов, но также проблемы и противоречия, которые накопились в последние годы.

Россия в  ОЕЭП

Откровенное обсуждение сложных вопросов российско-европейского сотрудничества могло бы стать реально деловой  основой не только экономического сотрудничества, но и парламентского диалога России и ЕС, который сегодня используется недостаточно активно для обсуждения противоречий стратегического партнёрства. Это тем более актуально, что  европейцы в основу проекта Общего европейского экономического пространства России и ЕС (общая концепция ОЕЭП одобрена на римском саммите 2003 г.) предлагают заложить гармонизацию правового пространства и выработку единого регулирования. Однако «сближение» российского  и европейского законодательства не может идти только в направлении  приведения российских правовых норм в соответствие со стандартами ЕС, - необходимо совместное обсуждение конкретных противоречивых аспектов европейского законодательства, которое должно сопровождаться изменением некоторых норм и введением  новых правил, которые касаются конкретных сфер совместного сотрудничества. Многие российские эксперты с тревогой пишут  о том, что создание с ЕС Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) потребует от России в первую очередь признать реальной перспективу  утраты части своего суверенитета, что связано с необходимостью принять массив европейского законодательства, в разработке которого Россия не принимает  участия. И здесь уместно посмотреть на опыт создания Общего европейского экономического пространства ЕС с Норвегией (которая не является членом ЕС). Норвежские политологи откровенно пишут о том, что норвежские парламентарии утратили интерес к работе в комитетах  ОЕЭП, поскольку там от их мнения почти ничего не зависит, и 80% законопроектов принимается вообще без изменений. В тех случаях, когда принятый законопроект противоречит интересам  Норвегии, это ведёт к судебному  разбирательству ЕС в отношении  Осло, и в судебном порядке Норвегию принуждают принять нормы ЕС. В  качестве примера можно назвать  введение в действие директивы по либерализации рынка природного газа 1998 г. В этой связи не могут  не вызвать удивление советы некоторых  российских политологов принять  именно норвежскую модель как наиболее предпочтительную для России. Необходимо подчеркнуть, что если для европейских  государств отказ от некоторых полномочий и части суверенитета в пользу наднациональных органов является основой всей политической конструкции  ЕС, то для России принцип неделимости  суверенитета является принципиально  важным. Именно поэтому Россия должна вырабатывать свою собственную модель взаимоотношений с ЕС, которая  достаточно полно защищает её национальные интересы и суверенитет. Представляется особенно важным предположение некоторых российских экономических экспертов договориться о периоде «негативной интеграции», когда обе стороны обязуются признавать законы партнёра. Можно также заранее оговорить, что на отдельные сферы общность экономического пространства распространяться не будет. Такие прецеденты в мировой практике есть: Швейцария добилась автономии её банковского сектора и транспорта, Норвегия – рыболовства и сельского хозяйства. Для России особенно важно защитить её естественные монополии и рыболовство, ведь речь идёт об экономической безопасности нашей страны. Далее необходимо обратить внимание на то, что статья 7 Соглашения об ОЕЭП предусматривает следующее: сближение правовых норм должно проходить не путём унификации способов их достижения, а посредством постановки общих целей. Следовательно, для России на переговорах с европейскими законодателями и правительственными структурами важно активнее предлагать именно варианты постановки общих целей, которые потребуют взаимной увязки правовых процедур и выработки новых правил. Важную роль в процессе экономического сближения могли бы сыграть деловые круги России, которые имеют реальный опыт европейского сотрудничества и знают его «изнутри» как деловые партнёры.

Таким образом, несмотря на реальные проблемы и противоречия, стратегическое партнёрство России и ЕС имеет  интересные и весьма многомерные  перспективы развития в сфере  экономики, политики, безопасности, экологии и культуры, а также в области  регионального сотрудничества. Общее  стремление к экономической и  политической стабильности в европейском  пространстве должно сделать российско-европейский  диалог более действенным и конструктивным.

Россия и  США

Торговые отношения России с  США

 С момента разрушения «железного занавеса» американские и российские дипломаты пытались нащупать такую особую модель отношений между Москвой и Вашингтоном, которая стала бы альтернативой вражде времён «холодной войны». США входят в группу ведущих торговых партнёров России среди развитых промышленных стран, но в списке торговых партнёров Соединённых Штатов Россия заняла в 2004 году 28 место (доля РФ в торговле США составила лишь 0,65%, в том числе в экспорте – 0,37% и в импорте – 0,8%). По данным министерства торговли США, российско-американский товарооборот увеличился в 2004 г. на 34% - до 14,8 млрд. долл., в том числе экспорт РФ – до 11,8 млрд. (рост на 37,8%) и импорт – до 3 млрд. (на 20, 7%). Положительное для России сальдо баланса торговли в 2004 г. достигло 8,8 млрд. долл. (в 2003 г. – 6,1 млрд.). В структуре российского экспорта в США в 2004 г. на сырьё и полуфабрикаты приходилось более 80%, в том числе энергетическое сырьё (включая нефть и нефтепродукты) – 35,9% , металлы и изделия из них – 34,7%, продукцию химической промышленности – 13,5%, драгоценные камни и металлы (в основном платиноиридиевой группы и алмазы) – 5,4%, текстильно-трикотажные товары и сельскохозяйственное сырьё (в основном морепродукты и алкогольные напитки) – 2,7%. Поставки чёрных металлов увеличились (по стоимости) в 6,3 раза; нефти и нефтепродуктов – на 36%, алмазов – на 28%, алюминия (в основном необработанного) – на 67%, кобальта, титана, магния – на 63%, никеля – на 10%, меди – на 37%. В 2004 году экспорт продукции цветной металлургии возрос на 55,1%, а металлов платиноиридиевой группы – на 4,4%. Поставки древесины и изделий из неё (преимущественно фанеры и пиломатериалов) увеличилось на 43%, произведений искусства и антиквариата – в 3 раза, химических удобрений - на 28%. В 2004 г. удельный вес России в Американском импорте радиоактивных материалов составил 32,5%, нефтепродуктов – 5,7% и нефти – 0,8%. Россия заняла 9-е место среди основных поставщиков энергоресурсов на американский рынок, и удельный вес поставок из РФ энергетического сырья достиг в импорте США 10,8%. Увеличению российского экспорта в США в 2004 г. способствовали рост цен на нефть и нефтепродукты, а также благоприятная конъюнктура на рынке металлургической продукции, совпавшая с прекращением действия ряда ограничений на импорт стали в США. В 2004 г. экспорт текстильной и трикотажной одежды снизился на 32,4%, продукции неорганической химии (из-за уменьшения продаж радиоактивных химических элементов и аммиака) – на 9,2%, продовольствия и сельхозсырья – на 7,8%, рыбы и прочих морепродуктов – на 13%. Доля продукции машиностроения в российском экспорте США составила 1,2%, а объем её поставок в стоимостном выражении уменьшился по сравнению с 2003 г. на 20%. В российском импорте из США доля машинотехнической продукции составила 50,6%, в том числе механического оборудования – 31%, электротехнического оборудования и электроники – 6,8%, приборов и аппаратов – 6%, средств наземного (кроме ж/д.) транспорта – 5,5%. Доля продовольственных товаров и сельхозсырья в российском импорте увеличилась до 29,7%, а продукция химической промышленности – снизилась до 9,6%. Российские закупки возросли почти по всем основным товарным группам, в том числе ввоз машин и оборудования – на 16,4%. Импорт механического оборудования увеличился на 11,5%, транспортных средств – на 65%, авиационной техники и запчастей – почти в 3 раза. Поставки в РФ продовольственных товаров и сельхозсырья повысились на 38,8%, возрос по стоимости ввоз мяса и мясных продуктов на 30% (в основном за счёт увеличения импорта мяса птицы – на 40,3%), табачного сырья и сигарет – в 2 раза, пшеницы – в 3 раза. В 2003 – 2004 гг. сократились закупки химических товаров из-за снижения поставок продукции неорганической химии на 84%. В 2005 г. ожидается рост российско-американского товарооборота при опережении темпов российского экспорта. Прогнозируется расширение объёмов экспорта из России чёрных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов, а в импорте из США возрастёт доля машин и оборудования при сохранении доли ввоза продовольственных товаров и сельхозсырья на уровне предыдущих лет.

 

2.2 Деятельность  российских предприятий на рынке  США 

 

В 2004 году состоялась презентация  Республики Карелия в Нью-Йорке  под названием «Развитие бизнеса  и инвестиционные возможности в  Карелии» с участием российских предприятий-экспортёров, на которой были представлены экспортные товары, предлагаемые на американский рынок карельскими предприятиями. Интерес у компаний США вызвала  продукция деревообрабатывающей и  целлюлозно-бумажной промышленности, изделия народных промыслов республики и др. Некоторые российские предприятия  с целью продвижения своих  товаров создают в США представительства  или дочерние фирмы. Так, в США  учредили дочерние фирмы ОАО «Нижнекамскнефтехим» (синтетический каучук и другие химические товары), Одинцовская шоколадная фабрика  «Коркунов», часовой завод «Восток», компания «Вимм-Билль-Дан» (соки). Удерживают позиции на рынке морепродуктов российские экспортёры из Камчатской области, Дальнего Востока и других регионов. Налажена производственная кооперация между Верхнее-Салдинским металлургическим производственным объединением (ВСМПО) и концерном «Boeing». Так, все поперечные балки, являющиеся основой для шасси самолётов семейства «Boeing – 777», изготавливаются этим объединением, и доля российского титана в самолётах концерна достигла 25%. Координацией поставок этих изделий занимается дочерняя компания «ВСМПО» в США. В 2004 г. совместно с компаниями США организовано продвижение на американский рынок конкурентоспособной малой и сельскохозяйственной авиации – российских самолётов «Авиатика» и «И-1А» (РСК МАПО «МИГ»), а также самолёта-амфибии для противопожарной авиации «БЕ-200» (НПК «Иркут») и вертолёта «Ка-32А1» (ОАО «Камов»). В настоящее время при содействии компаний США активизировалось продвижение некоторых российских товаров машинотехнической группы для их реализации на рынках США и третьих стран. Так, компания «Bergstrom» изучает возможность поставок оборудования и организации совместного производства с ОАО «КамАЗ» автомобильных кондиционеров. Американская компания «Far East American, Inc.» заинтересована в установлении контактов с российскими производителями берёзовой фанеры с целью её импорта в США и другие страны мира. В связи с ростом спроса в США на постельное бельё высокого качества увеличилось количество заявок на поставку льняного полотна из России производства ведущего российского предприятия по выпуску льняного и хлопкового полотна «Русский текстиль» с американскими компаниями «Armani International» и «Julia». Российские IT-компании активизировали деятельность на американском рынке. Так, в последние годы состоялось несколько заседаний российско-американского «круглого» стола по информационным и телекоммуникационным технологиям, организованы передвижные маркетинговые акции по американским городам, российские программисты участвовали в ряде конференций и выставок, в США открылись филиалы нескольких российских фирм. Заказчиками российского программного обеспечения стали американские компании «IBM», «Boeing», «Intel», «Motorola», «Compaq», «Dell Computer», «Ford», «Citibank», «Colgate-Palmolive», часть из них создали в России собственные инженерные центры, укомплектованные российскими программистами. К основным конкурентным преимуществам российской продукции относится невысокая стоимость работ, наличие большого числа высококвалифицированных специалистов, длительный опыт проведения научно-исследовательских работ. Это позволяет российским экспортёрам IT-технологий конкурировать на рынке США с другими зарубежными поставщиками. Указанные факторы явились основанием для многочисленных прогнозов о том, что Россия в течение ближайших лет выйдет на второе место после Индии на американском рынке IT-аутсорсинга.

Информация о работе Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации в XXI веке