Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:53, реферат
Россия – обширная евразийская держава, имеющая самое большое из стран мира число сухопутных соседей – 14 стран. Среди её морских соседей такие державы, как США и Япония. На Чёрном море Россия соседствует с Турцией, а на Каспийском море – с Ираном. Наша страна занимает громадное пространство, расположенное между крупнейшими мировыми экономическими зонами – Европейским Союзом, Северной Америкой и Северо-Восточной Азией. На юге и западе России располагаются страны, ранее входившие в СССР. В результате распада СССР Россия стала более северной страной, отделённой от Центральной и Западной Европы новыми государствами. Начался новый этап либерализации внешней торговли уже в новой стране и в рамках радикальной рыночной реформы.
Современные взаимоотношения
Российская Федерация и США более не являются стратегическими противниками. Московский Договор о сокращении стратегических вооружений служит символом новой реальности и отражает радикальные перемены в российском образе мышления, что позволяет надеяться на формирование продуктивных долговременных отношений России с Евро-Атлантическим сообществом и Соединенными Штатами. Высшее руководство России реально оценивает слабое состояние своей страны и ее внешнеполитические позиции в настоящее время, и такая оценка необходима для преодоления этих проблем. Оно все отчетливее понимает, что методы времен "холодной войны" не отвечают интересам государства и что российские и американские интересы во многом близки.
Соединенные Штаты пытаются воспользоваться
таким поворотом в российском
мышлении с тем, чтобы сфокусировать
отношения на решении существующих
и новых проблем, связанных с
общими интересами. США оказывают
России содействие в реализации ее
намерений вступить в ВТО, добиваясь
снижения вступительных критериев,
с целью формирования взаимовыгодных
торговых отношений. Был создан Совет
Россия-НАТО, имеющий целью углубление
взаимодействия между Россией, США
и их европейскими союзниками в вопросах
безопасности. США и впредь намерено
выступать за независимость государств
бывшего СССР в надежде на то,
что сосуществование
Россия и Китай
Последние годы внесли качественные изменения в отношения России и Китая. Визит в Китай президента Российской Федерации В.В. Путина в октябре 2004 года подвёл черту под целым этапом их развития в постсоветскую эпоху. В ходе визита был подписан важнейший по своему значению «План действий на 2005 – 2008 гг.» по реализации положений «Договора» о дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР от 2001 года. Историческим событием стало подписание комплекса документов о границе и, тем самым закрытие темы пограничного размежевания как политического вопроса. Вступление России и Китая в новый этап развития отношений «стратегического партнёрства» ознаменовалось и новыми взаимными достижениями. Они общеизвестны. В области безопасности и глобальной политики усилилось российско-китайское взаимодействие в рамках ООН, в борьбе против распространения ядерного оружия, с международным терроризмом и другими угрозами безопасности. В экономике произошёл стремительный рост взаимной торговли с 11 млрд. долл. в 2001 году до 30 млрд. долл. в 2005 году. В военной сфере были проведены первые российско-китайские военные учения. В экономике, несмотря на быстрый рост взаимной торговли, стороны сдержанно относятся друг к другу. Россия заинтересована в развитии экономического сотрудничества с Китаем, российский бизнес видит новые возможности на Китайском рынке. Однако Китай пока ещё не воспринимается российским бизнесом как стратегически значимый партнёр, в отличие от Европы, например. Высокие темпы роста взаимной торговли обусловлены быстрым развитием Китайской экономики в целом, а не качеством собственно российско-китайского сотрудничества. Торговля с Россией по-прежнему составляет не более 2% внешнеторгового оборота КНР. Как исключение, практический интерес Китая представляет весьма традиционный российский отраслевой спектр: нефтегазовый сектор, военно-техническое сотрудничество, потенциал российских научно-технических наработок. В свою очередь и Китай не входит в число экономических приоритетов России. Объём взаимной торговли составляет менее 10% российского внешнеторгового оборота. Китайский «инвестиционный портфель» для России только начинает формироваться. Структура торговли, в которой в российском экспорте в Китае преобладает сырьё, а в импорте – готовые изделия, не отвечает долгосрочным интересам России. С учётом «серой торговли» российское сальдо в торговле с Китаем по оценкам экспертов отрицательное, а не в пользу России, как о том говорит официальная статистика. А это означает отток валютных ресурсов из нашей страны. Начавшаяся в 2004 – 2005 гг. экспансия китайского капитала за рубежом создаёт как новые возможности, так и вызовы российско-китайским отношениям. Постоянно формируются возможности для повышения взаимной стратегической значимости России и Китая в хозяйственной сфере. В пользу этого говорит, прежде всего, ожидаемая в ближайшие годы 8%-ая динамика китайской экономики. Однако для реализации «потенциала взаимной значимости» требуется корректировка подхода к двустороннему сотрудничеству. В стратегическом плане необходимо новое видение России и Китая как основных частей «интегрирующейся пространственной экономики» Северо-Восточной Азии, включающей также Японию и Южную Корею. Без такого видения России трудно будет использовать интеграционные возможности СВА, в том числе и Китайской экономики как части экономического пространства СВА. В среднесрочной перспективе важно, во-первых, практическое выстраивание полномасштабного российско-китайского энергетического диалога, который позволил бы превратить энергетические отношения между Россией и Китаем в региональное, а в стратегической перспективе – глобальное энергетическое партнёрство. Во-вторых, важно использовать фактор финансовой либерализации Китая в ближайшие два года, в соответствии с требованиями ВТО для выхода российского бизнеса на китайский рынок финансовых и банковских услуг.
РОССИЯ – СНГ
В регионе СНГ после распада СССР Россия и другие страны постсоветского пространства, за исключением стран Балтии, столкнулись с непростой задачей, заявленной в учредительных документах Содружества, – сохранить сложившиеся экономические и научно-технические связи, несмотря на государственное размежевание. К сожалению, стремление к самостоятельности (не путать с независимостью), характерное для руководства многих постсоветских стран начального периода, и не в последнюю очередь России, зачастую сводило на нет предпринимавшиеся на ранних стадиях усилия отраслевых и региональных структур, тесно взаимодействовавших ранее хозяйствующих субъектов. А ведь в новом интеграционном процессе в этой части мира наибольшая ответственность лежит именно на России – историческом ядре постсоветского пространства, – принявшей на себя наследие большинства обязательств СССР перед остальным миром и вынужденной исходя из своих масштабов, экономического и оборонного потенциала, веса в мировой политике поддерживать своим авторитетом стабильность в Евразии. После десяти стагнации и даже свёртывания взаимных связей СНГ как международная организация всё больше превращается в консультативный политический форум, где главы государств обсуждают наиболее острые вопросы взаимодействия в военно-политической и экономической сферах. В то же время на пространстве СНГ как совокупности независимых государств за последние годы сформировался ряд субрегиональных организаций «по интересам», с той или иной степенью глубины решающих конкретные задачи взаимного экономического и научно-технического сотрудничества между членами этих группировок. Среди них Союзное государство России и Белоруссии, внутри которого достигнута высокая степень унификации инструментов хозяйственной политики, проводится единая научно-техническая и промышленная политика, восстановлены и расширены связи в области производственной кооперации. Далее это Евразийское экономическое сообщество пяти стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), в основу которого положено единое таможенное и валютно-финансовое пространство, а также координация национальных мер, связанных с присоединением членов ЕврАзЭС к ВТО. Принятые решения являются обязательными для выполнения. Два других образования – это Центральноазиатское сотрудничество (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Россия) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия), созданное при поддержке США и сосредоточившее свои усилия, прежде всего, на разработке совместных транспортно-энергетических проектов. В начале 2003 г. мы стали свидетелями новой инициативы – шагов по созданию в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ), учреждаемой Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной, Единого экономического пространства (ЕЭП) в качестве своего рода моста между СНГ и ЕС. Учредители ОРИ олицетворяют в совокупности 94% ВВП и 88% товарооборота всех стран СНГ и поэтому от их позиций в значительной мере зависит судьба постсоветского экономического, да и политического пространства. Важно, что участники нового интеграционного образования СНГ заявляют о готовности идти на создание наднациональных структур в области регулирования ряда направлений экономической политики.
Торгово-экономические
Заключение
Оставаясь в мировом хозяйстве
в незавидном качестве поставщика энергоресурсов
и полуфабрикатов и потребителя
готовой продукции, Россия не сможет
динамично расширять экспорт, противостоять
экспансии потребительского импорта,
диверсифицировать товарную и географическую
структуру внешней торговли, участвовать
в промышленной кооперации, эффективно
подключаться к процессам экономического
интегрирования. Более активному
включению России в международный
обмен призвана способствовать продуманная
и сбалансированная внешнеэкономическая
политика, учитывающая как общемировые
тенденции, так и интересы отечественной
экономики. Качественно менять характер
своего участия в международном
разделении труда России предстоит
в ходе формирования глобального
экономического пространства, которое
складывается на планете в результате
усиления интеграционных процессов
в различных регионах и роста
открытости национальных хозяйств. Полное
устранение барьеров для входа на
рынке либо их снижения не только расширяют
возможности
Список используемой литературы:
1. А.Н. Барковский, В.П. Оболенский Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве/Журнал Экономической теории - №1, стр. 21-40, 2005 г.
2. И.А. Василенко Диалог России и Европейского Союза: через тернии к…/ВЛАСТЬ - №7, М., 2005 г.
3. И. Мухамедшин Россия и ВТО: возможные последствия присоединения./ЗАКОН, №4, 2003 г.
4. Торговые отношения России
с США/Бюллетень Иностранной
5. Международные отношения и
внешнеполитическая
Оглавление