Основы конституционного права Французской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 20:41, реферат

Краткое описание

Проведена классификацию действующей Конституции Франции в соответствии с основными характеристиками.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат МОЙ!!!!!.docx

— 42.45 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Юридический институт (ЮИ)

Отделение вечернего обучения (ОВО)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Конституционное право  зарубежных стран»

 

на  тему: «Основы конституционного права  Французкой республики»

 

Руководитель

Доцент

___________Кровельщикова В.В.

подпись

       "______" ______________ 2011 г.

 

Cтудент 2 курса ОВО ЮИ ТГУ

______________ Е. А. Синицына

подпись

   "______" ______________ 2011__ г.


 

 

Томск 2011

 

  1. Общая характеристика конституции Франции

Франция имеет давнюю конституционную  историю. Со времени Великой буржуазной революции конца XVIII в. во Франции  было принято 17 конституций и конституционных  хартий. Конституция 1958 г., принятая на референдуме, учредила Пятую Республику во Франции, заложила основы новой организации  высших органов государственной  власти, которая в литературе получила наименование полупрезидентской (смешанной) формы правления. Она была принята в условиях острого политического кризиса, неэффективности прежнего Основного Закона 1946 г. Впервые во французской республиканской истории конституционный текст не разрабатывался учредительным собранием. Законом от 1 июня 1958 г. его подготовка была делегирована популярному политику - генералу Шарлю де Голлю, который наделялся чрезвычайными полномочиями в законодательной сфере.

Действующая Конституция  включает в себя четыре акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Преамбулу Конституции 1946 г. и  Хартию окружающей среды 2004 г.

Исторические особенности  принятия данного документа, причины, его породившие, обусловили целый  ряд особенностей его содержания. Особое внимание конституция уделяет регулированию организации государственного механизма. Конституция устанавливает главные принципы организации и деятельности государств, объявляя Францию неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Принцип демократизма выражен формулой: « Правление народа, по воле народа и для народа» (ст.2), а также положением о том, что «национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление (ст.3).

Проведем классификацию  действующей Конституции Франции в соответствии с основными характеристиками.

1. По юридическому содержанию

По юридическому содержанию различают инструментальные и социальные конституции. Инструментальные Конституции регулируют лишь структуру государства, его органы, порядок осуществления государственной власти, права человека и не содержат социальных положений. Исходя из этого, Конституции Франции 1958 г. является инструментальной, но она действует вместе с другими конституционными актами социального характера.

2. По способу изменения

По способу изменения  различают «гибкие» и «жесткие» конституции

«Гибкие» предполагают, что Конституция изменяется в порядке обычного закона. Для внесения изменений в жесткие конституции требуются особые условия. Конституция Франции 1958 г. «жесткая» в связи с тем, что ее пересмотр происходит в три стадии: инициирование поправок, их принятие и ратификация. Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту Республики, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента. Предложение может быть внесено в любую палату. Принимается поправка путем принятия закона о внесении в конституцию поправки. Такой закон должен быть принят в идентичной редакции обеими палатами. Ратификация внесения поправки должна осуществляться референдумом, на котором поправка считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство избирателей. Однако проект пересмотра Конституции не выносится на референдум, если Президент Республики решает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в качестве Конгресса; в этом случае проект пересмотра считается одобренным, если соберет три пятых поданных голосов. Хотя референдум согласно конституции является главным способом ратификации поправок, а конгресс альтернативным, на практике в большинстве случаев ратификация поправок до сих пор осуществлялась именно конгрессом. Конституция не может быть изменена при посягательстве на целостность территории. Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

3. В зависимости от формы

Различают два вида конституций: писаные и неписаные. Писаная конституция - означает, что нормы получают закрепление  в одном документе и данные нормы обладают высшей юридической силой. Неписаная конституция — состоят из нескольких нормативно-правовых актов и неписаных обычаев. Таким образом, Конституция Франции является писаной.

4. По способу принятия

По способу принятия различают: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. Конституция франции 1958 г. была одобрена на референдуме 28 сентября 1958 года.

5. В зависимости от периода действия

Конституции бывают постоянными и временными. Постоянная конституция - это такая, в которой не устанавливается заранее каких-либо хронологических границ ее действия или не предусматривается событий, при которых она должна быть заменена. Временная же конституция ограничивает срок своего действия или устанавливает условия, при наступлении которых она заменяется. Конституция Франции является постоянной

6. По времени происхождения

Конституция Франции 1958 г. относится  к третьему поколению- Конституция послевоенного периода (период - с окончания Второй Мировой Войны до конца 80-х годов ХХ века).

  1. Основы правового  положения личности

Хотя в Конституции  Франции 1958 г. нет главы о правах человека, в ее преамбуле содержится ссылка на Декларацию прав человека и  гражданина 1789 г. и Преамбулу Конституции 1946 г., которые являются действующими источниками права. В Декларации права человека рассматриваются в качестве естественных и неотъемлемых, к ним причислены: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению, а также равенство.

Преамбула дополняет перечень прав и свобод, закрепляя равенство  мужчины и женщины, право на убежище, достоинств личности. Если первый акт в основном регулирует личные и политические права (а также право собственности), то второй в большей степени социально-экономические. Во французском праве сложилась двухзвенная градация прав и свобод, которые делятся на основные (фундаментальные) и неосновные (производные). К числу основных относится право на жизнь, здоровье, неприкосновенность личности, защиту имущества и безопасность. Производные от этих прав закреплены в отраслевом законодательстве. Конституционно закрепляются индивидуальные права: право на равенство, на сохранение личного статуса, свобода личности. К правам гражданина относятся избирательное право, в том числе и право французов, проживающих за пределами Франции, быть представленными в Сенате, право объединяться в политические партии, которые способствуют выражению мнений в ходе выборов. К политическим правам относится и право жить в условиях демократии и республиканской формы правления, право на доступ к публичным постам, подотчетность должностных лиц народу, право на сопротивление угнетению.

Социально-экономическими правами  являются: право собственности, право  на забастовку, на участие в управлении предприятием, на охрану здоровья, на материальное обеспечение отдых и досуг, на равный доступ к образованию, приобретению профессии, гласность налогообложения. К конституционным обязанностям, указанным в Преамбуле, относится обязанность трудиться, солидарно участвовать в ликвидации последствий

национальных  бедствий. Существенную роль в обеспечении прав и свобод играет правозащитный механизм. Юридической гарантией прав и свобод личности является беспрепятственное обращение в суд. Право на судебную защиту во Франции складывается из ряда компонентов:

— свободный доступ к правосудию;

— возможность неоднократной  проверки и пересмотра состоявшегося  решения;

— право на обжалование  состоявшихся решений и определений  в высшие судебные инстанции.

Важным органом, защищающим права французов, является посредник, или медиатор. Институт омбудсмана во Франции был учрежден в 1973 г. специальным законом. Медиатор рассматривает жалобы граждан, поданные через членов Парламента. После рассмотрения жалобы медиатор вправе предписать конкретному органу или должностному лицу выполнить вступившее в законную силу решение в установленный им срок, а также возбудить против них дисциплинарное производство или подать жалобу в суд, а также ходатайствовать о возбуждении против него уголовного дела. Однако, даже если медиатор признает жалобу обоснованной, он не вправе сам принять решение об отмене оспариваемого административного акта. Он может направить в соответствующие органы свои рекомендации о проведении необходимых мер для пресечения противоправной практики, а также зафиксировать это в своем ежегодном докладе, представляемом в Парламент.

  1. Государственно - территориальное устройство

Французская Республика - децентрализованное унитарное государство.

Франция делится на регионы, департаменты и коммуны, которые  считаются территориальными коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления. Наряду с этим существуют административные округа, где выборных органов самоуправления нет и управляет назначенный сверху супрефект. Кроме того есть  историко-географические единицы — кантоны, которые не имеют собственных органов самоуправления и управления, а используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы — трибуналы малой инстанции. Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика — остров в Средиземном море (там есть местный парламент с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель). Кроме того, при парламенте создаются еще три совета с правом совещательного голоса:экономический, социальный, культурный. Новая Каледония (бывшая колония) имеет теперь статус «ассоциированного государства» с Францией. У нее есть местный парламент, но в отличие от «ассоциированных государств» США, которые ранее были подопечными территориями, вопрос о членстве Новой Каледонии в ООН не ставился.

Низовой административно-территориальной  единицей является коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями (самоуправление крупных городов идет еще от прошлых веков). В общине избирается совет сроком на 6 лет. Он в свою очередь тайным голосованием избирает на 6 лет мэра и его заместителей, ведающих управлением. Мэр одновременно по должности является представителем государственной власти в коммуне. Каждая коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава, утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные библиотеки и музеи, кладбища и др.

Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами и т.д. Местные дороги принадлежат коммуне (общине) на праве публичной собственности, предприятия, леса - на праве частной собственности. Муниципальный совет может быть досрочно распущен декретом президента, принятым на заседании Совета министров, но только по одной причине: если он не способен управлять коммуной. Этот декрет может быть оспорен в административном суде.

В департаментах избирается генеральный (департаментский) совет  на 6 лет. Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире. Совет обновляется по частям (на 1/2 через 3 года). Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект (позже он получил название комиссара республики, но сегодня используется и прежний термин), а избираемый им председатель совета. Тем не менее совет департамента менее самостоятелен в своих действиях, чем совет общины, он более жестко контролируется центром, префекту подчинены также некоторые местные службы министерств.

В регионах, объединяющих 3 - 5 департаментов (22 в метрополии и 4 заморских региона - Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также избирается региональный совет (с 1986 г. - прямыми выборами). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции. В состав комитетов входят представители предпринимателей, профсоюзов, общественных организаций, лица, назначенные правительством. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

Наряду с избираемыми  органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники - представители государства. В регионе это комиссар республики - региональный префект (им является по совместительству комиссар крупного в регионе департамента), в департаменте - также комиссар республики (префект), в округе, не являющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего совета, есть супрефект. Комиссар республики назначается Советом министров. Он представляет в своей административно-территориальной единице правительство и каждого министра, руководит деятельностью государственных служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств на местах), несет ответственность за соблюдение национальных интересов, законов, за поддержание общественного порядка. Он непосредственно отвечает за состояние сельского хозяйства, за социальные вопросы, санитарию, благоустройство. В его распоряжении находится полиция. Аналогичные полномочия осуществляет в округе супрефект.

Информация о работе Основы конституционного права Французской республики