Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:53, реферат

Краткое описание

Россия – обширная евразийская держава, имеющая самое большое из стран мира число сухопутных соседей – 14 стран. Среди её морских соседей такие державы, как США и Япония. На Чёрном море Россия соседствует с Турцией, а на Каспийском море – с Ираном. Наша страна занимает громадное пространство, расположенное между крупнейшими мировыми экономическими зонами – Европейским Союзом, Северной Америкой и Северо-Восточной Азией. На юге и западе России располагаются страны, ранее входившие в СССР. В результате распада СССР Россия стала более северной страной, отделённой от Центральной и Западной Европы новыми государствами. Начался новый этап либерализации внешней торговли уже в новой стране и в рамках радикальной рыночной реформы.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 38.27 Кб (Скачать файл)

Современные взаимоотношения

Российская Федерация и США  более не являются стратегическими  противниками. Московский Договор о  сокращении стратегических вооружений служит символом новой реальности и  отражает радикальные перемены в  российском образе мышления, что позволяет  надеяться на формирование продуктивных долговременных отношений России с  Евро-Атлантическим сообществом и Соединенными Штатами. Высшее руководство России реально оценивает слабое состояние своей страны и ее внешнеполитические позиции в настоящее время, и такая оценка необходима для преодоления этих проблем. Оно все отчетливее понимает, что методы времен "холодной войны" не отвечают интересам государства и что российские и американские интересы во многом близки.

Соединенные Штаты пытаются воспользоваться  таким поворотом в российском мышлении с тем, чтобы сфокусировать  отношения на решении существующих и новых проблем, связанных с  общими интересами. США оказывают  России содействие в реализации ее намерений вступить в ВТО, добиваясь  снижения вступительных критериев, с целью формирования взаимовыгодных торговых отношений. Был создан Совет  Россия-НАТО, имеющий целью углубление взаимодействия между Россией, США  и их европейскими союзниками в вопросах безопасности. США и впредь намерено выступать за независимость государств бывшего СССР в надежде на то, что сосуществование процветающих и стабильных стран будет способствовать интеграции России в Евро-Атлантический союз. В то же время Америка реально оценивает те разногласия, которые до сих пор разделяют её с Россией, а также время и силы, которые потребуются для строительства длительных стратегических партнерских отношений. Разжигание недоверия к американским основополагающим принципам и политическим подходам некоторыми российскими высшими структурами замедляет процесс нормализации отношений между США и РФ. Неустойчивое отношение России к основным ценностям свободного рынка и демократии, а также нерешительность в борьбе с нераспространением оружия массового поражения остаются ключевыми проблемами в российско-американских отношениях. Крайняя слабость России ограничивает возможности сотрудничества. Тем не менее, эти возможности сейчас намного шире, чем десятилетия и даже годы назад.

Россия и  Китай

 Последние годы внесли качественные изменения в отношения России и Китая. Визит в Китай президента Российской Федерации В.В. Путина в октябре 2004 года подвёл черту под целым этапом их развития в постсоветскую эпоху. В ходе визита был подписан важнейший по своему значению «План действий на 2005 – 2008 гг.» по реализации положений «Договора» о дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР от 2001 года. Историческим событием стало подписание комплекса документов о границе и, тем самым закрытие темы пограничного размежевания как политического вопроса. Вступление России и Китая в новый этап развития отношений «стратегического партнёрства» ознаменовалось и новыми взаимными достижениями. Они общеизвестны. В области безопасности и глобальной политики усилилось российско-китайское взаимодействие в рамках ООН, в борьбе против распространения ядерного оружия, с международным терроризмом и другими угрозами безопасности. В экономике произошёл стремительный рост взаимной торговли с 11 млрд. долл. в 2001 году до 30 млрд. долл. в 2005 году. В военной сфере были проведены первые российско-китайские военные учения. В экономике, несмотря на быстрый рост взаимной торговли, стороны сдержанно относятся друг к другу. Россия заинтересована в развитии экономического сотрудничества с Китаем, российский бизнес видит новые возможности на Китайском рынке. Однако Китай пока ещё не воспринимается российским бизнесом как стратегически значимый партнёр, в отличие от Европы, например. Высокие темпы роста взаимной торговли обусловлены быстрым развитием Китайской экономики в целом, а не качеством собственно российско-китайского сотрудничества. Торговля с Россией по-прежнему составляет не более 2% внешнеторгового оборота КНР. Как исключение, практический интерес Китая представляет весьма традиционный российский отраслевой спектр: нефтегазовый сектор, военно-техническое сотрудничество, потенциал российских научно-технических наработок. В свою очередь и Китай не входит в число экономических приоритетов России. Объём взаимной торговли составляет менее 10% российского внешнеторгового оборота. Китайский «инвестиционный портфель» для России только начинает формироваться. Структура торговли, в которой в российском экспорте в Китае преобладает сырьё, а в импорте – готовые изделия, не отвечает долгосрочным интересам России. С учётом «серой торговли» российское сальдо в торговле с Китаем по оценкам экспертов отрицательное, а не в пользу России, как о том говорит официальная статистика. А это означает отток валютных ресурсов из нашей страны. Начавшаяся в 2004 – 2005 гг. экспансия китайского капитала за рубежом создаёт как новые возможности, так и вызовы российско-китайским отношениям. Постоянно формируются возможности для повышения взаимной стратегической значимости России и Китая в хозяйственной сфере. В пользу этого говорит, прежде всего, ожидаемая в ближайшие годы 8%-ая динамика китайской экономики. Однако для реализации «потенциала взаимной значимости» требуется корректировка подхода к двустороннему сотрудничеству. В стратегическом плане необходимо новое видение России и Китая как основных частей «интегрирующейся пространственной экономики» Северо-Восточной Азии, включающей также Японию и Южную Корею. Без такого видения России трудно будет использовать интеграционные возможности СВА, в том числе и Китайской экономики как части экономического пространства СВА. В среднесрочной перспективе важно, во-первых, практическое выстраивание полномасштабного российско-китайского энергетического диалога, который позволил бы превратить энергетические отношения между Россией и Китаем в региональное, а в стратегической перспективе – глобальное энергетическое партнёрство. Во-вторых, важно использовать фактор финансовой либерализации Китая в ближайшие два года, в соответствии с требованиями ВТО для выхода российского бизнеса на китайский рынок финансовых и банковских услуг.

РОССИЯ –  СНГ

В регионе СНГ после распада  СССР Россия и другие страны постсоветского пространства, за исключением стран  Балтии, столкнулись с непростой  задачей, заявленной в учредительных  документах Содружества, – сохранить  сложившиеся экономические и  научно-технические связи, несмотря на государственное размежевание. К сожалению, стремление к самостоятельности (не путать с независимостью), характерное для руководства многих постсоветских стран начального периода, и не в последнюю очередь России, зачастую сводило на нет предпринимавшиеся на ранних стадиях усилия отраслевых и региональных структур, тесно взаимодействовавших ранее хозяйствующих субъектов. А ведь в новом интеграционном процессе в этой части мира наибольшая ответственность лежит именно на России – историческом ядре постсоветского пространства, – принявшей на себя наследие большинства обязательств СССР перед остальным миром и вынужденной исходя из своих масштабов, экономического и оборонного потенциала, веса в мировой политике поддерживать своим авторитетом стабильность в Евразии. После десяти стагнации и даже свёртывания взаимных связей СНГ как международная организация всё больше превращается в консультативный политический форум, где главы государств обсуждают наиболее острые вопросы взаимодействия в военно-политической и экономической сферах. В то же время на пространстве СНГ как совокупности независимых государств за последние годы сформировался ряд субрегиональных организаций «по интересам», с той или иной степенью глубины решающих конкретные задачи взаимного экономического и научно-технического сотрудничества между членами этих группировок. Среди них Союзное государство России и Белоруссии, внутри которого достигнута высокая степень унификации инструментов хозяйственной политики, проводится единая научно-техническая и промышленная политика, восстановлены и расширены связи в области производственной кооперации. Далее это Евразийское экономическое сообщество пяти стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), в основу которого положено единое таможенное и валютно-финансовое пространство, а также координация национальных мер, связанных с присоединением членов ЕврАзЭС к ВТО. Принятые решения являются обязательными для выполнения. Два других образования – это Центральноазиатское сотрудничество (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Россия) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия), созданное при поддержке США и сосредоточившее свои усилия, прежде всего, на разработке совместных транспортно-энергетических проектов. В начале 2003 г. мы стали свидетелями новой инициативы – шагов по созданию в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ), учреждаемой Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной, Единого экономического пространства (ЕЭП) в качестве своего рода моста между СНГ и ЕС. Учредители ОРИ олицетворяют в совокупности 94% ВВП и 88% товарооборота всех стран СНГ и поэтому от их позиций в значительной мере зависит судьба постсоветского экономического, да и политического пространства. Важно, что участники нового интеграционного образования СНГ заявляют о готовности идти на создание наднациональных структур в области регулирования ряда направлений экономической политики.

Торгово-экономические отношения  России со странами СНГ являются главной  составляющей сотрудничества независимых  государств. На протяжении 90-х годов  произошло заметное ослабление торгово-экономического сотрудничества России и стран СНГ, на что повлияли как снижение объёмов  реального сектора экономики, так  и последствия затяжного системного финансово-экономического кризиса. Негативные последствия отражаются на экономике  стран СНГ до сих пор. Наибольший удельный вес в торговле между  странами Содружества сохраняются  за государствами, обладающими сырьевыми  и топливно-энергетическими ресурсами: Россией, Украиной, Белоруссией и  Казахстаном. На начало XXI века главной  статьёй экспорта в страны СНГ  остались топливно-энергетические товары, несмотря на существенное снижение их доли в общем экспорте в страны СНГ до 48,1%по сравнению с 57,1% в 1999 году. Экспортные поставки машин и оборудования в страны СНГ выросли на 30%, а их доля в общем экспорте составила 20,3%. Экспорт продукции химической промышленности увеличился на 41%, металлов и изделий из них – на 79%. В импорте из стран СНГ преобладают поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (21,2% всего импорта из стран СНГ), металлов и изделий из них (18,4%), топливно-энергетических товаров (15,3%), машин и оборудования (14,4%), продукции химической промышленности (12,8%). Основными торговыми партнёрами на пространстве СНГ являются Беларусь (36,6%), Украина (34,1%), Казахстан (17,5%) и Узбекистан (, 3,6%). Особенность географической структуры товарообмена в Содружестве – чётко выраженное преобладание России как основного торгового партнёра по экспорту и импорту, а также локальное ограничение торговых связей государств двумя – тремя пограничными странами. Региональный товарооборот диверсифицирован слабо. Товарные структуры экспорта и импорта продолжают оставаться преимущественно сырьевыми или с преобладанием продукции с низкой степенью переработки. Таким образом, внешняя торговля России с государствами СНГ сдерживается причинами, делающими её всё менее привлекательной. Либерализация внешнеэкономической деятельности расширила возможности российских хозяйствующих субъектов в выборе торговых партнёров. Усилению ориентации хозяйствующих субъектов на рынки стран дальнего зарубежья в ущерб странам СНГ способствует ряд факторов, среди которых: товарное наполнение и возможность удовлетворения потребности в высокотехнологичной и наукоёмкой продукции высокого качества, большой выбор партнёров, надёжность валютно-финансовых и платёжно-расчётных операций, возможность получения свободно-конвертируемой валюты. Одним из существенных направлений на пути к укреплению и устойчивому развитию экономических связей России на пространстве СНГ является интеграция суверенных государств путём разработки совместных правовых норм и унификаций национальных условий деятельности хозяйствующих субъектов, организаций и функционирования интеграционных объединений.

 

Заключение

 

Оставаясь в мировом хозяйстве  в незавидном качестве поставщика энергоресурсов и полуфабрикатов и потребителя  готовой продукции, Россия не сможет динамично расширять экспорт, противостоять  экспансии потребительского импорта, диверсифицировать товарную и географическую структуру внешней торговли, участвовать  в промышленной кооперации, эффективно подключаться к процессам экономического интегрирования. Более активному  включению России в международный  обмен призвана способствовать продуманная  и сбалансированная внешнеэкономическая  политика, учитывающая как общемировые  тенденции, так и интересы отечественной  экономики. Качественно менять характер своего участия в международном  разделении труда России предстоит  в ходе формирования глобального  экономического пространства, которое  складывается на планете в результате усиления интеграционных процессов  в различных регионах и роста  открытости национальных хозяйств. Полное устранение барьеров для входа на рынке либо их снижения не только расширяют  возможности внешнеэкономического обмена, но и выравнивают условия  конкуренции для национальных и  зарубежных производителей и инвесторов, сближают требования потребителей в  разных странах к цене и качеству товаров и услуг. В таких условиях обеспечения и поддержание конкурентоспособности  становится универсальным требованием, предъявляемым глобализацией к  фирмам и предприятиям. Поэтому наиважнейшая задача России состоит в повышении  конкурентоспособности материального  производства и сферы услуг. Степень  конкурентоспособности национальных отраслей и фирм в решающей мере будет определять позиции страны в мировом хозяйстве – объёмы и структуру её экспорта и импорта, состояние торгового и платёжного балансов. Современная Россия находится  на стадии развития конкуренции, базирующейся в основном на факторах производства. Для укрепления позиций в мировой  экономике ей жизненно необходимо приступить к расширению источников конкурентных преимуществ за счёт включения в  их число инвестиций и инноваций.

 

Список используемой литературы:

 

1. А.Н. Барковский, В.П. Оболенский Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве/Журнал Экономической теории - №1, стр. 21-40, 2005 г.

 

2. И.А. Василенко Диалог России и Европейского Союза: через тернии к…/ВЛАСТЬ - №7, М., 2005 г.

 

3. И. Мухамедшин Россия и ВТО: возможные последствия присоединения./ЗАКОН, №4, 2003 г.

 

4. Торговые отношения России  с США/Бюллетень Иностранной Коммерческой  Информации, №106 – 107, стр. 1-4, 2-4. 2005 г. 

 

5. Международные отношения и  внешнеполитическая деятельность  России. М., 2004 г.

 

Оглавление

  1. Ведение
  2. Диалог России и Европейского Союза: Через тернии к …
  3. Россия в ОЕЭП
  4. Россия и США
  5. Торговые отношения России с США
  6. Деятельность российских предприятий на рынке США
  7. Современные взаимоотношения
  8. Россия и Китай
  9. РОССИЯ – СНГ
  10. Заключение
  11. Список используемой литературы:

Информация о работе Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации в XXI веке