Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 05:04, контрольная работа
Данный реферат написан на основе обзора литературы, посвященной исследованию даосизма. Сейчас существует, как мне показалось, довольно ограниченное количество литературы, посвященной этой теме. Работу значительно облегчил тот факт, что часть этой литературы можно найти в интернете. При написании реферата я пытался использовать различные источники (список литературы в конце реферата), хотя подавляющее большинство информации было получено из книги Е. А. Торчинова "Даосизм".
1. Введение 1
2. Основные положения даосизма. Дао-дэ-цзин 2
3. Учение о бессмертии 7
4. Даосизм и народные верования 7
5. Даосизм - религия или философия? Ранний и поздний даосизм 8
6. Даосизм и алхимия 12
7. "Инь", "янь" в алхимии 13
8. Даосизм и буддизм 14
9. Алхимия в Индии и Европе 15
10. Космогония и космология 15
11. Происхождение даосизма 17
12. Даосизм в различные исторические периоды 19
13. Общая характеристика даосского учения 20
14. Заключение 21
15. Список литературы 23
К специфическим представлениям относится и признание тезиса о возможности искусственно ускорять процесс трансмутации, совершаемому согласно алхимии в природе через нагревание. Отсюда особенное внимание к огню и его роли в ходе сжатия временных циклов.
Во внутренней алхимии учение о периоде согревания огнем ("хо хоу") превратилось в теорию применения дыхательных упражнений (аналогия с кузнечными мехами).
7."Инь", "янь" в алхимии
Весь алхимический процесс
описывается через
Отношение 3:5 - ключ к тайным методам обретения бессмертия, оно определяет ритм дыхания при упражнении "тай хэ" ("великая гармония"). Таким образом, методология алхимии обусловливает и ее язык описания, основой которого является нумерологический язык. Второй пласт этого языка - собственно алхимическая терминология, связанная уже не с описанием процессов, не с методологией, а с названием конкретных веществ, используемых в алхимии (киноварь - кроваво-красный младенец, слюда - облачная матерь, хлорид ртути - крепкий снег). Возможна и трансформация иероглифов. Свинец пишется иероглифом, означающим также господина, герцога.
Алхимик - теоретик, стремящийся создать действенную модель космоса через созерцание которого он приобщается к Дао. То есть для него опыт значим прежде всего духовно, в отличие от алхимика-практика, создающего эликсир. Такой эликсир подействует на любого человека, даже на не совершавшего обряд.
Внутренняя алхимия древнее лабораторных операций, хотя объединение их единую систему и произошло уже под непосредственным влиянием теорий, обоснованных внешней алхимией.
После объединения Китая в единое государство при династиях Суй и Тан начался новый этап истории алхимии, связанный с обобщением данных предшествующего периода и усовершенствованием технического аспекта алхимических процедур. Виднейшим алхимиком этого периода являлся Сунь Сымо. Интересно, что он понимал токсичность многих веществ и в рецептах использовал более низкие их концентрации в лекарствах по сравнению с эликсирами, то есть предполагал, что адепт, проходя по пути бессмертия, становится неуязвимым для яда, воспринимая лишь его целительные свойства.
В целом танская эпоха характерна стремлением систематизировать имеющиеся в области алхимии знания, что привело к созданию первых словарей по алхимии.
8.Даосизм и буддизм
Одной из характерных черт
средневековой истории
Именно даосизм в силу
ряда специфических особенностей и
способа функционирования в традиционном
социуме оказался той традицией,
с которой буддизм наиболее активно
взаимодействовал и которая оказала
максимальное влияние на трансформацию
эталонных индийских форм буддизма
в Китае. С другой стороны и
сам даосизм подвергся
Эти структурно-функциональные аналогии в полной мере осознавались и носителями традиций, что способствовало на первом этапе рецепции буддизма в Китае и восприятию его в качестве одного из даосских направлений. Теория "хуа ху" гласит, что буддизм возник после проповедей "Лао-цзы" в Индии.
Психологизм буддизма, попав
на почву даосского
9.Алхимия в Индии и Европе
Много исследований проведено по исследованию отношений китайской и индийской алхимии. Идеалом индийских чудотворцев является не только обретение духовной свободы, но и совершенного здоровья ("агара") и бессмертия ("амара"). В Индии также были распространены дыхательные упражнения, сексуальная гигиена (воздержание от эякуляции), алхимия. В целом последняя играла значиельно меньшую роль, чем в Китае.
О роли золота в алхимии написано очень много, однако самой алхимии важно не золото, как таковое, а золото, как принцип, цель бытия мира, ибо все металлы - это потенциальное, не осуществленное, больное золото. Алхимия занималась исцелением металлов. Символы, обозначающие различные металлы очень похожи на Западе, и в Китае. Сера обозначалась всегда, как активное мужское начало, ртуть - пассивное, женское.
Основное отличие китайской алхимии от европейской - направленность на обретение бессмертия и совершенства. В Европе этот момент отнюдь не главный, что связано с господством христианского мировоззрения, с его догматом телесного воскресения и вечной жизни после Страшного суда.
Друтим отличием европейской
алхимии от китайской является определенная
теическая окраска западной алхимии,
чуждая адептам даосской алхимии. Для
алхимика-даоса мир
10.Космогония и космология
Наиболее важной стороной даосской философии является натурфилософский комплекс, включающий в себя собственно онтологи, космогонию и космологию. Для даосской мысли характернa подмена онтологии, как теории бытия космогонией, как генетическим объяснением бытия. "Чжуан-цзы" постоянно нуждалось в мифологических подкреплениях своих рассуждений, причем данное подкрепление являлось своеобразным доказательством высказанных суждений. Мифология, встречающаяся в средневековых религиозных текстах двосизма, является вторичной, вызванной к жизни уже самой даосской религиозной доктриной.
Космогиния в "Дао-дэ-цзине" дается через числовую символику. Дао рождает одно, одно рождает два, два - три, три - все сущее (десять тысяч вещей). Все сущее несет на себе "инь" и обнимает "ян". Эти пневмы ("ци") взаимодействуют и образуют гармонию. Люди ненавидят прозвища одинокий и сирый, но цари и князья так величают себя. Один - изначальная пневма ("юань-ци"), два - отрицательная, пассивная пневма "инь" и положительная, активная "ян". Три - "инь", "ян" и продукт их соединения (Небо, Земля, Человек).
Пропуск нумерологически
значимых чисел 4, 5, 10, 30, 100 и др. заставляет
задуматься о характере самого космо-генетического
процесса в Дао-дэ-цзине: имеет ли
он плавный характер развертывания
исходного первоначала или
"Дао-дэ-цзин" рассылает призывы к запиранию органов чувств. Гибель Хаоса наступает именно вследствие проделанных у него семи отверстий, т. е. органов восприятия (глаз, ушей, ноздрей, рта). Восприятие воспринимаемого ведет к утрате единства, распаде его на ряд противоположностей.
Итак, в Дао-дэ-цзине, как
и в даосизме в целом, космогония
выполняет функции онтологии
и занимает ее место. Исходным и высшим
космологическим началом
Концепция пневмы, как универсальной субстанции окончательно утверждается на рубеже нашей эры и становится центральной для всей традиционной китайской философии.
В даосизме существовало два
основных подхода к соотношению
Дао и "ци". Субстанционный подход
считал Дао универсальной субстанцией
(произведения "Дао-дэ-цзин", "Чжуан-цзи').
Функциональный же подход считал Дао -
мерно-функциональным аспектом пневмы
("ци"), ее функцией ("юн"), тогда
как пневма рассматривалась в
качестве субстанции ('ти"). Это подход
возобладал в даосизме начиная с
эпохи Восточной Хань. Это связано
с особенностями китайского натурализма:
невозможностью представить некий
принцип без существования
"Дао и есть вещи",
т. е. Дао не обладает
Для традиции "Небесных наставников" очень важна была доктрина трех пневм, ибо откровение об их связи с изменением миропорядка лежало в основе их притязаний на исключительную ортодоксальность. Три пневмы включают: изначальную ("ши"), или высшую, первоначальную ("юань"), или среднюю и сокровенную ("сюань"), или низшую. Эти пневмы порождают соответственно Небо, Землю и Человека, причем Человек описывается, как гармония ("хэ") Неба и Земли.
И даосизм, и гностицизм воспроизводят
один и тот же исторический тип
мышления - космологический, для которого
характерно взаимоналожение, суперпозиция
мифологического и логико-
Даосская космология не отличалась единообразием. Каждый текст давал свой вариант космологии. Тем не менее очевидно, что в наиболее ранних текстах основную роль играло членение мира на Землю и Девять Небес над ней с их правителями и обитателями, а в поздних текстах на эту систему наложилось буддийское учение о трех мирах.
11.Происхождение даосизма
Во время периода Поздней Хань происходит окончательное формирование даосской традиции (до III-IV вв. н. э.), возникают первые школы, ортодоксальный даосизм. Вообще накладывать исторические рамки на развитие даосизма неправомерно, так как за пределами их останутся процессы, приведшие изначально к даосизму.
Выделяют два основных этапа:
1.
Возникновение и становление даосизма;
2.
Эволюция развитого даосизма.
Исследователь Сюнь Дишань считал, что собственно религиозный даосизм появился с момента образования школы "Небесных наставников".
Фу Циньцзя полагал, что генезис даосизма имеет свои корни в додаосских, шаманских верованиях. Такая же точка зрения у Идцузу Тосихико, показывающего возможность предыстории даосизма, ее важность для понимания даосских традиций вообще.
Качественное превращение
шамаизма в даосизм не могло быть
результатом простого имманентного,
внутреннего развития первого, ибо
для становления даосской философии
необходимо было появление таких
важных мыслителей, как авторы "Дао-дэ-цзина"
и "Чжуан-цзы". Важным критерием
разграничения шаманских и
В формировании даосизма активно участвовала восточная традиция магов "фан ши" царства "Ци я Янь", тесно связанная со знаменитой академией Цзися, стоявшей у истоков школ натурфилософов, и традицией Хуан-Лао (Хуан-ди и Лао-цзы). Она же повлияла и на оформление учения о святых бессмертных и их блаженных. Нельзя игнорировать и роль чжоусской культуры в генезисе даосизма.
Вообще можно считать вполне доказанным автохтонность даосизма и его исключительную принадлежность восточноазиатскому культурному ареалу.
Сами даосы не связывают появление своей религии с какой-либо конкретной исторической личностью. Представления о "Лао-цзы", как основателe даосизма, возникло скорее в старой западной синологии, особенно если учесть, что сами даосы наравне с "Лао-цзы" в данном качестве воспринимают и мифического "Хуан-ди" ("Желтого императора"), да и пepвые воплощения "Лао-цзы" относились к седой древности. Отсутствие веры в основателя было следствием первоначального плюрализма протодаосских традиций, лишенных ясного самосознания своей субстанционной общности.
Информация о работе Основные положения даосизма. Дао-дэ-цзин